ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-442/11 от 30.06.2011 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-442/2011

04 июля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 30.06.2011. Полный текст решения изготовлен 04.07.2011.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Мухаметшина К.Ф., судей Белоусова А.И., Орифовой В.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Капустиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сахалин-трейдинг» о признании недействующим пункта 1.1 приказа Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 01.12.2010 № 62 «Об утверждении предельных максимальных тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги, услуги буксиров, предоставляемые судам при швартовных операциях, ООО «Морской порт Шахтерск»,

при участии:

от ООО «Сахалин-трейдинг» - Штрахова С.И. по доверенности от 04.04.2011 № 69-СТ, Комкова Р.Н. по доверенности от 01.02.2011 № 40-СТ, Босого А.А. по доверенности от 04.01.2011 № 27-СТ, Сазоновой Л.А. по доверенности от 04.04.2011 № 68-СТ, Кичинской Н.Г. по доверенности от 25.05.2011 № 91-СТ, Рогузько А.В. по доверенности от 04.04.2011 № 70-СТ,

от РЭК Сахалинской области - Чекрышева Д.В. по доверенности от 17.02.2011 № 194, Ружиловой Д.М. по доверенности от 21.04.2011 № 697,

от ООО «Морской порт Шахтерск» - Самошкина В.М. по доверенности от 23.06.2011 № 217-х,

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «Сахалин-трейдинг» (далее - ООО «Сахалин-трейдинг», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим пункта 1.1 приказа Региональной энергетической комиссии Сахалинской области (далее - РЭК Сахалинской области, комиссия) от 01.12.2010 № 62 «Об утверждении предельных максимальных тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги, услуги буксиров, предоставляемые судам при швартовных операциях, ООО «Морской порт Шахтерск» (далее - приказ от 01.12.2010 № 62).

Определением суда от 02.03.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Морской порт Шахтерск» (далее - ООО «Морской порт Шахтерск»).

В обоснование заявленных требований ООО «Сахалин-трейдинг» указало на несоответствие оспариваемого пункта нормативно-правового акта, устанавливающего предельный максимальный тариф на погрузочно-разгрузочные работы (далее - ПРР) и связанные с ним услуги на причале порта статье 1, части 1 статьи 7, статье 12 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ), статьям 3, 11 постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее - Постановление № 293), статьям 10, 12, 16 приказа Федеральной службы по тарифам от 24.06.2009 № 153-т/1 «Об утверждении Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения)» (далее - Приказ № 153-т/1). По мнению общества, предельные максимальные тарифы ПРР, утвержденные пунктом 1.1 приказа от 01.12.2010 № 62 неправомерно завышены, не отвечают принципу экономической обоснованности, не соответствуют действующему законодательству в области государственного регулирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий и, как следствие, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, как потребителя указанных услуг.

Свою позицию о несоответствии оспариваемого в части приказа общество обосновывает ссылкой на установление РЭК Сахалинской области тарифа при предоставлении неполного комплекта документов, и принятие к рассмотрению отдельных документов, предоставленных ООО «Морской порт Шахтерск», несоответствующих требованиям нормативной документации; неверное перераспределение затрат в целях ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности субъектов регулирования; несоблюдение метода экономической обоснованности затрат; не обеспечение баланса экономических интересов.

В судебном заседании представители общества поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, дополнениях к нему от 01.03.2011 № 409, от 04.04.2011, от 21.04.2011, от 17.06.2011 и возражениях к отзыву от 21.04.2011 № 698 от 25.05.2011.

Представители РЭК Сахалинской области в судебном заседании требования общества не признали, указали на их несостоятельность по доводам, изложенным в отзыве от 31.03.2011 № 513, дополнении к нему от 21.04.2011 № 698, отзыве на дополнение к заявлению от 26.11.2010, отзыве на возражения от 15.06.2011 № 1283, пояснениях на доводы от 30.06.2011 № 1415.

