АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-1272/2013
26 сентября 2014 года
Арбитражный суд Сахалинской области в составе:
Председательствующего судьи Дудиной С.Ф.,
При ведении протокола секретарем судебного заседания Качаловой В.А..,
Рассмотрев в судебном заседании дело по иску Автономной некоммерческой организации « Приют для животных «Пес и Кот» ( ОГРН <***>; ИНН <***>)
К ответчикам: Управлению Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Сахалинской области ( ОГРН <***> ; ИНН <***>); Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии» ( ОГРН <***>; ИНН <***>); Обществу с ограниченной ответственностью Аудиторско-консалтинговая группа «ЭКФАРД»
Третьи лица,не заявляющие самостоятельных требований относительно предмете спора: Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области ; Департамент архитектуры,градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска; Некоммерческое партнерство «Межрегиональный союз оценщиков»
О внесении изменений в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость
При участии:
От истца – ФИО1 - директор
От ответчиков: Управления Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Сахалинской области – представитель не явился
От Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии» - представитель не явился
От Общества с ограниченной ответственностью Аудиторско-консалтинговая группа «ЭКФАРД» - представитель не явился
От 3-их лиц: Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области – представитель не явился
От Департамента архитектуры,градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска – представитель не явился
От НП «Межрегиональный союз оценщиков»– представитель не явился
У С Т А Н О В И Л:
Резолютивная часть решения от 26.09.2014. Полный текст решения изготовлен 26.09.2014 года.
Автономная некоммерческая организация «Приют для животных «Пес и кот» ( далее – АНО «Приют для животных «Пес и кот», истец) обратилась в арбитражный суд Сахалинской области к заинтересованным лицам Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Сахалинской области» и Управлению Росреестра по Сахалинской области с заявлением о признании недействительными результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с местоположением: г.Южно-Сахалинск,западная сторона ул. Железнодорожной,севернее реки Еланька (строительный номер – ул.Железнодорожная,179),разрешенное использование для строительства объекта «Пес и кот»,площадь 8541 кв.м. (договор аренды № 10748 от 25.01.2008,кадастровый номер 65:01:0107005:20) и обязать заинтересованных лиц осуществить пересмотр кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Заявление обоснованно тем,что при определении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2013 в размере 15 924 950,73 руб., произошла кадастровая ошибка в результате неправильного определения вида разрешенного использования: вместо вида разрешенного использования в группе ВРИ 9 «Земельные участки,предназначенные для размещения производственных и административных зданий,строений,сооружений промышленности,коммунального хозяйства,материально-технического,продовольственного снабжения,сбыта и заготовок» находящийся в аренде земельный участок отнесен к виду разрешенного использования ВРИ 17 «Земельные участки,предназначенные для размещения административных зданий,объектов образования,науки,здравоохранения и социального обеспечения,физической культуры и спорта ,культуры,искусства,религии».
В результате кадастровой ошибки увеличилась кадастровая стоимость земельного участка примерно в 5 раз с 2 977 990,47 рублей до 15 924 950,73 рублей.
Определением суда от 01.04.2013 заявление принято к производству и назначено в предварительное судебное заседание под председательством судьи Кучеренко С.О., возбуждено дело № А59-1272/2013.
На основании служебной записки председателя третьего судебного состава Кучеренко С.О. от 20.05.2013 в связи с ошибкой в определении характера и категории спора,посредством распределения в автоматизированном режиме произведена замена судьи по делу на судью Дудину С.Ф.
Определением от 21 мая 2013 дело принято к производству под председательством судьи Дудиной С.Ф. ( т.1 л.д.134-135).
Определением от 13 июня 2013 к участию в деле в качестве третьих лиц,не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области и Департамент архитектуры,градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска ( т.1 л.д.140-142).
Этим же определением в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ( далее – АПК РФ) произведена замена ненадлежащего ответчика Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии» на надлежащего ответчика – юридическое лицо Федеральное государственной бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии».
