ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-2204/08 от 14.10.2008 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД  САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

гор.Южно-Сахалинск                                                      № дела А59-2204/08-С8

14 октября 2008 года

     Арбитражный суд в составе:

судья____                            Иванов В.В._____________________________,

при ведении протокола судебного заседания судьей__________________,

рассмотрев исковое заявление___ГУСП «Анивское»__________________

к__Комитету по управлению государственным имуществом Сахалинской области________________________________________________________

о__принятии имущества, изъятого их оборота________________________

при участии представителей:

от истца__Мардоян Ж.Г.-дов.от 15.07.08г.___________________________

от ответчика(ов)___Еремеев О.И.-дов.от 12.05.08г.__________________

УСТАНОВИЛ:

Государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие «Анивское» в лице конкурсного управляющего обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Комитету по управлению государственным имуществом Сахалинской области о понуждении принять имущество, изъятого из оборота.

В обоснование исковых требований истец указал следующее.

В ходе конкурсного производства собственнику имущества  - Комитету было направлено уведомление о том, что конкурсным управляющим выявлено имущество, изъятое из оборота, а именно:

- мелиоративные сооружения и осушительные системы, расположенные в Анивском районе;

- наружные сети водоснабжения, расположенные в <...> отделение Центральное;

- внешние сети водопровода, расположенные в <...>;

- дорога гравийная – Анивский район;

- дорога асфальтированная – Анивский район;

- мост – п. Огоньки, р. Бытсрая, Анивский район;

- мост – п. Высокое, р. Апельсиновка,  Анивский район;

- пестициды и агрохимикаты в количестве 2240 кг – Анива, ул. Тракторная, 8.

Указанное имущество является государственной собственностью  Сахалинской области.

С целью передачи указанного имущества собственнику - Комитету переданы акты приема-передачи на все объекты. До настоящего времени имущество не принято.

Также истец указал, что на протяжении четырех лет на складе в <...> находятся 2240 кг пестицидов и агрохимикатов, которые до настоящего времени не утилизированы. Указанное имущество исключается Россельхозом из государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, их оборот на территории Российской Федерации не допускается. Имея высокую токсичность, данные препараты представляют собой опасность.

Истец пояснил, что конкурсное производство завершается, все имущество продано, счета закрыты, переданы на хранение документы должника. Однако имущество, изъятое из оборота, не передано до настоящего времени.

Истец считает, что Комитет  не исполнил обязанность по приемке изъятого из оборота имущества должника, чем препятствует завершению конкурсного производства.

На основании статей 103, 104 Федерального закона от 01.08.1998 № 6-ФЗ истец просит суд обязать  ответчика принять имущество, изъятое из оборота ГУСП «Анивское»:

- мелиоративные сооружения и осушительные системы, Анивский район Сахалинской области;

- наружные сети водоснабжения, <...> отделение Центральное;

- внешние сети водопровода, <...>;

- дорога гравийная, Анивский район Сахалинской области;

- дорога асфальтированная, Анивский район Сахалинской области;

- мост п. Огоньки, р. Бытсрая, Анивский район Сахалинской области;

- мост п. Высокое, р. Апельсиновка,  Анивский район Сахалинской области;

- пестициды и агрохимикаты в количестве 2240 кг, <...>.

Ответчик – Комитет по управлению государственным имуществом  Сахалинской области с исковыми требованиями не согласился по следующим основаниям.

В соответствии с распоряжением Комитета от 24.06.2008 № 573-р «О включении в состав имущества казны Сахалинской области», имущество, указанное истцом, было принято учредителем и поставлено в казну Сахалинской области.

На основании изложенного, ответчик считает исковые требования несостоятельными.

Ссылаясь на п. 1, 2 ст. 131 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ указал, что истцом не представлено документальных доказательств, подтверждающих факт исключения, либо нахождения пестицидов и агрохимикатов в конкурсной массе.

Истцом также не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Истцом не представлены документы, подтверждающие право собственности Сахалинской области, либо право хозяйственного ведения на спорное имущество, документы, подтверждающие факт передачи учредителем спорного имущества.

Ответчик также считает, что указанные истцом объекты являются объектами коммунальной инфраструктуры, в связи с чем, должны быть реализованы в порядке, регламентирующем Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В случае, если данные объекты не проданы, они подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования.

В ходе судебного разбирательства истец исковые требования уточнил.

Просит суд обязать ответчика принять в государственную собственность следующее имущество:

- дорога гравийная, Анивский район Сахалинской области;

- дорога асфальтированная, Анивский район Сахалинской области;

- мост п. Огоньки, р. Быстрая, Анивский район Сахалинской области;

- мост п. Высокое, р. Апельсиновка,  Анивский район Сахалинской области;

- пестициды и агрохимикаты в количестве 2240 кг, <...>.

В судебном заседании представитель истца подтвердил уточненные исковые требования и просит удовлетворить их в полном объеме. От иска в части обязании ответчика принять внешние сети водопровода и наружные сети водоснабжения отказался.