Представитель ООО «Морской порт Шахтерск» с заявленными требованиями общества не согласился, по доводам, изложенным в отзыве от 04.04.2011 исх. 114-х и пояснил, что из заявления ООО «Сахалин-трейдинг» не следует, что оспариваемый пункт нормативного правового акта не соответствует действующему законодательству, издан с превышением компетенции РЭК Сахалинской области и нарушает права общества.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 30.06.2011 до 14 час. 30 мин.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела и установлено судом, оспариваемым пунктом приказа от 01.12.2010 № 62 РЭК Сахалинской области утверждены предельные максимальные тарифы на ПРР и связанные с ними услуги ООО «Морской порт Шахтерск» согласно приложению № 1.

Приказ от 01.12.2010 № 62 опубликован в газете «Губернские ведомости» 18.12.2010 № 231 (3678).

В соответствии с приложением № 1 данного приказа предельные максимальные тарифы на ПРР и связанные с ними услуги ООО «Морской порт Шахтерск» составили по экспортно-импортным и каботажным грузам, а именно по углю за одну тонну - 119,80 руб. на причале порта и 222,70 руб. на рейде.

ООО «Сахалин-трейдинг» полагая, что установленные приказом от 01.12.2010 № 62 тарифы являются экономически необоснованными, нарушают основные принципы регулирования тарифов и его права в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 194 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (часть 5 статьи 194 АПК РФ).

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (часть 6 статьи 194 АПК РФ).

В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» тарифы на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий, и правила применения таких тарифов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Закон № 147-ФЗ определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий (статья 1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ, услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Органы регулирования естественных монополий могут применять метод ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий, осуществляемый посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня (статья 6 Закона № 147-ФЗ).

Статьей 7 указанного Закона установлено, что в целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Согласно пункту 3 Постановления № 293 государственное регулирование тарифов осуществляется в следующих целях: а) создание условий для устойчивого безопасного функционирования и динамичного развития транспортных терминалов, портов, аэропортов и инфраструктуры внутренних водных путей на основе обеспечения баланса интересов субъектов регулирования и потребителей их услуг, а также для развития конкуренции на рынке транспортных услуг и снижения транспортных издержек; б) обеспечение доступности услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; в) повышение качества оказываемых услуг.

Пунктом 1 ст. 21 Закона № 147-ФЗ предусмотрено, что решения по определению (установлению) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий принимаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Орган регулирования естественной монополии принимает решение по вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественной монополии, а также применения предусмотренных настоящим Федеральным законом методов регулирования, руководствуясь материалами анализа, проведенного по основаниям, предусмотренным статьей 12 настоящего Федерального закона. По решению органа регулирования может быть проведена независимая экономическая экспертиза.

Из статьи 12 Закона № 147-ФЗ следует, что орган регулирования естественной монополии принимает решение о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности с учетом их стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание: издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы; налоги и другие платежи; стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления; прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам); удаленность различных групп потребителей от места производства товаров; соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей; государственные дотации и другие меры государственной поддержки; факты нарушения субъектом естественной монополии установленных настоящим Федеральным законом обязанностей по предоставлению информации и (или) обязанностей по обеспечению свободного доступа к информации.

Учет указанных фактов осуществляется в соответствии с положениями федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов органа по регулированию естественных монополий.

Согласно пункту 4 Положения «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей», утвержденного постановлением № 293 (далее - Положение), государственное регулирование тарифов осуществляется органами регулирования в пределах их компетенции.

В соответствии с пунктом 5 Положения, тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством. Органы регулирования в пределах их компетенции устанавливают правила применения тарифов, порядок опубликования и введения в действие установленных тарифов и правил их применения, а также утверждают изменения, вносимые в них (пункт 6 Положения).

Тарифы устанавливаются в виде фиксированных (предельных максимальных или минимальных) ценовых ставок тарифов. Фиксированные (предельные максимальные или минимальные) ставки тарифов могут устанавливаться как в виде абсолютных значений, так и в виде индексов к действующему уровню тарифов. Минимальная величина тарифов должна обеспечивать покрытие расходов субъектов регулирования на оказываемые услуги с учетом объема этих услуг (пункт 7 Положения).

