ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-12482/13 от 07.05.2013 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

14 мая 2013 года Дело №А60-12482/2013

Резолютивная часть решения объявлена 07 мая 2013 года

Полный текст решения изготовлен 14 мая 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В.Колосовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем М.А. Казанцевой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области

к негосударственному образовательному частному учреждению «Автомобильная школа «Ралли-НТ» (ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, помощник прокурора, удостоверение ТО №144965 от 28.01.2013.

Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения заявления извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, представитель в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заинтересованного лица.

Лицу, участвующему в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.

Прокурор Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении негосударственного образовательного частного учреждения «Автомобильная школа «Ралли-НТ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заинтересованное лицо возражений по заявленным требованиям не представило.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя,  арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой Дзержинского района г. Нижнего Тагила, в связи с проведением проверки по обращению ФИО2, с привлечением специалистов ГИБДД ММУ МВД России «Нижнетагильское», Нижнетагильского филиала ГБОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования» 06.02.2013 была проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании в деятельности негосударственного образовательного частного учреждения «Автомобильная школа «Ралли-НТ».

В ходе проверки в деятельности НОЧУ «Автомобильная школа «Ралли-НТ» выявлены следующие нарушения закона:

- в учреждении не в полном объеме имеется учебно-медицинская документация по реализуемой образовательной программе, не представлено комплексное методическое обучение;

- 2 мастера производственного обучения - ФИО3, ФИО4., преподаватель ФИО5 имеют образование, которое не соответствует требованиям закона (указанные мастера производственного образования имеют среднее образование и начальное профессиональное образование, ФИО5 имеет среднее профессиональное образование), негосударственным образовательным частным учреждением «Автомобильная школа «Ралли-НТ» в прокуратуру района не представлены документы, подтверждающие факт получения работниками организации необходимого уровня профессионального образования;

- расписание занятий теоретического обучения и практического вождения разработано только на два дня, что противоречит организации образовательного процесса.

03.04.2013 Прокуратурой Дзержинского района г. Нижнего Тагила в отношении негосударственного образовательного частного учреждения «Автомобильная школа «Ралли-НТ» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и материалы проверки направлены в арбитражный суд вместе с заявлением о привлечении негосударственного образовательного частного учреждения «Автомобильная школа «Ралли-НТ» к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий разрешения (лицензии) на основании ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

Негосударственное образовательное частное учреждение «Автомобильная школа «Ралли-НТ» имеет лицензию №3825 от 12.08.2011 на право осуществления образовательной деятельности по программе подготовки водителей транспортных средств категории «В».

К компетенции образовательного учреждения относятся подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации (п.4ч.1 ст.32 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1).

Согласно ч.7 ст.51 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1, ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения.

Частью 4 ст.1, п.40 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что на осуществление образовательной деятельности требуется получение лицензии.

В соответствии с положениями Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1, на осуществление деятельности по предоставлению дополнительного образования требуется получение лицензии.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности, согласно Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 №174, являются:

- наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством РФ в области образования (пп. «б»);

- наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством РФ в области образования (пп. «в»);

- наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ в области образования (пп. «г»);

- соблюдение лицензиатом установленных законодательством РФ в области образования требований к организации образовательного процесса (пп. «д»).

Приказом Минздравсоцразвития РФ №761н от 26.08.2010 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», установлены обязательные требования к мастерам производственного обучения, осуществляющим свою трудовую деятельность в образовательных учреждениях - наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Факт правонарушения подтверждается материалами дела.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обязательных элементов состава административного правонарушения является виновность действия (бездействия) физического или юридического лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалами дела подтверждается наличие в действиях заинтересованного лица вины в нарушении условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией); доказательств того, что учреждением были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, суду не представлено.

Таким образом, состав административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в действиях заинтересованного лица имеется.

Вместе с тем, суд считает, что заявителем допущены существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности.

Согласно ч. 1, 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Вышеуказанные нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без предоставления их правонарушителю дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным. В том числе при исследовании вопроса о наличии либо отсутствии вины.

В целях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым (п. 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Вместе с тем, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

При этом доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

В силу п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанное нарушение носит существенный характер и не позволяет или не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В обоснование направления заинтересованному лицу извещения о дате и месте составления постановления о возбуждении административного производства заявителем представлены почтовые квитанции от 28.03.2013 без почтовых уведомлений или конвертов возвращенных в связи с истечением срока хранения и т.п. Однако из названых документов невозможно установить каким образом заявитель при составлении постановления пришел к выводу о надлежащем извещении законного представителя юридического лица; вопрос надлежащего извещения при составлении постановления не выяснялся. Ссылка заявителя на рапорт от 27.03.2013 (в котором указано на недобросовестное поведение заинтересованного лица при проверке, отказ от получения документов и т.д.) судом отклоняется, поскольку рапорт это внутренний документ прокуратуры сам по себе не подтверждающий надлежащее извещение заинтересованного лица (тот же отказ в получении документов подтверждается понятыми, а не рапортом). О дате и месте составления постановления заинтересованное лицо иным законным способом не извещалось (ни телефонограммой, ни факсом).

Извещение законного представителя юридического лица о дате и месте составления протокола и рассмотрения дела является обязательным. В противном случае нарушается право юридического лица на защиту.

Материалами дела не подтверждается и заявителем не доказано, что юридическое лицо (его законный представитель) было надлежащим образом извещено административным органом о дате, времени и месте составления протокола (постановления о возбуждении административного дела).

Таким образом, права юридического лица на защиту, в отношении которого было рассмотрено дело об административном правонарушении в отсутствие надлежащего извещения законного представителя, нарушены. Нарушение права на защиту является существенным и носит неустранимый характер.

Поскольку заявителем при производстве по делу об административном правонарушении были существенно нарушены процессуальные требования, установленные Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, требования заявителя о привлечении негосударственного образовательного частного учреждения «Автомобильная школа «Ралли-НТ» к административной ответственности удовлетворению не подлежат.

Кроме того, суд отмечает, что установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок привлечения к административной ответственности на дату рассмотрения судом заявления прокурора – истек (фактически правонарушение выявлено 06.02.2013), что также является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья Л.В. Колосова