ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-2939/15 от 19.08.2015 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  САХАЛИНСКОЙ  ОБЛАСТИ

Коммунистический проспект, 28, г. Южно-Сахалинск, 693024

тел./факс 460-945, http://sakhalin.arbitr.ru, info@sakhalin.arbitr.ru

Именем  Российской  Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Южно-Сахалинск                                                  Дело № А59-2939/2015

19 августа 2015 года

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Орифовой В.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Территориального отделения надзорной деятельности Ногликского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Сахалинской области к обществу с ограниченной ответственностью «Империя Строительства» (ОГРН 1146517000090, ИНН 6513003689)  о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное отделение надзорной деятельности Ногликского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Сахалинской области (далее – территориальное отделение, заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Империя Строительства» (далее – общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением суда от 29.06.2015 заявление принято, возбуждено производство по делу, определено рассмотреть дело в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

О принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства лица территориальное отделение и общество, извещены надлежащим образом.

В обоснование заявленного требования указано, что 09.06.2015 сотрудниками  территориального отделения в ходе проведения внеплановой проверки по исполнению НГУП «Дорожник» ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности на объектах защиты по адресу: <...>, выявлен факт осуществления ООО «Империя Строительства» предпринимательской деятельности по монтажу противопожарного водоснабжения на основании договора от 14.04.2015 № 29/15 без лицензии на осуществление данного вида деятельности. По данному факту заявителем в отношении ООО «Империя Строительства» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением о привлечении общества к административной ответственности.

Общество отзыв на заявление не представило, своею позицию относительно предъявленного требования не выразило.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ общество с ограниченной ответственностью «Империя строительства» зарегистрировано в качестве юридического лица 21.03.2014 Межрайонной ИФНС России № 4 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1146517000090, при постановке на налоговый учет присвоен ИНН <***>.

Как следует из материалов дела, Территориальным отделением надзорной деятельности Ногликского района на основании распоряжения  от 04.06.2015 № 53 с целью контроля исполнения предписания об устранении нарушений требований  пожарной безопасности от 21.07.2014 № 68/1/39 проведена внеплановая выездная проверка  в отношении НГУП «Дорожник» на объектах защиты по адресу: <...>, на которых указанное общество осуществляет деятельность.

В ходе проверки, результаты которой оформлены актом № 53 от 09.06.2015, установлено, что предписание указанным обществом выполнено в полном объеме, вместе с тем, административным органом выявлено, работы по монтажу противопожарного водоснабжения (наружных водопроводных сетей с пожарными гидрантами) на территории производственной базы НГУП «Дорожник» были выполнены  20.05.2015 ООО «Империя Строительства»  на основании заключенного  с НГУП «Дорожник» договора от 14.04.2015 № 29/15. Между тем, лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в нарушение  пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225 ООО «Империя Строительства» не имеет.

Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФврио главного государственного инспектора Ноглигского района  по пожарному надзору составлен протокол об административном правонарушении № 57 от 19.06.2015.

На основании статьи 23.1 КоАП РФ материалы об административном правонарушении переданы по подведомственности на рассмотрение в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна),  влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Исходя из диспозиции данной нормы, объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности без соответствующего разрешения (лицензии).

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, которая в силу закона требует наличия специального разрешения (лицензии).

Виды деятельности, для осуществления которых необходимо получить разрешение (лицензию), установлены в Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 2 указанного Федерального закона лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Закон № 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Из пункта 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ следует, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями определен Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225  (далее – Положение № 1225).

Из пункта 3 данного Положения о лицензировании следует, что лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению.

Данным приложением установлен Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в который входит, в частности, монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (пункт 3 Приложения).

Из анализа пункта 1 части 2 статьи 68 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» следует, что наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами относятся к источникам наружного противопожарного водоснабжения.

Согласно пункту 10 Положения о лицензировании при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места выполнения работ и оказания услуг и (или) выполнять новые работы и оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность, не указанные в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и (или) работы и услуги, которые лицензиат намерен выполнять и оказывать.

Следовательно, на осуществление  деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, у общества должна быть лицензия.

