ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-4405/15 от 30.10.2015 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  САХАЛИНСКОЙ  ОБЛАСТИ

693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28,

http://sakhalin.arbitr.ru  info@sakhalin.arbitr.ru

факс 460-952  тел. 460-945

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Южно-Сахалинск                                                              Дело №  А59-4405/2015

30 октября 2015 года

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Киселева С.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Горячевой Ю.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу к обществу с ограниченной ответственностью «Телекомпания «Восток Росс» о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

с участием представителей:

от заявителя – Кузнецова Д.А. по доверенности от 21.09.2015 № 15/47,

от общества – и.о. директора Будько А.В.,

У С Т А Н О В И Л :

Управление Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу (далее – управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Телекомпания «Восток Росс» (далее – общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В обоснование заявленного требования указано, что общество, имеющее лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного вещания и обязанное в полном объеме выполнять лицензионные требования и условия, при осуществлении данного вида деятельности допустило нарушение законодательства в области связи, выразившееся в непредставлении сведений о базе расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания. По данному факту в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, что явилось основанием для обращения в порядке подведомственности в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В судебном заседании представитель управление требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Общество в представленном отзыве и его представитель в судебном заседании с заявлением не согласились, указав, что юридическое лицо на основании имеющихся лицензий не является оператором связи и не оказывает услуги связи в сети связи общего пользования, в связи с чем, согласно буквальному толкованию действующего в спорный период законодательства не обязано представлять сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания. Такая обязанность возникла у общества только после принятия Минкомсвязи России Приказа от 23.07.2015 № 275 «О внесении изменений в Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденный приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.2008 № 41», который вступил в силу 30 августа 2015 года. Поскольку в действиях (бездействии) общества отсутствуют признаки противоправного деяния, то управление неправомерно возбудило административное производство за непредставление указанной отчетности за II квартал 2015 года. Помимо изложенного общество просит учесть, что организация не получает доход от оказания услуг связи для целей эфирного вещания, а непредставление сведений о базе расчета обязательных отчислений никакой угрозы охраняемым общественным отношениям не нанесло.

Заслушав участников процесса и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, общество  зарегистрировано в качестве юридического лица 14 декабря 1999 года администрацией города Южно-Сахалинска за регистрационным номером 2282, при постановке на налоговый учет присвоен ИНН 6501104040. В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о создании организации внесены 16 декабря 2002 года Межрайонной инспекцией МНС России № 1 по Сахалинской области в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1026500545466.

Основным видом экономической деятельности общества по сведениям из ЕГРЮЛ является деятельность в области радиовещания и телевидения (код ОКВЭД 92.20). В качестве дополнительного вида деятельности заявлена, в частности, рекламная деятельность (код ОКВЭД 74.40).

1 декабря 2010 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций сроком на пять лет обществу выданы лицензия № 81661 на оказание услуг связи для целей эфирного вещания.

На оказание аналогичных услуг связи Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 11 декабря 2014 года обществу выданы лицензия № 125674, сроком действия до 11.12.2017.

Как видно из материалов дела, в управление поступило обращение заместителя руководителя Федерального агентства связи от 11.08.2015 № РШ-П33-7552, содержащее информацию о том, что обществом не представлены сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за II квартал 2015 года применительно к названным лицензиям.

Усмотрев в бездействии общества признаки административного деяния, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, управление 25 сентября 2015 года составило протокол № 1751 об административном правонарушении по факту нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно: пункта 10 раздела XVIIIПостановления Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий», а также пункта 10 лицензии № 81661 и пункта 10 лицензии № 125674.

 В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ материалы об административном правонарушении переданы по подведомственности на рассмотрение в арбитражный суд вместе с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Проверив в судебном заседании положенные в обоснование заявленного требования доводы и представленные доказательства, суд находит заявление управления подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В силу положений статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон № 126-ФЗ) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

На основании данной нормы Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 утверждены:

- перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее – Перечень);

- перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи.

Согласно пункту 18 Перечня в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи вносятся, в частности, услуги связи для целей эфирного вещания.

Пунктом 10 раздела XVIII Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87, определено, что представление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи, является одним из лицензионных условий оказания вышеназванной услуги связи.

Аналогичное требование предусмотрено в пункте 10 лицензии № 81661 и пункте 10 лицензии № 125674, выданных обществу.

Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания утвержден Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.2008 № 41 (далее – Порядок).

В соответствии с пунктами 1, 2 Порядка в редакции, действующей до 30.08.2015, оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания по форме, приведенной в приложении          № 1 (далее – Форма). Отсчет кварталов идет с начала календарного года. Сведения направляются в Федеральное агентство связи по адресу: ул. Тверская, д. 7, г. Москва, 125375 на бумажных носителях. Электронная копия направляется в формате xls на электронный адрес fasbuh@minsvyaz.ru.

Согласно пунктам 3 и 4 Порядка Форма заполняется на основании данных бухгалтерского учета, данных автоматизированных систем расчетов, актов выполненных работ (оказанных услуг) и первичных учетных документов.           В случае если оператор связи не оказывает услуги, перечисленные в Форме, то заполнение соответствующих строк не производится.

