ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-5812/2021 от 20.04.2022 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28

Факс 460-945, 460-952, адрес сайта-http://sakhalin.arbitr.ru/

Электронная почта-info@sakhalin.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Южно-Сахалинск                                            Дело № А59-5812/2021

22 апреля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 20.04.2022, решение в полном объеме изготовлено 22.04.2022.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи
Веретенникова И.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Щелкуновой К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

областного государственного автономного учреждения «Центр медико-социальной реабилитации «Чайка» (ОГРН 1026501019115, ИНН 6509005644, адрес: 694640, Сахалинская область, Холмский р-н, с. Пионеры,
ул. Школьная, д.10)

к Сахалинской области в лице агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (ОГРН 1206500007075, ИНН 6501312393, адрес: 693020, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, д. 39Б)

о взыскании убытков

третьи лица: министерство финансов Сахалинской области,

при участии:

от истца: Яненко В.О. по доверенности от 26.01.2022;

в отсутствии иных лиц, участвующих в деле.

УСТАНОВИЛ:

областное государственное автономное учреждение «Центр медико-социальной реабилитации «Чайка» (далее - истец, Учреждение, ОГАУ «Чайка») обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к агентству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области с требованием о взыскании убытков в размере 188 435 рублей.

Исковые требования нормативно обоснованы положениями статей 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы несением истцом расходов на выполнение кадастровых работ и работ по разработке проекта освоения лесов в отношении земельного участка, выделенного ему ответчиком, но который не может быть использован последним для предоставленных целей, ввиду ошибочного указания Агентством на отсутствие на земельном участке лесов, относящихся к особо защищенным участкам.

Определением суда от 29.10.2021 исковое заявление принято к производству суда, возбуждено дело и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

22.12.2021 суд в порядке части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Определением от 01.02.2022 суд привлек в качестве ответчика субъект Российской Федерации - Сахалинскую область в лице агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее - ответчик, Агентство), а также в порядке статьи 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, на заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, министерство финансов Сахалинской области, ИП Ткаченко Е.В., общество с ограниченной ответственностью «Сахалинземпроект».

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам искового заявления, ответчик, третьи лица явку своих представителей в заседание не обеспечили, о дате и месте его проведения уведомлены надлежащим образом.

Ввиду изложенного, суд в соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ определил провести судебное заседание в отсутствии неявившихся ответчика и третьих лиц.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суд установил следующее.

12.03.2019 между ОГАУ «Чайка» и ООО «Сахалинземпроект» заключен договор подряда на выполнение кадастровых работ № 03/02/19, в соответствии с пунктом 1.1 которого Исполнитель обязуется по заданию Заказчика выполнить кадастровые работы в отношения объекта указанного в Приложении №1 к настоящему Договору, а Заказчик обязуется принять и оплатить работы.

В силу пункта 1.3 договора, результат выполнения работ по Договору оформляется изготовлением технической документации в формате *.xml (Межевой план. Технический план, Карта-план территории объекта землеустройства, Акт обследования, Схема расположения на КПТ. Проектная документация лесного участка), выполненной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 3.1 договора, стоимость выполнения работ по настоящему Договору, которую Заказчик обязуется оплатить Исполнителю, составляет 99 500 (девяносто девять тысяч пятьсот) рублей 00 копеек (в соответствии с положениями статей 346.12 и 346.2 Налогового кодекса РФ НДС не облагается).

29.03.2019 и 30.04.2020 ОГАУ «Чайка» оплатило ООО «Сахалинземпроект» работы по договору в размере 99 500 рублей на основании платежных поручений № 889 и 1153 соответственно.

Распоряжением № 133-р от 20.04.2020 министерства экологии Сахалинской области в соответствии со статьями 9,24,25,44,71, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, положением о Министерстве экологии Сахалинской области, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 13.03.2020 № 106, на основании заявления ОГАУ «Чайка» от 01.04.2020 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов и причалов, лесной участок с местоположением: Российская Федерация, Сахалинская область, муниципальное образование «Холмский городской округ» Сахалинской области, Холмское лесничество, Костромское, часть 1 участковое лесничество, квартал 74 (части выделов 4,5,6), площадью 4,3063 га, с кадастровым номером 65:08:0000031:99б.

В приложениях № 1, 2, 3 к распоряжению от 20.04.2020г. №133-р указаны схема лесного участка акт приема-передачи, и условия осуществления постоянного (бессрочного) пользования

При этом в приложение № 2 в пункте 5 характеристик лесного участка указано на отсутствие на его территории особо защищенных участков леса.

10.09.2020 между ОГАУ «Чайка» и ИП Ткаченко Е.В. заключен Договор № 04/09 на разработку проекта освоения лесов, в соответствии с пунктом 1.1 которого, Исполнитель обязуется оказать комплекс работ, достаточных для достижения целей, поставленных Заказчиком, а именно:

- разработка проекта освоения лесов и получение положительного заключения государственной экспертизы в Министерстве экологии Сахалинской области, в соответствии с заданием № 1 к настоящему Договору подряда на выполнение работ.

В силу пункта 2.1 договора, величина подлежащего уплате вознаграждения Исполнителю, за выполненный объем работ по вышеупомянутому договору составляет 88 935 (восемьдесят восемь тысяч девятьсот тридцать пять) рублей 00 копеек.

