Именем Российской Федерации
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-4896/07 – С 16
11 июля 2008 года.
Резолютивная часть решения объявлена 04 июля 2008 года. Полный текст решения изготовлен 11 июля 2008.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи М. С. Слепенковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ООО «Гидротехсервис» к ответчикам МУ «Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», Муниципальному образованию Корасаковского района в лице Финансового управления МО Корсаковского района, Сахалинской области в лице Главного финансового управления Сахалинской области, третьи лица - Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области, МУП «Расчетно-кассовый центр по обработке платы за жилое помещение и коммунальные услуги» (МУП «РКЦ»), Комитет по управлением имуществом администрации муниципального образования Корсаковского района , -
о взыскании расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий по оплате услуг водоснабжения и водоотведения,
при участии:
от истца – представителя ФИО1 по доверенности от 26.06.07 г., личность удостоверена по паспорту <...> выданному ОВД Корсаковского района, Сахалинской области 22.07.2003г., представителя ФИО2 – личность удостоверена по паспорту <...> выданному ОВД Корсаковского района Сахалинской области 21.12.2004г.
от ответчика – представителя Финансового управления МО Корсаковского района – ФИО3 – по доверенности № 01 от 09.01.2008г., личность удостоверена по служебному удостоверению № 199 выданному 01.06.2006г. Администрацией МО Корсаковского района,
от ответчика представителя Главного финансового управления Сахалинской области - ФИО4 по доверенности от 14.01.2008г. № 19-15/21, личность удостоверена по служебному удостоверению № 132, выданному 16.05.2007г. ГФУ Сахалинской области,
от третьего лица Минфина РФ – представителя ФИО5 – по доверенности от 09.01.2008г., личность удостоверена по служебному удостоверению 65 № 0031, выданному 13.12.2007 г. УФК по Сахалинской области,
от третьего лица МУП «РКЦ» - не явился,
от ответчика МУ «Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» - не явился,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Гидротехсервис» обратилось в суд с иском к ответчикам МУ «Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» Финансовому управлению МО Корсаковского района, Главному финансовому управлению Сахалинской области о взыскании расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий по оплате услуг водоснабжения и водоотведения в размере 1 664 562,40 рублей.
В обоснование заявленного требования указано, что истец с июня 2005 г. по август 2006 г. нес расходы на предоставление льгот по оплате водоснабжения и водоотведения гражданам в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 761 от 14.12.2005г. «О предоставлении субсидий на оплату жтлого помещения и коммунальных услуг» и нормами Жилищного законодательства РФ на общую сумму 1 664 562,40 руб., которуюистец просит взыскать с ответчиков за счет казны.
Определением суда от 29.01.2008г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МФ РФ в лице УФК по Сахалинской области.
До рассмотрения дела по существу истец в связи с частичной оплатой задолженности заявил отказ от иска в части 482 345 рублей 72 копейки. Просит взыскать с ответчиков 1 182 216 руб. 68 копеек.
30.04.2008 года от истца поступило заявление об уточнении исковых требований, истец просит взыскать указанную сумму с МУ «Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», Муниципального образования Корсаковского района в лице Финансового управления МО Корсаковского района, с Сахалинской области в лице Главного финансового управления Сахалинской области.
Протокольным определением от 05.05.2008 года суд в соответствии со ст.47 АПК РФ заменил ненадлежащих ответчиков Финансовое управление МО Корсаковского района и Главное финансовое управление Сахалинской области на надлежащих - Муниципальное образование Корсаковского района в лице Финансового управления МО Корсаковского района и Сахалинскую область в лице Главного финансового управления Сахалинской области соответственно.
Определением от 05.05.2008 г. суд соответствии со ст.51 АПК РФ суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица МУП «Расчетно-кассовый центр по обработке платы за жилое помещение и коммунальные услуги» (далее – МУП «РКЦ»).
Протокольным определением от 05.06.2008 по ходатайству участвующих в деле лиц суд привлек к участию в деле Комитет по управлением имуществом администрации муниципального образования Корсаковского района – учредителя МУП «РКЦ» и МУ«Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Ответчик – Финансовое Управление Администрации муниципального образования Корсаковского района в представленном отзыве на иск с заявленными требования не согласно, указав, что финансирование расходов на предоставление субсидий осуществлялось за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ. Ответчику в 2005 году была выделена субвенция на финансирование расходов по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в безналичной форме путем проведения зачетов на общую сумму 21 438 000 рублей. Указанные средства были направлены в отдел жилищных субсидий, являющийся структурным подразделением МУП «Жилсервис», а также сельским округам муниципального образования на выплату соответствующих субсидий, общая сумма которых в 2005 году составила 22 880 000 рублей.
