ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-4166/15 от 10.11.2015 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28,

http://sakhalin.arbitr.ru info@sakhalin.arbitr.ru

факс 460-952 тел. 460-945

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-4166/2015

10 ноября 2015 года

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Киселева С.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора Сахалинской области к индивидуальному предпринимателю Франку Василию Яковлевичу о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л :

Управление государственного автодорожного надзора по Сахалинской области (далее – управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Франка Василия Яковлевича (далее – предприниматель) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Поскольку заявление содержит признаки, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 227 АПК РФ, дело рассмотрено в порядке упрощенного производства. О принятии заявления и рассмотрении дела в соответствии с главой 29 АПК РФ участники процесса извещены надлежащим образом.

В обоснование заявленного требования указано, что предприниматель, имеющий лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек и обязанный в полном объеме выполнять лицензионные требования и условия, при осуществлении данного вида деятельности допустил нарушения подпунктов «з», «и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение № 280), что нашло свое отражение в материалах проведенной управлением проверки. По данному факту в отношении Франка В.Я. составлен протокол об административном правонарушении, что явилось основанием для обращения в порядке подведомственности в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.

Предприниматель в нарушение статьи 131 АПК РФ отзыв не представил.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРИП, Франк В.Я. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 17 октября 2000 года за регистрационным номером 14254Д, при постановке на налоговый учет присвоен ИНН 650104151147. В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о предпринимателе внесены 12 января 2005 года Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области в Единый государственный реестр за основным государственным регистрационным номером 305650101200038.

22 ноября 2003 года предпринимателю выдана лицензия № АСС-65-375 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Как видно из материалов дела, с целью исполнения утвержденного плана проведения плановых проверок на 2015 год на основании распоряжения врио начальника от 13.08.2015 № 339/пров управлением проведена плановая выездная проверка в отношении предпринимателя на предмет соблюдения обязательных требований, регламентирующих деятельность автотранспортного комплекса.

В ходе контрольных мероприятий, результаты которых оформлены актом проверки от 10.09.2015 № 134, установлено, что предпринимателем не соблюдаются требования подпунктов «з», «и» пункта 4 Положения № 280, а именно:

1) в нарушение статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ), пункта 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7 (далее – Правила № 7), положений Квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 22.06.1998 № 75, предпринимателем не пройдено обучение на курсах повышения квалификации;

2) в нарушение статьи 20 Закона № 196-ФЗ и пункта 8 Правил № 7 предпринимателем не назначено должностное лицо, ответственное за безопасность дорожного движения;

3) в нарушение статьи 20 Закона № 196-ФЗ, статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), Постановления Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» предпринимателем допущены нарушения в ведении учета рабочего времени, в частности, в проверяемый период не осуществлялось ведение табеля учета рабочего времени;

4) в нарушение статьи 20 Закона № 196-ФЗ, части 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Закон № 259-ФЗ), пунктов 3, 5, 12 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 (далее – Приказ № 152), в путевых листах отсутствует номер, сведения о собственнике (владельце) транспортного средства, в частности, его почтовый адрес и номер телефона.

Усмотрев в действиях предпринимателя признаки противоправного деяния, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, управление составило в отношении Франка В.Я. протокол № 002063 от 10.09.2015 об административном правонарушении, который на основании определения от 14.09.2015 № 107 с приложенными документами административного производства направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

Проверив положенные в обоснование заявленного требования доводы и представленные доказательства, суд находит вмененное предпринимателю правонарушение обоснованным, а заявление управления – подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования указанного вида деятельности, а также лицензионные требования и условия при его осуществлении определены Положением № 280.

Согласно подпунктам «з», «и» пункта 4 данного Положения к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров отнесено:

- соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Закона № 196-ФЗ;

- соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Законом № 259-ФЗ, в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112.

Абзацами 2, 5 пункта 1 статьи 20 Закона № 196-ФЗ предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, а также создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

В силу абзаца 3 пункта 4 статьи 20 Закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом.

Согласно пункту 7 Правил № 7 обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности водителей достигается, помимо прочего, проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки водителей.

В целях формирования единой политики и совершенствования нормативной правовой базы по вопросам квалификации специалистов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте, Приказом Минтранса РФ от 22.06.1998 № 75 утверждены Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

На основании абзаца 2 Раздела 1 указанного нормативного акта профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по указанным ниже специальностям (аналогичным специальностям, ранее внесенным в квалификационный реестр) или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».

В соответствии с абзацем 4 Раздела 1 названного правового акта специалисты юридических лиц и индивидуальные предприниматели в течение всей трудовой деятельности проходят повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах по утвержденным программам. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

В силу абзаца 2 пункта 4 статьи 20 Закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Пунктом 8 Правил № 7 предусмотрено, что обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей), достигается, помимо прочего, наличием у субъекта транспортной деятельности должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Закона № 196-ФЗ предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, также обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

В соответствии с частью 4 статьи 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Согласно части 2 статьи 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными названным Кодексом.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации, установлены Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15.

