ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-2124/2021 от 06.10.2021 АС Сахалинской области

Арбитражный суд Сахалинской области

Коммунистический проспект, 28, Южно-Сахалинск, 693000,

www.sakhalin.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-2124/2021

13 октября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 06.10.2021, решение в полном объеме изготовлено 13.10.2021.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Александровской Е.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ойношевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

территориально-соседской общины коренного малочисленного народа эвенки «Орон» – «Олень» (ОГРН <***>, ИНН <***> адрес регистрации: 694448, <...>)

к агентству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***> адрес регистрации: 693020, <...>)

о признании незаконным ответа на обращение № ОГ-3.28-79/21 от 7 апреля 2021 года, возложении обязанности установить запрет в охотничьих угодьях заявителя, на предоставление в соответствии с ФЗ № 119-ФЗ от 01.05.2016 гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного Федерального округа, в следующих кварталах №№1, 2, 3, 9, 20, 28, 35, 42, 43, 44, 51, 52, 64, 77, 76, 90, 91, 63, 75, 62, 74, 88, 89, 86, 87, 94, 107, 108, 109, 123, 124, 136, 137, 138, 139, 151, 152, 153, 167, 168, 169, 170, 183, 184, 185, 186, 192, 193, 194, 210, 211, 212, 213, 222, 223, 224, 239, 240, 252, и внести эту информацию в Федеральную информационную систему ФИС «На Дальний Восток»,

при участии:

от заявителя – не явились,

от агентства – ФИО1 по доверенности от 29.01.2021 № 86,

У С Т А Н О В И Л:

Территориально-соседская община коренного малочисленного народа эвенки «ОРОН»-«Олень» (далее – заявитель, община) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Агентству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее – агентство) о признании незаконным ответа на обращение № ОГ-3.28-79/21 от 7 апреля 2021 года, возложении обязанности установить запрет в охотничьих угодьях заявителя, на предоставление в соответствии с ФЗ № 119-ФЗ от 01.05.2016 гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного Федерального округа, в следующих кварталах №№1, 2, 3, 9, 20, 28, 35, 42, 43, 44, 51, 52, 64, 77, 76, 90, 91, 63, 75, 62, 74, 88, 89, 86, 87, 94, 107, 108, 109, 123, 124, 136, 137, 138, 139, 151, 152, 153, 167, 168, 169, 170, 183, 184, 185, 186, 192, 193, 194, 210, 211, 212, 213, 222, 223, 224, 239, 240, 252, и внести эту информацию в Федеральную информационную систему ФИС «На Дальний Восток».

Определением от 20.05.2021 заявление общины принято к производству, возбуждено производство по делу.

В обоснование требований община в своем заявлении и ее представитель в судебном заседании указали, что обратились в Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области с предложением закрыть часть территории своих охотоугодий, составляющей 28% от всей площади, для предоставления гражданам земельных участков на основании ФЗ №119-ФЗ от 01.05.2016 года, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (далее - Дальневосточный гектар или ДВ ГА), в следующих кварталах N/N: 1, 2, 3. 9. 20, 28, 35, 42. 43, 44. 51. 52, 64, 77. 76, 90. 91, 63, 75, 62, 74, 88, 89, 86, 87, 94, 107, 108, 109, 123, 124, 136, 137.138, 139. 151, 152, 153. 167, 168, 169. 170, 183, 184, 185, 186, 192, 193, 194.210,211,212,213,222, 223, 224, и внести эту информацию в федеральную информационную систему (ФИС «На Дальний Восток») для предоставления гражданам земельных участков, доступ к которой обеспечивается посредством официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Это предложение было обусловлено тем, что предоставление земельных участков гражданам в указанных кварталах нарушит, по мнению заявителя его планы, в том числе, по строительству вольера (кораля) и сделает невозможным разведение северных оленей на указанном участке охотугодий, который является наиболее пригодным для этих целей. Кроме того, указанный участок является наиболее ценным в хозяйственном отношении для ведения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов севера (далее - КМНС) и, следовательно, влияет и на сохранение традиционного образа жизни и сохранение культуры представителей коренных малочисленных народов.

Заявитель считает, что отказ Агентства от 07.04.2021 грубо нарушает права на охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности Административного истца.

Община является организацией КМНС, и свои охотугодья, так как они располагаются в районе отнесённым к территориям традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности КМНС в соответствии с Перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства РФ № 631-р от 08 мая 2009года, она использует, в первую очередь, как территорию традиционного природопользования КМНС, не смотря на то, что они не оформлены официально как территория традиционного природопользования КМНС, но фактически она всегда использовалась и будет использоваться именно как территория традиционного природопользования КМНС, так как община осуществляет те виды деятельности, которые предусмотрены использованием ТТП и соответствуют «Перечню видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 г. N 631-р, «промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции», а также«животноводство, в том числе кочевое оленеводство».