В 2006 году муниципальному образованию субвенция на указанные цели выделена в размере 22 950 000 рублей, из которой местному бюджету перечислено 5 177 000 рублей и передано в безналичной форме путем проведения зачетов 17 773 000 рублей. Финансовым управлением Корсаковского района в свою очередь перечислило и передало в безналичной форме путем проведения зачетов указанные средства МУ «Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», созданному распоряжением Комитета по управлению имуществом муниципального образования Корсаковского района от 17.01.2006 № 3 , основной функцией которого явилось предоставление гражданам соответствующих субсидий. Таким образом, финансовое Управление Корсаковского района передало поступившие в безналичной форме путем проведения зачетов, на финансирование расходов по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в полном объеме. Кроме того, поскольку МУ «Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», является юридическим лицом, ответчик Финансовое управление Корсаковского района просит освободить его от обязанности отвечать по заявленным требованиям и исключить его из числа ответчиков.
Ответчик – Главное финансовое управление Сахалинской области в отзыве на иск просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указав, что согласно акта сверки взаиморасчетов по возмещению расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, составленного между муниципальным образованием «Корсаковский район» и Главным финансовым управлением за 2004 и 2005 гг. в 2004 г. сумма перефинансирования составила 11 288 000 рублей. Сумма фактически начисленных субсидий по муниципальному образованию за 2005 года составила 22 880 000 рублей, ожидаемая сумма начисленных субсидий по району составила 27 912 000 рублей, указанная сумма и предусмотрена району в областном бюджете. По акту сверки за счет собственных средств областного бюджета МО «Корсаковский район» передано 24 410 000 рублей, в том числе на погашение кредиторской задолженности за 2004 год федерального бюджета 3 280 000 рублей и на покрытие фактических расходов текущего 2005 года. Таким образом, фактическое начисление субсидий в Корсаковском районе составило 22 880 000 рублей. Фактически выделено из областного бюджета в 2005 году 24 718 000 рублей, в том числе 3 280 000 рублей на погашение кредиторской задолженности федерального бюджета, перефинансирование муниципального образования составило 28 000 рублей. Полагает, что муниципальному образованию «Корсаковский район» передано из областного бюджета достаточно финансовых средств на возмещение указанных расходов. В 2006 году согласно приложению № 19 Закону Сахалинской области «Об областном бюджете Сахалинской области на 2006 год» Городскому округу «Корсаковский район» выделено субвенции на сумму 23 900 000 рублей. В соответствии с экспресс-информацией Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области фактическое предоставление гражданам жилищных субсидий по Корсаковскому району составило 22 950 000 рублей. Согласно экспресс-информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области от 01.06.2007г. по Корсаковскому району фактическое начисление субсидий составило 22 137 000 рублей, т.е. в 2006 г. имело место перефинансирование бюджета в размере 812 800 рублей. Таким образом муниципальное образование «Корсаковский район» имело реальную возможность оплатить услуги предоставленные истцом.
Третье лицо - Управление Федерального казначейства по Сахалинской области в отзыве на иск, с заявленными требованиями не согласно в полном объеме по следующим основаниям. Согласно п.8 ст. 159 ЖК РФ финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ. Субъектам РФ на цели, указанные в настоящей статье, из федерального бюджета может передаваться финансовая помощь, рассчитанная исходя из федеральных стандартов, устанавливаемых Правительством РФ. В соответствии с п.п. 25 п. 2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с устанавливаемыми органами государственной власти субъекта РФ стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг. В соответствии с Актом расчетов по межбюджетным отношениям на 1 января 2006 года, в 2005 года субъекту (Сахалинской области), выделены субсидии на частичное возмещение расходов бюджетов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 94 459 000 рублей. В соответствии с Актом расчетов по межбюджетным отношениям на 1 января 2007 года, в 2006 года субъекту (Сахалинской области), выделены субсидии на частичное возмещение расходов бюджетов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 303 904 000 рублей. Считает, что Министерство финансов РФ в полном объеме выполнило возложенные на него обязанности по возмещению расходов, понесенных в связи с предоставлением субсидий.
Третье лицо – МУП «Расчетно-кассовый центр по обработке платы за жилое помещение и коммунальные услуги» в представленном отзыве пояснило, что МУП «РКЦ» занимается начислением, обработкой и сбором платежей населения по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. 25.05.2006г. между МУП «РКЦ» и ООО «Гидротехсервис» заключен договор № 2, согласно которого МУП «РКЦ» должен производить начисления сумм, подлежащих оплате квартиросъемщиками за жилищно-коммунальные услуги с учетом льгот, субсидий и фактически предоставленных жилищно-коммунальных услуг (п.2.1.2 Договора); до 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять «Заказчику» сводный реестр по начислению льгот в разрезе категорий льгот и видов ЖКУ (п.2.1.4 Договора). В мае 2006 года сумма субсидий по услугам ООО «Гидротехсервис» составила 221 273,72 рубля; в июне 2006 года - 311 961,04 рубль; в июле 2006 года – 314505,90 рублей; в августе 2006 года – 313 707,36 рублей. Указанные суммы отражены в Актах сверок с МУ «Центром по предоставлению гражданам субсидий». В функции МУП «РКЦ» входит только расчет льгот на основании списков, предоставленных отделом социальной защиты. МУП «РКЦ» предоставило сведения о предоставленных субсидиях в апреле 2006 года на основании сведений, которые сохранились у предприятий-поставщиков услуг до того как образовался МУП «РКЦ» в мае 2006 года, так как база данных формировалась на основе тех данных, которые велись на каждом предприятии.
