АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-2338/07-С15
05 февраля 2008 года
Резолютивная часть решения от 29 января 2008 г. Полный текст решения изготовлен 05 февраля 2008 года
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Белоусова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Белоусовым А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Корсаковский морской торговый порт» к администрации муниципального образования «Корсаковский район» о признании незаконными действий по отказу в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности и понуждении администрации переоформить право постоянного (бессрочного) пользования ОАО «Корсаковский морской торговый порт» на земельный участок площадью 701 кв.м. (кадастровый номер 65:04:00 00 038:0012) на право собственности,
при участии:
от ОАО «Корсаковский морской торговый порт» - ФИО1 по доверенности от 29.10.07 г.,
от администрации МО «Корсаковский район» - ФИО2 по доверенности от 20.12.07 г. № 03-10709,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Сахалинской области – ФИО3 по доверенности от 25.12.07 г. № 4507-06,
от комитета по управлению государственным имуществом по Сахалинской области - представитель не явился,
от Амурского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов – ФИО4 по доверенности от 28.12.07г. № 96,
У С Т А Н О В И Л :
Открытое акционерное общество «Корсаковский морской торговый порт» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования «Корсаковский район» (далее – администрация) по отказу в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности и обязании администрации произвести указанное переоформление.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что является собственником здания магазина Культмаг, расположенного на оспариваемой территории, и бессрочным пользователем земельного участка, находящегося под ним.
14.03.07 г. общество направило заявление в адрес администрации, в котором просило переоформить право бессрочного пользования на земельный участок на право собственности.
Администрация письмом от 13.04.07 г. № 09-2758 отказала в переоформлении, сославшись на п. 8 ст. 28 Федерального закона РФ от 21.12.01 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон № 178-ФЗ), указав, что нормами законодательства запрещено отчуждать участки в составе земель водоохранного назначения, и орган местного самоуправления не наделен полномочиями на принятие решений и совершение сделок по распоряжению государственными землями.
По мнению заявителя, данный отказ является неправомерным, поскольку запрет на отчуждение земельных участков водоохранного назначения распространяется только на способы приватизации, указанные в ст. 13 Закона №178-ФЗ, в то время как общество просит переоформить право бессрочного пользования на право собственности, что не входит в сферу регулирования данного закона.
Администрацией необоснованно отождествлены понятия «водоохранная зона» и «земля водоохранного назначения». В силу п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ водоохранная зона не является ограниченной в обороте, таким образом, может отчуждаться в собственность юридических и физических лиц.
С 03.06.06 г. земли водоохранных зон рек и водоемов исключены из перечня земель природоохранного значения в силу положений ст. 97 Земельного кодекса РФ, с учетом чего могут отчуждаться в частную собственность.
При этом, вопросы о принятии решений и совершения сделок в отношении данного земельного участка, входят в компетенцию органа местного самоуправления.
Тот факт, что рассматриваемая недвижимость является свободной в обороте, дополнительно подтверждается указанием в кадастровом плане земельного участка на его отнесение к землям населенных пунктов.
27.08.07 г. общество уточнило заявленные требования, просило суд признать недействительным решение администрации об отказе в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок на право собственности, понудив орган местного самоуправления произвести указанное переоформление в соответствии с Федеральным законом РФ от 25.10.01 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ».
Определениями суда 04.10.07 г. и 13.11.07 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Сахалинской области (далее – Росимущество), Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области (далее – комитет), Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (далее – Амурское БВУ).
В судебном заседании представитель общества настаивал на позиции, изложенной в заявлении и дополнениях к нему, считал, что письмо Амурского БВУ не может служить надлежащим доказательством нахождения земельного участка в водоохранной зоне. В имеющемся кадастровом плане участка данная территория отмечена как «земли поселений», в то время как в графе «земли водного фонда» стоит прочерк.
Администрация в отзыве и её представитель в судебном заседании с требованиями общества не согласились, указав, что орган местного самоуправления не обладает полномочиями в отношении распоряжения государственной собственностью.
