АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
25 марта 2022 года Дело №А60-14220/2021
Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2022 года
Полный текст решения изготовлен 25 марта 2022 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.С. Чудниковой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.И. Пономаревой рассмотрел дело №А60-14220/2021 по иску ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ" (ИНН 6658078110, ОГРН 1026602332437)
к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ УРАЛА" (ИНН 6671163413, ОГРН 1056604000970)
об изъятии, прекращении или ограничении права на земельный участок,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего требования относительно предмета спора, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН 6658091960, ОГРН 1036602638588), ООО «Агрофирма Арко» (ИНН 6601012650),Управления имущественных отношений и неналоговых доходов (ИНН 6601016077)
при участии в судебном заседании до и после перерыва:
от истца: Шалимова А.С., по доверенности № 09-89 от 18.01.2021 г.
от ОАО «МРСК Урала»: 09.01.2020 г., Глухова Н.Г., по доверенности № 99/2020 от 09.01.2020 г., Ходалева Е.Д., по доверенности № 103/2020 от 09.01.2020г.
от иных лиц: не явились,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ" (далее – истец) обратилось в суд с исковым заявлением к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ УРАЛА" (далее - ответчик) с требованием об изъятии земельного участка для государственных нужд с учетом уточнений.
Истцом заявлено об уточнении исковых требований. Уточнение судом принято в порядке ст. 49 АПК РФ. Далее рассматриваются требования об изъятии для государственных нужд Свердловской области у ОАО «МРСК» с прекращением права аренды земельный участок с кадастровым номером 66:01:3901020:160, площадью 1 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером 66:01:3901020:157, площадью 37 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, Алапаевский р-н, п. Коптелово, ВЛ-10 кВ Колхоз Катышка.
2. Установлении размер возмещения за изымаемый участок с кадастровым номером 66:01:3901020:160, площадью 1 кв.м. в сумме 1 066 295 (Один миллион шестьдесят шесть тысяч двести девяносто пять) рублей 00 копеек, в том числе:
а) стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:01:3901020:160 с учетом округления в размере 295 рублей 00 копеек;
б) стоимость улучшений с учетом округления в размере 1 065 000 рублей 00 копеек, включая:
- стоимость замены опор ж/бетонных ВЛ в размере 450 831 рублей 27 копеек,
- стоимость замены подвесных линий электропередачи СИП в размере 536 032 рублей 85 копеек,
- стоимость демонтажа опор ж/бетонных В Л в размере 37 900 рублей 00 копеек,
- стоимость демонтажа провода А-35 в размере 39 800 рублей 00 копеек,
в) стоимость убытков, связанных с регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним в размере 1000 рублей 00 копеек.
3. Обязании ОАО «МРСК» предоставить в ГКУ СО «Управление автодорог» номер расчетного счета и реквизиты соответствующего банка, достаточные для заполнения платежного поручения и перечисления истцом платежа в целях обеспечения выплаты размера возмещения.
Кроме того истец просит указать в судебном решении, что размер возмещения выплачивается ГКУ СО «Управление автодорог» на расчетный счет ОАО «МРСК» в течение 45 (сорока пяти) дней с момента вступления решения суда в законную силу, а также указать в судебном решении, что оно является основанием для осуществления Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области государственной регистрации прекращения права аренды ОАО «МРСК» на земельный участок с кадастровым номером 66:01:3901020:160, площадью 1 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, Алапаевский р-н, п. Коптелово, ВЛ-10 кВ Колхоз Катышка.
В ходе рассмотрения настоящего спора к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО «Агрофирма Арко»как собственника земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:2939. Также к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН 6658091960, ОГРН 1036602638588), Управление имущественных отношений и неналоговых доходов (ИНН 6601016077).
От третьего лица ООО «Агрофирма Арко» поступили письменные пояснения, согласно которым по расчету третьего лица размер убытков из-за строительства и эксплуатации ВЛ на земельном участке третьего лица составит 24 390 руб.
От МУГИСО поступил отзыв, согласно которому Министерство просит удовлетворить иск в полном объеме.