Третье лицо Комитет по управлению имуществом муниципального образования Корсаковский район в представленном отзыве указал, что ликвидация МУ «Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» в настоящее время не завершилась. 02.11.2007 года принято решение о ликвидации МУ «Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и создана ликвидационная комиссия. В настоящее время полномочия по предоставлению и перечислению субсидий осуществляет Департамент социальной защиты населения Сахалинской области, которому также переданы необходимые документы МУ «Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Согласно справки архивного отдела МУ «Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» предал документацию ликвидируемого учреждения архивному отделу. Сведения о том, что база данных лицевых счетов населения является собственностью муниципалитета не располагает.
В судебном заседании представитель истца отказ от части исковых требований в размере 482 345 рублей 72 копейки в связи с частичной оплатой поддержал, ходатайствовал о прекращении производства в указанной части исковых требований, в остальной части иска требования поддержал и просит взыскать с ответчиков 1 182 216 рублей 68 копеек.
Представитель ответчика Сахалинской области в лице Главного финансового управления исковые требования отклонила, поддержав доводы изложенные в отзыве на иск. Пояснил, что согласно представленных Финансовым управлением МО Корсаковского района сведений о финансировании расходов на ЖКХ из бюджета муниципального образования Корсаковского района по состоянию на 01.01.2007 г., направленной в адрес ГФУ письмом от 18.01.2007 г. №2-02-53 муниципальное образование неэффекивно использовало полученные в 2006 году средства из областного бюджета, перечислив ряду предприятий средств больше, чем последними предоставлено субсидий населению. Количестве необоснованно перечисленных предприятиям и организациям средств составляет 25 553 866, 9 рублей.
Представитель ответчика Муниципальное образование Корсаковского района в лице Финансового управления МО Корсаковского района исковые требования не признал, по доводам изложенным в отзыве на иск.
Представитель третьего лица Министерства финансов в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования Корсаковского района поддержал доводы изложенные в отзыве на иск.
Ответчик МУ «Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и третье лицо МУП «РКЦ» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ввиду чего суд рассматривает дело в их отсутствие в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Истцом за период с 2005 г. по август 2006 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 761 от 14.12.2005г. «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и нормами Жилищного законодательства РФ при осуществлении расчетов за предоставленные услуги водоснабжения и водоотведения предоставило субсидии гражданам проживающим на территории МО «Корсаковский район» на сумму 1 664 562,40 руб., что подтверждается актом сверки взаиморасчетов между ООО «Гидротехсервис» и МУ «Центр по предоставлению гражданам субсидий» на 01.12.2007 г. (л.д.15 т.1), справкой МУП «РКЦ» (производившего согласно устава расчеты предоставленных субсидий населению) от 02.10.2007 г. №377 (л.д.24 т.1), сведениями МУП «РКЦ» о начисленных гражданам субсидий на оплату жилья (л.д.85-145 тома 4, л.д.1-147 тома 5), направленной в адрес ГФУ Сахалинской области Информацией Финансового управления МО Корсаковского района о задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, где указана задолженность перед ООО «ГидроТехСеровис» по состоянию на 01.01.2007 г. в сумме 1 664 562, 4 руб. (л.д.57-58 тома 4).
Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и Положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 41 Положения до перехода к перечислению субсидий на персонифицированные социальные счета размер начисленных платежей за жилье и (или) коммунальные услуги, подлежащие оплате получателями субсидии, уменьшается на размер предоставленных субсидий.
Положением, а также статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлен порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением субсидий.
Так, согласно данным нормативным актам, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, а для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - из бюджетов данных субъектов Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации на указанные цели из федерального бюджета может передаваться финансовая помощь, рассчитанная исходя из федеральных стандартов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Недофинансирование понесенных истцом расходов связи с предоставлением субсидий населению муниципального образования Корсаковского району в указанном размере послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
До рассмотрения спора по существу истец в связи с частичным погашением задолженности заявил отказ от иска в части взыскания 482 345 руб. 72 копейки.