Определением от 29 августа 2013 к участию в деле в качестве третьего лица,не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено НП «Межрегиональный союз оценщиков» ( т.4 л.д. 57-60).
Этим же определением в качестве соответчика по делу привлечено Общество с ограниченной ответственностью АКГ «ЭКФАРД».
В порядке части 1 статьи 49 АПК РФ истец неоднократно уточнял исковые требования, в окончательном виде уточненный иск от 05 августа 2013 года ( т.2 л.д.66-68),который поддержан истцом в судебном заседании 26 сентября 2014 года:
- установить кадастровую стоимость земельного участка (кадастровый номер 65:01:0107005:20) с местоположением: г.Южно-Сахалинск,западная сторона улицы Железнодорожной,севернее реки Еланька (строительный номер ул.Железнодорожная,179),разрешенное использование для строительства объекта: «Приют для животных» площадью 8 541 кв.м.,в размере его рыночной стоимости,определенной ЗАО «ГАКС»;
- изменить внесенную в государственный кадастр кадастровую стоимость земельного участка с местоположением : .Южно-Сахалинск,западная сторона улицы Железнодорожной,севернее реки Еланька (строительный номер ул.Железнодорожная,179),разрешенное использование для строительства объекта: «Приют для животных» площадью 8 541 кв.м.,на размер его рыночной стоимости, и внести рыночную стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В обоснование исковых требований истец приводит следующие доводы: 06.02.2012 Министерством имущественных и земельных отношений Сахалинской области ( далее – МИЗО Сахалинской области) размещен заказ на оказание услуг по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Сахалинской области. Исполнителем работ является ООО АКГ «ЭКФАРД»,которым подготовлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Сахалинской области по состоянию на 01.01.2012 и представлено положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков НП «Межрегиональный союз оценщиков» на данный отчет.
Приказом МИЗО Сахалинской области от 12.11.2012 № 18-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Сахалинской области.
Согласно кадастровому паспорту спорного земельного участка от 20.03.2013 № 65/201/13-13876 кадастровая стоимость земельного участка составила 15 924 950,73 рубля; удельный показатель кадастровой стоимости – 1 864,53 руб./кв.м. Кадастровая стоимость рассчитана путем умножения среднего удельного показания кадастровой стоимости земель 17 вида разрешенного использования на площадь земельного участка (1 864,53 руб. х 8 541 кв.м.).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 23.03.2012 № 65/201/10-4393 кадастровая стоимость земельного участка составляла 2 977 990,47 руб.; удельный показатель кадастровой стоимости – 348,67 руб./к.м.
При проведении оценочных работ по состоянию на 01.01.2012 земельный участок отнесен к 17-й группе видов разрешенного использования «Земельные участки,предназначенные для размещения административных зданий,объектов образования,науки,здравоохранения и социального обеспечения,физической культуры и спорта ,культуры,искусства,религии».
Истец ни одним видом разрешенного использования,указанным в 17-ой группе,не занимается. Основным видом деятельности является создание (строительство) приюта для бродячих животных (собак и кошек),содержание в приюте животных,отлов бездомных животных и их содержание.
При определении кадастровой стоимости были использованы недостоверные сведения: в графах 11,12,13 указаны данные о наличии центрального -электро,-водоснабжения и центральной канализации,которые на спорном земельном участке отсутствуют. Не соответствуют действительности и положения графы 21 «Расстояние от остановок общественного транспорта»,в которых указано,что расстояние составляет 0,75957.
Согласно отчетам ЗАО «ГАКС» от 04.04.2014 № 455/2 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составила 3 340 000 рублей.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость,истец обратился в суд с настоящим иском.
В отзыве на иск Управление Росреестра по Сахалинской области указывает на пропуск истцом срока досудебного оспаривания результатов определения кадастровой стоимости; данный срок истек 01.07.2013. Также Управление Росреестра по Сахалинской области не согласно с отчетами оценщиков ЗАО «ГАКС»,поскольку в нарушение статьи 24.19. Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отсутствует положительное экспертное заключение,подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков,членом которой является оценщик,составивший отчет,о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.
