АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
Дело А59-1360/2021
21 мая 2021 года г. Южно-Сахалинск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 19 мая 2021 года, решение в полном объеме изготовлено 21 мая 2021 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Боярской О.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Качаловой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Поронайского городского прокурора о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Дантист» (ОГРН <***> ИНН <***> адрес регистрации: 694240, <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
представитель прокуратуры Сахалинской области Сущенко Евгений Петрович,
административный ответчик ООО «Дантист» - представителя не направил,
у с т а н о в и л :
Холмский городской прокурор обратился в суд с заявлением о привлечении ООО «Дантист» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование заявления указано, что обществу выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности от 28 ноября 2019 года. В ходе проверки, проведенной прокуратурой Поронайского района 12 марта 2021 года в помещении, расположенном по адресу <...>, в котором осуществляет деятельность ООО «Дантист», установлено, что общество не имеет официального сайта в сети «Интернет», в «Уголке потребителя» стоматологической клиники «Дантист» не размещены порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой, отсутствуют адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также выявление хранение и использование лекарственных средств с истекшим сроком годности, вместе со средствами в пределах срока годности лекарственного средства, а именно:
– ретракционная нить «Gingi-Pak» срок годности истек в декабре 2020 года,
– эфир (100г) срок годности истек в январе 1987 года,
– эфир медицинский (150мг) срок годности истек в октябре 2007 года,
– эфир диэтиловый (150мг) срок годности истек 4 сентября 2010 года,
– паста для применения в стоматологии «Cresopate» срок годности истек в декабре 2016 года,
– десенсил «Владмива» (30мл) срок годности истек в октябре 2020 года,
– пластмасса для несъемного протезирования СИНМА-М срок годности истек в ноября 2019 года,
– материал для обработки альвеол «Alveogel» (10г) срок годности истек в январе 2019 года.
В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявления настаивал.
Административный ответчик представителя в суд не направил, о рассмотрении дела извещен надлежаще. На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд приходит к следующему.
ООО «Дантист» зарегистрировано в качестве юридического лица 6 сентября 2016 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером <***>, при постановке на налоговый учет присвоен ИНН <***>. Согласно выписки из Реестра основным видом деятельности общества является стоматологическая практика (код 86.23).
28 ноября 2019 года Министерством здравоохранения Сахалинской области обществу выдана Лицензия № ЛО-65-01-001338 на осуществление медицинской деятельности, согласно которой: при оказании первичной, в том числедоврачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по : сестринскому делу, стоматологии, стоматологии ортопедической; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по : стоматологии ортопедической, стоматологии терапевтической.
Местом осуществления лицензируемого вида деятельности является г.Поронайск Сахалинской области, ул. Комсомольская, 16, пом. № 3-4, 23 (кабинеты №№1-9, 11-14) на 1-ом этаже.
В ходе проверки, проведенной 12 марта 2021 года Поронайской городской прокуратурой, в указанном месте осуществления лицензируемого вида деятельности, были установлены следующие нарушения: общество не имеет официального сайта в сети «Интернет», в «Уголке потребителя» стоматологической клиники «Дантист» не размещены порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой, отсутствуют адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также выявление хранение и использование лекарственных средств с истекшим сроком годности, вместе со средствами в пределах срока годности лекарственного средства, а именно:
– ретракционная нить «Gingi-Pak» срок годности истек в декабре 2020 года,
– эфир (100г) срок годности истек в январе 1987 года,
– эфир медицинский (150мг) срок годности истек в октябре 2007 года,
– эфир диэтиловый (150мг) срок годности истек 4 сентября 2010 года,
– паста для применения в стоматологии «Cresopate» срок годности истек в декабре 2016 года,
– десенсил «Владмива» (30мл) срок годности истек в октябре 2020 года,
– пластмасса для несъемного протезирования СИНМА-М срок годности истек в ноября 2019 года,
– материал для обработки альвеол «Alveogel» (10г) срок годности истек в январе 2019 года.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами 16 марта 2021 года Поронайским городским прокурором в присутствии представителя общества вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО «Дантист» дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы об административном правонарушении переданы по подведомственности на рассмотрение в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Проверив положенные в обоснование заявленного требования доводы и представленные материалы, суд находит вмененное обществу правонарушение доказанным, а заявление прокурора – подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно примечанию № 1 к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ медицинская деятельность требует наличия соответствующей лицензии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291 утверждено «Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее - Положение № 291).
Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих медицинскую деятельность, приведен в приложении к Положению № 291 и включает в том числе стоматологию.
Пунктом 5 Положения № 291 установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:
«а» порядка оказания медицинской помощи,
«б» соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля и безопасности медицинской деятельности;
«в» соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.
«в(1))» соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, а также требований части 7 статьи 67 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств».
В соответствии с пунктом 6 Положения № 291 осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктом «а», «в» и «в(1)» пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в том числе, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера).
В соответствии со статьей 90 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с требованиями к его организации и проведению, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Приказом Минздрава России от 07 июня 2019 года № 381н утверждены «Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» (далее – Требования), пунктом 1 которых предусмотрено, что внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется с целью обеспечения прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций, а также соблюдения обязательных требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности.
Согласно подпункту 17 пункта 17 данных Требований проводимые в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности плановые и целевые (внеплановые) проверки предусматривают, в частности, осуществление мероприятий по организации безопасного применения лекарственных препаратов, в том числе:
- обеспечение контроля сроков годности лекарственных препаратов;
- обеспечение контроля условий хранения лекарственных препаратов, требующих особых условий хранения;
- хранение лекарственных препаратов в специально оборудованных помещениях и (или) зонах для хранения.