 Отказ от части иска принят судом. Производство по делу в этой части подлежит прекращению.

Представитель ответчика исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, определение о признании требований заявителя о признании должника (ГУСП «Анивское») банкротом вынесено 05.03.2001г., то есть в период действия Закона РФ «О банкротстве» от 01.03.1998г. № 6-ФЗ.

Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принято 23.05.2004г., то есть после вступления в действие Закона РФ О банкротстве от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 233 Закона о банкротстве 2002 года по делам, производство по которым возбуждено до вступления в силу указанного закона до момента завершения процедуры банкротства, введенной до вступления в силу данного закона, применяются нормы Закона о банкротстве 1998 года. С момента завершения процедуры банкротства, введенной до вступления в силу Закона о банкротстве 2002 года, положения названного закона применяются к правоотношениям, возникшим с момента завершения этой процедуры банкротства. Дальнейшее рассмотрение дела о банкротстве осуществляется в соответствии с Законом о банкротстве 2002 года, за исключением случая открытия конкурсного производства после завершения процедуры банкротства, введенной до вступления в силу упомянутого закона. В этом случае к процедуре конкурсного производства применяются нормы Закона о банкротстве 1998 года.

Следовательно, при рассмотрении данного дела подлежат применению положения  Закона о банкротстве 1998 года.

В силу статьи 103 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 01.03.1998г. все имущество должника, имеющееся на момент конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Полагая, что перечисленное выше имущество является имуществом, изъятым из оборота, поскольку запрещено к приватизации, и потому в силу статей 103, 104 Закона о банкротстве не включается в конкурсную массу с последующей реализацией, а подлежит передаче собственнику, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно Уставу ГУСП «Анивское» учредителем предприятия является Комитет по управлению госимуществом Сахалинской области.

В пункте 3.1 Устава определено, что имущество предприятия находится в областной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.

В соответствии с Положением о Комитете по управлению госимуществом Сахалинской области, утвержденного Постановлением Администрации Сахалинской области от 15.04.2008 № 96-па Комитет осуществляет полномочия собственника имущества областных государственных унитарных предприятий.

Распоряжением Комитета от 27.06.2000 № 372 коллективное сельскохозяйственное предприятие «Анивское» преобразовано в ГУСП «Анивское» с передачей и закреплением за последним областного имущества.

Следовательно, имущество должника (ГУСП «Анивское») является государственной собственностью Сахалинской области.

В ходе конкурсного производства проведена инвентаризация от 07.11.2007г. имущества должника (ГУСП «Анивское»), по результатам которой выявлено не состоящее на балансе имущество, а именно – пестициды и агрохимикаты.

Комиссией ГУСП «Анивское» 29 декабря 2005 года проведен осмотр  складского помещения для хранения непригодных пестицидов ГУСП «Анивское», в ходе которого выявлено 2,1 тонны непригодных  пестицидов.

25 мая 2007 года Россельхознадзором по Сахалинской области также установлено хранение 2.1 тонны непригодных пестицидов и агрохимикатов в нарушение Федерального закона от 29.06.1997 «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», с нарушением санитарных норм и правил, что представляет высокую опасность для окружающей среды и человека. Регистрация указанного имущества в соответствии с действовавшим на момент выявленного имущества Приказом Минсельхоза РФ от 21.02.2005 № 22 не проведена.

Вместе с тем, согласно статье 129 Гражданского кодекса РФ виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть указаны в законе.

Приказом Минсельхоза РФ от 10.07.2007г. № 357 утвержден Порядок государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов.

В соответствии с пунктами 2, 3  Порядка Государственной регистрации подлежат пестициды и агрохимикаты, по которым в необходимом объеме проведены регистрационные испытания и получены положительные заключения экспертизы федеральных органов исполнительной власти по результатам регистрационных испытаний.

Процедура государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов включает в себя:

а) организацию регистрационных испытаний пестицида или агрохимиката;

б) организацию и проведение экспертизы регламентов применения пестицида или агрохимиката;

в) организацию и проведение экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицида или агрохимиката;

г) государственную регистрацию пестицида или агрохимиката;

д) выдачу свидетельства о государственной регистрации пестицида или агрохимиката заявителю;

е) внесение пестицида или агрохимиката в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Закона N 109-ФЗ пестициды и агрохимикаты могут применяться на территории Российской Федерации только после их государственной регистрации и внесения в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.

Таким образом, не прошедшие регистрацию в соответствии с установленным Порядком и  не включенные в государственный каталог пестицидов и агрохимикатов согласно Федеральному закону № 109-ФЗ данные пестициды и агрохимикаты не подлежат обороту на территории Российской Федерации.

Кроме того, указанными выше актами осмотра от 29.12.2005г, от 25.05.2007г. подтверждается непригодность и опасность для окружающей среды и человека выявленных на территории ГУСП «Анивское» пестицидов и агрохимикатов.

На территории Российской Федерации запрещена реализация  и использование ядовитых, вредных и иных токсических веществ, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот.

