АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-5826/06-С15
14 мая 2007 года
Резолютивная часть решения объявлена 04.05.07 г. Полный текст решения изготовлен 14.05.07 г.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе
председательствующего судьи Белоусова А.И.,
судей Джавашвили В.Н., Орифовой В.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Сахалинэнерго» к Региональной энергетической комиссии Сахалинской области о признании недействующим решения от 06.12.06 г. о внесении изменений в постановление от 29.09.06 г. № 35/1 «Об установлении тарифов для ОАО Сахалинэнерго» на электрическую и тепловую энергию для потребителей ОАО «Сахалинэнерго» на 2007 год»,
при участии:
от ОАО «Сахалинэнерго» - ФИО1 генерального директора, ФИО2 по доверенности от 01.02.07 г. № 18-86, ФИО3 по доверенности от 01.02.07 г. № 18-148, ФИО4 по доверенности от 01.02.07 г. № 18-150, ФИО5 по доверенности от 01.02.07 г. № 18-80, ФИО6 по доверенности от 01.02.07 г. № 18-153, ФИО7 по доверенности от 01.02.07 г. № 18-183,
от Региональной энергетической комиссии Сахалинской области – ФИО8 председателя, ФИО9 по доверенности от 01.01.07 г., ФИО10 по доверенности от 01.01.07 г., Богатыря В.А. по доверенности от 01.01.07 г., ФИО11 по доверенности от 01.01.07 г.,
У С Т А Н О В И Л:
ОАО «Сахалинэнерго» (далее – общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта – решения Региональной энергетической комиссии Сахалинской области (далее - РЭК Сахалинской области) от 06.12.06 г. о внесении изменении в постановление РЭК Сахалинской области от 29.09.06 г. № 35/1 «Об установлении тарифов для ОАО «Сахалинэнерго» на электрическую и тепловую энергию для потребителей ОАО «Сахалинэнерго» на 2007 год».
В обоснование заявления указано, что оспариваемое решение РЭК Сахалинской области не соответствует положениям ст. ст. 4, 6 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14.04.95 г. № 41-ФЗ.
Обществом в ходе судебного разбирательства неоднократно уточнялись и дополнялись основания и требования представленного заявления.
15.01.07 г. заявитель, уточнив свою позицию, просил признать недействующим постановление РЭК Сахалинской области от 29.09.06г. №35/1 «Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей ОАО «Сахалинэнерго» на 2007 год» (в редакции решения РЭК от 06.12.06г.).
Общество указало, что при принятии оспариваемого решения РЭК Сахалинской области необоснованно снижены затраты на оплату труда, ведомственную охрану объектов общества, неверно применен норматив технологических потерь электроэнергии в сетях ОАО «Сахалинэнерго», а также из расчета прибыли исключены расходы на создание резерва по сомнительным долгам ликвидированных предприятий и организаций, признанных банкротами.
При определении расходов на оплату труда РЭК Сахалинской области применила текущее премирование в размере 45% против 60 % предложенных обществом.
Размер фонда оплаты труда определен РЭК Сахалинской области с учетом тарифной ставки рабочего первого разряда – 2 700 рублей, принятой с 01.01.07 г. в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике на 2007-2008 годы, а также с учетом текущего премирования в размере 45 %, который определен на уровне отчетной величины за 6 месяцев 2006 г. со снижением к установленному РЭК Сахалинской области проценту премирования (50%) на 2006 год на 5 процентных пункта.
Общество полагает, что решение РЭК Сахалинской области в этой части не соответствует п. 27 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, в соответствии с которым при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми соглашением, заключенным соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем отчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Согласно п. 8.4 Отраслевого тарифного соглашения размер включаемых в расходы на оплату труда премий составил 75 % тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда.
Численность работников, принятая РЭК Сахалинской области при расчете тарифа, составила 3 189 человек и определена исходя из фактической численности работников за 6 месяцев 2006 года (3 362 человек), за исключением персонала непромышленного производства, прочих видов деятельности и персонала, относящегося к услугам по передаче тепловой энергии и хим.очищенной воды.
Общество указывает на то, что РЭК Сахалинской области уменьшен численный состав работников на 9 человек, оказывающих услуги по передаче тепловой энергии, при отсутствии какого-либо документального обоснования, так как в представленных обществом обосновывающих документах отсутствуют сведения в отношении указанных 9 человек.
