Арбитражный суд Сахалинской области
Коммунистический проспект, 28, г. Южно-Сахалинск, 693024
http://sakhalin.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-4602/2018
30 июля 2018 года
Резолютивная часть решения оглашена 30 июля 2018 года. Полный текст решения изготовлен 30 июля 2018 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Шестопал И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Максимовым В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениюУправления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному Федеральному округу о привлечении областного автономного учреждения «Издательский дом «Губернские ведомости» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному Федеральному округу – представитель не явился,
от областного автономного учреждения «Издательский дом «Губернские ведомости» - представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному Федеральному округу (далее – административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о привлечении областного автономного учреждения «Издательский дом «Губернские ведомости» (далее – учреждение, Издательский дом «Губернские ведомости») к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование заявленного требования указано, что в ходе проведенной в отношении Издательского дома «Губернские ведомости» проверки были выявлены нарушения лицензионных требований, предусмотренных ст.31 Закона РФ от 27.12.1991 «О средствах массовой информации», а так же пп. «а» п. 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025, выразившееся в несоблюдении общего объема вещания и несоблюдение программной концепции телеканала «Телерадиокомпания «ОТВ» по лицензии на вещание от 28.11.2012 серии ТВ № 22363. Указанное правонарушение нашло свое отражение в материалах проведенного управлением планового систематического наблюдения. По данному факту 29.06.2018 должностным лицом управления в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением, в котором административный орган просит привлечь учреждение к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Определением суда от 09.07.2018 заявление управления принято, возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание на 30.07.2018 на 10 часов 00 минут.
Признав дело подготовленным к рассмотрению, суд завершил предварительное судебное заседание и в порядке ст.137 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее- АПК РФ) открыл судебное заседание в первой инстанции.
Управление, будучи надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Учреждение, будучи надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, своего отношения к предмету спора не выразило.
В силу ст.156 АПК РФ суд находит основания для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Областное автономное учреждение «Издательский дом «Губернские ведомости» зарегистрировано в качестве юридического лица 02.08.1995 за регистрационным номером К 0176, о чем 19.12.2002 Межрайонной Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Сахалинской области внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>. При постановке на налоговый учет учреждению присвоен ИНН <***>.
Материалами дела установлено, что учреждение имеет лицензию на осуществление телевизионного вещания серии ТВ № 22363 от 28.11.2012, выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, срок окончания действия – 08.10.2022, согласно которой, должны распространяться путем наземного эфирного вещания, ежедневно и круглосуточно телепрограммы следующих средств массовой информации: Телерадиокомпания «ОТВ», телеканала «Домашний», общий объем вещания которых в неделю должен составлять 168 часов, из которых телерадиокомпания «ОТВ» - 14 часов и «Домашний» - 154 часа в неделю.
Из материалов дела следует, что в период времени с 14.05.2018 по 31.05.2018 на основании плана деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному Федеральному округу в 2018 году, утвержденного приказом руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному Федеральному округу от 15.11.2017 № 392, в отношении учреждения, проведено плановое систематическое наблюдение.
Результаты наблюдения оформлены актом систематического наблюдения от 31.05.2018 № А-27/09/75-нд/71, согласно которому в ходе наблюдения выявлены нарушения обязательных требований: ст.31 Закона РФ от 27.12.1991 «О средствах массовой информации», а так же пп. «а» п. 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025, выразившиеся в:
- несоблюдении объема вещания: согласно лицензии на вещание СМИ телеканал «Телерадиокомпания «ОТВ» - 14 часов в неделю, телеканал «Домашний» - 154 часов в неделю; фактически: за период с 00:00 14.05.2018 по 24:00 20.05.2018 вещание СМИ телеканал «Телерадиокомпания «ОТВ» - 22.09 часа в неделю, телеканал «Домашний» - 107.06 часов в неделю.
- несоблюдение программной концепции телеканала «Телерадиокомпания «ОТВ»: определить концепцию вещания радиоканала, в рамках проведенного СН мероприятия не представилось возможным, так как в представленной записи филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в ДФО за период с 00:00 14.05.2018 по 24:00 20.05.2018 объем вещания составил 129,5 часов вместо 168 часов.
