ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-1742/14 от 28.05.2014 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28,

http://sakhalin.arbitr.ru info@sakhalin.arbitr.ru

факс 460-952 тел. 460-945

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-1742/2014

28 мая 2014 года

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Киселева С.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Горячевой Ю.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора города Южно-Сахалинска о привлечении областного государственного автономного учреждения «Дворец спорта «Кристалл» к административной, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

с участием представителя заявителя – помощника прокурора Хомяковой О.Н. по удостоверению ТО № 140880 от 12.07.2012,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор города Южно-Сахалинска (далее – прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ОГАУ «Дворец спорта «Кристалл» (далее – учреждение) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.

В обоснование заявленного требования указано, что по результатам проведенной прокуратурой проверки соблюдения лицензионного законодательства установлено осуществление учреждением на возмездной основе образовательной деятельности по программам дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности без соответствующего разрешения (лицензии). По данному факту прокурором в отношении учреждения вынесено постановление о возбуждении административного производства от 18.04.2014, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением в порядке подведомственности.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Учреждение в отзыве с выявленным прокуратурой нарушением законодательства о лицензировании согласилась, указав, что принимаются меры на скорейшее получение лицензии.

В судебное заседание учреждение явку своего представителя не обеспечило, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом в установленном статьями 121, 122, 123 АПК РФ порядке.

В силу статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося участника процесса.

Заслушав в судебном заседании представителя заявителя и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица 8 ноября 2012 года Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1126501007709; при постановке на налоговый учет присвоен ИНН 6501251158.

Основным видом деятельности учреждения является деятельность спортивных объектов (код ОКВЭД 92.61). В качестве дополнительных видов деятельности заявлены, в частности: дополнительное образование детей (код ОКВЭД 80.10.3), физкультурно-оздоровительная деятельность (код ОКВЭД 93.04).

Согласно пунктам 1.1, 1.5 Устава учреждения является юридическим лицом в виде некоммерческой организации, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках.

Пунктом 2.1 Устава определено, что для достижения своих целей учреждение осуществляет, в том числе образовательную деятельность по программам дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности.

В целях осуществления данной деятельности в учреждении утверждены семь дополнительных образовательных программ: бокс, спортивная гимнастика, спортивная гимнастика для детей 3-7 лет, хоккей, тяжелая атлетика, фигурное катание, черлидинг (чир-данс).

Как видно из материалов дела, в период март-апрель 2014 года прокуратурой города Южно-Сахалинска проведена проверка учреждения на предмет соблюдения лицензионного законодательства, в ходе которой установлено, что данная некоммерческая организация на возмездной основе оказывает услуги дополнительного образования по программам спортивная гимнастика для детей 3-7 лет и фигурное катание, не имея при этом лицензии в соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ).

По данному факту заместителем прокурора в отношении учреждения вынесено постановление от 18.04.2014 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ материалы об административном правонарушении переданы по подведомственности на рассмотрение в арбитражный суд с заявлением о привлечении учреждения к административной ответственности.

Проверив в судебном заседании положенные в обоснование заявленного требования доводы, представленные доказательства, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). При этом право осуществлять такую деятельность возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.

Согласно статье 3 Закона № 99-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Исходя из установленного статьей 12 названного Закона перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») (пункт 40 части 1).

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 1 Закона № 99-ФЗ особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления и возобновления действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление образовательной деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).

В силу части 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных названной статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее – Положение), которым устанавливается порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

В приложении к названному Положению приведен Перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, в который включена услуга, в частности, по реализации дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ (пункт 16).

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), признается административным правонарушением, совершение которого юридическим лицом влечет наложение административного штрафа от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Согласно пункту 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, учреждение в рамках заключенных с гражданами договоров об оказании платных дополнительных образовательных услуг на возмездной основе осуществляет деятельность по предоставлению услуг дополнительного образования по программам спортивная гимнастика для детей 3-7 лет и фигурное катание.