При индексации тарифной ставки рабочего первого разряда применен индекс потребительских цен, установленный Минэкономразвития на 2-4 квартал 2007 года, тогда как в силу п. 3.3 Отраслевого тарифного соглашения индексирование минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда должно быть произведено исходя из фактических данных роста потребительских цен за предыдущий период.
В целях компенсации экономически обоснованных расходов общества при установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию подлежали учету расходы на оплату нормативных технологических потерь, размер которых установлен Приказом Министерства промышленности и энергетики № 214 от 08.09.06 г. и составил для ОАО «Сахалинэнерго» 16, 6 % от отпуска электроэнергии в сеть, тогда как РЭК Сахалинской области, при принятии оспариваемого решения, применен норматив технологических потерь в размере 14, 7 %, что противоречит п. 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ.
Установленные РЭК Сахалинской области расходы на ведомственную охрану не соответствуют Постановлению Правительства РФ № 150 от 01.03.01 г., которым утвержден перечень объектов электроэнергетики, подлежащих ведомственной охране, и во исполнение которого ОАО «Сахалинэнерго» заключены договоры на охрану в 2007 году перечисленных в постановлении Правительства объектов.
Расходы по охране объектов в 2007 году в полном объеме представлены для утверждения РЭК Сахалинской области, однако, необоснованно не приняты последней в заявленном размере.
При определении необходимой валовой выручки, применяемой при расчете тарифа, ее размер уменьшен РЭК Сахалинской области на 6 800 тыс. рублей расходов на создание резерва по сомнительным долгам, тогда как обществом было заявлено 45 658 тыс. рублей.
Общество, ссылаясь на п. 30 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, указывает на необходимость включения в состав необходимой валовой выручки внереализационных расходов, в том числе расходов по сомнительным долгам, под которыми понимается задолженность, не погашенная в установленные договором сроки, если она не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Решение РЭК Сахалинской области в этой части мотивировано тем, что в состав сомнительных долгов подлежат включению безнадежные к взысканию долги, полученные в отчетном периоде, в связи с чем при принятии оспариваемого решения подлежит учету задолженность предприятий, ликвидированных в 2006 году.
Кроме того, общество указывает на нарушение порядка принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта.
Решение РЭК Сахалинской области от 29.09.06 г. доведено до общества 08.12.06 г., то есть с нарушением установленного недельного срока, а опубликовано 16.12.06 г.
Решение о внесении изменений в вышеуказанное решение РЭК Сахалинской области принято 06.12.06 г. и опубликовано ранее самого нормативного акта – 15.12.06 г.
Полагает, что нарушение срока доведения до общества оспариваемого решения лишило ОАО «Сахалинэнерго» право на обращение в Федеральную службу по тарифам РФ за урегулированием разногласий, так как срок такого обращения истек 06.11.06 г., когда общество не было извещено о принятии решения.
В нарушение требований п. 21 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, в протоколе заседания РЭК Сахалинской области № 35 от 29.09.06 г. не указаны основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов общества, что лишило ОАО «Сахалинэнерго» возможности обжаловать решение РЭК Сахалинской области со ссылками на соответствующие пункты протокола в Федеральную службу по тарифам РФ и в суд.
12.03.07 г. общество представило дополненное и уточненное заявление, в котором просило суд принять во внимание изложенные в данном документе доводы в отношении нарушения РЭК Сахалинской области законодательства о порядке принятия постановления об установлении тарифов, невключении в необходимую валовую выручку расходов в виде безнадежных долгов, занижения затрат на оплату труда, и неправомерном применении норматива технологических потерь электроэнергии.
В остальной части доводов о признании недействующим постановления об установлении тарифов в отношении занижения регулирующим органом расходов на оплату вневедомственной охраны заявитель свою позицию не поддерживал.
26.04.07 г. общество дополнительно уточнило свои требования по долгам, нереальным к взысканию, указав, что не настаивает на признании необоснованными расходов по дебиторской задолженности в сумме 28 017 522 руб. 38 коп., полагает, что РЭК Сахалинской области неправомерно не приняты убытки по безнадежным должникам в размере 17 592 166 руб. 62 коп.
