АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А 59- 4125/2013
«18» декабря 2013 года
Резолютивная часть решения суда объявлена в судебном заседании 11 декабря 2013 года. Полный текст решения изготовлен 18 декабря 2013 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Белова А.С. при ведении протокола судебного заседания секретарем Котельниковой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Военного комиссариата Сахалинской области (ИНН <***>; ОГРН <***>)
к Федеральному бюджетному учреждению Войсковая часть 35390 (ИНН <***>; ОГРН <***>) о взыскании 213 750 руб. 38 коп. переплаченной пенсии,
Третьи лица: Управление финансового обеспечения МО РФ по Сахалинской области, ФИО1, ФИО2, ФИО3
При участии:
От истца – ФИО4 по доверенности № 129 от 13.05.2013.
От ответчика – ФИО5 по доверенности № 1576 от 05.12.2013.
От третьих лиц – не явились.
У С Т А Н О В И Л:
Военный комиссариат Сахалинской области (далее Военкомат) обратился в суд с иском к войсковой части 35390 (далее ВЧ 35390) о взыскании с Военкомата суммы пенсий незаконном переплаченных военнослужащим ФИО1, ФИО2 и ФИО3, которые приказами командира ВЧ 35390 были исключены из списков ВЧ (соответственно ФИО1 с 02.09.2010 года, ФИО3 с 08.03.2011, ФИО2 с 11.11.2010) и уволены в запас.
На основании заявлений указанным военнослужащим были назначены пенсии от Министерства обороны Российской Федерации за выслугу лет.
Впоследствии в соответствии с Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Дальневосточного окружного военного суда от 13 января 2011 года приказ командира ВЧ 35390 № 170 от 17.08.2010 в части увольнения ФИО1 с военной службы признан незаконным и недействующим с момента издания, ФИО1 был восстановлен статус военнослужащего и он был обеспечен всеми видами довольствия, в том числе и денежным.
Аналогичным образом решением Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 19 мая 2011 года приказ командира ВЧ 35390 № 32 от 11 февраля 2011 года в части увольнения ФИО3 был признан незаконным и недействующим с момента издания. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Дальневосточного окружного военного суда от 10 марта 2011 приказ командира ВЧ 35390 № 204 от 23 сентября 2010 года, в части увольнения ФИО2 с военной службы был признан незаконным и недействующим с момента его издания.
В настоящее время указанные военнослужащие проходят военную службу в ВЧ 35390 и получают денежное довольствие за счет средств федерального бюджета.
Учитывая, что Военкоматом была произведена выплата пенсий ФИО1 с 03.09.2010 по 30.04.2011 в сумме 73 319 руб. 86 коп., ФИО3 с 03.09.2011 по 30.11.2011 в сумме 63 667 руб. 52 коп., ФИО2 с 12.11.2010 по 30.08.2011 в сумме 76 763 руб., однако при этом за указанный период данным лицам было выплачено и денежное довольствие, Военкомат обратился в суд с указанным иском о взыскании в ВЧ 35390 суммы переплаченных пенсий в общем размере 213 750 руб. 38 коп. переплаченной пенсии.
При этом Военкомат указал, что в добровольном порядке суммы переплаченных пенсий военнослужащими возвращены не были, решениями Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 21.06.2013, от 04.03.2013 и от 11.07.2013 отказано в удовлетворении исков Военкомата в военнослужащим ФИО1, ФИО3 и ФИО2 о взыскании с последних указанных выше сумм переплаченных пенсий.
Определениями суда от 10.10.2013 и от 07.11.2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление финансового обеспечения МО РФ по Сахалинской области, ФИО1, ФИО2, ФИО3
В письменном отзыве на иск ответчик требований истца не признал, указав, что Военкомат не является надлежащим истцом по делу, поскольку главным распорядителем денежных средств, в том числе предназначенных для выплаты пенсий является Министерство обороны РФ, которое и может обращаться с указанным иском.
Полагал, что взыскание перечисленной суммы пенсий с ВЧ повлечет лишь последующее перераспределение взысканных денежных средств в соответствующем бюджете.
Управление финансового обеспечения МО РФ по Сахалинской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в письменном отзыве на иск также указало, что состоявшими судебными актами военных судов была установлена вина ВЧ 35390 в незаконном издании приказов об увольнении в запас военнослужащих.
Третьи лица ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени слушания дела надлежащим образом, ходатайств не заявили.
В судебном заседании представители истца и ответчика заявленные исковые требования и возражения на них поддержали, дав по ним пояснения.
Выслушав представителя истца и ответчика исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее Закон от 12.02.1993 № 4468-1) лицам, указанным в ст.1 Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
Из материалов дела судом установлено, что приказами командира ВЧ 35390 были исключены из списков ВЧ и уволены в запас военнослужащие ФИО1 с 02.09.2010 года, ФИО3 с 08.03.2011, ФИО2 с 11.11.2010.
На основании заявлений военнослужащих ФИО1 ФИО3 и ФИО2 были назначены пенсии от Министерства обороны Российской Федерации за выслугу лет.
Впоследствии в соответствии с Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Дальневосточного окружного военного суда от 13 января 2011 года приказ командира ВЧ 35390 № 170 от 17.08.2010 в части увольнения ФИО1 с военной службы признан незаконным и недействующим с момента издания, ФИО1 был восстановлен статус военнослужащего и он был обеспечен всеми видами довольствия, в том числе и денежным.