Однако в нарушение приведенного правового регулирования учреждение лицензию на осуществление такой образовательной деятельности не имеет.

Выявленные обстоятельства подтверждаются объяснениями начальника службы правового и кадрового обеспечения учреждения Бородиной О.Н. от 18.04.2014, программой дополнительного образования по фигурному катанию на коньках (утверждена 28.10.2013), методическим пособием по спортивной гимнастике для детей 3-7 лет (утверждена 28.10.2013), договорами на оказание платных дополнительных образовательных услуг от 10.05.2013 № 95/ФК, от 01.06.2013 № 53/ФК, от 06.06.2013 № 47/ФК, от 18.07.2013 № 8/ФК, от 31.07.2013 № 10/ФК, от 01.08.2013 № 11/ФК, от 21.08.2013 № 65/ФК, от 05.09.2013 № 54-СГ, от 26.09.2013 № 73-СГ, от 29.10.2013 № 148-СГ, от 29.10.2013 № 149-СГ, от 05.11.2013 № 161-СГ, от 19.11.2013 № 167-СГ, от 19.12.2013 № 187-СГ, от 19.12.2013 № 188/СГ и постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 18.04.2014.

С учетом изложенного суд находит вывод прокурора о наличии в действиях учреждения признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, обоснованным.

Доказательства, исключающие возможность учреждению соблюсти правила, за нарушение которых данной нормой предусмотрена административная ответственность, в том числе, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, материалы дела не содержат.

Вступая в правоотношения, регулируемые лицензионным законодательством, учреждению должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из указанного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований закона.

Заключая гражданско-правовые договоры, исполнение которых связано с осуществлением лицензируемого вида деятельности на возмездной основе, организация должна была предвидеть неблагоприятные последствия, что фактически оставлено без внимания учреждением.

Следовательно, учреждением не были предприняты необходимые и достаточные меры, направленные на соблюдение законодательства, регулирующего образовательную деятельность, а именно деятельность по программам дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, что свидетельствует о вине юридического лица.

Имеющиеся в материалах дела доказательства суд в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ и статьей 71 АПК РФ находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания учреждения виновным в совершении предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ административного правонарушения.

Производство по делу об административном правонарушении осуществлено прокуратурой в соответствии с процессуальными требованиями. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено уполномоченным лицом с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.

Доказательств наличия исключительного случая, при котором подлежат применению положения статьи 2.9 КоАП РФ, материалы дела не содержат и учреждением не представлено.

При таких обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах осуществления образовательной деятельности на возмездной основе (предпринимательской деятельности) без лицензии суд привлекает учреждение к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

Принимая во внимание изложенное, а также признание заявленного требования и отсутствие доказательств повторности совершения однородного правонарушения, суд полагает возможным назначить учреждению наказание в виде штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, что обеспечит фактическую реализацию целей административного наказания, а именно предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 и 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить заявление прокурора города Южно-Сахалинска (адрес: г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 28).

Привлечь областное государственное автономное учреждение «Дворец спорта «Кристалл», зарегистрированное в качестве юридического лица 8 ноября 2012 года Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1126501007709 (ИНН 6501251158), расположенное по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Алексея Максимовича Горького, 29, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 рублей, который подлежит перечислению в доход бюджета по реквизитам: получатель – УФК МФ РФ по Сахалинской области (Прокуратура Сахалинской области, л/с 04611256750), ИНН – 6501025864, КПП – 650101001, банк – ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области, БИК – 046401001, ОКТМО – 64701000, код дохода – 41511690010016000140, расчетный счет – 40101810900000010000.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области. В случае, если по истечении десяти дней не будет подана апелляционная жалоба, решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу. Документ, свидетельствующий об оплате штрафа, представить в арбитражный суд.

Если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда сведения об уплате административного штрафа в добровольном порядке не будут представлены в суд, штраф взыскивается в принудительном порядке. Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Судья С.А. Киселев