В судебном заседании представители ОАО «Сахалинэнерго» уточнили свои требования, просили признать недействующим постановление от 29 сентября 2006 года № 35/1 «Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей ОАО «Сахалинэнерго» (в редакции постановления от 06 декабря 2006 года № 55/3) в части установления тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей ОАО «Сахалинэнерго» на 2007 год; в отношении включения в необходимую валовую выручку внереализационных расходов, указали, что РЭК Сахалинской области необоснованно отказано во включении безнадежных долгов по предприятиям, ликвидированным в 2005 году, так как в соответствии с утвержденными правилами установления тарифов обосновывающие документы подлежали представлению в РЭК Сахалинской области до 1 мая 2006 года, когда общество не располагало сведениями о ликвидации должников за весь 2006 год, поэтому в расчет подлежали включению суммы безнадежных долгов по предприятиям, ликвидированным в 2006 и 2005 году, которые не были учтены при определении тарифа на предыдущий период.
Представители РЭК Сахалинской области с заявлением ОАО «Сахалинэнерго» не согласились, суду пояснили, что 29.09.06 г. РЭК Сахалинской области принято постановление № 35/1 в редакции от 06.12.06 г. № 55/3 «Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей ОАО «Сахалинэнерго» на 2007 год».
При расчете тарифа РЭК Сахалинской области размер фонда оплаты труда исчислен с применением процента премирования 45 %, так как, исходя из представленных данных о фактическом объеме фонда оплаты труда общества, в последнем отчетном периоде в 2005 году средний процент премирования составил 44,6 %, за 6 месяцев 2006 года – 45 %.
Поскольку п. 27 Основ ценообразования расходы на оплату труда определяются в соответствии с отраслевым соглашением и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде, регулирующим органом применены данные средней величины текущего премирования, которые документально подтверждены.
По факту применения прогнозного индекса потребительских цен при индексации тарифной ставки рабочего первого разряда представители РЭК Сахалинской области указали, что указание в п. 27 Основ ценообразования на необходимость применения прогнозного индекса потребительских цен свидетельствует о недопустимости применения данных фактического роста потребительских цен за предшествующий период.
В части исключения из численности работников при исчислении расходов на оплату труда 9 человек пояснили, что сведения о них получены не из отчета «Фактические показатели расходов на оплату труда ОАО «Сахалинэнерго» за первое полугодие 2006 года», а из представленных по форме сведений о численности, заработной плате и движении работников и «Анализа основных показателей деятельности общества за 6 месяцев 2006 года».
Применение норматива технологических потерь в размере 14, 58 % РЭК Сахалинской области обосновывает ссылками на Порядок расчета и обоснования нормативов технологических потерь электроэнергии при передаче ее по электрическим сетям, утвержденный Приказом Минэнерго РФ от 04.10.05 г. № 267, в соответствии с которыми под нормативами потерь понимается сумма нормативных технологических потерь и нормативов снижения потерь, а под нормативами технологических потерь – расчетные значения технологических потерь, определяемые в процентах от величины отпуска электроэнергии в сеть.
Для установления тарифов учету подлежат нормативы технологических потерь.
При изучении представленных обществом документов установлено, что размер утвержденного Приказом Минпромэнерго № 214 для ОАО «Сахалинэнерго» норматива технологических потерь соответствует нормативу потерь, а не нормативу технологических потерь, который составляет 14, 58 % и был применен регулирующим органом.
Кроме того, указывает на отсутствие правовых оснований для применения Приказа Минпроэмэнерго № 214 от 08.09.06 г., так как последний не был опубликован в установленном законом порядке.
Доводы общества о необоснованном исключении внереализационных расходов считают необоснованными, так как размер подлежащей учету валовой выручки должен возмещать экономически обоснованные расходы общества.
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу на прибыль. При этом в необходимую валовую выручку включаются внереализационные расходы, в том числе расходы по сомнительным долгам, которые рассчитываются с учетом внереализационных доходов.
Понесенные обществом в расчетном периоде расходы, которые не были учтены при установлении тарифов, учитываются в последующем расчетном периоде.
Поскольку сумма сомнительных долгов в размере 17,6 млн. рублей списана обществом в 2005 году, а не в течение расчетного периода - 2006 год, во включении указанной суммы в состав внереализационных расходов отказано.
Ссылки общества на нарушение порядка принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта считают необоснованными, так как решение РЭК Сахалинской области от 29.09.06 г. принято в присутствии представителей ОАО «Сахалинэнерго», что отражено в протоколе, врученном представителям общества 06.10.06 г., то есть в установленный законом срок.