Согласно пункту 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263,положительное экспертное заключение требуется представлять в случае,если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на 30%. В рассматриваемом случае рыночная стоимость земельного участка по отчету оценщика превышает его кадастровую стоимость более чем на 80%.
В связи с изложенным Управление Росреестра по Сахалинской области просит истцу отказать в иске.
После получения положительного экспертного заключения возражений по заявленным исковым требованиям и Отчету № 455/2 об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка, от Управления Росреестра по Сахалинской области не поступило.
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии» в отзыве от 29.08.2013 на уточненный иск приводит следующие доводы: спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 23.03.2010; в настоящее время кадастровая стоимость земельного участка составляет 15 924 950,73 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 1 864,53 рубля. Указанная кадастровая стоимость была внесена в сведения государственного кадастра недвижимости в соответствии с Приложением № 1 к Приказу МИЗО Сахалинской области от 12.11.2012 № 18-П. Заказчиком государственной кадастровой оценки является МИЗО Сахалинской области,которому в 2012 году был передан перечень земельных участков,подлежащих государственной кадастровой оценке,в том числе и земельный участок,находящийся в аренде у истца.
В связи с изложенным ответчик просит истцу в иске отказать. Возражений по Отчету № 455/2 об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка,выполненному ЗАО «ГАКС»,от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии»,не поступило.
ООО АКГ «ЭКФАРД» с иском не согласилось по тем основаниям,что в действующей редакции Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов,утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39 ( далее – Методические указания) и Технических рекомендациях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов,утвержденных Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152 ( далее – Технические рекомендации) земельный участок с видом разрешенного использования «для строительства объекта «Приют для животных» подлежит отнесению в 17 группу «Земельные участки,предназначенные для размещения административных зданий,объектов образования,науки,здравоохранения и социального обеспечения,физической культуры и спорта,культуры,искусства,религии» и не может быть отнесен к другой группе. Ссылка на судебные акты по делу № А59-450/2010 неправомерна,так как данные судебные акты вынесены в соответствии с законодательством,которое на момент проведения оспариваемой кадастровой оценки не действовали.
ООО АКГ «ЭКФАРД» возражает против привлечения их к участию в деле в качестве соответчика,просит исключить их из числа ответчиков по делу.
Некоммерческое партнерство «Межрегиональный союз оценщиков» в отзыве на иск с иском не согласился и указал,что кадастровая стоимость земельного участка рассчитана правильно,так как земельный участок правомерно отнесен к 17 группе разрешенного использования. Перечень из 17-ти видов разрешенного использования является закрытым и не может быть дополнен иными видами разрешенного использования. Спорный земельный участок имеет разрешенное использование «для строительства объекта «Приют для животных». Согласно пункту 2.2. Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов,утвержденных Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152,действовавших до 02.07.2012,определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования. Согласно Методических указаний к 17-ой группе разрешенного использования относятся земельные участки,предназначенные для размещения административных зданий,объектов образования,науки,здравоохранения и социального обеспечения,физической культуры и спорта,культуры,искусства,религии. До внесения Приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 № 3 « О внесении изменений в Приказ Минэкономразвития от 15.02.2007 № 39 « Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» изменений в Методические указания,спорный земельный участок подлежал отнесению к 7-ой группе разрешенного использования. Из состава видов разрешенного использования,указанных в действующих редакциях Методических указаний и Технических рекомендаций ,следует,что земельный участок с видом разрешенного использования «для строительства объекта «Приют для животных» подлежит отнесению к 17-ой группе.
