ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-6023/09 от 09.02.2010 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД  САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем  Российской  Федерации

Р    Е    Ш    Е    Н    И    Е

г. Южно - Сахалинск                                                     №  дела  А59 - 6023/2009

09     ф   е   в   р   а   л   я       2010г.

  Арбитражный суд в составе:

председательствующего ___Д  Ж  А  В  А  Ш  В  И  Л  И     В. Н.___________

с у д е й __________________________________________________________

при ведении протокола судебного заседания председательствующим Джавашвили В. Н.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного учреждения «Сахалинское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» к Территориальному управлению по Сахалинской области Федеральной службы по финансово – бюджетному надзору об оспаривании предписания.

  В заседании приняли участие:

от заявителя – ХАЖАЙНОВА Е. А., АЛТУНИНА А. В., МОКРОУСОВА О. Н. - по доверенности (в деле).

от ответчика – ШНАЙДЕР С. В. – по доверенности (в деле).

у  с  т  а  н  о  в  и  л:

Заявитель обратился в суд с заявлением о признании недействительным п. 1 раздела 2 предписания об устранении нарушений законодательства от 22. 10. 09г. № 61 – 03 – 144/3355.

В обоснование своего требования заявитель указал, что неправомерного расходования средств федерального бюджета места не имело, а имело место использование средств федерального бюджета на оплату труда сотрудников заявителя в соответствии со штатным расписанием, Уставом учреждения и нормами трудового законодательства. При этом заявитель руководствовался приказами вышестоящего органа в части введения новой системы оплаты труда и локальным нормативным правовым актом об оплате труда работников бюджетных учреждений, подведомственных агентству по рыболовству. Привел и другие доводы, изложенные в заявлении, уточнении требований, возражениях на доводы ответчика и дополнительных пояснениях.

До рассмотрения дела по существу заявитель уточнил заявленное требование, просит признать недействительным п. 1 раздела 2 предписания от 27. 10. 09г. № 61 – 03 – 144/3355 в части требования следующего содержания: «В установленном законом порядке восстановить на счетах бюджетного учета неправомерные выплаты по заработной плате  с дальнейшим перечислением восстановленных средств в доход федерального бюджета».

Ответчик требования заявителя не признал, предписание считает законным и обоснованным по тем основаниям, которые изложены в отзыве на заявление, дополнительных пояснениях, просит в удовлетворении отказать.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 27 и 29 АПК РФ арбитражному суду подведомственны споры об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти, . . . органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, . . .затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Cудом установлено, что на основании распоряжения руководителя управления от 21. 09. 09г. № 143 – 1 ответчиком проведена проверка использования средств федерального бюджета в сфере рыболовства, в том числе вопросов, поставленных в письме Межрегионального отдела ГУ МВД России по ДФО от 15. 12. 08г. № 8 – 040/65 – 277, в Федеральном государственном учреждении «Сахалинское бассейновое учреждение по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» за 2008г.

По результатам проверки составлен акт от 21. 10. 09г. № 61 – 03 – 144, на основании которого заявителю выдано предписание от 27. 10. 09г. № 61 – 03 – 144/3355 об устранении нарушений законодательства.

 Согласно п. 1 раздела 2 «Незаконное использование средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием» предписания заявителем допущено неправомерное расходование средств федерального бюджета в части начисления и выплаты заработной платы в сумме 517 150 рублей. Заявителю предписано в срок до 20. 11. 09г. в установленном законом порядке восстановить на счетах бюджетного учета неправомерные выплаты по заработной плате с дальнейшим перечислением восстановленных средств в доход федерального бюджета.

Не согласившись с предписанием в этой части, заявитель обратился в суд с заявлением.

Статьей 70 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) установлено, что обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются работникам организаций, финансируемых из бюджетов, соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами, в том числе  коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 143 ТК РФ определено, что тарифная система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений определяется Правительством РФ в порядке, установленном федеральными законами.

Заработная плата (оплата труда работника), как указано в ст. 129 ТК РФ, - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда), согласно ст. 144 ТК РФ,  работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Следовательно, правила расходования средств федерального бюджета на оплату труда работников бюджетных учреждений устанавливают обязанность получателей расходовать средства не произвольно в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, а в соответствии с законодательством, регулирующим оплату труда.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Постановлениями Минтруда РФ от 10. 11. 92г. №№ 30 и 31 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14. 10. 92г. № 785 утверждены тарифно – квалификационные характеристики по общеотраслевым должностям служащих и по общеотраслевым профессиям рабочих (далее – постановления № 30 и № 31).

Тарифно – квалификационные характеристики должностей служащих (руководителей, специалистов и технических исполнителей) являются нормативными документами, способствующими обеспечению рационального разделения труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, единства в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований.

Тарифно-квалификационная характеристика по каждой должности содержит три раздела.

В разделе "Должностные обязанности" перечислены основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность.

В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций и других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе "Требования к квалификации по разрядам оплаты" определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения возложенных на него обязанностей, и требования к стажу работы, дифференцированные по каждому разряду или диапазону разрядов.

Дифференциация требований к квалификации по разрядам оплаты обусловлена различиями в сложности выполняемых работ исходя из ответственности, разнообразия и других факторов, определяющих сложность выполняемых должностных обязанностей.

Согласно п. 7 постановления № 30 лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в требованиях к квалификации по разрядам оплаты, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности. Им может быть установлен разряд оплаты в пределах предусмотренного диапазона разрядов для данной должности так же, как и лицам, имеющим специальную подготовку и стаж работы.

Постановлением № 31 утверждены тарифно-квалификационные характеристики на общеотраслевые профессии рабочих по тарифным разрядам, которым устанавливались месячные оклады, разработанные в соответствии с введением Единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992г. N 785.

