ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-6725/19 от 29.07.2020 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Коммунистический проспект, д. 28, г. Южно-Сахалинск, 693000

тел./факс 460-945, E-mail: info@sakhalin.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Южно-Сахалинск

05 августа 2020 года                                                      Дело № А59-6725/2019

Резолютивная часть оглашена 29.07.2020, решение в полном объеме изготовлено 05.08.2020.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Кучкиной С.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Простовой Т.Ю., рассмотрев в открытом   судебном заседании дело по исковому заявлению

государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное) (ОГРН 1026500543178, ИНН 6501114874)

к обществу с ограниченной ответственностью «Дальнее» (ОГРН 1116501008018, ИНН 6501243020)

третье лицо – Мишин А.В.

о взыскании ущерба, причиненного несвоевременным предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета,

при участии:

от истца – Ворман В.В. по доверенности от 21.04.2020 № 16, диплом

от ответчика и третьего лица - представитель не явился,

У С Т А Н О В И Л :

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Дальнее» (далее – ответчик) о взыскании переплаты пенсии Мишину А.В. по вине работодателя в размере 31 179,86 руб.

Определением суда от 08.11.2019 указанное заявление принято и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

12.12.2019 ответчиком представлен отзыв, в котором отрицает свою вину в переплате пенсии, поскольку истец располагал сведениями о том, что пенсионер не прерывал свою трудовую деятельность в обществе, что подтверждается  отчетностью за иные месяца, а также отчетностью РСВ-1.

Определением от 30.12.2019 суд перешел к рассмотрению спора по общим правилам искового производства.

В ходе рассмотрения дела истец пояснил, что переплата образовалась за период с 01.08.2016 по 31.07.2018 в связи с непредоставлением ответчиком отчета в отношении работника Мишина А.В. за май 2016, и решение о повышении пенсии принято 01.08.2016. Данный отчет был предоставлен только 04.10.2018, однако на это время Мишин А.В. уже был уволен приблизительно в июле 2018. Также в этот же период включен период переплат, связанный с непредоставлением отчета на этого же работника за январь 2017 г., по которому решение о назначении повышенной пенсии принято 03.04.2017. Отчет за январь 2017 был предоставлен только 05.07.2018. Отчет за февраль 2017 предоставлен 03.04.2017, а за март 2017 – 12.04.2017. Полагает, что по вине ответчика, не предоставившего на работника Мишина своевременно два отчета, данному пенсионеру была назначена повышенная пенсия как неработающему пенсионеру.

Рассмотрение дела неоднократно  откладывалось, назначено на 29.07.2020.

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования.

Ответчик и третье лицо в суд не явились.

Ответчик извещен надлежаще с учетом ч. 1 ст. 123 АПК РФ,  путем размещения информации на сайте арбитражного суда. 21.07.2020  конкурсным управляющим ответчика был представлен отзыв на иск, в котором он возражал против удовлетворения иска, поддержав ранее изложенную позицию ответчика.

Третье лицо извещено надлежаще в силу п. 2 ч. 4 ст. 123 АПК РФ – направленная в его адрес судебная корреспонденция возвращена в суд по истечении срока хранения.

Выслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.

Мишин А.В. является  пенсионерами по старости, одновременно продолжая трудовую деятельность в обществе с ограниченной ответственностью «Дальнее», которое является страхователем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).

За май 2016 и январь 2017 года обществом в установленный законом срок не были представлены персонифицированные сведения по форме СЗВ-М (исходные) в отношении данного лица.

В связи с отсутствием сведений о работе пенсионера в мае 206 года, УПФР в г. Южно-Сахалинске 01.08.2016 вынесено решение о перерасчете размера пенсии, согласно которому пенсионеру назначена ежемесячно с 01.08.2016 страховая пенсия по старости, а также фиксированная выплата к страховой пенсии с учетом индексации, как неработающему.

Также, в связи с непредоставлением ответчиком отчета за январь 207 года и отсутствием сведений о работе пенсионера в этом месяйце, истец 03.04.2017 вновь вынес решение о перерасчете размера пенсии, которым пенсионеру назначена ежемесячно с 01.04.2017 страховая пенсия по старости, а также фиксированная выплата к страховой пенсии с учетом индексации, как неработающему.

Отчетность по форме СЗВ-М ДОП за май 2016, содержащая сведения о Мишине А.В. как о работнике ответчика, представлена последним в пенсионный орган 04.10.2018.

Отчетность по форме СЗВМ ИСХ за январь 2017, содержащая сведения о Мишине А.В. как о работающем пенсионере, представлена работодателем только 05.07.2018

Ввиду предоставления обществом сведений о работе пенсионера в мае 2016 и в январе 2017 года пенсионным фондом выявлены ошибки, допущенные при установлении размера пенсии, что отражено в решения управления от 02.11.2018 и 20.08.2018, и с 01.08.2018 пенсионеру прекращена доплата к пенсии в виде индексации как неработающему пенсионеру.

Таким образом, в период с 01.08.2016 по 31.07.2018 Мишину А.В. выплачивалась пенсия с фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом индексации как неработающему пенсионеру при отсутствии фактических оснований к этому, поскольку весь спорный период Мишин А.В. являлся работающим пенсионером.