Земельный участок находится в водоохранной зоне моря, что подтверждается письмом Амурского БВУ и не подлежит отчуждению в силу п. 8 ст. 28 Закона № 178-ФЗ.
При этом орган местного самоуправления указывал, что исходя из ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранные зоны имеют водоохранное значение, в связи с чем относятся к соответствующей категории земель.
Отчуждение как понятие включает в себя переоформление права бессрочного пользования на право собственности, вследствие чего, указанный случай подпадает под сферу регулирования Закона № 178-ФЗ.
Представитель Росимущества в судебном заседании и отзыве пояснила, что оспариваемая недвижимость не зарегистрирована в реестре федеральной собственности, имущества Российской Федерации, находящегося на спорном земельном участке, также не имеется.
Представитель Амурского БВУ поддержал позицию администрации, в обоснование изложенного сославшись на недопустимость приватизации земельных участков в составе земель водоохранного и санитарно-защитного назначения в соответствии с Законом № 178-ФЗ.
При этом Амурское БВУ указало, что в силу норм Земельного кодекса РФ указанный участок не относится к землям водного фонда, является водоохранной зоной, поскольку расположен в установленных законодательством границах.
Комитет, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения, в судебное заседание своих представителей не направил, в представленных в суд документах пояснял, что рассматриваемый участок расположен в водоохранной зоне.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенного отсутствующего участника процесса.
Заслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 17.02.04 г. серия 65-АА № 055581 общество на основании договора купли-продажи недвижимости от 23.10.00 г., зарегистрированного 04.12.00 г. за регистрационным номером № 65-04-1н/2000-1492, приобрело у Корсаковского районного потребительского общества 2-этажное здание магазина Культмаг, площадь 555,3 кв. м., инв. № 2479 литер А, подземная этажность 1, кадастровый (условный) номер 65:03:00:00:2479:15/А, расположенное по адресу: <...>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № 65-04-1Н/2000-149.
На основании постановления администрации от 07.06.01 г. № 447 обществу выдано свидетельство о государственной регистрации права от 08.08.01 г. серия 65 № 039868, согласно которому заявитель имеет право постоянного пользования земельного участка под магазином, с назначением земли городской застройки, площадью 701 кв. м., кадастровый номер 65:4:1:4:2:4, находящегося в <...>.
Заявитель с учетом наличия права собственности на объект недвижимости, расположенный на рассматриваемом земельном участке, обратился 12.03.07 г. с заявлением в администрацию о переоформлении в собственность земельного участка, находящегося под зданием магазина.
Письмом от 13.04.07 г. № 09-2758 администрация отказала в предоставлении в собственность данной территории, указав, что в соответствии с п. 8 ст. 65 Водного кодекса РФ земельный участок находится в границах водоохранной зоны Охотского моря, составляющей 500 метров, и согласно п. 8 ст. 28 Закона № 178-ФЗ не может быть отчужден в собственность юридических лиц. Орган местного самоуправления разъяснил право общества на обращение в администрацию за предоставлением данного участка в аренду.
Заявитель полагал данное решение администрации, изложенное в письме, недействительным, просил понудить орган местного самоуправления переоформить в собственность оспариваемый земельный участок.
Пунктом 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ установлено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного или муниципального имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. п. 5, 6 данной статьи Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Дополнительные условия приобретения права собственности на обозначенные земельные участки установлены Законом № 178-ФЗ, п.п. 1 п. 2 ст. 3 которого предусматривает, что действие указанного Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы. Пункт 8 ст. 28 названного Закона определяет, что отчуждению в соответствии с данным Законом не подлежат земельные участки в составе земель водоохранного и санитарно-защитного назначения.
Поскольку п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ и п. 8 ст. 28 Закона № 178-ФЗ регулируют одни и те же отношения и положения Закона, приняты во исполнение положений Кодекса, толкование приведенных положений позволяет прийти к выводу, что невозможность приватизации земельных участков в составе земель водоохранного и санитарно-защитного назначения в соответствии с Законом означает недопустимость приватизации таких земельных участков в порядке, предусмотренном ст. 36 Кодекса.