Согласно пункту 11 Положения, основным методом государственного регулирования тарифов на услуги субъектов регулирования является метод экономически обоснованных затрат.

Пунктом 8 Постановления № 293 определено, что порядок расчета тарифов (индексов к действующему уровню тарифов) устанавливается Федеральной службой по тарифам и регламентирован Приказом № 153-т/1.

В соответствии с п. 10 данного приказа, в случае принятия решения о принятии к рассмотрению предложения ФСТ России в течение 5 рабочих дней направляет субъекту естественной монополии, в отношении которого поступило предложение, запрос о предоставлении документов и материалов согласно приложениям 2, 3, 4 и 5 к Приказу № 135-т/1 соответственно.

Субъект естественной монополии предоставляет запрашиваемые ФСТ России документы и материалы в течение 14 рабочих дней.

За непредоставление документов и материалов или предоставление заведомо ложной информации субъект естественной монополий несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 11 Приказа № 135-т/1).

Согласно пункту 16 Приказа № 135-т/1 основанием для принятия решения о начале рассмотрения вопроса по установлению (изменению) тарифов является наличие всех необходимых документов, предусмотренных перечнями. О дате начала рассмотрения вопроса по установлению (изменению) тарифов инициатор рассмотрения вопроса по установлению (изменению) тарифов уведомляется Управлением регулирования транспорта не позднее 14 рабочих дней с момента принятия такого решения.

Судом установлено, что приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФТС России) от 02.07.2010 № 305-Т «О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» (далее - приказ ФТС России № 305-Т) ООО «Морской порт Шахтерск» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте в раздел III «Услуги портов и (или) транспортных терминалов» под регистрационным номером 65/3/19 (пункт 1). Из указанного перечня общество не исключено.

Пунктом 2 приказа ФТС России № 305-Т в соответствии с Законом № 147-ФЗ, в отношении ООО «Морской порт Шахтерск» введено государственное регулирование и контроль.

Приказом от 01.12.2010 № 62 РЭК Сахалинской области утверждены предельные максимальные тарифы на ПРР и связанные с ними услуги ООО «Морской порт Шахтерск» в размере 119,80 руб. за отгруженную тонну на причале и 222,70 руб. за отгруженную тонну на рейде.

По мнению ООО «Сахалин-трейдинг» у РЭК Сахалинской области отсутствовали правовые основания для рассмотрения вопроса об установлении тарифов на услуги, оказываемые ООО «Морской порт Шахтерск», так как последним не представлен полный пакет документов, предусмотренный приложением № 3 к Приказу № 135-т/1, а принятые к рассмотрению отдельные документы не соответствовали требованиям нормативной документации.

Суд не может согласиться с указанной позицией общества, исходя из следующего.

Действительно, приложением № 3 к Приказу № 135-т/1 утвержден Перечень документов, предоставляемых для рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги естественных монополий в морских портах (далее - Перечень), в состав которого по мимо прочего входят документы, подтверждающие фактические за отчетный период и планируемые на период регулирования данные: об объемах выполняемых работ (перегрузке груза по способам переработки, количеству судо-заходов и условный объем обслуживаемых судов); о расходах в разрезе статей затрат и видов оказываемых услуг, включая прямые и общехозяйственные расходы.

Поименованные в Перечне документы позволяют органу регулирования оценить обоснованность расходов конкретного субъекта естественной монополии, оказывающего погрузо-разгрузочные и иные регулируемые услуги в морских портах, включаемых в тарифы на услуги, на основе анализа его деятельности.

Вместе с тем, Приказ № 135-т/1 не содержит указаний о том, какие документы и расчетные материалы предоставляются субъектом естественных монополий, который ранее не осуществлял регулируемую деятельность и впервые представил расчеты тарифов в регулирующий орган.