Считая, что в результате неправомерных действий ответчика, который не предоставил в установленном порядке сведения о работающем у него застрахованном лице, работающему пенсионеру в период с 01.08.2016 по 31.07.2018 выплачена повышенная фиксированная сумма страховой пенсии по старости с учетом индексации как неработающему пенсионеру, и поэтому бюджету Пенсионного фонда был причинен ущерб на общую сумму 31 179,86 руб., Фонд направил обществу письмо, которым предлагал в добровольном порядке возместить ущерб.

Претензия оставлена обществом без удовлетворения, в связи с чем управление обратилось в иском о взыскании с ответчика данных сумм в качестве убытков.

В соответствии с ч.1 ст. 26.1 Закона №400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Согласно части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Положения части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ корреспондируют с положениями 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), которым установлена обязанность страхователи представлять предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Согласно пункту 2.2 статьи Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В соответствии с ч. 6 ст. 26.1  Закона № 400-ФЗ, решение о выплате сумм пенсии, определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ.

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).

В соответствии с частью 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии, страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.

Частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ установлено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).

Статьей 15 ГК РФ определено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно статье 1064 ГК РФ для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как: наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.

Лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Управление настаивает на требовании, утверждая о том, что факт работы пенсионеров выявлен только после предоставления учреждением сведений за январь 2017 в июле 2018, и сведений за май 2016 – в октябре 2018.

Между тем, судом установлено, что на момент принятия решения от 01.08.2016 об установлении Мишину А.В. страховой пенсии с учетом повышения как нераьризнает, что истец необоснованно 01.08.2016 года  своевременно, сведения о Мишине А.В. в них отрботающему пенсионеру истец обладал сведениями о том, что по состоянию на 01.08.2016 Мишин А.В. работает у ответчика, поскольку последним были своевременно представлено в пенсионный орган сведения по форме СЗВ-М с  июнь 2016 года с отражений в них сведений о Мишине А.В. как о работнике ответчика (отчет сдан 07.07.2016 г. и отражен у истца как принятый отчет).

Также и последующий период (по декабрь 2016 года, и с февраля 2017 по июль 2018) все отчеты ответчиком сдавались своевременно, сведения о Мишине А.В. в них отражены достоверно как о работающем лице.

При таких обстоятельствах, суд признает, что истец необоснованно 01.08.2016 года принял решение о назначении Мишину А.В. пенсии с индексацией как работающему пенсионеру при наличии у истца на момент принятия данного решения сведений о его работе, в связи с чем выплаченные истцом суммы на основании данного  решения не находятся в причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика по непредоставлению отчета за май 2016 года.

В отношении периода выплат пенсии с повышающим коэффициентом, производимых на основании решения истца 03.04.2017, судом установлено следующее.

Действительно, отчет за январь 2017 года ответчиком своевременно представлен не был, что послужило основанием для принятия истцом решения о назначении Мишину А.В. пенсии с повышающим коэффициентом как неработающему пенсионеру с 01.04.2017.

Также судом установлено, что на момент принятия данного решения пенсионный орган не обладал сведениями о работе Мишина А.В., поскольку отчет за февраль 2017 года  ответчиком был представлен также с нарушением установленных сроков и только 03.04.2017, то есть в день принятия решения о назначении пенсионеру повышенного размера пенсии.

  Суд признает, что на момент принятия данного решения пенсионный орган не имел возможности выявить факт работы Мишина А.В., поскольку сведения по представленному ответчиком отчету на момент принятия решения еще отсутствовали у истца.

Между тем, поскольку 03.04.2017 ответчик представил сведения о работе у них Мишина А.В., суд нахоит, что ответчик обязан был после получения отчета по форме СЗВ-М за февраль 2017 год отменить ранее вынесенное ими решение от 01.04.2017 и прекратить выплату Мишину А.В. по повышенном размере, что последним сделано не было.

Таким образом, суд находит, что в причинно-следственной связи с действиями (бездействием) ответчика по непредоставлению отчета за январь 2017 года находятся убытки истца по выплате Мишину А.В. повышенного размера пенсии за апрель 2017 года, что составляет 975 рублей 54 копейки, тогда как в отношении остальных выплат судом не установлена виновность ответчика в их выплате со стороны истца, поскольку именно истец обязан осуществлять контроль за сведениями о работе пенсионера на основании данных персонифицированного учета и своевременно принимать решения о перерасчете пенсии, что им не было сделано при поступлении сведений от работодателя за февраль 2017 года.

Доводы истца о том, что они не имели оснований для перерасчета размера пенсии в сторону понижения, противоречат требованиям законодательства.

Так, в пункте 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии".

Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.

При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).

В свою очередь, частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Следовательно, управление в силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ на основании представленных ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за июнь 2016 года и за февраль 2017 года могло и должно было уточнить факт осуществления пенсионером трудовой деятельности.

Аналогичные выводы содержатся в судебных постановлениях, принятых Пятым арбитражным апелляционным судом и Арбитражным судом Дальневосточного округа по делу А59-5430/2018.

С учетом изложенного, суд признает подлежащими требования истца только в части переплаты, произведенной в апреле 2017 года, в остальной части иска отказывает в виду отсутствия вины ответчика в начислении истцом пенсионеру повышенного размера пенсии с 01.08.2016 и с 01.05.2017 и отсутствия его последующего перерасчета при последующем поступлении сведений о работе данного пенсионера.

На основании ст.110 АПК РФ суд взыскивает с ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину, от уплаты которой освобожден истец, пропорционально удовлетворенной части иска.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Дальнее» в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное) убытки в размере 975 рублей 54 копейки.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Дальнее» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 60 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья                                                                                     С.В.Кучкина