Кадастровая оценка земельного участка проводилась методами массовой оценки в соответствии с требованиями ФСО № 4 и Методических указаний,поэтому отсутствовали правовые основания для индивидуального определения рыночной стоимости спорного земельного участка. Для проведения массовой кадастровой оценки используется вид разрешенного использования земельного участка по данным государственного кадастра недвижимости. При установлении несоответствия вида разрешенного использования,указанному в кадастровом паспорте, фактическому виду разрешенного использования,истец вправе обратиться в уполномоченные органы для изменения вида разрешенного использования. При проведении кадастровой оценки был использован перечень объектов недвижимости,учтенных в государственном кадастре недвижимости,предоставленном Заказчиком работ. Указанный перечень содержал рассматриваемый земельный участок,для которого был указан вид разрешенного использования «для строительства объекта «Приют для животных». В соответствии со статьей 24.19. Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» одним из оснований пересмотра кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости,использованных при определении его кадастровой стоимости. В данном случае недостоверность сведений отсутствует.
ДАГИЗ г.Южно-Сахалинска в отзыве на иск с иском согласился по тем основаниям,что из представленных истцом доказательств усматривается,что рыночная стоимость спорного земельного участка превышает в несколько раз его кадастровую стоимость,которая указана в кадастровом паспорте земельного участка от 20.03.2013 № 65/201/13-13876.
Определением суда от 09 апреля 2014 года производство по делу приостановлено до получения положительного экспертного заключения на Отчет по определению рыночной стоимости земельного участка.
Определением от 13 августа 2014 года производство по делу возобновлено и назначено к рассмотрению на 26 августа 2014.
Определением от 26 августа 2014 года дело слушанием отложено на 24 сентября 2014 на 11 часов.
Лица,участвующие в деле,извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства по делу. ООО АКГ «ЭКФАРД», ДАГИЗ г.Южно-Сахалинска,МИЗО Сахалинской области,ФБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии»,Управление Росреестра по Сахалинской области получили определение суда,что подтверждается почтовыми уведомлениями.
От ДАГИЗ г.Южно-Сахалинска, ФБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии» поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
НП «Межрегиональный союз оценщиков» считается извещенным надлежащим образом по части 6 статьи 121,части 1 статьи 123 АПК РФ.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 26 сентября 2014 до 10 часов для направления истцом в адрес ООО АКГ «ЭКФАРД» недостающих документов. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».
26.09.2014 от ООО АКГ «ЭКФАРД» поступило ходатайство об объявлении перерыва в судебном заседании на срок не менее 5 дней при условии,если истец не заявит отказ от иска к ООО АКГ «ЭКФАРД».
В порядке части 2 статьи 49 АПК РФ истец заявил отказ от иска к ООО АКГ «ЭКФАРД».
Согласно частям 2 и 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции ,отказаться от иска полностью или частично.
Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска,если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Поскольку заявленный отказ от иска не противоречит закону и не нарушает прав других лиц,суд принимает отказ истца от иска к ООО АКГ «ЭКФАРД».
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отказе от иска производство по делу прекращается.
В силу части 3 статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Остальные лица,участвующие в деле,ходатайств не заявили.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца,изучив материалы дела,суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует,что пунктом 10 постановления мэра г.Южно-Сахалинска от 12.10.2007 № 2080 из земель категории «земли населенных пунктов» АНО «Приют для животных «Пес и Кот» предоставлен в аренду с 01.11.2007 по 15.10.2008 земельный участок № 8829,расположенный по адресу: г.Южно-Сахалинск,западная сторона ул.Железнодорожной,севернее реки Еланька (строительный номер – ул.Железнодорожная,179*) для строительства объекта «Приют для животных».
25 января 2008 в соответствии с данным постановлением Департаментом архитектуры,градостроительства и управления недвижимостью г.Южно-Сахалинска заключен договор № 10748 аренды земельного участка на срок с 01.11.2007 по 15.10.2008.
Дополнительным соглашением от 29.03.2012 к договору аренды срок аренды установлен до 15.09.2017.
В установленном законом порядке произведена государственная регистрация дополнительного соглашения.