Пунктом 1 ст. 65 Водного кодекса РФ определено понятие водоохранных зон, согласно которому они установлены как территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Пункт 8 указанной статьи Кодекса установил, что ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
В соответствии с п. 14 данной статьи Кодекса на территориях поселений при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.
Как видно из материалов дела, представленной Амурским БВУ схемы земельного участка, материалов инвентаризации земель города Корсакова, оспариваемая территория расположена в 240 метрах от парапета набережной, что не оспаривается участниками процесса.
С учетом данного факта, а также вышеизложенных норм законодательства, рассматриваемый земельный участок входит в территорию водоохранной зоны Охотского моря, таким образом, в силу п. 8 ст. 28 Закона № 178-ФЗ не может быть передан в собственность юридического лица.
При этом отнесение в кадастровом плане земельного участка данной территории к землям поселений, а не к водному фонду, не может являться основанием для исключения недвижимости из категории водохранной зоны.
Нахождение земельного участка в населенном пункте не исключает его расположения в водоохранной зоне, что объективно подтверждается схемой инвентаризации земель г. Корсакова.
Статьей 102 Земельного кодекса РФ определено, что к землям водного фонда относятся земли:
1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
Данный земельный участок не отвечает условиям, установленным указанной статьей Кодекса, в связи с чем правомерно не отнесен к водному фонду. Вместе с тем, указанное обстоятельство не противоречит водоохранному назначению данной недвижимости согласно ст. 65 Водного кодекса РФ.
Суд полагает довод заявителя о нетождественности понятий «водоохранная зона» и «земли водоохранного назначения» не основанным на нормах права.
Несостоятельна также ссылка общества на невозможность применения Закона № 178-ФЗ к указанным правоотношениям, в связи с отсутствием приватизации, и понуждением администрации переоформления права постоянного пользования.
Статьей 1 Закона № 178-ФЗ определено понятие приватизации, под которой законодателем понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
С учетом изложенного, избранный обществом способ приобретения права собственности на земельный участок подпадает под установленное нормами права понятие приватизации.
При таких обстоятельствах суд считает обоснованным отказ администрации в выкупе земельного участка, не подлежащего отчуждению в силу вышеизложенных норм права.
Вместе с тем, суд полагает необоснованным утверждение администрации об отсутствии полномочий на распоряжение данным земельным участком, как объектом, не являющимся муниципальной собственностью.
Как следует из пояснений представителей Росимущества и комитета, материалов дела, оспариваемый земельный участок в настоящее время и на момент рассмотрения заявления общества о переоформлении права собственности не зарегистрирован в Реестрах государственной собственности Сахалинской области и федеральной собственности Российской Федерации.
В соответствии с 10 ст. 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.01 г. № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
При таких обстоятельствах суд признает администрацию надлежащим органом, уполномоченным осуществлять распоряжение оспариваемой недвижимостью.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, суд считает, что заявленные требования о признании недействительным решения, изложенного в письме от 13.04.07 г. №09-2578, об отказе в переоформления права постоянного (бессрочного) пользования общества на земельный участок и понуждении переоформлении являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Остальные доводы сторон на исход по делу не влияют.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований открытого акционерного общества «Корсаковский морской торговый порт» к администрации муниципального образования «Корсаковского района» о признании недействительным решения, изложенного в письме от 13 апреля 2007 года №09-2578, об отказе в переоформления права постоянного (бессрочного) пользования ОАО «Корсаковский морской торговый порт» на земельный участок площадью 701 кв.м. (кадастровый номер 65:04:00 00 038:0012) и понуждении администрации МО «Корсаковский район» переоформить право постоянного (бессрочного) пользования ОАО «Корсаковский морской торговый порт» на земельный участок площадью 701 кв.м. (кадастровый номер 65:04:00 00 038:0012) в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и Земельным кодексом Российской Федерации отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Сахалинской области в месячный срок со дня его принятия.
Судья А.И. Белоусов