В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса РФ к таким предметам относятся предметы, изъятые из оборота, которые должны быть прямо указаны в законе, а также предметы ограниченно оборотоспособные, перечни которых определяются в порядке, установленном законом. Так, ст. 3 Федерального закона от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ (в ред. от 16 октября 2006 г.) "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" не допускает оборота пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ, то есть относит их к числу изъятых из оборота. Перечень продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена (ограниченно оборотоспособные), определен Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 (в ред. от 30 декабря 2000 г.).

Согласно пункту 2 статьи 103 Федерального закона «О несостоятельности (бнкротстве)» от 08.01.1998 – из имущества должника, составляющего конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности, а также иное имущество, предусмотренное настоящим Федеральным законом.

В связи с выявлением изъятого из оборота имущества  на основании статей 103, 104 Федерального закона о банкротстве от 01.03.1998, Приказа Минсельхоза РФ от 21.02.2005 № 22 имущество ГУСП «Анивское» изъятое из оборота – «Пестициды и агрохимикаты» в количестве 2240 кг приказом конкурсного управляющего исключено из конкурсной массы должника.

В силу изложенного, довод ответчика об отсутствии документов об исключении указанного имущества из конкурсной массы не может быть принят во внимание.

В силу требований п. 1 ст. 104 Закона РФ о банкротстве от 08.01.1998г. - собственник изъятого из оборота имущества обязан принять от конкурсного управляющего это имущество или закрепить его за другими лицами в месячный срок с момента получения уведомления от конкурсного управляющего.

Истец неоднократно уведомлениями от 29.11.2007, 15.05.2008г,  сообщал Комитету о наличии пестицидов и агрохимикатов в количестве 2240 кг, перерегистрация которых своевременно не проведена, в связи с чем, исключенное имущество подлежит передаче его собственнику - Комитету по управлению государственным имуществом Сахалинской области. В связи с окончанием срока конкурсного производства истец просил принять срочные меры по приему-передаче указанного имущества – объектов агрохимии.

 В соответствии с п.2 ст. 104 АПК РФ - в случае неисполнения собственником имущества, изъятого из оборота, обязанности, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, по истечении одного месяца с момента получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы по содержанию имущества, изъятого из оборота, возлагаются на собственника указанного имущества.

На основании изложенного ссылка ответчика на нормы Закона о банкротстве 2002 года в части принятия собственником имущества не позднее шести месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего и не соблюдения истцом досудебного претензионного порядка опровергаются доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Поскольку доказательств передачи и принятия данного имущества в материалах дела не имеется, с учетом приведенных норм имущество – пестициды и агрохимикаты в количестве 2240 кг, хранящиеся в <...> - подлежит передаче Комитету по управлению госимуществом Сахалинской области.

В части требования о понуждении ответчика принять имущество:  мелиоративные сооружения и осушительные системы, Анивский район Сахалинской области; наружные сети водоснабжения, <...> отделение Центральное; внешние сети водопровода, <...> суд отказывает по следующим основаниям.

Распоряжением от 24 июня 2008 года № 573-р Комитетом утвержден перечень имущества ГУСП «Анивское», изъятое конкурсным управляющим из оборота,  а именно:

- мелиоративно-осушительная система, Анивский район;

- дорога гравийная, Анивский район Сахалинской области;

- дорога асфальтированная, Анивский район Сахалинской области;

- мост п. Огоньки, р. Быстрая, Анивский район Сахалинской области;

- мост п. Высокое, р. Апельсиновка,  Анивский район Сахалинской области.

Из материалов дела усматривается, что названное имущество, по имеющимся в материалах дела актам передано в государственную собственность Сахалинской области и включено в состав имущества, составляющего казну Сахалинской области.

В силу указанных фактов требование о понуждении ответчика принять в собственность объекты - дорога гравийная, Анивский район Сахалинской области; дорога асфальтированная, Анивский район Сахалинской области; мост п. Огоньки, р. Быстрая, Анивский район Сахалинской области; мост п. Высокое, р. Апельсиновка,  Анивский район Сахалинской области удовлетворению не подлежит.

В остальной части исковых требований  истец отказался. Отказ от части иска принят судом, ввиду чего суд прекращает производство по делу в данной части требования на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные истцом в сумме 2 000 рублей, подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                              Р Е Ш И Л:

Обязать Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области принять от ГУСП «Анивское»  пестициды и агрохимикаты в количестве 2240 кг., хранящиеся в <...>.

Производство по делу в части обязания Комитета по управлению государственным имуществом Сахалинской области принять внешние сети водопровода и наружные сети водоснабжения – прекратить.

В остальной части иска – отказать.

Взыскать с Комитета по управлению государственным имуществом Сахалинской области в пользу ГУСП «Анивское»  2 000 рублей государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня изготовления его в полном объеме.

Резолютивная часть решения объявлена 9 октября 2008 года. Решение в полном объеме изготовлено 14 октября 2008 года.

Судья                                                                                      В.В.Иванов