Названным Порядком также установлена процедура заполнения утвержденной Форма. В частности, в строках 051 - 067 указываются доходы от оказания услуг абонентам (пользователям) в сети связи общего пользования на основании соответствующих лицензий. В строке 090 указываются доходы от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг, деятельность по оказанию которых не подлежит лицензированию в соответствии с законодательством в области связи.

В силу статьи 60 Закона № 126-ФЗ источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники. Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета. Операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.

Из анализа приведенных норм в их системном толковании следует, что сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания должны представляется лицензиатами ежеквартально при условии, если они являются операторами сети связи общего пользования и ими получены доходы за данный период.

При этом суд полагает необходимым отметить, что буквальное содержание пункта 1 Порядка и утвержденной Формы не предусматривают необходимость получения дохода именно от оказания услуг связи. В связи с этим указанная отчетность подлежит представлению оператором связи при условии наличия за прошедший квартал любого дохода от деятельности хозяйствующего субъекта.

Судом установлено, что в нарушение рассматриваемого лицензионного требования общество, имеющее лицензии №№  81661, 125675 на оказание услуг в области связи в сети общего пользования, сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи, за II квартал 2015 года не представило.

На вопросы суда представитель общества в судебном заседании пояснила, что на основании указанных лицензий организация осуществляет свой основной вид экономической деятельности. По лицензии № 81661 осуществляется трансляция телеканала «Перец», по лицензии № 125674 – радиоканала «Шансон». Основным источником дохода от такой деятельности является размещение рекламы в процессе теле- и радиовещания.

С учетом изложенного, суд находит вывод управления о наличии в бездействии общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, обоснованным.

Доказательства, исключающие возможность обществу соблюсти правила, за нарушение которых данной нормой предусмотрена административная ответственность, в том числе, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, материалы дела не содержат.

Вступая в правоотношения, регулируемые лицензионным законодательством, общество должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из указанного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований закона.

Однако обществом не были предприняты необходимые и достаточные меры, направленные на соблюдение законодательства, регулирующего лицензируемую деятельность, что свидетельствует о вине юридического лица.

Довод общество о том, что оно не является оператором связи, оказывающим услуги связи в сети связи общего пользования, в связи с чем, организация не обязана была представлять за II квартал 2015 года сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, суд отклоняет как необоснованный.

В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Закона № 126-ФЗ под оператором связи понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.

Согласно пункту 2 статье 13 названного Федерального закона сеть связи общего пользования представляет собой комплекс взаимодействующих сетей электросвязи, в том числе сети связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов.

Из имеющихся в материалах дела лицензий №№ 81661, 125674 следует, что обществу представлено право на оказание услуг связи для целей эфирного вещания. В пункте 4 данных лицензий предусмотрено, что лицензиат обязан обеспечить предоставление абоненту (пользователю):

- приема сигналов программы (программ) телевизионного вещания и (или) радиовещания от вещателей;

- трансляции сигналов программы (программ) в эфире;

- бесплатного осуществления трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (ли) радиоканалов, перечень которых определяется законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, если деятельность в области оказания услуг связи для целей эфирного вещания осуществляется на основании договоров с абонентами.

Следовательно, что общество в рамках указанных лицензий является именно оператором связи, оказывающим услуги связи в сети связи общего пользования.

Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Тот факт, что управление в протоколе об административной ответственности сослалось на пункт 1 Порядка в редакции Приказа  Минкомсвязи России от 23.07.2015 № 275 «О внесении изменений в Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденный приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.2008 № 41», вступившего в силу 30 августа 2015 года, суд находит не существенным недостатком, поскольку данное обстоятельство не повлияло не обязанность общества по представлению расчета базы  обязательных отчислений за II квартал 2015 года. Указанными изменениями фактически была устранена имеющаяся неопределенность при толковании пункта 1 Порядка, которая в рассматриваемом случае отсутствует.

Имеющиеся в материалах дела доказательства суд в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ и статьей 71 АПК РФ находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ административного правонарушения.

Производство по делу об административном правонарушении осуществлено управлением в соответствии с процессуальными требованиями.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.

Доказательств наличия исключительного случая, при котором совершенное обществом правонарушение может быть признано малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ), материалы дела не содержат.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публичных правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, поскольку установленная обязанность заявителем исполнялась недобросовестно, ненадлежащим образом.

Суд также учитывает, что заявитель вину в совершенном правонарушении не признал, не осознав тем самым общественную опасность своего противоправного бездействия. В связи с этим применение статьи 2.9 КоАП РФ не будет соответствовать публичным интересам государства.

При таких обстоятельствах суд привлекает общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, что влечет наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Доказательств наличия обстоятельств, которые в силу части 1 статьи 4.3 КоАП РФ являются отягчающими административную ответственность, материалы дела не содержат.

Принимая во внимание изложенное, характер допущенного нарушения лицензионного требования, отсутствие доказательств повторности совершения однородного правонарушения, суд полагает возможным назначить юридическому лицу наказание в виде предупреждения, что обеспечит фактическую реализацию целей административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 и 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Телекомпания Восток Росс», зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1026500545466 (ИНН 6501104040), расположенное по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 70Б, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья                                                                                                        С.А. Киселев