10.09.2020 ОГАУ «Чайка» оплатило ИП Ткаченко Е.В. работы по договору в размере 88 935 рублей на основании платежного поручения № 90.

Распоряжением Министерства экологии Сахалинской области № 778-р от 12.11.2020 «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов», ОГАУ «Чайка» утвердили отрицательное заключение проекта освоения лесов № 330 от 12.11.2020.

Причиной получения отрицательного заключения государственной экспертизы явилось наличие ошибки в распоряжении министерства экологии Сахалинской области № 133-р от 20.04.2020 об отсутствии на территории предоставленного истцу земельного участка особо защищенных участков леса.

В результате выявленной технической ошибки, в распоряжение министерства экологии Сахалинской области №133-р от 20.04.2020, распоряжением № 801-р «О внесении изменений в распоряжение от 20.04.2020 № 133-р» от 16.11.2020 внесены изменения, в части указания в пункте 5 приложения № 2 на наличии на земельном участке особо защищенных участков леса.

Поскольку внесенные изменения лишили ОГАУ «Чайка» возможности использования предоставленного земельного участка по назначению, последнее 03.09.2021 обратилось к Агентству с претензией исх. № 2041, в которой потребовало возместить причиненные убытки в размере 188 435 рублей.

Оставление требований претензии без удовлетворения, послужило основанием для обращения истца в суд, с рассматриваемым исковым заявлением.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Необходимыми условиями применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков являются наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между этими элементами, вина причинителя вреда.

Статьей 16 ГК РФ установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В предмет доказывания по иску о взыскании убытков входит совокупность следующих обстоятельств: факт и размер убытков, противоправное поведение ответчика, причинно-следственная связь между противоправными действиями (бездействием) ответчика и убытками истца.

Частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 71 ЛК РФ, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;

3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 5 статьи 71 ЛK РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:

1) органам государственной власти и органам местного самоуправления;

2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям;

3) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий (часть 2 статьи 39.9 ЗК РФ).

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (статья 7 ЛК РФ).

Статьей 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проектная документация лесных участков.

Частью 1 статьи 70 ЛК РФ предусмотрено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов.

При предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73 настоящего Кодекса), безвозмездное пользование выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом (частью 6 статьи 70.1 ЛК РФ).

Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 12 статьи 70.1 ЛК РФ).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 03.02.2017 № 54«Об утверждении Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки», утверждены Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки.

Пунктом 12 указанных Требований предусмотрено, что выполнение работ по подготовке проектной документации лесного участка при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 стать 73.1 ЛК РФ), безвозмездное пользование должно быть обеспечено заинтересованным лицом.

Таким образом, законодателем предусмотрено, что подготовка проектной документации является обязанностью заинтересованного лица, а также выступает необходимым условием для получения земельного участка в безвозмездное пользование, ввиду чего расходы на ее подготовку не могут быть отнесены к убыткам, применительно к статьям 15, 16 ГК РФ.

В отношении расходов истца, понесенных на изготовление проекта освоения лесов, суд приходит к выводу, что указанные затраты являются убытками, вызванными действиями ответчика, выразившимися в указании в распоряжении министерства экологии Сахалинской области № 133-р от 20.04.2020 на отсутствии на территории предоставленного истцу земельного участка особо защищенных участков леса.

При таких условиях арбитражный суд приходит к выводу о доказанности истцом обстоятельств, свидетельствующих о наличии причинно-следственной связи между допущенной Агентством ошибкой в указанном распоряжении и наличием у истца убытков, выразившихся в оплате услуг по изготовлению проекта освоения лесов, получившего отрицательное заключения экспертизы, исключительно вследствие указанной ошибки. Кроме того, суд также принимает во внимание, что в результате данной ошибки, истец лишен возможности использовать предоставленный участок для заявленных целей.

Рассматривая порядок взыскания указанных убытков, суд приходит к следующим выводам.

Согласно разъяснениям пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе.

В соответствии с правилами статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно пункту 12.1 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

В силу разъяснений, приведенных в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса.

При принятии такого искового заявления к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства.

В том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.

В соответствии с пунктом 1.15 постановления правительства Сахалинской области № 565 от 08.12.2020 «Об утверждении Положения об агентстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области», агентство является правопреемником реорганизованных Министерства сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Сахалинской области, Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, Министерства экологии Сахалинской области в сферах деятельности, указанных в настоящем Положении.

Пунктом 3.1.40 Положения также предусмотрено, что Агентство является главным распорядителем средств областного бюджета и субвенций из федерального бюджета, направляемых на его содержание, реализацию полномочий, а также на финансирование деятельности подведомственных ему учреждений, и администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, указанная сумма подлежит взысканию с Сахалинской области в лице агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области за счет казны Сахалинской области.

При распределении судебных расходов, понесенных истцом в виде уплаты государственной пошлины, суд исходит из положений статьи 110 АПК РФ, регламентирующей, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 176, 179 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Сахалинской области в лице агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области за счет казны Сахалинской области в пользу областного государственного автономного учреждения «Центр медико-социальной реабилитации «Чайка» убытки в размере 88 935 рублей, возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 3 139 рублей 99 копеек, всего взыскать 92 074 (девяносто две тысячи семьдесят четыре) рубля 99 копеек.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента вынесения в полном объеме через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья                                                                         И.Н. Веретенников