Отсутствие в протоколе РЭК Сахалинской области ссылок на основания принятия решения не повлекло нарушения прав общества, так как в протоколе имеется ссылка на заключение экспертизы, послужившее основанием для принятия оспариваемого решения. Указанное заключение содержит необходимый перечень оснований принятия решения и было направлено ОАО «Сахалинэнерго» 19.09.06 г.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Материалами дела установлено, что в июне 2006 года общество обратилось в РЭК Сахалинской области с заявлением об установлении тарифов на тепловую и электрическую энергию на 2007 год, в подтверждение которых представило обосновывающие документы.
11.08.06 г. РЭК Сахалинской области проведен анализ обосновывающих расчетных материалов ОАО «Сахалинэнерго», по результатам которого подготовлено заключение отдела экономической экспертизы и установлено, что экономически обоснованный тариф на электроэнергию составит 216, 75 коп. за 1 кт. час, со снижением к утвержденному тарифу на 2006 год – 226,6 коп. на 4,3%, на тепловую энергию – 418, 53 руб. за 1 Гкал, с ростом к утвержденному на 2006 год – 414,17 руб. на 1,1 %.
29.09.06 г. состоялось заседание правления РЭК Сахалинской области с участием представителей ОАО «Сахалинэнерго», на котором принято Постановление № 35/1 об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей ОАО «Сахалинэнерго» на 2007 год.
Постановлением РЭК Сахалинской области от 06.12.06 г. № 55/3 в Постановление РЭК Сахалинской области от 29.09.06 г. внесены изменения.
Указанное Постановление РЭК Сахалинской области от 29.09.06 г. (с учетом внесенных в него изменений) ОАО «Сахалинэнерго» считает не соответствующим ст. 4 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», устанавливающей принципы государственного регулирования тарифов, в части обеспечения экономической обоснованности тарифов, ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», согласно которой регулирование тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться, в том числе, следующие основные принципы:
- обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
- определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов;
- обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии;
- определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее – Основы ценообразования), а также Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила), которые регулируют порядок установления тарифов.
Пунктом 7 указанных Правил предусмотрено, что установление тарифов производится регулирующим органом путем рассмотрения дела об установлении тарифов.
Согласно п. 19 Основ ценообразования, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие группы расходов:
1) на топливо;
2) на покупаемую электрическую и тепловую энергию;
3) на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность;
4) на сырье и материалы;
5) на ремонт основных средств;
6) на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
7) на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
8) прочие расходы.
Предметом заявленных требований по данному делу является законность нормативного акта в части установления тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую обществом, в отношении корректировки необходимой валовой выручки предприятия, выразившейся в снижении затрат на оплату труда за счет необоснованного исключения при расчете фонда оплаты труда 9 человек, неправомерного применения 45 %-ного размера премирования и неправильной индексации тарифной ставки рабочего первого разряда, неправомерном применении норматива технологических потерь, и уменьшении размера дебиторской задолженности, нереальной к взысканию.
Судом установлено, что при определении тарифа в состав затрат энергоснабжающей организации включаются, в том числе, расходы на оплату труда.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 №41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Нормами ст. 4 названного Закона установлены принципы государственного регулирования тарифов, в число которых входят обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.
В соответствии с п. 7 Основ ценообразования при установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы согласно п. 27 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.04 № 109 определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования.
На общество распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2007 - 2008 годы (далее ОТС).
В соответствии с п. 3.10 ОТС на 2007-2008 г.г. расходы на оплату труда и иные расходы работодателя, предусмотренные настоящим разделом, определяются в пределах средств, рассчитанных в соответствии с положениями раздела 8 настоящего Соглашения и утвержденных соответствующим органом, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, с учетом положений подпункта «а» пункта 3.2 настоящего Соглашения.
Разделом 8 ОТС установлен порядок определения расходов (средств) работодателей на оплату труда работников и иных расходов (средств) работодателей, обусловленных трудовыми отношениями.