На основании заявки истца от 23.11.2007 земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 65:01:0107005:0001,а также определена кадастровая стоимость земельного участка 54862,5 руб. Кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель,вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка,утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222,так как в ранее проведенном туре государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Сахалинской области по состоянию на 01.01.2007 данный земельный участок не вошел в перечень объектов оценки,поскольку его государственный кадастровый учет был осуществлен 26.11.2007.
26.03.2012 по итогам открытого аукциона,проведенного в электронной форме, между МИЗО Сахалинской области (Заказчик) и ООО АКГ «ЭКФАРД» ( Исполнитель) заключен государственный контракт № 0161200001512000006_93702 на выполнение работ «Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Сахалинской области»,включенных в перечень объектов недвижимости,подлежащих государственной кадастровой оценке.
Согласно Приложению № 1 к заданию на оценку в перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов,подлежащих государственной кадастровой оценке в Сахалинской области в 2012 году, сформированный филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Сахалинской области из объектов недвижимости,находящихся на государственном кадастровом учете на момент подготовки к проведению оценки, по городскому округу «Город Южно-Сахалинск» вошли 31 032 земельных участка,в том числе и спорный земельный участок.
По результату работ методом массовой оценки был составлен Отчет № 1454/12 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Сахалинской области от 26.09.2012,который передан Заказчику работ – МИЗО Сахалинской области.
Оценка произведена по состоянию на 01.01.2012 года.
Объекты недвижимости – земельные участки на территории Сахалинской области,относящиеся к категории земель населенных пунктов,сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости на 01 января 2012 года.
Согласно положительному экспертному заключению № 483/10-12 от 26.10.2012,составленному Саморегулируемой организацией оценщиков «НП «Межрегиональный союз оценщиков» по результатам экспертизы на соответствие Отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности,указанный Отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности,в том числе требованиям Федерального закона « Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года,требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа,осуществляющего функции по нормативно-правововому регулированию оценочной деятельности и стандартом,и правил оценочной деятельности.
В Приложении 5 Отчета «Расчет кадастровой стоимости земельных участков видов разрешенного использования,указанных в пунктах 1.2.1.-1.2.10, 1.2.17 Методических указаний» по земельному участку с кадастровым номером 65:01:0107005:20 ( предыдущий кадастровый номер земельного участка 65:01:0107005:1) площадью 8541 кв.м. установлен удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка 1864,53 руб./кв.м. и определена кадастровая стоимость земельного участка 15 924 951 руб.
В соответствии с определенной кадастровой стоимостью земельного участка произведен расчет арендной платы.
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области от 12.11.2012 г. № 18-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Сахалинской области.
Согласно Отчету № 455/2 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 65:01:0107005:20,составленному независимым агентством оценки ЗАО «ГАКС»,по состоянию на 01 января 2012 года рыночная стоимость участка составила 3 340 000 рублей. Рыночная стоимость определена с учетом состава и назначения оцениваемого объекта,а также анализа и исследования финансовых и экономических условий,оказывающих влияние на стоимость объекта оценки. Согласно Отчету разрешенное использование «для строительства приюта для животных», по данным визуального осмотра имеются вольеры для животных,ограждение; на дату оценки проект планировки в стадии разработки. Основные транспортные магистрали – ул.Железнодорожная,низкая транспортная насыщенность; общественный транспорт – автобусная остановка по ул.Ленина ( 15 мин.); существенного изменения в ближайшие годы не ожидается; эстетичность окружающей застройки и престижность района низкие; отсутствуют центральное водоснабжение,центральное отопление,центральная канализация. Имеется центральное электроснабжение и сеть телефонизации, уборка мусора. В окружении отсутствует социальная инфраструктура,близость к объектам социально-бытовой сферы низкая. В отчете был применен только сравнительный подход. Итоговое суждение о величине стоимости объекта оценки было основано на результате сравнительного подхода.