Усмотрев в действиях учреждения признаки административного деяния, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, управление 29.06.2018 составило протокол № АП-27/09/1709 об административном правонарушении по факту нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно: ст.31 Закона РФ от 27.12.1991 «О средствах массовой информации», а так же пп. «а» п. 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ, материалы административного дела переданы по подведомственности на рассмотрение в арбитражный суд с заявлением о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленного требования доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно пункту 37 статьи 12 указанного закона, телевизионное вещание и радиовещание подлежит лицензированию.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ.
Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденное постановлением Правительства от 08.12.2011 № 1025, устанавливает порядок лицензирования такого вида деятельности, как телевизионное вещание и радиовещание, осуществляемого юридическими лицами на территории Российской Федерации(далее Положение № 1025).
В соответствии с пп. «а» п.4 Положения № 1025, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату, являются: соблюдение лицензиатом следующих параметров вещания, указанных в лицензии:
вещание указанного в лицензии телеканала или радиоканала;
вещание в пределах территории распространения телеканала или радиоканала, указанной в лицензии;
соблюдение объемов вещания;
соблюдение даты начала вещания;
вещание телеканала или радиоканала в определенной лицензией среде вещания - для вещателей, не являющихся редакцией телеканала или радиоканала;
вещание на выделенных конкретных радиочастотах - в случае наземного эфирного, спутникового вещания;
вещание телеканала или радиоканала на указанной в лицензии конкретной позиции в мультиплексе - в случае наземного эфирного цифрового вещания;
соблюдение параметров спутникового вещания - для спутникового вещания;
соблюдение программной направленности телеканала или радиоканала, а для вещателей, осуществляющих вещание с использованием ограниченного радиочастотного ресурса, право на использование которого получено по результатам торгов, соблюдение программной концепции вещания.
В силу положений статьи 31 Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1, телевизионное вещание, радиовещание (далее также - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - лицензирующий орган). Получение лицензии на вещание не требуется в случае, если распространение телеканала или радиоканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала, радиоканала.
К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования телевизионного вещания, радиовещания, применяются положения законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Вещатель, являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на всей территории Российской Федерации в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание (универсальная лицензия).
Вещатель, не являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на территории Российской Федерации в определенных среде или средах вещания в пределах прав, полученных таким вещателем в установленном порядке от редакции телеканала или радиоканала.
Выделение конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и предусматривающем в том числе проведение торгов (конкурса, аукциона).
Форма, порядок и условия проведения торгов (конкурса, аукциона), порядок взимания единовременной платы за право осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Сведения об используемых радиочастотах, о позиции телеканала или радиоканала в мультиплексе (распространение нескольких телеканалов и радиоканалов с использованием одной радиочастоты), параметрах спутникового вещания вносятся лицензирующим органом в лицензию вещателя, а в случаях проведения торгов (конкурса, аукциона) в лицензию вещателя - победителя торгов в порядке, установленном статьей 31.4 настоящего Закона. Одновременно с указанными сведениями в лицензию вещателя - победителя торгов также вносится заявленная при проведении торгов (конкурса, аукциона) программная концепция вещания.
В лицензии на телевизионное вещание, радиовещание указываются:
1) сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;
2) наименование (название) распространяемого телеканала или радиоканала;
3) программная направленность телеканала, радиоканала (основные тематические направления вещания - информационный, музыкальный, спортивный и подобные);
4) территория распространения телеканала или радиоканала;
5) объем вещания (в часах);
6) дата начала вещания;
7) срок действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание, отметка о продлении срока ее действия в случае, предусмотренном статьей 31.4 настоящего Закона;
8) сведения о среде вещания телеканала или радиоканала (наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание, иные среды вещания) в случаях, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи;
9) сведения об используемых радиочастотах, о месте установки и мощности используемых передатчиков, позиции телеканала или радиоканала в мультиплексе (за исключением наземного эфирного аналогового вещания), параметры спутникового вещания, программная концепция вещания, заявленная при проведении торгов (конкурса, аукциона), в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи.
Перечень лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом положений законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензионными требованиями при осуществлении телевизионного вещания, радиовещания являются также:
1) выполнение лицензиатом условий осуществления эфирного вещания с использованием радиочастот, определенных по результатам торгов (конкурса, аукциона);
2) соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии на вещание;
3) предоставление лицензиатом сведений, предусмотренных статьей 31.9 настоящего Закона.