Указанный раздел ОТС определяет совокупность затрат (расходов) работодателей, обусловленных наличием трудовых отношений, и устанавливает единые подходы Организаций при проведении расчета тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также на соответствующие услуги, оказываемые Организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Положения настоящего раздела используются исключительно при формировании тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также на соответствующие услуги, оказываемые Организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Сумма расходов, обусловленных наличием трудовых отношений, учитываемая в тарифах (ценах) на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также на соответствующие услуги, оказываемые Организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, не может быть ниже суммы, определенной в соответствии с настоящим разделом.
В силу п. 8.3 ОТС расходы, обусловленные наличием трудовых отношений, формируются посредством суммирования расходов (средств) на оплату труда, которые рассчитываются, исходя из численности работников списочного состава и числа вакантных рабочих мест (но не выше нормативной численности) с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, и состоят из: тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда, которая рассчитывается исходя из ММТС и среднего тарифного коэффициента по Организации, а также средств, направляемых на премирование работников, доплат, надбавок и других выплат в составе средств на оплату труда.
По данным ОАО «Сахалинэнерго» нормативная численность общества по данным на 01.06.05 г. составила 4 130 человек.
Согласно представленных обществом документов фактическая численность работников за 6 месяцев 2006 года составила 3 362 человека, которая уменьшена РЭК Сахалинской области на 228 человек, в том числе 9 человек – не относящихся к услуге по передаче тепловой энергии, так как данные услуги общество с 01.01.06 г не оказывает, а также увеличена на 55 человек, связанных с транспортировкой электроэнергии.
После произведенной корректировки численность работников, принятая в расчете расходов на оплату труда, составила 3 189 человек, что не превышает размер определенной РЭК Сахалинской области нормативной численности работников.
Ссылки общества на необоснованное исключение из состава фактической численности работников 9 человек не соответствуют материалам дела, так как из представленных обществом фактических показателей за 1 полугодие 2006 года численность персонала и средства на оплату труда составили:
- на электро и тепло энергию – 3 187 человек, 406053,1 тыс. рублей,
- на прочие виды деятельности – 166 человек, 21607,6 тыс. рублей.
В соответствии с представленным Анализом основных показателей общества за 6 месяцев 2006 года затраты на оплату труда эксплуатационного и собственного ремонтного персонала, включенного в себестоимость электрической и тепловой энергии, составили 406 053 тыс. рублей. В данные затраты общество включило расходы на оплату труда персонала тепловых сетей – 559 тыс. рублей, что подтверждается данными Анализа основных показателей деятельности общества за 6 месяцев 2006 года.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что расходы на оплату труда персонала тепловых сетей – 559 тыс. рублей включены в сумму 406 063 тыс. рублей, приходящуюся на персонал по электро и теплоэнергию, а не на 166 человек прочих видов деятельности. Персонал тепловых сетей в количестве 9 человек, определенный на основании свода статистических данных форм П-4 за январь-июнь отнесен на электрическую и тепловую энергию, а не на прочие виды деятельности.
В связи с этим 9 человек персонала тепловых сетей, которые относятся к расходам по передаче тепловой энергии, правомерно исключены РЭК Сахалинской области, как не имеющие отношения к электрической энергии и производству тепловой энергии.
Доводы общества о неправильном применении регулирующим органом при расчете фонда оплаты труда премирования в размере 45 % являются необоснованными, так как произведенный обществом расчет фонда оплаты труда исчислен с учетом среднего процента премий - 60%.
Применение указанного размера премирования обусловлено ссылками на п. 3.7 ОТС, в соответствии с которым организациям, осуществляющим деятельность по производству, передаче и сбыту электрической и тепловой энергии предоставлено право самостоятельно устанавливать систему премирования, а также введенными в ОАО «Сахалинэнерго» с 01.12.03 г. Положениями о премировании персонала с базовым размером премий 60 %.
В то же время, п. 27 Основ ценообразования установлено, что при расчете расходов на оплату труда подлежат учету положения ОТС, а также данные о фактическом объеме оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования.
В связи с тем, что по данным ОАО «Сахалинэнерго» в 2005 году процент премирования персонала составил 44,6 %, а за 6 месяцев 2006 года – 45 % РЭК Сахалинской области при определении расходов на оплату труда на 2007 г. правомерно применила среднюю величину текущего премирования в размере 45 %.
Кроме того, заявляя о применении процента премирования в размере 60 % , общество предоставило в регулирующий орган сведения о том, что фактически в первом полугодии 2006 года процент премирования был на уровне 70 % (Фактические показатели расходов на оплату труда ОАО «Сахалинэнерго» за 1 полугоде 2006 года). Документов, свидетельствующих о том, что процент премирования первом полугодии 2006 года составил 60 % обществом не представлено.