Кроме того, члены общины, как и их предки, всегда, занимались традиционными промыслами, охотой и оленеводством на этой территории, более того, на данную территорию до 2007 года община имела долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира, а после аннулирования лицензии, члены общины всегда, вплоть до настоящего времени, занимались охотой, являющейся традиционной хозяйственной деятельностью КМНС.

Согласно требований ч.1 статьи 19 ФЗ «Об охоте...» «право па охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности предоставлено лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам...»и положения ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», которым в качестве традиционной основы жизнедеятельности определено такое занятие, как охота и установлено чтогосударственные органы должны, то есть, обязаны заботиться об улучшении качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и их общин, что является одним из стратегических приоритетов государственной политики Российской Федерации.

На основании изложенного, община считает, что своими незаконными действиями Агентство также нарушает ст.69 Конституции Российской Федерации, согласно которой «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов...».

Кроме того, Конституционный Суд в своем Постановлении от 28 мая 2019 г. № 21-П определил, что: «Под традиционным образом жизни малочисленных народов понимается исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований, а под исконной средойобитания малочисленных народов - исторически сложившийся ареал, в пределах которогомалочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и которыйвлияет на их самоидентификацию, образ жизни (пункты 2 и 3 статьи 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»)...что предопределило в качестве традиционной основы их жизнедеятельности такие занятия (виды хозяйственной деятельности), как охота, рыболовство и оленеводствоУлучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности является одним из стратегических приоритетов государственной политики Российской Федерации».

Со ссылкой на Президиум ВАС РФ община отмечает, что отказ по формальным основаниям не обеспечивает должной защиты прав истца, аналогичная позиция Президиума ВАС РФ также изложена и в постановлении от 05.10.2010 № 4502/10. Кроме того, отказ в законных требованиях приведет, как полагает община, к нарушению принципа недопустимости злоупотребления правом Агентством, что может нарушить общеправовой принцип реализации прав. Именно поэтому ни одно общество не может предоставить субъекту правоотношений безграничную свободу, поскольку это привело бы к проявлению эгоистического своеволия и анархизма с его стороны, что в данном случае уже привело со стороны должностных лиц Агентства к систематической дискриминации общины коренных малочисленных народов. Президиум ВАС подчеркнул, что вся система прав и свобод строится таким образом, чтобы обеспечить законные интересы субъектов правоотношений и предотвращать возможные ущемления их прав и свобод в результате злоупотреблений ими со стороны отдельных лиц, как это и будет в случае предоставления гражданам земельных участков, в кварталах входящих в охотугодья общины.

Агентство в отзыве, и его представитель в судебном заседании с требованиями общины не согласились, указав, что Законом Сахалинской области от 26.01.2018 № 1-ЗО «Об определении территорий Сахалинской области, в границах которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование» (далее — Закон № 1-ЗО) определены территории Сахалинской области, в границах которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности расположенные на территории Сахалинской области, входящие в состав Дальневосточного Федерального округа, в следующих кварталах №№1, 2,3, 9, 20, 28, 35, 42, 43, 44, 51, 52, 64, 77, 76, 90, 91, 63, 62, 74, 88, 89, 86, 87, 94, 107, 108, 109, 123, 124, 136, 137, 138, 139, 151, 152, 153, 167, 168, 169, 170, 183, 184, 185, 186, 192, 193, 194, 210, 211, 212, 213, 222, 223, 224, 239, 240, 252 не входят в границы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые в соответствии с Законом № 1-ЗО не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование. Кроме того, образование территорий традиционного природопользования местного значения, а также их внесение в федеральную информационную систему «На Дальний Восток» отнесено к компетенции органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, в связи с чем, у Агентства отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований общины.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что 17 марта 2020 года между ТСОКМНЭ «Орон»-«Олень» и Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области заключено охотхозяйственное соглашение № 17.

19.03.2021 года община обратилась в Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области с предложением закрыть часть территорий своих охотоугодий, составляющих 28% от всей площади для предоставления гражданам земельных участков на основании положений федерального закона от 01.05.2019 года № 119-ФЗ закона от 01.05.2019 года № 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и внести соответствующую информацию в федеральную информационную систему «На Дальний Восток» (далее – ФИС «На Дальний Восток»).

Предложение община обосновала тем, что предоставление земельных участков гражданам в указанных кварталах нарушит планы общины, в том числе, по строительству вольера (кораля) и сделает невозможным разведение северных оленей на указанном участке охотоугодий, который является наиболее пригодным для этих целей. Кроме того, указанный участок является наиболее ценным в хозяйственном отношении для ведения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов севера (далее - КМНС) и, следовательно, влияет и на сохранение традиционного образа жизни и сохранение культуры представителей коренных малочисленных народов.

