ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-5131/06 от 27.04.2007 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

 г. Южно-Сахалинск                                            Дело № А59-5131/06 – С 16

11 мая 2007  года.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 27 апреля 2007 года. Решение в полном объеме изготовлено 11 мая 2007 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Слепенковой М. С.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по исковому заявлению Управления финансов администрации МО «Смирныховский район» к ответчикам Министерству финансов РФ, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Управлению федерального казначейства по Сахалинской области о взыскании убытков в сумме 14 207,43 руб.,

при участии представителей:

от Министерства финансов РФ -  ФИО1 – по доверенности от 09.01.2007 г. №12-юр/4,

от Главного финансового управления Сахалинской области – ФИО2 по доверенности  от 15.01.2007 г. № 19-15/15,

от Управления федерального казначейства по Сахалинской области – ФИО1 – по доверенности от 09.01.2007 г. №12юр/26,

от третьего лица – ФИО3 – по доверенности от 24.11.2006 г. №846-р,

От истца представитель в судебное заседание не явился.

У С Т А Н О В И Л:

Управления финансов администрации МО «Смирныховский район» обратилось в суд с иском к ответчикам Министерству финансов РФ, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Управлению федерального казначейства по Сахалинской области о взыскании убытков в сумме 14 207,43 рублей, понесенных  в связи с оплатой задолженности по опекунскому пособию на содержание несовершеннолетней ФИО4  взысканных по решению мирового судьи по делу № 2-247/06г. В обоснование ссылается на ст.ст.15, 16, 1069, 1071 ГК РФ.

Определением суда от 31.01.2007 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент образования Сахалинской области.

В судебном заседании Представитель УФК по Сахалинской области и Министерства финансов пояснила, что статьей 42 ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год»  в состав федерального бюджета включены средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и Приложением 13 к указанному закону установлено их распределение по субъектам РФ. Объем средств, запланированных к перечислению и в дальнейшем фактически переданных Сахалинской области, составил 1 509 618 тысяч рублей. При этом в составе средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, переданных в 2004 году из федерального бюджета в Сахалинскую область, были учтены предполагаемые расходы органов государственной власти Сахалинской области на выплату опекунских пособий. Статьей 43 ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год»  в состав федерального бюджета включены средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и Приложением 13 к указанному закону установлено их распределение по субъектам РФ. Объем средств, запланированных к перечислению и в дальнейшем фактически переданных Сахалинской области, составил 1 709 612  тысяч рублей. При этом в составе средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, переданных в 2003 году из федерального бюджета в Сахалинскую область, были учтены предполагаемые расходы органов государственной власти Сахалинской области на выплату опекунских пособий.

Для определения достаточности выделения денежных средств Сахалинской областью на обеспечение выполнения государственных полномочий по выплате пособий опекунам  необходимо рассмотреть вопрос сколько денежных средств израсходовано на опекунские пособия из строки «дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ».

Представитель ГФУ поддержала отзыв. Пояснила, что требования истца законны и обоснованны, а надлежащим ответчиком по делу является Российская Федерация, за счет казны.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, ввиду чего согласно ст. 156 АПК РФ судом определено рассматривать в отсутствии надлежаще извещенного истца.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу ст.16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. (ст.1069 ГК РФ).

Как установлено судом, решением мирового судьи судебного участка № 14 Смирныховского района Сахалинской области от 28.08.2006 года  по делу № 2-247/06г.  с Управления финансов муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области взыскана в пользу ФИО5 задолженность по опекунскому пособию на содержание несовершеннолетней ФИО4 в размере 13 969 рулей 53 копейки.

В связи с наличием не возмещенных расходов по выплаченной задолженности по опекунскому пособию истец обратился в суд с иском о взыскании убытков, связанных с выполнением государственных полномочий Российской Федерации.

Факт оплаты истцом ФИО5 задолженности по опекунскому пособию взысканному решением мирового судьи подтверждается платежным поручением № 124 от 21.09.2006г.

В соответствии с пунктом 5 статьи 150 Семейного кодекса Российской Федерации на содержание ребенка опекуну ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации. Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (с изменениями и дополнениями) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников. Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам Правительством Российской Федерации не утвержден.