Аналогичным образом решением Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 19 мая 2011 года приказ командира ВЧ 35390 № 32 от 11 февраля 2011 года в части увольнения ФИО3 был признан незаконным и недействующим с момента издания. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Дальневосточного окружного военного суда от 10 марта 2011 приказ командира ВЧ 35390 № 204 от 23 сентября 2010 года, в части увольнения ФИО2 с военной службы был признан незаконным и недействующим с момента его издания.
В настоящее время указанные военнослужащие проходят военную службу в ВЧ 35390 и получают денежное довольствие за счет средств федерального бюджета.
Учитывая, что Военкоматом была произведена выплата пенсий ФИО1 с 03.09.2010 по 30.04.2011 в сумме 73 319 руб. 86 коп., ФИО3 с 03.09.2011 по 30.11.2011 в сумме 63 667 руб. 52 коп., ФИО2 с 12.11.2010 по 30.08.2011 в сумме 76 763 руб., однако при этом за указанный период данным лицам было выплачено и денежное довольствие, Военкомат обратился в суд с указанным иском о взыскании в ВЧ 35390 суммы переплаченных пенсий в общем размере 213 750 руб. 38 коп. переплаченной пенсии.
При этом судом установлено что в добровольном порядке суммы переплаченных пенсий военнослужащими возвращены не были, что подтверждается представленными в материалы дела заявлениями военнослужащих.
Кроме того, решениями Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 21.06.2013, от 04.03.2013 и от 11.07.2013 отказано в удовлетворении исков Военкомата в военнослужащим ФИО1, ФИО3 и ФИО2 о взыскании с последних указанных выше сумм переплаченных пенсий.
По смыслу части 2 статьи 6 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 о пенсионном обеспечении пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает одновременного получения пенсии за выслугу лет и довольствия в связи с прохождением военной службы.
Факт выплаты Военкоматом пенсий в указанном в иске размере сторонами не оспаривается и подтверждается представленным в материалы дела расчетом.
При указанных выше обстоятельствах, с учетом состоявшихся указанных выше судебных актов военных судов, которыми установлена вина ВЧ № 35390 в издании незаконных приказов об увольнении в военной службы ФИО1, ФИО2, ФИО3 и которые в силу части 3 статьи 69 АПК РФ являются обязательными для арбитражного суда по вопросу об обстоятельствах, установленных указанными решениями и имеющими отношение к лицам, участвующим в деле суд находит доводы истца о причинении ему ущерба обоснованными.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Суд находит довод ответчика об отсутствии у Военного комиссариата Сахалинской области полномочий на возмещение ущерба несостоятельным.
Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации утвержденного Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства обороны РФ» от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 5 выше указанного Положения Министерство обороны РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Военный комиссариат Сахалинской области является юридическим лицом, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с «Положением о военных комиссариатах» (далее «Положение о военных комиссариатах»), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 1609.
Как следует из пункта 39 статьи 17 «Положения о военных комиссариатах» одной из задач Военкомата является осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 21 указанного Положения военный комиссар обеспечивает в военном комиссариате обеспечивает в военном комиссариате выполнение личным составом поставленных перед ним задач, законное, экономное и эффективное использование выделенных бюджетных ассигнований, нефинансовых активов и иного имущества, соблюдение бюджетной, налоговой, платежной, кассовой и штатно-тарифной дисциплины.
Кроме этого в силу пункта 20 статьи 21 Положения, военный комиссар принимает меры по предупреждению нарушений при использовании имущества военного комиссариата, а также по возмещению виновными лицами причиненного ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 65 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" споры по вопросам назначения и выплаты пенсий, взыскание излишне выплаченных сумм пенсий и пособий разрешаются вышестоящими органами в порядке подчиненности пенсионных органов Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или Федеральной службы безопасности Российской Федерации либо в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах с учетом системного толкования указанных выше нормативно - правовых актов суд приходит к выводу о том, что Военный комиссариат Сахалинской области является надлежащим истцом по делу.
Довод ответчика о перераспределении в результате взыскания денежных средств в рамках одного и того же бюджета судом отклоняется как противоречащий указанным выше положениям закона, а также исходя из того, что в добровольном порядке суммы переплаченных пенсий в бюджет не возвращены, в удовлетворении исков Военкомата к военнослужащим о взыскании пенсий отказано, тем самым у Военного комиссариата отсутствует иной способ защиты нарушенных прав.
Необходимость указания в решении о взыскании денежных средств через лицевой счет ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по сахалинской области» в связи с зачислением ВЧ 35930 на финансовое обеспечение в ФКУ (Приказ Министра обороны РФ № 0228 от 15.12.2010), суд находит излишним поскольку взыскание денежных средств производится именно с ответчика вне зависимости от того какое лицо обеспечивает денежное довольствие ответчика.
Указанный вопрос является вопросом исполнения судебного акта, кроме того до момента вступления судебного акта в законную силу, лицо обеспечивающее денежное довольствие ответчика может быть изменено, что повлечет неопределенность в правоотношениях истца и ответчика и затруднит исполнение решения.
С учетом того что истец при подаче иска в силу закона был освобожден от уплаты государственной пошлины и судебных расходов по ее уплате не понес, а ответчик также в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, взыскание с ответчика госпошлины в доход федерального бюджета суд не производит.
Руководствуясь статьями 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Иск Военного комиссариата Сахалинской области удовлетворить.
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения Войсковая часть № 35390 (ИНН <***>; ОГРН <***>) в пользу Военного комиссариата Сахалинской области (ИНН <***>; ОГРН <***>) 213 750 (двести тринадцать тысяч семьсот пятьдесят) руб. 38 коп. переплаченной пенсии.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья А.С.Белов