Тарифно-квалификационные характеристики предназначены для установления разряда рабочим по сложности выполняемых ими работ.

Согласно тарифно – квалификационной характеристике должности бухгалтера, определенной постановлением Минтруда № 30 к специалисту, занимающему эту должность, предъявляются следующие требования к квалификации по разрядам оплаты:

5-й разряд (бухгалтер): среднее специальное (экономическое образование без предъявления требований к стажу работы или специальная подготовка по установленной программе и стаж работы по учету и контролю не менее 3 лет.

6 - 7-й разряды (бухгалтер II категории): высшее экономическое образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее 3 лет.

8 - 9-й разряды (бухгалтер I категории): высшее экономическое образование и стаж работы в должности бухгалтера II категории не менее 3 лет.

10 - 11-й разряды (ведущий бухгалтер): высшее экономическое образование и стаж работы в должности бухгалтера I категории не менее 2 - 3 лет.

Как следует из материалов проверки бухгалтерам Мусатовой В. В., Гриценко Е. Г., Портновой А. О., не имеющим высшего образования и определенного стажа работы, заявителем неправомерно были установлены 11 разряды по оплате труда, в то время как в силу вышеназванным нормативных правовых актов им следовало установить 5 разряд.

Так, согласно справке о квалификации названных работников, представленной заявителем, у Гриценко и Мусатовой средне – специальное образование, стаж работы соответственно на момент заключения трудового договора у Грицено составлял 8 месяцев, а Мусатова стажа работы вообще не имела, вместе с тем обе они были приняты на работу бухгалтерами 11 разряда. Портнова также на момент заключения договора не имела высшего образования, стаж работы составлял 2 года 4 месяца, в то же время она была принята бухгалтером 11 разряда.

Постановлением Минтруда № 31 утверждены тарифно – квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих. Этим нормативным актом установлены три разряда водителей автомобиля 4, 5 и 6 разряды с соответствующими характеристиками.

Приказом Минсельхоза РФ от 12. 07. 93г. № 179 в редакции приказа от 07. 12. 98г. № 748 утвержден Перечень профессий высококвалифицированных рабочих, занятых на важных и ответственных работах, оплата труда которых может производиться по ставкам до 10 разряда единой тарифной сетки.

Согласно названному приказу водителям автомобилей, осуществляющим перевозку людей до места выполнения работ по особо сложным дорогам, местностям и бездорожью разрешено оплачивать их труд по ставкам до 10 разряда ЕТС.

Водителю легкового автомобиля Рак К. Н. установлен 10 тарифный разряд ЕТС как водителю автомобиля, занимающемуся перевозкой людей до места выполнения работ по особо сложным дорогам, местностям и бездорожью. В то же время как следует из путевых листов за 2008г. водитель за проверенный период осуществлял перевозки людей по городу. При таких перевозках ему следовало установить разряд в соответствии с его квалификацией. Каких – либо доказательств, подтверждающих перевозку им людей по бездорожью, заявителем не представлено.

Утверждения заявителя о том, что Рак осуществляет эпизодические перевозки людей до места выполнения работ в Анивском районе и по территории МО «Городской округ «г. Южно – Сахалинск», где, согласно справок руководителей администраций, имеют место быть грунтовые дороги, суд считает необоснованными, поскольку в действующем законодательстве не дано понятий «особо сложные дороги» и «бездорожье», а эпизодические перевозки людей по грунтовым дорогам не могут являться, по мнению суда, основанием для установления водителю 10 разряда ЕТС.        

Таким образом, в связи с указанными нарушениями законодательства заявителем неправомерно начислено и выплачено работникам федерального бюджетного учреждения с января по ноябрь 2008г. за счет средств федерального бюджета 517 150 рублей.

Эти обстоятельства заявителем не оспариваются.

В силу ст. 283 БК РФ основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации являются, в том числе, нецелевое использование бюджетных средств и иные основания в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ст. 284 БК РФ руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных ст. 283 настоящего Кодекса выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.

Указом Президента РФ от 25. 07. 96г. № 1095 (п. 4) установлено, что средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово – бюджетного надзора, утвержденным приказом Минфина РФ от 11. 07. 05г. № 89н, определены полномочия территориальных органов, согласно которым они вправе направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Необоснованны доводы заявителя и в той части, в которой он утверждает об отсутствии его вины в отношении завышения разрядов, так как штатное расписание утверждено вышестоящей организацией, отсутствуют специалисты, которых они неоднократно искали и даже через центр занятости.

Необоснованность суд видит, прежде всего, в том, что в соответствии со ст. ст. 6 и 7 Закона РФ «О бухгалтерском учете» именно руководитель и главный бухгалтер организации, а не вышестоящие по подчиненности органы, обязаны обеспечить законность совершаемых этой организацией хозяйственных операций и их соответствие нормам действующего законодательства РФ.

При таких обстоятельствах, суд считает, что оспариваемое предписание об устранении нарушений законодательства соответствует действующему законодательству, в связи с чем заявленное требование не подлежит удовлетворению.

Все остальные доводы сторон, по мнению суда, правового значения не имеют.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201 АПК РФ,  с  у  д

р    е    ш    и    л:

Федеральному государственному учреждению «Сахалинское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» в удовлетворении требования о признании незаконным п. 1 раздела 2 «Незаконное использование средств федерального бюджета, не являющегося нецелевым использованием» предписания об устранении нарушений законодательства от 27. 10. 09г. № 61 – 03 – 144/3355 Территориального управления по Сахалинской области Федеральной службы по финансово – бюджетному надзору отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный арбитражный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение одного месяца со дня его принятия.

Председательствующий                                                 ДЖАВАШВИЛИ  В. Н.