Рассмотрев обращение общины, Агентство направило письмо (исходящий № ОГ-3.28-79/21) об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления общины.

В обоснование Агентство указало, что перечень мест, на которых не допускается предоставление земельного участка, является закрытым в соответствии с положениями федерального закона № 119-ФЗ и расширительному толкованию не подлежит. При этом перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации не тождественен понятию территория традиционного природопользования (земли природоохранного значения), утвержденным в установленном законом порядке. Кроме того, Агентство указала, что образование территорий традиционного природопользования местного значения осуществляется решениями органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей (статья 8 закона № 49-ФЗ).

Полагая, что отказ Агентства не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общины, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.

Из изложенного также следует и то, что предметом оценки является законность оспариваемого правоприменительного акта, исходя из доводов заявителя по делу.

Судом установлено, что настоящий спор возник между Агентством и общиной, как стороной охотхозяйственного соглашения.

Данное соглашение заключено по результатам аукциона с заявителем как с участником гражданского оборота безотносительно его статуса, определенного организационно-правовой формой.

Учитывая приведенные обстоятельства, на основании статьи 29 АПК РФ суд приходит к выводу, что данный спор подсуден арбитражному суду, поскольку спор возник в связи с осуществлением заявителем хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли.

Отношения, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Забайкальского края, Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, совместно переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию (далее - граждане) урегулированы Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон 119-ФЗ).

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с предоставлением гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, совместно переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях (частях территорий) субъектов Российской Федерации, в том числе, Сахалинская область (пункт 14 статьи 1 Закона № 119-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона 199-ФЗ гражданину на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в статье 1 настоящего Федерального закона субъектов Российской Федерации, площадь которого не превышает одного гектара.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона №-119-ФЗ законами субъектов Российской Федерации, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, могут быть определены территории, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Законом Сахалинской области от 26.01.2018 № 1-ЗО «Об определении территорий Сахалинской области, в границах которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование» (далее — Закон № 1-ЗО) определены территории Сахалинской области, в границах которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности расположенные на территории Сахалинской области, входящие в состав Дальневосточного Федерального округа, в кварталах №№1, 2,3, 9, 20, 28, 35, 42, 43, 44, 51, 52, 64, 77, 76, 90, 91, 63, 62, 74, 88, 89, 86, 87, 94, 107, 108, 109, 123, 124, 136, 137, 138, 139, 151, 152, 153, 167, 168, 169, 170, 183, 184, 185, 186, 192, 193, 194, 210, 211, 212, 213, 222, 223, 224, 239, 240, 252 не входят в границы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые в соответствии с Законом № 1-ЗО не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование.

Часть 3 статьи 3 Закона № 119-ФЗ предусматривает в целях наибольшего информирования и удобства потенциальных дальневосточных переселенцев создание специальной федеральной информационной системы (далее - ФИС) "На Дальний Восток".

Согласно статье 3 Федерального закона № 119-ФЗ в информационной системе для предоставления гражданам земельных участков содержится информация, доступ к которой обеспечивается посредством официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

1) о порядке и об условиях предоставления гражданам земельных участков в безвозмездное пользование, аренду, собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) о местоположении границ территорий, земель, зон, которые указаны в части 3 статьи 2 и статье 7 настоящего Федерального закона и в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом;

3) о местоположении границ земельных участков, которые не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом; о земельных участках, которые принадлежат гражданам, юридическим лицам и (или) на которых расположены принадлежащие гражданам, юридическим лицам объекты недвижимости и права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

4) о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории, охотничьих угодий, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

5) о поступлении заявления гражданина о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование;

6) о местоположении границ земельного участка, образуемого в соответствии со схемой размещения земельного участка на кадастровой карте, предназначенной для использования неограниченным кругом лиц (далее - публичная кадастровая карта);

7) о местоположении границ земельного участка, образуемого в соответствии со схемой размещения земельного участка на кадастровой карте, предназначенной для использования неограниченным кругом лиц (далее - публичная кадастровая карта);

8) о местоположении границ земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости и о предоставлении которого гражданином подано заявление о предоставлении в безвозмездное пользование;

9) о выбранных гражданином виде или видах разрешенного использования земельного участка, предоставленного гражданину в безвозмездное пользование;

10) о местоположении границ ранее учтенных земельных участков, а также земельных участков, на которых расположены ранее учтенные объекты недвижимости, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, но описание местоположения границ таких земельных участков не соответствует требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости").

В соответствии со статьей 7 Закон № 119-ФЗ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование в, в том числе, в случае, если испрашиваемый земельный участок расположен в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (пункт 19).

