ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-4130/20 от 18.01.2021 АС Сахалинской области

Арбитражный суд Сахалинской области

Коммунистический проспект, дом 28, Южно-Сахалинск, 693024,

www.sakhalin.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Южно-Сахалинск

25 января 2021 года

Дело № А59-4130/2020

Резолютивная часть решения вынесена 18 января 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 25 января 2021 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Аникиной Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сон И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Сахалинская областная клиническая больница» (ОГРН 1026500550064, ИНН 6501025568) к обществу с ограниченной ответственностью «МЕДСПБ» (ОГРН 1177847299420, ИНН 7805713550) о взыскании 66 781 рубля 56 копеек штрафа по контракту от 08.07.2019 № 343 на поставку расходных материалов в сфере здравоохранения, судебных расходов по оплате государственной пошлины,

в отсутствие участвующих в деле лиц,

УСТАНОВИЛ:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Сахалинская областная клиническая больница» (далее - истец, ГБУЗ «Сахоблклинбольница», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «МЕДСПБ» (далее – ответчик, ООО «МЕДСПБ», Общество) о взыскании 66 781 рубля 56 копеек штрафа по контракту от 08.07.2019 № 343 на поставку расходных материалов в сфере здравоохранения, судебных расходов по оплате государственной пошлины.

В обоснование исковых требований указано на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по поставке товара в рамках контракта на поставку расходных материалов в сфере здравоохранения № 343 от 08.07.2019.

Ответчик с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, в котором указано, что истцом в адрес ответчика не направлялись заявки на поставку медицинских изделий.

Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в связи с чем суд на основании статьи 156 АПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителей сторон.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

Судом из материалов дела установлено, что 08 июля 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), по результатам проведения электронного аукциона, объявленного извещением от 30.05.2019 № 036120015019003483, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона № 0361200015019003483 от 24.06.2019, между государственный бюджетным учреждением здравоохранения «Сахалинская областная клиническая больница» (заказчик, истец) и обществом с ограниченной ответственностью «МЕДСПБ» (поставщик, ответчик) заключен контракт № 343 на поставку расходных материалов в сфере здравоохранения (далее – контракт), по условиям которого заказчик поручает, а поставщик принимает на себя обязательства по поставке наборов базовых для внутривенных вливаний (далее – товар) в количестве, ассортименте и в соответствии с характеристиками, указанными в спецификации (Приложении № 1), в сроки, предусмотренные настоящим контрактом (пункт 1.2 контракта).

Согласно пункту 2.1 цена контракта составила 2 226 052 рубля 50 копеек, НДС не облагается.

В соответствии с пунктом 4.1 контракта поставка товара осуществляется в следующем порядке:

Поставка товара осуществляется поставщиком с даты заключения контракта до 15.11.2019, по отгрузочным разнарядкам (заявкам), полученным от заказчика. Товар должен быть поставлен в течение 10 календарных дней со дня направления заказчиком соответствующей отгрузочной разнарядки.

Отгрузочные разнарядки (заявки) содержат сведения о наименовании, количестве и ассортименте товара, адреса поставки, время поставки (при необходимости) стоимости товара и лиц, ответственных за приемку товара.

Отгрузочная разнарядка (заявка) может быть направлена поставщику путем использования электронных или факсимильных средств связи в соответствии с п. 12.1 контракта.

Поставщик в день получения отгрузочной разнарядки (заявки) обязан подтвердить ее получение путем направления уведомления о принятии заявки к исполнению с использованием электронных или факсимильных средств связи на адрес, указанный в разделе 13 контракта.

В пункте 4.2 контракта указано место поставки товара – 693004, ГБУЗ «Сахалинская областная клиническая больница», Сахалинская область, пр. Мира, 430, корп. № 2-а, аптека, склад.

Датой поставки товара является дата подписания заказчиком соответствующего акта приема-передачи товара (пункт 4.3 контракта).

В соответствии с пунктом 10.1 настоящий контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе в сфере закупок и действует до 31.12.2019.

