ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-2362/13 от 01.08.2013 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно - Сахалинск Дело № А59 – 2362/2013

01 августа 2013 года

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи ДЖАВАШВИЛИ В.Н.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению индивидуального предпринимателя Пак Александра Чунгириевича к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 28.05.2013 № 64-13/133,

У С Т А Н О В И Л :

Индивидуальный предприниматель Пак Александр Чунгириевич (далее - ИП Пак А.Ч., заявитель) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области (далее – территориальное управление, административный орган) о назначении административного наказания № 64-13/133 от 28.05.2013 по части 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа 4 000 рублей.

В соответствии с положениями статей 226, 227 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) определением арбитражного суда от 07.06.2013 заявление принято к производству в порядке упрощенного производства.

Как следует из положений частей 5 и 6 статьи 228 АПК РФ, решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается на основании доказательств, представленных в течение установленных арбитражным судом сроков (пункт 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 62).

Рассмотрев заявление, отзыв, исследовав представленные документы, суд пришел к следующему выводу:

По результатам проведенной проверки на соблюдение требований валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования установлено, что ИП Пак А.Ч. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25. КоАП РФ, выразившееся в нарушении установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней.

По признакам указанного правонарушения территориальным управлением 07.05.2013 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования за № 64-13/133 в отношении ИП Пак А.Ч. по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.

24.05.2013 контролером-ревизором отдела валютного контроля территориального управления Буртылевой Ю.А. в отношении ИП Пак А.Ч. составлен протокол об административном правонарушении по части 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, из которого следует, что между предпринимателем (резидент) и фирмой «Daehan., CO., LTD. 203-31, Dongsan-ri, Hyeonnam-myeon, Yang Yang-dun, Kanhwon-do», Республика Корея (нерезидент) заключен контракт от 01.03.2012 № 3-01032012, предметом которого является купля-продажа маломерного судна «Alexander-3» из армированной стекловолоконной пластмассы, пластиковая коробка и фрахт. Общая стоимость контракта определена в размере 51 909,00 долларов США. Срок действия контракта определен до 31.12.2012 года.

В рамках данного контракта предприниматель 27 марта 2012 года оформил в уполномоченном банке – ФОАО «Дальневосточный банк «Сахалинский» – паспорт сделки № 12030007/0843/0007/2/0.

Во исполнение условий контракта предприниматель по декларации на товар № 10707030/120512/0003502 ввез на таможенную территорию Российской Федерации товар, стоимостью 1 000 долларов США.

Согласно отметке таможенного органа в декларации выпуск товара разрешен 14.05.2012.

Таким образом, исходя из требований пункта 2.4 Положения № 258-П, предпринимателю надлежало представить в уполномоченный банк документ, подтверждающий ввоз товара, вместе с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах не позднее 29.05.2012.

Однако фактически справка о подтверждающих документах представлена предпринимателем в уполномоченный банк только 17.12.2012 года, то есть с нарушением установленного срока на 202 дня.

По результатам рассмотрения протокола и других материалов дела об административном правонарушении № 64-13/133 руководителем территориального управления Колесниченко М.В. 28.05.2013 вынесено постановление о назначении административного наказания № 64-13/133, которым ИП Пак А.Ч. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным по тем основаниям, что событие административного правонарушения отсутствует. На день совершения правонарушения действовала Инструкция ЦБ РФ 01.06.2004 № 258-П, в связи с этим у административного органа отсутствовали основания для применения Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И, которая вступила в законную силу с 01.10.2012.

Частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней.

В соответствии с подпунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ) резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

В части 4 статьи 5 Закона № 173-ФЗ указано, что единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 Закона № 173-ФЗ Центральным банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и соответствующей информации установлен «Положением о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» утвержденным Банком России 01.06.2004 № 258-П (далее - Положением № 258-П).

В силу пункта 2.1 Положения № 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном названным Положением, представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).

Подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к названному Положению (пункт 2.2 Положения № 258-П).