Приведенный перечень мест, на которых не допускается предоставление земельного участка, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р утверждены перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

При этом Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации не тождественен понятию «территория традиционного природопользования (земли природоохранного значения)», утвержденным в установленном законом порядке.

Такой порядок установлен Федеральным законом от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее – Закон № 49-ФЗ), согласно преамбуле которого, настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни.

Территория традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - территории традиционного природопользования) - особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (статья 1 Закона № 49-ФЗ).

Образование территорий традиционного природопользования местного значения осуществляется решениями органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей (статья 8 закона № 49-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 97 Земельного кодекса РФ не допускается создание территорий традиционного природопользования (земли природоохранного значения) в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда, на землях особо охраняемых территорий.

Таким образом, с учетом вышеприведенного правового регулирования, суд приходит к выводу о том, что у Агентства отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований общины по установлению запрета в охотничьих угодьях заявителя, на предоставление в соответствии с федеральным законом № 119-ФЗ гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного Федерального округа, в кварталах №№1, 2, 3, 9, 20, 28, 35, 42, 43, 44, 51, 52, 64, 77, 76, 90, 91, 63, 75, 62, 74, 88, 89, 86, 87, 94, 107, 108, 109, 123, 124, 136, 137, 138, 139, 151, 152, 153, 167, 168, 169, 170, 183, 184, 185, 186, 192, 193, 194, 210, 211, 212, 213, 222, 223, 224, 239, 240, 252, и по внесению этой информации в Федеральную информационную систему ФИС «На Дальний Восток».

Немаловажным в рассматриваемом случае имеет и то обстоятельство, что некоторые члены общины воспользовались правом получения земельного участка на основании положений закона № 119-ФЗ, на территориях, в отношении которых заявитель требует установить запрет на предоставление гражданам в безвозмездное пользование земельных участков, что подтверждается представленными в материалы дела копиями заявлений и договора (земельный участок площадью 3,8505 га, расположенный по адресу: Сахалинская область, Александровск-Сахалинский район, Александровское лесничество Хоэнксгого лесничества, квартал 167 (части выделов 20, 22), квартал 183 (части выделов 1, 3, 12), кадастровый номер: 65:20:0000001:122).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым отказом от 07.04.2021 года Агентством не допущено нарушения закона, а также прав и законных интересов общины.

Иные доводы лиц, участвующих в деле, с учетом установленных судом обстоятельств и сделанных выводов, правового значения для рассмотрения настоящего дела по существу не имеют.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При обращении в суд с настоящими заявлениями общиной было уплачено 9000 рублей государственной пошлины, в том числе, за обеспечительные меры в виде наложения временного запрета на выдачу гражданам земельных участков предоставляемых в соответствии с ФЗ № 119-ФЗ от 01.05.2016, на территории охотничьих угодий заявителя в кварталах №№1, 2, 3, 9, 20, 28, 35, 42, 43, 44, 51, 52, 64, 77, 76, 90, 91, 63, 75, 62, 74, 88, 89, 86, 87, 94, 107, 108, 109, 123, 124, 136, 137, 138, 139, 151, 152, 153, 167, 168, 169, 170, 183, 184, 185, 186, 192, 193, 194, 210, 211, 212, 213, 222, 223, 224, 239, 240, 252.

Определением суда от 20.05.2021 года в удовлетворении ходатайства территориально-соседской общины коренного малочисленного народа эвенки «Орон» – «Олень» о принятии обеспечительных мер отказано.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче юридическим лицом заявлений о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными подлежит оплате государственная пошлина в размере 3 000 рублей.

В соответствии со статьей 104 АПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание результат рассмотрения дела, суд возвращает общине 3 000 рублей, как излишне уплаченные по чек-ордеру от 23.04.2021, номер операции 4994.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 и 201 АПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований территориально-соседской общины коренного малочисленного народа эвенки «Орон» – «Олень» к агентству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о признании незаконным ответа на обращение № ОГ-3.28-79/21 от 7 апреля 2021 года, возложении обязанности установить запрет в охотничьих угодьях заявителя на предоставление в соответствии с ФЗ № 119-ФЗ от 01.05.2016 гражданам земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного Федерального округа, в следующих кварталах №№1, 2, 3, 9, 20, 28, 35, 42, 43, 44, 51, 52, 64, 77, 76, 90, 91, 63, 75, 62, 74, 88, 89, 86, 87, 94, 107, 108, 109, 123, 124, 136, 137, 138, 139, 151, 152, 153, 167, 168, 169, 170, 183, 184, 185, 186, 192, 193, 194, 210, 211, 212, 213, 222, 223, 224, 239, 240, 252, и внести эту информацию в Федеральную информационную систему ФИС «На Дальний Восток», отказать.

Возвратить территориально-соседской общине коренного малочисленного народа эвенки «Орон» – «Олень» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3 000 рублей.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья Е.М. Александровская