Материалами дела подтверждается, что между ООО «Империя Строительства» (подрядчик) и НГУП «Дорожник» (заказчик) заключен договор № 29/15 от 14.04.2015, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство  в обусловленные заказчиком сроки произвести выполнение работ по установке подземного пожарного гидранта (монтирование подставки, установка вертикальной стойки гидранта, строительство и утепление тепловой камеры) на производственной базе НГУП «Дорожник» в соответствии со строительными нормами и правилами, техническим заданием, а заказчик – принять и оплатить работы на условиях, установленных настоящим договором (далее – договор). Общая стоимость работ согласно пункту 2.1 договора составила 386 524 рубля.

Согласно письму начальника НГУП «Дорожник» ФИО1 от 10 июня 2015 года № 359, авансовый платеж в размере 194 000 рублей по договору № 29/15 от 14.04.2015 был произведен обществу 10.04.2015 по платежному поручению № 203 от 10.04.2015, оставшуюся сумму планировалось выплатить в июле 2015 года.

20.05.2015 между сторонами указанного договора подписаны акт № 1 о приемки выполненных работ за май 2015,  акт испытания трубопроводов, акты освидетельствования скрытых работ,  справка о стоимости выполненных работ и затрат № 1, из которых следует, что 20.05.2015  обществом согласно договору выполнены работы по установке подземного пожарного гидранта на НГУП «Дорожник».

Факт того, что установленный пожарный гидрант относится к источникам противопожарного водоснабжения, подтверждается имеющимися в материалах дела паспортом изделия от 01.03.2013 и сертификатом соответствия от 20.04.2012.

На момент выполнения указанных работ общество не имело соответствующей лицензии.

Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается факт осуществления обществом деятельности  по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения и их элементов, без специального разрешения (лицензии), что свидетельствует о наличии в действиях общества  события вменяемого административного правонарушения.

Доказательства, исключающие возможность общества соблюсти правила, за нарушение которых указанной нормой предусмотрена административная ответственность, в том числе вследствие чрезвычайных, объективно непреодолимых обстоятельств и других непредвиденных препятствий, находящихся вне его контроля, материалы дела не содержат.

Вступая в правоотношения, регулируемые приведенными выше нормами права, общество должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из данных норм права, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований закона.

Оценивая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в действиях ООО «Империя Строительства»  содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Судом проверен порядок соблюдения производства по делу об административном правонарушении, нарушений процессуальных требований со стороны территориального отделения не выявлено.  Протокол об административном правонарушении составлен  уполномоченным должностным лицом с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.

Оснований для применения статьи 2.9. КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным, исходя из обстоятельств совершения административного правонарушения, судом не усматривается.

При таких обстоятельствах и имеющихся в деле доказательств суд привлекает общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Доказательств наличия обстоятельств, смягчающих административную ответственность, материалы дела не содержат.

Согласно статье 4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются, в том числе, повторное совершение однородного административного правонарушения.

Из представленного в материалы дела решения Арбитражного суда Сахалинской области от 05 мая 2015 года по делу №А59-957/2015 следует, что общество привлекалось  к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

При назначении наказания суд учитывает в качестве отягчающего обстоятельства тот факт, что рассматриваемое в рамках настоящего дела административное правонарушение, как однородное вмененному согласно указанному выше решению суда, обществом совершено повторно.

Принимая во внимание изложенное, суд назначает обществу наказание в виде административного штрафа в максимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, что обеспечит фактическую реализацию целей административного наказания.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

Р Е Ш И Л :

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Империя строительства», зарегистрированное в качестве юридического лица 21.03.2014 Межрайонной ИФНС России № 4 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1146517000090 (ИНН <***>), расположенное по адресу: 694450, Сахалинская область, Ногликский район, пгт. Ноглики, переулок Школьный, 8Б офис 16, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50 000 рублей, который подлежит перечислению по следующим реквизитам: получатель – УФК по Сахалинской области (ГУ МЧС по Сахалинской области), ИНН <***>, КПП 650101001, БИК 046401001, ОКТМО 64732000, р/с <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области, КБК 17711601000016000140, л/с <***>, назначение платежа – денежные взыскания (штрафы) за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу.

Лицу, привлеченному к административной ответственности, предлагается представить в арбитражный суд документ, свидетельствующий об оплате штрафа.

В случае, если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда сведения об уплате административного штрафа в добровольном порядке не будут представлены в суд, настоящее решение на основании статьи 32.2 КоАП РФ будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа в принудительном порядке. При этом, лицу привлеченному к административной ответственности разъясняется, что неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Судья                                                                                        В.С. Орифова