Судом установлено, что предоставленные документы ООО «Морской порт Шахтерск» для установления тарифов приняты РЭК Сахалинской области с учетом следующих обстоятельств: в 2009 году ООО «Морской порт Шахтерск», как конкретный субъект естественной монополии, не осуществляло работы по переработке грузов, вследствие чего в документах отсутствовали необходимые данные за отчетный период (2009 год), предшествующий регулируемому (2010 год); Приказом ФТС России № 305-т ООО «Морской порт Шахтерск» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте и с 02.07.2010 введено государственное регулирование, а, следовательно, должны были быть установлены тарифы на оказываемые услуги (работы).

Ссылки на отсутствие заверенной налоговыми органами бухгалтерской отчетности по формам №№ 1,2, 3, 4, 5 за 2009 год и I полугодие 2010 года, предусмотренным в Перечне, а также об отсутствии декларации по налогу на прибыль за I квартал 2010 года, об оформлении документа о расходах, связанных с использованием транспорта, а именно списание топлива, который сделан в произвольной форме без подтверждения данными бухгалтерского учета (оборотно-сальдовой ведомостью по счету 10.3 «Топливо») судом не принимаются, поскольку организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»), следовательно, такие организации не представляют бухгалтерскую отчетность в налоговые органы (письмо Федеральной налоговой службы от 15.07.2009 № ШС-22-3/556@ «Об отсутствии обязанности по представлению в налоговые органы бухгалтерской отчетности организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения»).

Предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе отражать расходы в Книге учета доходов и расходов без оформления указанной оборотно-сальдовой ведомости. Таблица «Списание топлива» оформлена комиссией на основе данных, указанных в актах списания топлива, представленных ООО «Морской порт Шахтерск».

Материалами дела установлено, что данные налоговых деклараций за 2009 год и I полугодие 2010 года не использовались РЭК Сахалинской области при подготовке решения о тарифах, так как переработка груза была начата портом только в июне 2010 года, следовательно, доходы и расходы, сложившиеся за отчетный период (2009 год и первое полугодие 2010 года), не отражали реальной себестоимости регулируемого вида деятельности.

Между тем, ООО «Морской порт Шахтерск» представлена декларация по налогу на прибыль на последнюю отчетную дату - 01.07.2010, заверенная Межрайонной ИФНС России № 2 по Сахалинской области, на момент подачи заявления в РЭК Сахалинской области об установлении тарифов, что не является нарушением действующего законодательства.

Утверждение общества о том, что объем перегрузки грузов за
 отчетный период и на очередной год выполнен в произвольной форме, судом отклоняется, поскольку в материалах дела имеется структура переработки грузов ООО «Морской порт Шахтерск» по форме, соответствующей таблице 1, прилагаемой к Перечню, утвержденному Приказом № 135-т/1, в котором содержится информация об отчетных за предшествующий период и планируемых на период регулирования объемах грузов со следующей разбивкой: вид переработки груза - экспортно-импорные грузы, каботажные грузы; номенклатура груза; способ его погрузки - на причале и рейде.

Суд отклоняет доводы общества об отсутствии документа «Смета расходов на 2011 год», а также о том, что сметы расходов на 2011 год, акт на списание материалов за июнь 2010 года не утверждены руководителем, расчет выручки и тарифов на услуги, смета на выполнение ремонта МБ «Прибой» не подписаны руководителем, штатное расписание не подписано руководителем кадровой службы, приказы о стоимости рациона
 питания утверждены третьим лицом, отсутствуют документы, подтверждающие начисление налогов и обязательных платежей, поскольку в материалах дела имеется подписанный руководителем ООО «Морской порт Шахтерск» План по морскому портовому хозяйству на 2010 год по форме, аналогичной таблице 2 Перечня, утвержденного Приказом № 135-т/1, в которой указаны: раздел 1 - производственные показатели - объемы переработки груза; раздел 2 - доходы и расходы по видам деятельности; раздел 3 - расшифровка расходов по портовому хозяйству в разрезе статей затрат и видов оказываемых услуг. Расчеты себестоимости 1 тонны отгрузки угля на причале и рейде, подписанные руководителем ООО «Морской порт Шахтерск», заверенные печатью, которые содержат информацию о расходах по статьям затрат, величине прибыли, объемах отгрузки и суммы доходов по видам переработки; финансовый план ООО «Морской порт Шахтерск» на 2010 год, содержащий информацию о доходах и расходов порта в разрезе видов деятельности.