Таким образом, применение РЭК Сахалинской области премирования в размере 45 % соответствует установленным принципам экономической обоснованности планируемых расходов, а правомерность применения указанного процента премирования подтверждена материалами дела.
При установлении тарифов на 2007 год фонд оплаты труда общества определен РЭК Сахалинской области с учетом индексации тарифной ставки рабочего первого разряда с применением прогнозного индекса потребительских цен.
Пунктом 3.3 ОТС установлена минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда (далее ММТС) с 1 января 2007 года в размере 2 700 рублей, а также указано, что ММТС ежеквартально изменяется в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации на основании данных Федеральной службы государственной статистики.
В то же время п. 27 Основ ценообразования установлено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Таким образом, при определении расходов на оплату труда, применяемых при расчете тарифа на 2007 год, подлежат применению данные о фактическом объеме фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде (2006 год), а также прогнозный индекс потребительских цен на 2007 год.
В соответствии с указанной нормой РЭК Сахалинской области, при расчете плановой суммы расходов на оплату труда, определила среднемесячную ставку первого разряда в 1 квартале 2007 года с учетом ставки первого разряда 4 квартала 2006 года и индекса потребительских цен 1 квартала 2007 года. Далее плановая сумма расходов на оплату труда во 2 квартале 2007 определена путем умножения ставки первого квартала на индекс потребительских цен 2 квартала 2007 года и так далее.
Прогнозный индекс потребительских цен является переменной величиной, устанавливается на соответствующий период и в дальнейшем изменяется путем умножения предыдущего значения на сводный индекс роста потребительских цен и, таким образом, обеспечивает соответствие ставки первого разряда росту потребительских цен соответствующего периода.
В связи с этим, применение при определении расходов на оплату труда в 1 квартале 2007 года индекса потребительских цен 4 квартала 2006 года, как указывает общество, не соответствует п. 27 Основ ценообразования и исключает возможность учета в 1 квартале 2007 года соответствующего индекса потребительских цен, подлежащего применению в указанном периоде.
В соответствии с п. 64 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям определяются путем деления необходимой валовой выручки организаций на суммарную присоединенную (заявленную) мощность потребителей услуг в расчетном периоде регулирования и дифференцируются по уровням напряжения и иным критериям, установленным законодательством Российской Федерации, в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
В указанных тарифах учитываются расходы на оплату нормативных технологических потерь, утверждаемых Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации.
В соответствии с Положением об организации в Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденным Приказом Минпромэнерго России от 4 октября 2005 г. N 267, утверждению подлежат нормативы технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям в процентах по отношению к отпуску электрической энергии.
Под нормативами технологических потерь (расхода) электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям понимаются расчетные значения технологических потерь, определяемые в соответствии с настоящим Порядком в процентах от величины отпуска электроэнергии в сеть ЭСО.
Приказом Минпромэнерго № 214 от 08.09.06 г. для ОАО «Сахалинэнерго» утвержден норматив технологических потерь в размере 16,6 % (308, 199 млн. кВт. ч.)
В то же время из представленного в материалы дела заключения по результатам экспертизы материалов, обосновывающих значение нормативов технологических потерь общества на 2007 году, следует, что размер технологических потерь на 2007 год составил 14,58 % (271,022 млн. кВт./ч), норматив снижения потерь – 2 % (37,18 млн. кВт./ч).
Поскольку для установления тарифа значение имеют нормативные технологические потери, которые для общества составил 14, 58%, а Минпромэнерго РФ утверждая указанные нормативы, установило их значение равным 16,58 %, то есть нормативу потерь, применению подлежат подтвержденные документально и экономически обоснованные нормативы технологических потерь в размере 14,58 %.
Доводы общества о том, что РЭК Сахалинской области не приняло во внимание подлежащий обязательному применению Приказ Минпромэнерго РФ № 214 и самостоятельно установило нормативы технологических потерь, являются необоснованными, так как примененный РЭК Сахалинской области показатель нормативных технологических потерь получен из заключения по результатам экспертизы материалов, обосновывающих значение нормативов технологических потерь общества на 2007 году, положенного в основу названного Приказа Минпромэнерго РФ.
