ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-3007/20 от 17.12.2020 АС Сахалинской области

Арбитражный суд Сахалинской области

Коммунистический проспект, дом 28, Южно-Сахалинск, 693024,

www.sakhalin.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

город Южно-Сахалинск

24 декабря 2020 года

Дело № А59-3007/2020

Резолютивная часть оглашена 17.12.2020, решение в полном объеме изготовлено 24.12.2020.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Кучкиной С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Очировой Л.П.,  рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Холмскому району Сахалинской области (межрайонное) (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к муниципальному унитарному предприятию «Невельские коммунальные сети» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании ущерба, причиненного в результате несвоевременного представления индивидуальных сведений, повлекших переплату пенсии,

третьи лица ФИО1, ФИО2, ФИО3,

в отсутствие сторон,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное учреждение –  Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Холмскому району Сахалинской области (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Невельские коммунальные сети» (далее – ответчик) о взыскании ущерба в размере 18 121,72 руб., причиненного в результате несвоевременного представления индивидуальных сведений, повлекших переплату пенсии ФИО1, ФИО2, ФИО3

Определением суда от 19.06.2020 указанное заявление принято и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Третьими лицами к участию в деле привлечены ФИО1, ФИО2, ФИО3.

20.07.2020 ответчиком представлен отзыв, с иском не согласен.

Истцом 20.07.2020 представлено дополнение и ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.

18.08.2020 суд определил рассмотреть дело по общим правилам искового производства, предварительное судебное заседание назначено на 30.09.2020.

Далее судебное разбирательство откладывалось ввиду  необходимости представления истцом дополнительных доказательств.

В судебное заседание 10.12.2020 истец, ответчик и третьи лица не явились, извещены надлежаще в порядке статей 121-123 АПК РФ. От истца в материалы дела поступили дополнения.

В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 17.12.2020, информация о котором размещена на официальном сайте суда.

После перерыва дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лица на основании ст. 156 АПК РФ.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что ФИО1, ФИО2, ФИО3 являются получателями пенсии по старости на общих основаниях, одновременно продолжая трудовую деятельность в Муниципальном унитарном предприятии «Невельские коммунальные сети», которое является страхователем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ).

Страхователем персонифицированные сведения по форме СЗВ-М за июнь 2018 года представлены 03.07.2018, за июль – 09.08.2018, за август – 03.09.2028, за сентябрь – 03.10.2020, за октябрь – 08.11.2018.

При этом в формах за июнь, август и сентябрь 2018 года, своевременно представленных в Пенсионный фонд, отсутствовали сведения о работе ФИО1, ФИО2, ФИО3

Дополняющие формы, содержащие информацию о работе данных лиц в июне, августе и сентябре были представлены в Пенсионный Фонд 28.02.2019.

На основании несвоевременно представленных Предприятием сведений персонифицированного учета за июнь, август, сентябрь 2018 года Управлением выявлен факт излишне выплаченной пенсии в период с 01.06.2018 по 31.03.2019 ФИО1 – 4 496,34 руб., ФИО2 – 7 354,14 руб., ФИО3 – 6 271,24 руб.

23.04.2019 Управлением вынесены решения №№ 156/19, 155/19, 154/19 об обнаружении ошибок, допущенных при установлении (выплате) пенсии, которыми установлено, что за период с 01.06.2018 по 31.03.2019 пенсия третьим лицам необоснованно выплачивалась в завышенном размере.

Полагая, что по причине ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности в части представления индивидуальных сведений персонифицированного учета в отношении работников, последним причинен ущерб в общей сумме 18 121,72 руб.  в результате выплаты пенсий пенсионерам в завышенном размере (с учетом индексаций) как неработающим пенсионерам, Управление обратилось к МУП «Невельские коммунальные сети» с претензиями, содержащими требования о погашении переплаты страховой пенсии, возникшей по вине работодателя. Оставление претензий без ответа и удовлетворения послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В статье 26.1 Закона № 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ).

Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (часть 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

В части 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (часть 8 статьи 26.1 ФЗ № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 9 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации», решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 настоящей статьи.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 885н утверждены «Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии».

Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона № 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.

При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).

В свою очередь, частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Из содержания указанных норм права следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения. Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно статье 1064 ГК РФ для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как: наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.

Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

По утверждению истца, ответчиком причинен ущерб в результате выплаты пенсии третьим лицам в завышенном размере за период с 01.06.2018 по 31.03.2019 в связи с представлением Предприятием недостоверных сведений по форме СВЗ-М (исх.) за июнь 2018 года (03.07.2018), август 2018 года (03.09.2018) и сентябрь 2018 года (03.10.2018) о том, что указанные лица не являлись работниками МУП «Невельские коммунальные сети». Пенсионный фонд узнал о работе пенсионеров только 28.02.2019 (в связи с подачей Предприятием дополняющей формы СВЗ-М за июнь, август, сентябрь 2018 года).

Вместе с тем, как установлено судом и следует из представленных сторонами документов, за июль и октябрь 2018 года и в последующие месяцы по март 2019 года МУП «Невельские коммунальные сети» своевременно представляло сведения персонифицированного учета в отношении третьих лиц.

Учитывая вышеуказанные положения статьи 26.1 Закона №400-ФЗ и Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 885н, не получив сведений о работе в июне 2018 пенсионеров ФИО1, ФИО2, ФИО3 (должны были быть представлены до 15.07.2018), пенсионный фонд должен был принять решение о выплате повышенного размер пенсии в августе 2018 года.

Кроме того, при принятии решения о выплате повышенного размера пенсии, истец должен был учесть наличие сведений о работе третьих лиц в июле 2018 года, представленные 09.08.2018.

Таким образом, значимым обстоятельством для установления наличия в действиях (бездействии) ответчика вины в начислении пенсионным органом повышенного размера пенсии указанным работникам ответчика, является дата принятия пенсионным органом решения об установлении данным лицам доплат как неработающим пенсионерам.

Судом неоднократно предлагалось истцу представить их решения о назначении спорных выплат с указанием сведений о дате их принятия, однако такие решения истцом так суду и не представлены, по пояснениям истца, оформленным телефонограммой, у них данные решения отсутствуют.

Таким образом, при отсутствии решений о выплате повышенного размера пенсии как неработающим пенсионерам, судом не может быть проверено наличие основания для установления истцом спорных выплат, как связанных с неисполнением ответчиком его обязанностей по своевременному предоставлению сведений о персонифицированном учете застрахованных лиц.

Также, поскольку такое решение должно было быть принято в августе 2018, суд находит, что истец имел возможность проверить сведения о работе данных пенсионеров исходя из отчетности, представленной ответчиком за июль 2018 (представлена 09.08.2018), что последним сделано не было и, соответственно, повлекло назначение необоснованного размера пенсии данным лицам как неработающим пенсионерам.

Истцом доказательств отсутствия ими возможности узнать о факте работе данных пенсионеров на момент принятия ими решения о назначении повышенных выплат как неработающим пенсионерам суду не представлено, тогда как данные документы (решения пенсионного органа) являются внутренними документами истца, у ответчика они отсутствуют.

Далее, проводя анализ сведений за август, сентябрь и последующие месяцы, пенсионным фондом также должны были быть приняты решения об установлении повышенного размера пенсии, либо пересмотрены ранее принятые решения, однако сведений о наличии таких решений не имеется.

Кроме того, истец, получив сведения о работниках в ноябре 2018 года, должен был принять решения в декабре 2018 года о пересмотре ранее принятых решений по увеличению размера пенсии, и с января 2019 года прекратить данные выплаты, что им также не было сделано.

Получение сведений за июль 2018 и октябрь 2018 года позволяло Пенсионному фонду осуществить при должном контроле выплаты работающим пенсионерам за спорный период без учета повышений.

Представленные 10.12.2020 истцом распоряжения о перерасчете размера пенсий, принятые 26.07.2018, и решения о выплатах от 26.07.2018 не имеют какого-либо значения для рассмотрения дела, поскольку они были приняты в соответствии с пп.1 п.1 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (при принятии учитывались сведения о работе пенсионеров в мае 2018 года).

Таким образом, вина ответчика и причинно-следственная связь между несвоевременным представлением последним сведений о застрахованных лицах и фактами излишнего начисления и необоснованных выплат работающим пенсионерам страховых пенсий за период с июня 2018 по март 2019 года отсутствует.

С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для взыскания заявленных истцом сумм с ответчика в виду недоказанности истцом причинно-следственной связи между бездействием ответчика и установлением третьим лицам повышенного размера пенсий в спорном периоде.

Поскольку пенсионный орган освобожден от уплаты государственной  пошлины, то вопрос об уплате государственной пошлины в бюджет судом не разрешается.

Руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного  процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р  Е  Ш  И  Л:

Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Холмскому району Сахалинской области (межрайонное) в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья

С.В. Кучкина