Штатное расписание, утвержденное приказом ООО «Морской порт Шахтерск» от 20.01.2010 № 2/1-П, подписано руководителем, то есть, должностным лицом, уполномоченным принимать такие решения в соответствии с пунктом 10.6 Устава.

Акты списания топлива завизированы техническим директором, инженером энергетиком и заместителем главного бухгалтера, то есть должностными лицами, отвечающими за списание топлива, в связи с чем, приняты РЭК Сахалинской области за основу расчетов расходов по соответствующей статье.

Смета на выполнение ремонта МБ «Прибой» является приложением к договору от 09.06.2010 № 09-1Р/10. В соответствии с указанным договором, подписанным сторонами, в том числе, директором ООО «Морской порт Шахтерск», стороны пришли к соглашению, что стоимость исполнения заказа определяется в сумме 750 ООО рублей. В смете, являющейся приложением к договору, была указана эта же сумма исполнения заказа. В соответствии с частями 1 и 3 статьи 709 Гражданского кодекса РФ цена подлежащей выполнению работы указывается в договоре подряда или может быть определена путем составления сметы, которая, приобретает силу и становится частью договора с момента подтверждения ее заказчиком. В связи с тем, что стороны установили цену в договоре, вышеуказанные расходы были приняты комиссией в расчет тарифа.

Приказ от 18.03.2010 № 16/1-П, устанавливающий размер выплаты денежной компенсации стоимости рациона питания экипажей морских судов, подписан генеральным директором ООО «Морской порт Шахтерск», равно как и калькуляция стоимости рациона питания.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 01 января 2011 года установлены единые ставки страховых взносов для всех плательщиков страховых взносов, за исключением отдельных категорий, к числу которых ООО «Морской порт Шахтерск» не относится. Какие-либо иные налоги в расчет тарифа РЭК Сахалинской области не включались, то есть, в соответствии с нормами действующего законодательства в расчет тарифа приняты ставки страховых взносов установленные федеральным законом.

Доказательств обратного в материалы дела обществом не представлено.

Суд не может согласиться с позицией ООО «Сахалин-трейдинг» о том, что РЭК Сахалинской области утвердила тарифы без учета принципа осуществления государственного регулирования на основе раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, чем нарушила пункт 10 Постановления № 293 в силу следующего.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления № 293 Министерству транспорта Российской Федерации было поручено в срок до 01.12.2009 разработать и утвердить порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, связанной с оказанием услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги использования инфраструктуры внутренних водных путей.

Поскольку до настоящего времени порядок ведения раздельного учета доходов и расходов не утвержден, суд считает, что РЭК Сахалинской области были предприняты все возможные в данной ситуации меры для подготовки квалифицированного заключения экспертизы расчетных материалов.

Из представленных суду доказательств видно, что в соответствии с пунктом 11 Положения, заключение о тарифах на услуги, оказываемые ООО «Морской порт Шахтерск» содержит информацию, необходимую для установления экономически обоснованного тарифа.

Фонд оплаты труда за выполнение работ по переработке угля,
 сформирован исходя из: количества времени, необходимого на переработку угля (по месяцам), принятого на уровне фактического за 4 месяца 2010 года времени на обработку одной тонны угля - 0,065 часа; планируемого ООО «Морской порт Шахтерск» количества угля по месяцам; средневзвешенной тарифной ставки работников участка; премиальных выплат на уровне, соответствующем фактическому за 4 месяца 2010 года.

Фонд оплаты труда за время вынужденного простоя - из-за отсутствия
 груза, сформирован исходя из: количества времени в простое, определенного как разница между балансом рабочего времени и временем, необходимым на перегрузку угля; двух третьих тарифной ставки работников участка.

Для расчета себестоимости ПРР расходы по оплате труда докеров распределены комиссией следующим образом: причал – 7 617,6 тыс. руб.; рейд – 2 132,9 тыс. руб.