Применение норматива технологических потерь является экономически обоснованным и соответствует требованиям п. 64 Основ ценообразования, предусматривающих необходимость применения нормативов технологических потерь.
Кроме того, в силу ст. 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлено, что Приказ Минпромэнерго РФ № 214 от 08.09.06 г. в части установления размера нормативных технологических потерь для ОАО «Сахалинэнерго» не соответствует требованиям ст. 64 Основ ценообразования и Порядку расчета и обоснования нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденного Постановлением Минпромэнерго № 267 от 04.10.05 г., в связи с чем не подлежит применению судом при разрешении спора.
В соответствии с п. 30 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку, применяемую при расчете тарифа, включаются внереализационные расходы, в том числе расходы по сомнительным долгам.
При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности.
Средства резерва по сомнительным долгам используются на погашение убытков от списания безнадежных долгов, под которыми понимаются долги с истекшим сроком исковой давности, а также те, по которым обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации предприятия.
РЭК Сахалинской области не были приняты заявленные обществом 17,6 млн. рублей дебиторской задолженности, списанной в 2005 году, в связи с тем, что указанные суммы не могут быть отнесены к суммам, понесенным в течение расчетного периода, каковым является 2006 год.
В этой части решение РЭК Сахалинской области соответствует п. 10 Основ ценообразования, в соответствии с которым если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств). В соответствии с Основами ценообразования, под расчетным периодом понимается период продолжительностью не менее одного года, на который устанавливаются регулируемые тарифы (цены).
Таким образом, понесенные обществом в 2006 году экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (2007 год).
Поскольку 17,6 млн. рублей списано обществом на внереализационные расходы в 2005 году, тогда как расчетным периодом указан 2006 год, РЭК Сахалинской области правомерно отказала во включении этих сумм при расчете тарифа.
Доводы общества о нарушении РЭК Сахалинской области сроков опубликования оспариваемого решения и изменений к нему, повлекшее нарушение права общества на обращение за разрешением разногласий в Федеральной службе по тарифам, не влияют на законность оспариваемого решения РЭК Сахалинской области.
Кроме того, обществом не представлено доказательств, свидетельствующих об обращении в ФСТ за разрешением каких-либо разногласий, связанных с оспариваемым нормативным актом, а также о том, что обществу было отказано в разрешении указанных разногласий.
При таком положении, ссылки общества на нарушение действиями РЭК Сахалинской области прав общества в этой части не подтверждены материалами дела.
Ссылки общества на нарушение порядка оформления протокола заседания правления РЭК Сахалинской области и сроков его вручения обществу также не соответствуют представленным в дело доказательствам, так как основания, по которым РЭК Сахалинской области приняла оспариваемое решение указаны в заключении отдела экономической экспертизы, на которое имеется ссылка в протоколе № 35 от 29.09.06 г.
Указанное заключение получено обществом 19.09.06 г., с данной даты общество было извещено об основаниях принятого РЭК Сахалинской области решения, вследствие чего у суда отсутствуют основания считать права общества нарушенными в связи с неуказанием в протоколе № 35 всего перечня приведенных в заключении оснований.
В соответствии со ст.195 АПК РФ решение по делу об оспаривании нормативного правового акта принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 АП КРФ.
По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений: о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
Суд, рассмотрев доводы общества, изложенные в обоснование незаконности принятого постановления об установлении тарифов, в силу вышеизложенного полагает их несостоятельными, и признает оспариваемый нормативный правовой акт соответствующим Федеральному закону от 14 апреля 1995 года № 41 «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».
Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать постановление Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 29 сентября 2006 года № 35/1 «Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей ОАО «Сахалинэнерго» (в редакции постановления от 06 декабря 2006 года № 55/3) в части установления тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей ОАО «Сахалинэнерго» на 2007 год соответствующим Федеральному закону от 14 апреля 1995 года № 41 «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».
В удовлетворении требований ОАО «Сахалинэнерго» к Региональной энергетической комиссии Сахалинской области о признании недействующим постановления от 29 сентября 2006 года № 35/1 «Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей ОАО «Сахалинэнерго» (в редакции постановления от 06 декабря 2006 года № 55/3) в части установления тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей ОАО «Сахалинэнерго» на 2007 год отказать.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья А.И. Белоусов
Судьи В.С. Орифова
В.Н. Джавашвили