АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
26 июня 2014 года Дело № А60- 11977/2014
Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 26 июня 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи П.Н.Киреева, судей Ю.А.Куричева, Л.В.Колосовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Р.С. Чудниковым, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Заместителя прокурора Свердловской области к Администрации городского округа Верхотурский (ИНН <***>) о признании недействующим нормативного правового акта,
при участии в судебном заседании
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности № 8/2-15-14 от 04.06.2014.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
На основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Представителю заявителя процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.
Заместитель прокурора Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации городского округа Верхотурский о признании недействующим нормативного правового акта. Заявитель просит признать недействующим и несоответствующим п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ч. 4 ст. 3, п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации п.п. 2, 6 п. 2.6, п.п. 1, 4 п. 2.9 постановления администрации городского округа Верхотурский от 21.12.2012 № 1551 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа».
Заинтересованное лицо письменный отзыв не представило.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Постановлением администрации городского округа Верхотурский от 21.12.2012 № 1551 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа» (далее - Административный регламент).
Административный регламент устанавливает единые правовые нормы -правила выдачи градостроительного плана земельного участка, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, гражданами, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с предоставлением муниципальных услуг.
Постановление администрации городского округа Верхотурский от 21.12.2012 № 1551 в установленном порядке опубликовано не было.
Полагая, что п.п. 2, 6 п. 2.6, п.п. 1, 4 пункта 2.9 Административного
регламента, утвержденного Постановлением администрации городского округа
Верхотурский от 21.12.2012 № 1551 «Об утверждении Административного
регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа» не соответствуют п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ч. 4 ст. 3, п.17 ст.46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заместитель прокурора Свердловской области обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, коллегия судей полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме, исходя из следующего.
В силу ч. 1 ст. 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, в том числе, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить, в частности, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Пунктом 2.6 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги:
1) заявление о подготовке градостроительного плана по форме;
2)документы, устанавливающие вид разрешенного использования
земельного участка;
3) кадастровая выписка о земельном участке (КВ1-КВ6);
4) выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) технические или кадастровые паспорта объектов капитального строительства, расположенных в границах земельного участка (при наличии таких объектов);
6) два экземпляра ранее выданного ГПЗУ (в случае подготовки применительно к одному земельному участку нового ГПЗУ взамен ранее выданного);
7) документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
В соответствии с абз. 8 п. 2.6 Административного регламента к документам, устанавливающим вид разрешенного использования земельного участка, могут быть отнесены правоустанавливающие документы на земельный участок.
Согласно абз. 9 п. 2.6 Административного регламента документы, указанные в подпунктах 3, 4, 5 настоящего пункта запрашиваются Отделом в государственных органах и подведомственных государственным органам организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно.
Пунктом 2.9 Административного регламента предусмотрен перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги:
-непредставление документов согласно п. 2.6 раздела II настоящего Регламента;
- предоставление документов в ненадлежащий орган;
- нарушение оформления представляемых документов;
-отказ заявителя представить для обозрения подлинные документы или надлежащим образом заверенные копии документов, установленных в п. 2.6 раздела II настоящего Регламента;
-обращение неправомочного лица.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Согласно п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит перечня документов, необходимых для представления при обращении за выдачей градостроительного плана, кроме документов, удостоверяющих/подтверждающих личность/полномочия обратившегося лица.
Основания для отказа в выдаче градостроительного плана Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрены.
Таким образом, требование о предоставлении для получения градостроительного плана земельного участка каких-либо документов, является неправомерным, не соответствующим Градостроительному кодексу Российской Федерации. Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Следовательно, подпункты 2, 6 п. 2.6 Перечня необходимых для предоставления муниципальной услуги документов, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подпункты 1, 4 пункта 2.9 Административного регламента, утвержденного Постановлением администрации городского округа Верхотурский от 21.12.2012 № 1551, противоречат п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ч. 4 ст. 3, п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Постановление Администрации городского округа Верхотурский от 21.12.2012 №1551 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа» ограничивает права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на осуществление коммерческой деятельности, устанавливая дополнительные, непредусмотренные законом препятствия к получению муниципальной услуги.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
Согласно ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Уставом муниципального образования должны определяться:
1) наименование муниципального образования;
2) перечень вопросов местного значения;
3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Статьей 43 Устава городского округа Верхотурский, принятого решением Верхотурского Уездного Совета № 33 от 23.07.2005 установлено, все муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина должны быть официально опубликованы (обнародованы) для всеобщего сведения. Официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных нормативных правовых актов является публикация их полного текста в определенном Думой городского округа печатном средстве массовой информации для опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации.
Доказательств опубликования оспариваемого Постановление Администрации городского округа Верхотурский от 21.12.2012 №1551 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа» в предусмотренном порядке материалы дела не содержат.
Письмом от 12.03.14 №1061 И.о. главы Администрации городского округа Верхотурский уведомил, что оспариваемый нормативный правовой акт опубликован не был.
В силу ч. 4 ст. 131 и ч. 1 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам без каких-либо возражений заинтересованного лица. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Заинтересованное лицо возражений по существу заявленных требований не представило (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 6.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении Арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной) и (или) не опубликованные в предусмотренном порядке, не влекут правовых последствий как не имеющие юридической силы и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, арбитражный суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в арбитражный суд его отдельных положений) как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
Учитывая изложенное, коллегия судей пришла к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт - Постановление Администрации городского округа Верхотурский от 21.12.2012 №1551 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа» следует признать недействующим полностью как не имеющего юридической силы с момента его принятия.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что требования заявителя обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что требования заявителя обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 167-170, 171, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Требования заместителя прокурора Свердловской области удовлетворить.
2. Признать недействующим Постановление Администрации городского округа Верхотурский от 21.12.2012 №1551 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа», как несоответствующий ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 44, 47 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья П.Н.Киреев
Судьи Ю.А.Куричев
Л.В.Колосова