АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-2873/2009
20 июля 2009 года
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Шестопал И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Шестопал И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению компании «Паркер Дриллинг Компани Истерн Хемисфир, Лтд.» к Сахалинской таможне об отмене постановлений от 07.05.2009 по делам об административных правонарушениях №№ 10707000-113/2009, 10707000-208/2009, 10707000-209/2009, 10707000-210/2009, 10707000-211/2009, 10707000-216/2009,
при участии:
от компании «Паркер Дриллинг Компани Истерн Хемисфир, Лтд.» - Кувыкина М.В. по доверенности от 25.06.2009,
от Сахалинской таможни – Учанина Ю.С. по доверенности от 30.12.2008 № 05-14/13720,
У С Т А Н О В И Л :
Компания «Паркер Дриллинг Компани Истерн Хемисфир, Лтд.» (далее – компания) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлениями к Сахалинской таможне (далее – таможенный орган, таможня) об отмене постановлений от 07.05.2009 по делам об административных правонарушениях №№ 10707000-113/2009, 10707000-208/2009, 10707000-209/2009, 10707000-210/2009, 10707000-211/2009, 10707000-216/2009, которыми компания признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.20 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере однократного размера стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, что составляет 2 279 рублей 09 копеек, 32 068 рублей 96 копеек, 11 661 рубль 44 копейки, 8 746 рублей 08 копеек, 2 915 рублей 36 копеек, 67 053 рублей 28 копеек. На компанию возложена оплата издержек в размере 9 120 рублей, 760 рублей, 760 рублей, 760 рублей, 760 рублей, 760 рублей соответственно за производство оценочной экспертизы.
Определением суда от 20.07.2009 возбужденные по заявлениям компании дела №№ А59-2873/2009, А59-2895/2009, А59-2896/2009. А59-2897/2009, А59-2898/2009, А59-2899/2009 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен № А59-2873/2009.
Сославшись на статью 2.9 КоАП РФ компания полагала возможным освободить ее от административной ответственности, поскольку фактические обстоятельства дела свидетельствуют о малозначительности совершенных ею правонарушений. Так, санитарно-эпидемиологическое заключение на спецодежду оформлено за 5 дней до подачи ГТД № 10707090/201008/0009539 и соответственно до факта выдачи спецодежды со склада компании; в действиях компании отсутствует умысел в несвоевременной подаче в таможенный орган копии санитарно-эпидемиологического заключения; на момент выдачи спецодежды со склада компания знала о наличии оформленного санитарно-эпидемиологического заключения и безопасности пользования спецодеждой; в действиях компании отсутствуют существенная угроза охраняемым общественным отношениям, социальная опасность, угроза причинения вреда личности, обществу или государству.
Компанией заявлены ходатайства о восстановлении срока подачи заявлений, мотивированные поздним получением представительством компании, расположенным в городе Южно-Сахалинске, сведений из головного офиса компании, находящегося в городе Хьюстон, США, об официальном получении оспариваемых постановлений таможенного органа.
В судебном заседании представитель компании просил суд признать постановления таможни от 07.05.2009 по делам об административных правонарушениях № 10707000-113/2009, 10707000-208/2009, 10707000-209/2009, 10707000-210/2009, 10707000-211/2009, 10707000-216/2009 незаконными и отменить по изложенным в заявлении основаниям. Указал, что компания факт совершения правонарушений признает, полагает, что процессуальных требований, установленных КоАП РФ, административным органом при производстве по делам об административных правонарушениях не допущено.