Суд не может согласиться с доводом общества, что фонд оплаты труда работников портового флота на погрузке угля у причала в сумме 1 946,2 тыс. руб. необоснованно включен в себестоимость погрузочных работ у причала, поскольку в соответствии с технологической схемой процесса погрузки судна у причала и пунктом 2.3.2. Обязательных постановлений по морскому
 торговому порту Шахтерск, утвержденных Министерством транспорта
 Российской Федерации в 2005 году (далее - Обязательные постановления) два буксира обеспечивают: швартовку судна, перешвартовку, перетяжку его вдоль причала на расстояние более 50 метров, буксирное обслуживание при отжимных ветрах скоростью более 10 м/с.

Время вынужденного простоя буксира в ожидании готовности подлежащего буксировку морского судна является неотъемлемой частью технологического процесса погрузки судна у причала, в связи с чем расходы по оплате труда работников буксиров РЭК Сахалинской области обоснованно отнесены на себестоимость именно этого вида погрузочных работ.

Отчисления от фонда оплаты труда докеров-механизаторов и работников буксиров определены комиссией исходя из сформированного фонда оплаты труда и ставки страховых взносов с учетом налогооблагаемой базы.

Суд отклоняет доводы общества о необоснованном увеличении комиссией расходов по статье «Топливо» на время дежурства буксиров на период погрузки судна у причала на сумму 2 872,2тыс. руб., а также о завышении расходов на статье «Ремонт» на сумму 2 963,6 тыс. руб., поскольку время вынужденного простоя буксира в ожидании готовности подлежащего буксировку морского судна является неотъемлемой частью технологического процесса погрузки судна у причала, расходы по статье «Топливо» - 2 533,9 тыс. руб. определены исходя из: времени вынужденного простоя в ожидании готовности подлежащего буксировку морского судна на один судо-заход; количества судо-заходов; нормативов расхода топлива на работу дизель-генераторов; стоимости топлива.

Согласно представленным договорам и сметам сумма расходов на ремонт буксиров составила 2 846,8 тыс. руб., которая была распределена пропорционально часам работы буксиров на выполнение швартовных операций и времени вынужденного простоя буксиров в ожидании готовности буксируемого судна.

В связи с этим нельзя признать обоснованной ссылку общества на несоблюдение метода экономической обоснованности затрат и нарушении РЭК Сахалинской области раздельного учета доходов.

Суд не принимает во внимание представленный ООО «Сахалин-трейдинг» анализ фактической себестоимости ПРР, где рассчитан максимальный тариф на ПРР на причале ООО «Морской порт Шахтерск», поскольку общество, проводя анализ фактической себестоимости и перерасчет себестоимости единицы измерения груза не анализирует состави обоснованность расходов по статьям, а также причины их измене­ния, а лишь констатирует факт изменения и делает заключение о завыше­нии тарифов, установленных приказом РЭК Сахалинской области от 01.12.2010 № 62, а в обоснование завышения тарифов приводит анализ себестоимости переработки груза только на причале.

По мнению РЭК Сахалинской области, с которым суд считает возможным согласиться, анализ себестоимости уста­новленных предельных максимальных тарифов следует проводить по ка­ждому из видов регулируемых услуг, оказываемых ООО «Морской порт Шахтерск».

Согласно пункту 2.4.1. Обязательных постановлений
 (Приложение № 1), в морском порту Шахтерск с 01 января по 31 марта устанавливается зимняя навигация. В этот период суда, следующие в Порт,
 должны иметь категорию ледовых усилений Морского Регистра Судоходства Российской Федерации не ниже ЛУ 3 (пункт 2.4.2 Обязательных по-
 становлений).

В связи с ограничениями захода судов в период зимней навигации, объемы фактической отгрузки в летние месяцы не могут быть сопостави­мы с объемами отгрузки в зимние месяцы, с учетом этого, для формирования тарифов на 2011 год РЭК Сахалинской области обоснованно принят годовой объемпереработки грузов в порту - 450 тыс. тонн.