В силу пункта 40 «Правил хранения лекарственных средств», утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 августа 2010 года № 706н (далее – Правил № 706н), хранение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется в соответствии с требованиями государственной фармакопеи и нормативной документации, а также с учетом свойств веществ, входящих в их состав.
При выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне (пункт 12 Правил № 706н).
В соответствии со статьей 84 Закона № 323-ФЗ граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.
Постановлением Правительства РФ от 04 октября 2012 № 1006 утверждены «Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (далее – Правила № 1006), которые определяют порядок и условия оказания таких услуг.
В частности, пунктами 11 и 12 данных Правил предусмотрено, что исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения:
а) для юридического лица - наименование и фирменное наименование (если имеется);
б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);
г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;
д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;
е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;
ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;
з) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги. Информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в нарушение приведенных норм общество при осуществлении медицинской деятельности в стоматологической клинике «Дантист» допустило хранение и использование лекарственных средств с истекшим сроком годности, а также не разместило на своем официальном сайте в сети «Интернет» и на информационном стенде в помещении клиники всю необходимую информацию, что нашло отражение в составленном Поронайской городской прокуратурой акте проверки от 12 марта 2021 года. Тем самым общество нарушило предусмотренные подпунктами «а», «б», «в» пункта 5 Положения № 291 лицензионные требования.
Доказательств обратного материалы дела не содержат и обществом не представлено.
В пояснении, данном органам прокуратуры, руководитель общества выявленные нарушения признал.
Учитывая, что хранение и использование лекарственных средств с истекшим сроком годности влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, то такое нарушение при осуществлении медицинской деятельности является грубым нарушением лицензионных требований.
Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства и собранные по делу доказательства, суд соглашается с выводами прокурора о наличии в действиях (бездействии) общества объективной стороны административного деяния, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доказательства, исключающие возможность обществу соблюсти правила, за нарушение которых названной нормой предусмотрена административная ответственность, в том числе вследствие чрезвычайных, объективно непреодолимых обстоятельств и других непредвиденных препятствий, находящихся вне его контроля, материалы дела не содержат.
Получив лицензию на осуществление медицинской деятельности, общество должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из лицензионного законодательства и законодательства в сфере охраны здоровья, но и обязано обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона.
Однако установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а, следовательно, о наличии вины в противоправных действиях и бездействии.
В ходе проверки соблюдения прокурором процессуальных требований административного производства нарушений судом не выявлено. Вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении осуществлено уполномоченным лицом с соблюдением предоставляемых привлекаемому к ответственности лицу административным законодательством прав.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела судом не истек.
Обстоятельств, исключающих производство по административному делу либо свидетельствующих о необходимости прекращения производства по административному делу, не выявлено.
Санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Принимая во внимание положения, закрепленные в статье 2.9 КоАП, разъяснения, содержащихся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года № 10, и то обстоятельство, что совершенное правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок в сфере соблюдения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), соблюдение которых является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере, а существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления лицензируемого вида деятельности, основания для квалификации выявленного правонарушения малозначительным судом не установлено.
В соответствии с целями административного наказания, установленными статьей 3.1 КоАП РФ, предусмотренные Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
Также согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административное наказание должно отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам справедливости и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.
Доказательств наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, перечень которых приведен в статье 4.3 КоАП РФ, материалы дела не содержат.
Принимая во внимание изложенное, характер и обстоятельства допущенного правонарушения, объем лекарственных препаратов с истекшим сроком хранения, совершение правонарушения впервые, суд полагает возможным назначить обществу наказание в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, что обеспечит фактическую реализацию целей административного наказания.
Руководствуясь положениями приведенных статей КоАП РФ, принципами соразмерности и справедливости наказания, принимая во внимание цели административного наказания, суд считает возможным определить минимальный размер штрафа 100 000 рублей.
Наказание в указанном размере с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, а именно совершения административного правонарушения впервые, а также принятую обществом при производстве административного расследования позицию, по мнению суда, соответствует характеру правонарушения и сможет обеспечить достижение цели административного наказания, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для общества.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
Удовлетворить заявление Поронайского городского прокурора.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Дантист», зарегистрированное в качестве юридического лица 6 сентября 2016 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером <***> ИНН <***> адрес регистрации: 694240, <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей, который подлежит перечислению в доход бюджета по реквизитам: получатель – УФК по Сахалинской области (Прокуратура Сахалинской области), ИНН <***>, КПП 65001001, БИК 016401800, ОКТМО 64701000, Отделение Южно-Сахалинск Банка России//УФК по Сахалинской области г. Южно-Сахалинск, расчетный счет <***>, кор. счет 40102810845370000053, КБК 11601141019002140.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение десяти дней со дня его принятия.
В случае, если по истечении десяти дней не будет подана апелляционная жалоба, решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу.
Лицу, привлеченному к административной ответственности, предлагается представить в арбитражный суд документ, свидетельствующий об оплате штрафа.
В случае, если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда сведения об уплате административного штрафа в добровольном порядке не будут представлены в суд, настоящее решение на основании статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа в принудительном порядке.
При этом, лицу привлеченному к административной ответственности разъясняется, что неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Судья О.Н. Боярская