Таможенный орган в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании с требованиями компании не согласились и в их удовлетворении просили отказать. Считали, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Полагали, что освобождение от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ только лишь по тем основаниям, что самим деянием государству не причинены убытки, не нарушены его экономические интересы, отсутствует угроза охраняемым общественным отношениям, приведет к тому, что предусмотренные законодателем в части 1 статьи 16.20 КоАП РФ меры административной ответственности утратят всякую перспективу на их реальное применение. Указали, что при разрешении вопроса о привлечении компании к административной ответственности таможней было учтено, что компания ранее привлекалась к ответственности за совершение административного правонарушения в области таможенного дела.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 20.08.2008 в адрес представительства компании «Паркер Дриллинг Компани Истерн Хемисфир, Лтд.» в городе Южно-Сахалинске по коносаментам №№ FCGI004114-A; FSIMDHPUK0002613 поступил товар, оформленный по ГТД № 10707090/201008/0009539, в том числе товар № 8 – комбинезоны с нагрудниками и лямками текстильные, профессиональные, мужские из хлопчатобумажной пряжи утепленные, со светоотражающими полосками, различных размеров в количестве 73 штук, вес брутто 173 кг., вес нетто 159 кг., таможенной стоимостью 322 795 рублей 84 копейки, код товара по ТН ВЭД России 6211321000, изготовитель БУЛВАРК (товарный знак BULWARK, Мексика) и товар № 9 – куртки с капюшоном, текстильные, мужские, из хлопчатобумажной пряжи, утепленные, со светоотражающими полосками, различных размеров в количестве 100 штук, вес брутто 256 кг, вес нетто 235 кг, таможенной стоимостью 535 306 рублей 50 копеек, код товара ТНВЭД России 62001920000, изготовитель БУЛВАРК (товарный знак BULWARK, Мексика).
20.10.2008 в таможню от компании поступило заявление от 17.10.2009 №1097/10-08 об условном выпуске товара без санитарно-эпидемиологического заключения с обязательством представить его в течение 60 дней. До представления разрешительных документов компания обязалась хранить товар на складе БУ Ястреб (пгт. Ноглики, Чайво Кемп.), не передавать его третьим лицам, в том числе путем его продажи или отчуждения иным способом, а также не использовать (эксплуатировать, потреблять) в любой форме. За неисполнение данной обязанности компания предупреждена об ответственности, предусмотренной статьями 16.12. и 16.20 КоАП РФ.
20.10.2008 таможней осуществлен условный выпуск товара сроком до 19.12.2008. Снятие условного выпуска товара по состоянию на 02.02.2009 не осуществлялось, что подтверждается служебной запиской Южно-Сахалинского таможенного поста от 02.02.2009 № 46-К-20/193.
Письмом от 09.02.2009 № Н 0148/02-09 компания сообщила таможенному органу о том, что товары №№ 8, 9 ввезенные по ГДТ № 10707090/201008/0009539 находится на буровой установке 262, Охинский район, месторождение Одопту.
По результатам проведения таможенного контроля в форме осмотра склада компании, расположенного по адресу: месторождение Одопту, Охинский район, установлено наличие товара № 8 (комбинезоны) в количестве 11 штук и товара № 9 (куртки) в количестве 25 штук, о чем составлен акт осмотра помещений и территорий от 10.02.2009 №10707000/100209/А0005/00.
24.03.2009 таможней проведена специальная таможенная ревизия компании по вопросу соблюдения запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в отношении товаров №№ 8 и 9 ГТД №10707090/201008/0009539. Проверяемый период с 20.10.2008 по 10.02.2009.