Положением об оплате труда и премировании работников ООО «Морской порт Шахтерск», утвержденным работодателем от 11.01.2010 (далее - положение об оплате труда), представленным в РЭК Сахалинской области в ходе проведения экспертизы (приложение № 2), предусмотрено и фактически подтвержде­но ООО «Морской порт Шахтерск» ведомостями начисления заработной платы, что оплата труда докероввключает в себя: оплату по тарифной ставке за отработанное время, составляющую с учетом районного коэффициента и северных надбавок 20 - 23 % от общей суммы начисленной заработной плат за июль - октябрь 2010 года; доплаты за ночное время; доплаты за руководство бригадой докеров; премиальные выплаты за тоннаж переработанного груза, состав­ляющих по докерам от 66 % (в августе) до 59,2 % (сентябрь), величина ко­торых напрямую зависит от количества груза.

Оплата работников портового флотасогласно положению об оплате труда имеет аналогичную структуру, в которой наибольший удельный вес составляют премиальные выплаты за тоннаж переработанного груза (для самоходных плашкоутов) и количества судо-заходов судов (для буксиров).

При этом время простоя работников по причинам, не зависящим от работодателя, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки (пункт 6.5. положения об оплате труда).

Учитывая специфику оплаты труда производственных рабочих, а также неравномерность объемов груза в течение года, расходы по статье «Фонд оплаты труда», включенные в установленные тарифы, сформирова­ны РЭК Сахалинской области исходя из помесячнойразбивки: баланса рабочего времени; объемов грузов и судо-заходов; трудоемкости погрузо-разгрузочных работ на причале - для доке­ров и членов экипажей самоходных плашкоутов (без учета простоя судов из-за непогоды); времени на рейдовую обработку груза - для членов экипажей бук­сиров и швартовных операций (в погодных нормальных условиях).

Общий фонд оплаты докеров распределен РЭК Сахалинской области между видами погрузо-разгрузочных работ (на причале и рейде) пропор­ционально объемам груза.

Являются необоснованными доводы ООО «Сахалин-трейдинг» о том, что комиссия неправомерно отнесла затраты на причал, поименованные в приложении № 3 к дополнению к заявлению от 21.04.2011 исходя из следующего.

Полномочие по установлению порядка формирования тарифов в соответствии с пунктом 8 Положения о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги использования инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденного постановлением № 293, возложено на Федеральную службу по тарифам.

К настоящему времени порядок расчета тарифов в морских портах Федеральной службой по тарифам не установлен, в этой связи суд считает возможным согласится с правомерностью принятия решения по тарифам ООО «Морской порт Шахтерск» руководствуясь пунктом 2.3.2. Обязательных постановлений и технологической схемой процесса погрузки судна у причала, согласно которой время вынужденного простоя буксира в ожидании готовности подлежащего буксировке морского судна является неотъемлемой частью технологического процесса погрузки судна у причала, в связи с чем расходы, непосредственно связанные с ожиданием стоящего у причала судна, отнесены на себестоимость именно этого вида погрузочных работ.

Утверждение общества об отнесении расходов, связанных с эксплуатацией буксиров, на рейдовую выгрузку не может быть принято во внимание, так как этот вид погрузки осуществляется самоходными плашкоутами без участия буксиров.

Несостоятельна ссылка заявителя на Кодекс Торгового мореплавания РФ, которым регулируются отношения, возникающие в результате буксировки. В рассматриваемом случае указанный Кодекс не подлежит применению, поскольку затраты на осуществление морской буксировки при расчете тарифов ООО «Морской порт Шахтерск» комиссией не учитывались.

Таким образом, утверждение общества об ущемлении его прав незаконным установлением тарифов, которое препятствует нормальной деятельности ООО «Сахалин-трейдинг», несостоятельно.

Довод общества о несоблюдении комиссией одного из принципов государственного регулирования тарифов на услуги естественных монополий, а именно баланса интересов потребителя - ООО «Сахалин-трейдинг» и субъекта естественной монополии - ООО «Морской порт Шахтерск» судом отклоняется в силу следующего.