Указанные в пункте 2.2 названного Положения документы представляются резидентом в уполномоченный банк в соответствии с требованиями, установленными частью 5 статьи 23 Закона № 173-ФЗ (пункт 2.3 Положения № 258-П).

Резидент представляет в уполномоченный банк документы, указанные в пункте 2.2 Положения, в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа «D»), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации (пункт 2.4 Положения № 258-П).

Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 10.12.2007 № 1950-У справка о подтверждающих документах, предусмотренная пунктом 2.2 Положения № 258-П, признана формой учета по валютным операциям, за несоблюдение сроков представления которой частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Суд не может принять довод заявителя о неправомерном применении административным органом Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И, действующей с 01.10.2012 в силу следующего.

Из текста определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования следует, что ДТ № 10707030/120512/0003502 (отметка таможенного органа в декларации - выпуск товара разрешен 14.05.2012) одновременно с оформленной справкой о подтверждающих документах в соответствии с п. п. 2.1, 2.2, 2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 г. № 258-П (действовавшего на момент совершения правонарушения) должна быть представлена в уполномоченный банк обществом в срок не позднее 29.05.2012.

Вместе с тем с 01.10.2012 вступила в силу Инструкция ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

В соответствии с названной Инструкции обязанность по представлению в уполномоченный банк ДТ № 10707030/120512/0003502 с оформленной справкой о подтверждающих документах должна была быть исполнена не позднее 04.06.2012.

В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

В данном случае, вступившая в законную силу Инструкция ЦБ РФ № 138-И от 04.06.2012 г., увеличивает сроки представления резидентом в банк ДТ № 10707030/120512/0003502 с оформленной справкой о подтверждающих документах с 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара, до 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

В рассматриваемом случае ИП Пак А.Ч. совершил административное правонарушение до вступления в силу Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 г. № 138-И.

Таким образом, Инструкция ЦБ РФ от 04.06.2012 г. № 138-И улучшает положение лица, в части сроков представления ДТ № 10707030/120512/0003502 со справкой о подтверждающих документах, по отношению к Положению ЦБ РФ от 01.06.2004 г. № 258-П, действовавшего до 01.10.2012, в связи с чем административный орган обоснованно применил ее положения к спорным правоотношениям.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что справка о подтверждающих документах заявителем в банк ПС одновременно с подтверждающими документами представлена с нарушением срока.

Судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о принятии ИП Пак А.Ч. каких-либо мер по надлежащему соблюдению указанных выше норм валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Изложенное свидетельствует о наличии в действиях ИП Пак А.Ч. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.

Поскольку состав правонарушения, предусмотренный частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, формальный, то основанием для привлечения к административной ответственности является сам факт нарушения установленных правил оформления паспорта сделки и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям вне зависимости от правовых последствий такого правонарушения.

Правонарушения, предусмотренные статьей 15.25 КоАП РФ, нарушают установленный порядок валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, обеспечивать стабильность внутреннего валютного рынка и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.

В соответствии с Законом № 173-ФЗ объектом охраны являются интересы государства в реализации единой государственной валютной политики, обеспечении устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ.

Соблюдение лицами - резидентами правил и требований, установленных валютным законодательством Российской Федерации, укрепляет государственный контроль за осуществлением валютных операций, а также перемещением товаров, оказанием услуг, выполнения работ и т.д. по внешнеторговым сделкам.

Таким образом, правонарушение посягает как на установленный государством в сфере валютного регулирования и валютного контроля порядок общественных отношений, так и на осуществление контрольных функций со стороны агентов валютного контроля.

Таким образом, оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.

Судом установлено отсутствие нарушений административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.

Обстоятельств, предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ не установлено.

Оспариваемым постановлением определен минимальный размер санкций, предусмотренный частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.

При указанных выше обстоятельствах, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требования индивидуального предпринимателя Пак Александра Чунгириевича к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 28.05.2013 № 64-13/133, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья В. Н. ДЖАВАШВИЛИ