Согласно бухгалтерским документам, представленным компанией по требованию таможни о предоставлении документов и сведений от 25.02.2009, компанией в период с 08.12.2008 по 17.01.2009 произведена фактическая выдача в эксплуатацию товаров №№ 8 и 9, ввезенных и оформленных по ГТД №10707090/201008/0009539 до момента представления таможенным брокером ООО «Евразия Кастомс Сервис» в таможенный орган санитарно-эпидемиологического заключения – 26.01.2009. Так, в соответствии с актом на списание товарно-материальных ценностей от 14.12.2008 № AR1-000715-A компанией произведена выдача в пользование одной единицы товара № 8 – комбинезон с нагрудником и лямками текстильный, профессиональный, мужской из хлопчатобумажной пряжи утепленный, со светоотражающими полосками, изготовитель БУЛВАРК (товарный знак BULWARK, Мексика); в соответствии с актом на списание товарно-материальных ценностей от 18.12.2008 № АR1-000725-А компанией произведена выдача в пользование 11 (одиннадцати) единиц товара № 9 – куртки с капюшоном, текстильные, мужские, из хлопчатобумажной пряжи, утепленные, со светоотражающими полосками, изготовитель БУЛВАРК (товарный знак BULWARK, Мексика); в соответствие с актом на списание товарно-материальных ценностей от 20.12.2008 № АR1-000727-А компанией произведена выдача в пользование 4 (четырех) единиц товара № 9; в соответствие с актом на списание товарно-материальных ценностей от 21.12.2008 № АR1-000728-А компанией произведена выдача в пользование 3 (трех) единиц товара № 9; в соответствие с актом на списание товарно-материальных ценностей от 26.12.2008 № АR1-000732-А компанией произведена выдача в пользование 1 (одной) единицы товара № 9; в соответствие с актом на списание товарно-материальных ценностей от 15.01.2009 № АR1-000750-А компанией произведена выдача в пользование 23 (двадцати трех) единиц товара № 9.
По данным фактам таможней 24.04.2009 составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 16.20 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых, а также иных материалов административного производства, таможенным органом вынесены постановления от 07.05.2009 по делам об административных правонарушениях №№ 10707000-113/2009, 10707000-208/2009, 10707000-209/2009, 10707000-210/2009, 10707000-211/2009, 10707000-216/2009, которыми компания признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.20 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере однократного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, что составляет 2 279 рублей 09 копеек, 32 068 рублей 96 копеек, 11 661 рубль 44 копейки, 8 746 рублей 08 копеек, 2 915 рублей 36 копеек, 67 053 рубля 28 копеек. На компанию возложена оплата издержек в размере 9 120 рублей, 760 рублей, 760 рублей, 760 рублей, 760 рублей, 760 рублей соответственно за производство оценочной экспертизы.
Полагая возможным освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения, компания обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. При этом, сам факт допущенного правонарушения признала, с соблюдением таможенным органом порядка производства по делу об административном правонарушении согласилась.
Пунктом 2 статьи 131 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) установлено, что при декларировании товаров представляются разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Указанная продукция допускается к ввозу на территорию Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам.
Федеральной таможенной службой утвержден список товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации при таможенном оформлении (письмо ФТС от 27.03.2008 № 01-11/11534).
Согласно пунктам 2, 3 статьи 151 ТК РФ товары, выпуск которых осуществлен таможенными органами без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме. Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров.
Условный выпуск товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и подлежащих государственному санитарно-карантинному контролю, без представления санитарно-эпидемиологических заключений в целях обеспечения соблюдения положений статей 61, 151, 152, пунктов 1, 4, 5 статьи 153 ТК РФ осуществляется в соответствии с приказом ФТС РФ от 22.11.2006 № 1212 «Об утверждении порядка таможенного оформления отдельных видов товаров, в отношении которых осуществляется условный выпуск» (зарегистрирован в Минюсте РФ 19.12.2006 № 8635). Условный выпуск таких товаров производится по решению начальника таможни, либо уполномоченным им лицом, с учетом положений статьи 16 Закона № 52-ФЗ.
В соответствии со статьей 164 ТК РФ товары приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Факты, выразившиеся в распоряжении компанией условно выпущенными товарами по ГТД № 10707090/201008/0009539, путем выдачи их в пользование, без предоставления сведений и документов (санитарно-эпидемиологического заключения), подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, судом установлены, подтверждаются материалам дела и представителем компании в судебном заседании признаются.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии у таможенного органа правовых оснований для привлечения компании к административной ответственности по части 1 статьи 16.20 КоАП РФ, поскольку статьей 2.1 КоАП РФ в качестве одного из субъектов административного правонарушения признается юридическое лицо. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные факты правонарушений свидетельствуют о том, что компанией не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению норм и правил, регулирующих спорные правоотношения.