Баланс интересов выражается в доступности услуг ООО «Морской порт Шахтерск» для потребителей и достаточностью средств у него для эффективного функционирования самого порта.

Судом установлено, что до вступления в силу приказа от 01.12.2010 № 61 ООО «Сахалин-трейдинг» оплачивал услуги ООО «Морской порт Шахтерск» по погрузке угля исходя из экспериментального тарифа, равного 122,0 руб. за тонну, который на 2,2 руб. или 1,8% выше тарифа, установленного комиссией в размере 119,80 руб. за тонну.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, решением по делу № 8 от 23.03.2011 по результатам изучения отчетных данных ООО «Морской порт Шахтерск» сделало вывод о соответствии тарифа понесенным расходам, а также не установило признаков монопольно высокой цены.

Суд считает, что РЭК Сахалинской области, установив тариф на уровне 119,80 руб. за тонну и снизив его величину по сравнению с ранее применяемым ООО «Морской порт Шахтерск» тарифом, сделала тариф более доступным для потребителей услуг порта, при этом в состав тарифа комиссией включена прибыль, необходимая для эффективного функционирования ООО «Морской порт Шахтерск» в размере 10,8 руб. за тонну.

Представитель общества в ходе судебного заседания, ставя под сомнение экономическую обоснованность тарифа на погрузку угля, следующего в экспортном сообщении, установленного РЭК Сахалинской области, высказал предложение о способе расчета тарифа на погрузку угля, выполняемую ООО «Морской порт Шахтерск», основанном на методе индексации тарифа, ранее установленного Федеральной службой по тарифам для ЗАО «Стивидор».

Вместе с тем действующим законодательством не предусмотрена возможность установления тарифа для конкретного субъекта естественной монополии путем индексации тарифа другого субъекта естественной монополии. Более того, если допустить такую возможность, то величина тарифа, установленного для ранее осуществлявшего аналогичную деятельность ЗАО «Стивидор» с учетом индексации превысит величину тарифа, установленного комиссией на 13,1 % и составит 137,87 руб. за тонну (согласно представленного расчета РЭК Сахалинской области).

Ссылку общества на счет-фактуру от 04.05.2011 № 00000025 суд во внимание не принимает, поскольку данная счет-фактура не является документом, подтверждающим несоблюдение требований действующего законодательства при установлении тарифов для ООО «Морской порт Шахтерск», а свидетельствует о применении тарифов в процессе выполнения услуг, стоимость которых подлежит государственному регулированию.

При установленных обстоятельствах, учитывая, что Приказ № 135-т/1 не содержит указаний о том, какие документы и расчетные материалы предоставляются субъектом естественных монополий, который ранее не осуществлял регулируемую деятельность, а также принимая во внимание, что Федеральной службой по тарифам до настоящего времени не установлен порядок формирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий в портах, а Министерством транспорта Российской Федерации не разработан и утвержден порядок ведения раздельного учета доходов и расходов, суд приходит к выводу о том, что РЭК Сахалинской области во исполнение приказа ФТС России № 305-Т установил предельные максимальные тарифы ПРР, отвечающие принципу экономической обоснованности и соответствующие действующему законодательству в области государственного регулирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий и, как следствие, не нарушающие права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, как потребителя указанных услуг.

Таким образом, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований ООО «Сахалин-трейдинг».

Остальные доводы участников процесса на исход по делу не влияют.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать пункт 1.1 приказа Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 01 декабря 2010 года № 62 «Об утверждении предельных максимальных тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги, услуги буксиров, предоставляемые судам при швартовных операциях, ООО «Морской порт Шахтерск», соответствующим Федеральному закону от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», постановлению Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 года № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей», приказу Федеральной службы по тарифам от 24 июня 2009 года № 153-т/1 «Об утверждении Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения)», имеющим большую юридическую силу, и в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Сахалин-трейдинг» к Региональной энергетической комиссии Сахалинской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Сахалинской области.

Председательствующий судья К.Ф. Мухаметшин

Судьи А.И. Белоусов

В.С. Орифова