Расторжение настоящего контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. Расторжение контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона № 44-ФЗ (пункты 10.3, 10.4 контракта).

Согласно пункту 10.4.4 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Проанализировав условия заключенного между сторонами контракта, судом установлено, что между сторонами заключен государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд, правоотношения по которому подлежат регулированию параграфами 3, 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 531 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 - 522 настоящего Кодекса.

На основании статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

В соответствии со 523 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Из содержания статьи 1 Закона N 44-ФЗ усматривается, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).

Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 1 статьи 523 ГК РФ установлено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).

В соответствии с пунктом 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Как следует из материалов дела, 18.07.2019 на электронный адрес ответчика, указанный в контракте, истцом направлена заявка № 4311 от 11.07.2019 на поставку базовых наборов для внутривенных вливаний по контракту № 343 от 08.07.2019 в количестве 50 000 штук, указан адрес поставки и ответственное за приемку товара лицо.

24.07.2019 на электронный адрес ответчика, указанный в контракте, истцом направлена заявка № 4641 от 24.07.2019 на поставку базовых наборов для внутривенных вливаний по контракту № 343 от 08.07.2019 в количестве 50 000 штук, указан адрес поставки и ответственное за приемку товара лицо. В данной заявке истец сообщил о неисполнении ответчиком ранее направленной заказчиком заявки от 11.07.2019 № 4311.

04.10.2019 на электронный адрес ответчика, указанный в контракте, истцом направлена заявка № 6413 от 04.10.2019 на поставку базовых наборов для внутривенных вливаний по контракту № 343 от 08.07.2019 в количестве 100 000 штук, указан адрес поставки и ответственное за приемку товара лицо.

Поскольку товар в рамках контракта ответчиком в адрес заказчика поставлен не был, претензиями от 29.08.2019 исх. № 5462 и от 06.09.2019 исх. № 5692 истец просил ответчика в срок до 03.09.2019 осуществить поставку товара и сообщил, что в случае непоставки, контракт будет расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.

Письмом от 05.11.2019 исх. № 658 ответчик сообщил истцу об отсутствии возможности осуществить поставку товара в виду дефицита товара на заводе-изготовителе, в связи с чем просил рассмотреть вопрос о расторжении контракта по соглашению сторон.

Поскольку товар в рамках контракта ответчиком поставлен не был, истцом 09.12.2019 принято решение № 7620 об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое получено ответчиком 24.12.2019.

Решением УФАС по Сахалинской области ответчик включен в реестр недобросовестных поставщиков.

Претензией от 24.07.2020 исх. № 5183 истец просил ответчика уплатить штраф за неисполнение контракта, неудовлетворение которой послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Согласно пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, независимой гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Из части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ следует, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).

За ненадлежащее исполнение обязательств по контракту размер штрафа устанавливается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 " Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - постановление N 1042).

В соответствии с пунктом 4 указанных Правил в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Аналогичный порядок расчета штрафа установлен контрактом в пункте 8.8 и составил 3% от цены контракта – 66 781 рубль 56 копеек.

Поскольку факт ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по поставке товара подтверждается материалами дела, требования истца о взыскании 66 781 рубля 56 копеек штрафа является обоснованным.

Довод ответчика о том, что истцом в его адрес не направлялись заявки на поставку товара, опровергается материалами дела. Кроме того, в материалах дела имеется письмо ответчика, в котором указано о невозможности исполнения обязательств по поставке товара. Факт того, что товар в рамках контракта не был поставлен, ответчиком не оспаривался.

На основании вышеизложенного, суд удовлетворяет исковые требования в полном объеме.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины на основании части 1 статьи 110 АПК РФ полежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «МЕДСПБ» в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Сахалинская областная клиническая больница» 66 781 рубль 56 копеек штрафа, 2 671 рубль судебных расходов по оплате государственной пошлины, а всего – 69 452 рубля 56 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья

Н.А. Аникина