Пунктом 4 указанного нормативного акта предусмотрена обязанность работодателя составлять для всех водителей графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету рабочего времени утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

В соответствии со статьей 6 Закона № 259-ФЗ обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

Согласно пункту 2 данного нормативного акта обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

В силу пункта 3 Приказа № 152 обязательными реквизитами путевого листа, помимо прочего, являются его наименование и номер, а также сведения о собственнике (владельце) транспортного средства.

Пунктом 5 Приказа № 152 предусмотрено, что сведения о собственнике (владельце) транспортного средства для индивидуального предпринимателя включают в себя сведения о его фамилии, имени, отчестве, а также почтовом адресе номере телефона.

Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации (пункт 12 Приказа № 152).

Как установлено судом и не оспаривается предпринимателем, при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, Франком В.Я. вышеперечисленные лицензионные требования не соблюдались: предпринимателем, лично выполняющим функции водителя, не пройдено обучение на курсах повышения квалификации; не назначено должностное лицо, ответственное за безопасность дорожного движения; допущены нарушения в ведении учета рабочего времени, в частности, в проверяемый период не осуществлялось ведение табеля учета рабочего времени; в путевых листах за январь-март, июнь 2015 года отсутствует номер, сведения о собственнике (владельце) транспортного средства, а именно, его почтовый адрес и номер телефона.

Изложенные факты подтверждаются имеющимися в материалах дела документами: актом проверки от 10.09.2015 № 134 с приложениями; протоколом об административном правонарушении от 10.09.2015 № 002063; лицензией от 22.11.2003 № АСС-65-375; паспортом транспортного средства от 18.09.2009 серии 52 МТ № 975437, свидетельством о регистрации транспортного средства серии 6501 № 088866, подтверждающими право собственности Франка В.Я. на транспортное средство – автобус марки 222702 с регистрационным знаком М545НН65; путевыми листами за январь-март, июнь 2015 года, в которых отсутствует номер и сведения о почтовом адресе, номере телефона собственника (владельца) транспортного средства; объяснением предпринимателя, изложенном в протоколе об административном правонарушении, из содержания которого следует, что предприниматель с выявленными нарушениями согласен и обязуется принять меры к их устранению.

Таким образом, суд соглашается с выводами управления о нарушении предпринимателем лицензионных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, установленных подпунктами «з» и «и» пункта 4 Положения № 280, что охватывается диспозицией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Вина предпринимателя в совершении данного административного правонарушения заключается в несоблюдении лицензионных требований и условий, содержащихся в вышеприведенных нормативных актах, при осуществлении лицензируемого вида деятельности – оказании услуг по перевозке пассажиров.

Доказательства, исключающие возможность Франку В.Я. соблюсти правила, за нарушение которых данной нормой предусмотрена административная ответственность, материалы дела не содержат.

Получив лицензию на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, предприниматель должен был в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из законодательства в области автомобильного транспорта, но и обязан обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона.

Имеющиеся в материалах дела доказательства суд находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания предпринимателя виновным в совершении предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ административного правонарушения.

Суд также учитывает, что в нарушение статьи 131 АПК РФ предпринимателем не представлен отзыв по существу заявленного управлением требования.

Согласно части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

В этой связи требование административного органа по изложенным в заявлении основаниям суд расценивает как признанное предпринимателем.

Доказательств наличия исключительного случая, при котором подлежат применению положения статьи 2.9 КоАП РФ, материалы дела не содержат и предпринимателем не представлено.

Производство по делу об административном правонарушении осуществлено административным органом в соответствии с процессуальными требованиями. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом в присутствии Франка В.Я. При осуществлении данного процессуального мероприятия соблюдены положения статьи 28.2 КоАП РФ, направленные на защиту прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.

При таких обстоятельствах суд привлекает предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, что влечет наказание для индивидуального предпринимателя в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно пункту 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении данной категории дел суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания.

Доказательств наличия обстоятельств, которые в силу части 1 статьи 4.3 КоАП РФ являются отягчающими административную ответственность, материалы дела не содержат.

Принимая во внимание изложенное, характер допущенных нарушений лицензионных требований, признание вины, отсутствие доказательств повторности совершения однородного правонарушения, суд полагает возможным назначить предпринимателю наказание в виде предупреждения, что обеспечит фактическую реализацию целей административного наказания.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 и 229 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Привлечь Франка Василия Яковлевича, 9 января 1966 года рождения, уроженца с. Ясиновка Балкашинского района Целиноградской области, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 17 октября 2000 года за регистрационным номером 14254Д (ОГРН 305650101200038, ИНН 650104151147), проживающего по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Шлакоблочная, д. 35, корп. 3, кв. 12, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья С.А. Киселев