На отчет № 455/2 имеется положительное экспертное заключение № 1150/2014 от 28.04.2014. Проверка Отчета производилась на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности,в том числе требованиям Федерального закона « Об оценочной деятельности» № 135-ФЗ от 29.07.1998, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа,осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
По мнению эксперта, при определении рыночной стоимости земельного участка отказ от применения затратного и доходного подходов является обоснованным. В рамках сравнительного подхода был применен метод сравнения продаж. Эксперт считает,что оценщик выбрал корректный и уместный метод оценки.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации и Методическими указаниями.
В силу пункта 3 этой же статьи Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила N 316), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 316 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, вносятся в Кадастр.
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области от 12.11.2012 г. № 18-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Сахалинской области.
Из материалов дела следует,что кадастровая стоимость спорного земельного участка на 2007 год составляла 54 862,50 рублей ( т.2 л.д.114),кадастровая стоимость этого же земельного участка по состоянию на 01.06.2009 года была определена в сумме 44 130 497,20 руб. Вступившим в законную силу решением арбитражного суда Сахалинской области от 21.04.2010 по делу № А59-450/2010 определение кадастровой стоимости земельного участка в названной сумме признано незаконным,суд обязал привести сведения о кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с разрешенным видом использования земельного участка. Согласно кадастровому паспорту земельного участка по состоянию на 23.03.2010 ,кадастровая стоимость земельного участка составила 2 977 990,47 руб. ( т.2 л.д.103). По состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость земельного участка составила 15 924 950,73 руб. При этом вид разрешенного использования не изменялся и остался прежним: для строительства объекта «приют для животных».
Согласно отчету № 455/2 от 04.04.2014 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составила 3 400 000 руб.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки,утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Поскольку действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, истцы правомерно обратились в суд с настоящими исковыми требованиями, при этом в силу правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Нормами статьи 17.1. Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Такое экспертное заключение составлено Некоммерческим партнерством "Межрегиональный союз оценщиков» от 28.04.2014 г. за N 1150/2014, согласно которому отчет ЗАО «ГАКС» от 04.04.2014 г. N 455/2 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Кадастр кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Как установлено статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Истец в обоснование своих требований представил суду отчет независимого оценщика от 04.04.2014 N 455/2, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 65:01:0107005:20 определена по состоянию на 01.01.2012 в размере 3 400 000 руб.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ « Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленный отчет наряду с другими доказательствами по делу суд приходит к выводу о том,что результаты отчета № 455/2 достоверными и актуальными.
Доказательства, опровергающие данные обстоятельства, доказательства иной величины рыночной стоимости земельного участка ответчиками не представлены. Лица,участвующие в деле, сослались на отсутствие необходимости назначения по делу соответствующей экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка. По мнению лиц,участвующих в деле, достоверным будет признан отчет по определению рыночной стоимости земельного участка после получения на него положительного экспертного заключения. Истец также не поддержал свое первоначально заявленное ходатайство о назначении по делу экспертизы ( т.5 л.д.87).
На основании изложенного суд приходит к выводу о том,что кадастровая стоимость спорного земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета № 455/2 от 04.04.2014.
Руководствуясь частями 2 и 5 статьи 49, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 151,167-170,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования автономной некоммерческой организации «Приют для животных «Пес и кот», удовлетворить.
Изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 65:01:0107005:20 в размере 15924950 рублей 73 копейки на его рыночную стоимость в размере 3 340 000 рублей по состоянию на 01 января 2012 года.
Признать рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 65:01:0107005:20 в размере 3 340 000 рублей его кадастровой стоимостью.
Принять отказ истца от иска к обществу с ограниченной ответственностью Аудиторсско-консалтинговая группа «ЭКФАРД» и производство по делу в этой части прекратить.
Возвратить истцу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4 000 рублей,уплаченную 27 марта 2013 года в сумме 2 000 рублей и по платежному поручению № 12 от 11 сентября 2013 года в сумме 2 000 рублей, о чем выдать справку.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Сахалинской области.
Судья Дудина С.Ф.