В целях совершенствования порядка выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для указанных выше детей приказом Министерства образования Российской Федерации от 19.08.1999 N 199 в соответствии с требованиями приведенного выше Закона и пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" было утверждено соответствующее Положение, согласно пункту 1 которого органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Согласно статье 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 121 Семейного кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Минимальные финансовые нормативы по указанным видам расходов определены

В соответствии со статьей 38 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 9 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется путем принятия федерального закона с одновременной передачей соответствующих денежных средств, а в случае принятия органами государственной власти решений, влекущих дополнительные расходы органов местного самоуправления, осуществляется передача требуемых для реализации этих решений денежных средств.

Фактически же обязанность выплачивать опекунам (попечителям) опекунские пособия возложена на органы опеки и попечительства приказом Министерства образования Российской Федерации от 19.08.1999 N 199. При этом Федеральные законы "О федеральном бюджете на 2003 год", «О федеральном бюджете на 2004 год» не содержат указаний, за счет каких средств должны финансироваться расходы органов местного самоуправления на выплату опекунских пособий.

  Пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов федерации. По предметам совместного ведения, в соответствии со ст.76 Конституции издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно правовые акты субъектов РФ.

Положения указанных статей Конституции конкретизируются Федеральным законом  от 24.06.1999 г. №119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», которым предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены Федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств - есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Кроме того, Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 № 862 «О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах» и от 15.08.2001 № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года» определено, что на субъект федерации может быть возложена ответственность за неисполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 19, пунктом 3 статьи 20 Закона РФ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Закон о местном самоуправлении) финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Бюджетное законодательство РФ также исключает солидарность обязанности Российской Федерации и ее субъектов по финансированию расходов на осуществление отдельных государственных полномочий (ст.31, 84, 85 Бюджетного кодекса РФ).

Из перечисленных норм следует, что льготы, предоставление которых установлено Федеральным законодателем, подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации, если указанные средства не были переданы нижестоящему уровню бюджетной системы. Нижестоящий уровень бюджетной системы может нести ответственность только в пределах переданных ему средств.

Как разъяснил Пленум ВАС РФ в постановлении от 22 июня 2006 г. N 23 «О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами норм Бюджетного Кодекса РФ» в пункте 18 при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Положения БК РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Пунктом 4 статьи 130, ст.133, 136 Бюджетного Кодекса РФ  предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта передаются в виде субвенций и субсидий.

Согласно ч.2 ст.26.20 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных)  и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» субвенции на осуществление государственных полномочий предоставляются субъекту РФ из создаваемого в составе федерального бюджета федерального фонда компенсаций, и утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год по каждому субъекту РФ.

В соответствии с ч.1, 2 ст. 63 Закона о местном самоуправлении общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

Федеральными законами «О федеральном бюджете на 2003 г.» и «О Федеральном бюджете на 2004 год»  не предусмотрено выделение средств на выполнение государственных полномочий по оплате опекунских пособий.

Министерством финансов РФ не представлено в соответствии со ст.65 АПК РФ доказательств выделения Сахалинской области средств на выполнение государственных полномочий по реализации указанных льгот.

Выделенные в 2003, 2003 годах  средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской федерации использованы Сахалинской областью в полном объеме.

Доказательств нецелевого использования указанных средств в деле не имеется.

Денежные средства, выделенные Департаменту  образования Сахалинской области, на что ссылается Минфин РФ в отзыве, также использованы в полном объеме по целевому назначению, что подтверждается представленными в материалы дела отчетами об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам.

В соответствии со ст.1071 ГК  РФ от имени казны Российской Федерации выступает ее финансовый орган, если в соответствии с п.3 ст.125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган.

Таким органом в соответствии с Положением, утвержденным Правительством РФ от 06.03.98 г. №273, является Министерство Финансов РФ. То есть сумма убытков подлежит взысканию в пользу истца с Министерства Финансов РФ за счет казны РФ.

На основании изложенного, понесенные истцом убытки в размере 14 207,43 рублей в связи с оплатой задолженности по опекунскому пособию на содержание несовершеннолетней ФИО4, в силу ст. ст. 16, 1069, 1071, 125 ГК РФ подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, т.е. с Министерства финансов Российской Федерации.

В иске к Главному Финансовому управлению администрации Сахалинской области, Управлению федерального казначейства  по Сахалинской области надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет  казны Российской Федерации в пользу Управления финансов  муниципального образования Городской округ «Смирныховский» 14 207 рублей 43 копейки убытков.

В иске к Главному Финансовому управлению администрации Сахалинской области, Управлению федерального казначейства  по Сахалинской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Сахалинской области в месячный срок со дня изготовления в полном объеме и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Судья                                                                            М.С. Слепенкова