Уступка лицензии на вещание другому лицу допускается только с согласия органа, ее выдавшего, с соответствующим переоформлением лицензии.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, на момент проведения проверки учреждением не соблюдался объем вещания: согласно лицензии на вещание СМИ телеканал «Телерадиокомпания «ОТВ» - 14 часов в неделю, телеканал «Домашний» - 154 часов в неделю; фактически: за период с 00:00 14.05.2018 по 24:00 20.05.2018 вещание СМИ телеканал «Телерадиокомпания «ОТВ» - 22.09 часа в неделю, телеканал «Домашний» - 107.06 часов в неделю, как и не соблюдалась программная концепция телеканала «Телерадиокомпания «ОТВ». Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Таким образом, суд соглашается с выводом управления, о нарушении Учреждением условий лицензирования, а именно пп. «а» п.4 Положения № 1025 и статьи 31 Закона РФ «О средствах массовой информации», выраженное в несоблюдении объемов вещания и программной концепции телеканала «Телерадиокомпания «ОТВ».
С учетом вышеизложенного, суд находит вывод управления о наличии в действиях учреждения признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, обоснованным.
При этом указание управлением в протоколе об административном правонарушении от 29.06.2018 № АП-27/09/1709, приложенном к заявлению в разделе 8 – событие административного правонарушения на несоблюдение объема вещания: согласно лицензии на вещание СМИ телеканал «Телерадиокомпания «ОТВ» - 14 часов в неделю, телеканал «Домашний» - 154 часов в неделю; В ходе анализа записи эфира с 00:00 14.05.2018 по 24:00 10.05.2018 установлено, что объем вещания телеканала «Телерадиокомпания «ОТВ» - 22 часа 09 минут 42 секунды, телеканала «Домашний» - 129 часов 16 минут 26 секунд, суд признает как техническую ошибку, поскольку в акте систематического наблюдения от 31.05.2018 № А-27/09/75-нд/71, указано, что согласно лицензии на вещание СМИ телеканал «Телерадиокомпания «ОТВ» - 14 часов в неделю, телеканал «Домашний» - 154 часов в неделю; фактически: за период с 00:00 14.05.2018 по 24:00 20.05.2018 вещание СМИ телеканал «Телерадиокомпания «ОТВ» - 22.09 часа в неделю, телеканал «Домашний» - 107.06 часов в неделю, факт технической ошибки подтвердило и само управление в представленных суду пояснениях.
Имеющиеся в материалах дела доказательства суд в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ и статьей 71 АПК РФ находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания учреждения виновным в совершении вмененного административного правонарушения.
Доказательства, исключающие возможность учреждению соблюсти правила, за нарушение которых данной нормой предусмотрена административная ответственность, в том числе, вследствие чрезвычайных, объективно непреодолимых обстоятельств и других непредвиденных препятствий, находящихся вне ее контроля, материалы дела не содержат.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что учреждением не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, регулирующих рассматриваемые отношения, а, следовательно, о наличии вины в противоправных действиях учреждения.
Доказательств малозначительности совершенного административного правонарушения суду не представлено, в связи с чем, оснований для применений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Вступая в правоотношения, регулируемые приведенными выше правовыми актами, учреждение должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из указанного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона.
Однако учреждением не были предприняты необходимые и достаточные меры, направленные на соблюдение законодательства, регулирующего лицензируемую деятельность, что свидетельствует о вине юридического лица.
Таким образом, факт правонарушения и вина учреждения являются доказанными.
Производство по делу об административном правонарушении осуществлено управлением в соответствии с процессуальными требованиями.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.
При таких обстоятельствах суд привлекает учреждение к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, что влечет наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении данной категории дел суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания.
Доказательств наличия обстоятельств, которые в силу части 1 статьи 4.3 КоАП РФ являются отягчающими административную ответственность, материалы дела не содержат.
Принимая во внимание изложенное, характер допущенных нарушений лицензионных требований, отсутствие доказательств повторности совершения однородного правонарушения, суд полагает возможным назначить юридическому лицу наказание в виде предупреждения, что обеспечит фактическую реализацию целей административного наказания.
Согласно части 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному Федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>), удовлетворить.
Привлечь Областное автономное учреждение «Издательский дом «Губернские ведомости», зарегистрированное в качестве юридического лица 02.08.1995 за регистрационным номером К 0176, о чем 19.12.2002 Межрайонной Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №1 по Сахалинской области внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>, расположенное по адресу: Сахалинская область, город Южно-Сахалинск, улица имени Ф.Э. Дзержинского, дом 34, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к наказанию в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья И.Н. Шестопал