Согласно п.п.2,5 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Арбитражный суд не принимает отказа истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
В соответствии с п.4 ч.1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Из материалов дела каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о нарушении закона или прав других лиц, не установлено. Задолженность в указанном размере погашена перед истцом платежными поручениями №159 от 27.12.2007 г. на сумму 304157, 22 руб. и №170 от 29.12.2007 г. на сумму 178188, 50 руб. (л.д.46-47 т.1), виду чего суд принимает отказ от части исковых требований в размере 482 345 руб. 72 копейки и прекращает производство по делу в указанной части.
Согласно уточнению исковых требований и приложенному к нему расчету оставшаяся сумма задолженности в размере 1 182 216, 68 руб. является суммой предоставленных субсидий за период с апреля по август 2006 года (л.д.46-47 т.4).
В соответствии со ст. ст. 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, подлежат взысканию за счет средств казны - соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны местного самоуправления.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Предоставленные истцом в 2006 году субсидии населению являются для истца убытками в виде выпадающих доходов, возмещения которых в соответствии со статьями 15, 16 и 1069 ГК РФ истец вправе требовать за счет средств казны соответствующего бюджета.
При определении источника возмещения убытков суд исходит из следующего.
Согласно разъяснению Пленума ВАС РФ «23 от 22.06.2006 г. в пунктах 16-18 ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.
При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения БК РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Следует также учитывать, что факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Из материалов дела установлено, что на частичное возмещение расходов по предоставлению субсидий населению из федерального бюджета Сахалинской области в 2006 году направлено 303 904 000 рублей на основании ФЗ от 26.12.2005 N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год», которые направлены распределены последним между муниципальными образованиями на предусмотренные цели.
За счет средств областного бюджета в соответствии с Законом Сахалинской области от 23.12.2005 «Об областном бюджете Сахалинской области на 2006 год» в 2006 году муниципальному образованию Корсаковского района субвенция на указанные цели выделена в размере 22 950 000 рублей.
При этом сумма фактически предоставленных в 2006 году субсидий населению муниципального образования «Корсаковский район» составила 22 137 182, 7 рубля, что подтверждается информацией финансового управления МО Корсаковского района (л.д.58 т.4). Более того, как следует из указанной информации по состоянию на 01.01.2006 года муниципальным образованием необоснованно (без фактического предоставления субсидий) перечислено муниципальным предприятиям и обществам, предоставлявшим субсидии населению в общей сумме 23 409 800 рублей, на 01.01.2007 года сумма необоснованных перечислений увеличилась до 25 553 866, 9 рублей, т.е. за 2006 год необоснованно перечислено предприятиям, фактически не оказавшим соответствующие услуги 2 144 066 (25 553 866,9 - 23 409 800,0) рублей. При этом имеется задолженность перед предприятиями, фактически предоставившими субсидии, но не получившими компенсации из бюджета, в том числе перед ООО «Гидротехсервис».
При таких обстоятельствах суд считает, что муниципальное образование в полном объеме было обеспечено финансовыми средствами для осуществления государственных полномочий по реализации Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики в Российской Федерации», однако израсходовало часть полученных средств не по целевому назначению.
Таким образом, учитывая, что муниципальное образование профинансировано из вышестоящего бюджета для исполнения переданных на ее уровень власти государственных полномочий в достаточном количестве для погашения задолженности перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства по предоставленным субсидиям, суд считает, что требования истца о взыскании убытков в размере 1 182 216 рублей 68 копеек подлежит удовлетворению за счет казны МО Корсаковского района.
Суд полагает необоснованными доводы ответчика о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является МУ «Центр по предоставлению субсидий», поскольку указанное учреждение в силу ст.125 ГК РФ не уполномочено выступать от имени муниципального образования.
В связи с удовлетворением исковых требований за счет казны муниципального образования суд отказывает в удовлетворении исковых требований к остальным ответчикам ввиду необоснованности.
Истцу при подаче иска была предоставлена отсрочка по госпошлине. Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Поскольку исковое заявление принято к производству суда 28.12.2007 г., о частичное погашение задолженности на сумму на сумму 178188, 50 руб. произведено платежным поручением №170 от 29.12.2007 г., то есть после принятия иска к производству суда, государственная пошлина в данной части в силу п.3 ч.1 ст. 333.40 НК РФ также относится на ответчика.
Руководствуясь ст.ст.49, 150, 151, 167 – 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд,
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Муниципального образования Корсаковского района за счет казны муниципального образования Корсаковского района в пользу ООО «Гидротехсервис» 1 182 216 рублей 68 копеек основного долга.
В остальной части принять отказ истца от исковых требований, производство по делу прекратить.
В иске к МУ «Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», Сахалинской области в лице Главного финансового управления Сахалинской области – отказать.
Взыскать с Муниципального образования Корсаковского района за счет казны муниципального образования Корсаковского района в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 18 302 рубля 03 копейки.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня изготовления в полном объеме и (или) в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня вступления его в законную силу через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья М.С. Слепенкова