Исследовав установленный КоАП РФ порядок возбуждения дела об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного производства, суд не находит нарушений, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В то же время, статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Кодекс не содержит исключений применения данной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценив обстоятельства совершенных компанией административных правонарушений, степень вины организации, суд приходит к выводу, что совершенные заявителем административные правонарушения не представляют существенной угрозы отношениям в сфере таможенного оформления.
При этом суд учитывает, что санитарно-эпидемиологическое заключение № 77. 01. 16. 851. П. 087073. 10. 08 оформлено 15.10.2008 – за 5 дней до подачи ГТД №10707090/201008/0009539 и соответственно до факта выдачи товаров №№ 8, 9 со склада компании; названное заключение представлено в таможенный орган таможенным брокером ООО «Евразия Кастомс Сервис» 26.01.2009; на момент выдачи товаров №№ 8, 9 со склада, компания знала о наличии оформленного санитарно-эпидемиологического заключения и безопасности пользования товарами №№ 8, 9; в действиях компании отсутствуют существенная угроза охраняемым общественным отношениям, социальная опасность, угроза причинения вреда личности, обществу или государству; все выданные компанией в пользование товары входят в состав товаров №№ 8, 9, ввезенных на территорию Российской Федерации и оформленного по ГТД №10707090/201008/0009539.
Таким образом, принимая во внимание изложенные обстоятельства, отсутствие вредных последствий совершенного компанией правонарушения и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, исходя из конституционных принципов дифференцированности, справедливости и соразмерности наказания выявленному нарушению, суд приходит к выводу о малозначительности совершенного компанией административного правонарушения.
Довод таможенного органа, что освобождение компании от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ невозможно ввиду состоявшегося ранее факта привлечения компании к ответственности за совершение административного правонарушения в области таможенного дела, судом не принимается, поскольку в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что на момент совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 16.20 КоАП РФ 08.12.2008 компания не подвергалась административному наказанию по смыслу приведенной нормы статьи 4.3 Кодекса, что прямо следует из самого постановления от 20.04.2009 по делу об административном правонарушении № 10707000-114/2009.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 17 вышеуказанного постановления Пленума, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
На основании изложенного оспариваемое компанией постановление подлежит признанию незаконным и отмене.
Остальные доводы участников процесса на исход по делу не влияют.
В силу части 3 статьи 24.7 КоАП РФ возложенные на компанию издержки в размере 9 120 рублей, 760 рублей, 760 рублей, 760 рублей, 760 рублей, 760 рублей по делам об административных правонарушениях №№ 10707000-113/2009 10707000-208/2009, 10707000-209/2009, 10707000-210/2009, 10707000-211/2009, 10707000-216/2009 за производство оценочной экспертизы относятся на счет федерального бюджета.
Компанией представлены в суд ходатайства о восстановлении пропуска срока на подачу заявлений. Суд находит причины пропуска срока заявителем уважительными и, учитывая небольшой срок, прошедший после истечения 10-дневного срока на подачу заявления в суд с момента получения компанией копий оспариваемых постановлений, удовлетворяет ходатайства о восстановлении срока на подачу заявлений в суд.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Восстановить компании «Паркер Дриллинг Компани Истерн Хемисфир, Лтд.» срок подачи заявлений об оспаривании постановлений Сахалинской таможни о привлечении к административной ответственности.
Постановления Сахалинской таможни от 07.05.2009 по делам об административных правонарушениях № 10707000-113/2009, 10707000-208/2009, 10707000-209/2009, 10707000-210/2009, 10707000-211/2009, 10707000-216/2009 о привлечении компании «Паркер Дриллинг Компани Истерн Хемисфир, Лтд.» к административной ответственности по части 1 статьи 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконными и отменить.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья И.Н. Шестопал