С учетом возражений сторон относительно размера вознаграждения в связи с изъятием земельного участка судом по делу назначена судебная экспертиза по ходатайству ответчика. Истец от заявленного ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы заявил отказ в связи с отсутствием финансирования.
В связи с назначением по делу судебной экспертизы производство по настоящему делу судом приостановлено до поступления в материалы дела заключения эксперта.
02.03.2022 от ООО «Оценка и экспертиза» в материалы дела поступило экспертное заключение».
К настоящему судебному заседанию сторонами заявлено о представлении в материалы дела всех необходимых доказательств и документов, об отсутствии обстоятельств, препятствующих его рассмотрению.
От третьего лица ООО «Агрофирма «Арко» дополнительных документов не поступило.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Свердловской области "управление автомобильных дорог" (далее – истец) обратилось в суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ УРАЛА" (далее - ответчик) с требованием об изъятии земельного участка для государственных нужд с учетом уточнений.
На основании Устава ПСУ СО «Управление автомобильных дорог» (далее - Учреждение) является государственным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования регионального значения и улучшения их технического состояния. Учреждение во исполнение данных функций осуществляет, в частности, деятельность по организации выполнения работ по реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального значения.
Постановлением Правительства Свердловской области от 25.01.2018 № 28-ПП утверждена Государственная программа Свердловской области «Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года», согласно которой предусмотрено размещение линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения «Строительство путепровода через железную дорогу на км 127 автомобильной дороги г. Екатеринбург - г. Реж - г. Алапаевск на территории Муниципального образования Алапаевское».
Основная часть проекта планировки и проекта межевания территории для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения «Строительство путепровода через железную дорогу на км 127 автомобильной дороги г. Екатеринбург - г. Реж - г. Алапаевск на территории Муниципального образования Алапаевское» утверждена Приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 15.10.2019 № 708-П (далее - проект планировки).
В соответствии с приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - МУГИСО) от 02.03.2020 № 397 земельный участок с кадастровым номером 66:01:3901020:157, площадью 37 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, Алапаевский р-н, п. Коптелово, ВЛ-10 кВ Колхоз Катышка, частично подлежит изъятию для государственных нужд Свердловской области в целях реконструкции объекта. Указанный земельный участок принадлежит ответчику на праве аренды № 171 от 12.12.2016, что сторонами не оспаривается.
03.02.2020 Управлением автодорог направлено в адрес МУГИСО ходатайство об изъятии земельных участков для государственных нужд Свердловской области (ходатайство № 12-0926, прилагается).
В соответствии с Приказом МУГИСО от 02.03.2020 № 397 изъятию подлежит земельный участок, подлежащий образованию из исходного земельного участка с кадастровым номером 66:01:3901020:157. Данным приказом ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» предписано обеспечить проведение кадастровых работ в целях образования земельных участков, указанных в приложении к приказу, и оценки изымаемых земельных участков.
В результате выполнения кадастровых работ из земельного участка с кадастровым номером 66:01:3901020:157 путем раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах был образован земельный участок с кадастровым номером 66:01:3901020:160, площадью 1 кв.м.
В соответствии с отчетом об оценке № 122-160-20 от 10.12.2020 размер возмещения (стоимость прекращаемых прав аренды, стоимость улучшений и сумма убытков) за изымаемый для государственных нужд земельный участок с кадастровым номером 66:01:3901020:160 составил 1 066 295 (Один миллион шестьдесят шесть тысяч двести девяносто пять) рублей 00 копеек.
В адрес правообладателя ГКУ СО «Управление автодорог» подготовило и направило соглашение об изъятии земельного участка (письмо от 21.01.2021 № 12-00453).
Ответчик с размером возмещения не согласился, в связи с чем истец обратился с настоящим иском в суд.
В ходе рассмотрения дела ответчик поддержал доводы о неверном расчете размера возмещения в связи с изъятием земельного участка.
Поскольку в проведения работ по оценке ответчиком выяснилось, что реконструируемый участок ВЛ пройдет по земельному участку с кадастровым номером 66:01:0000000:2939, принадлежащем на праве собственности ООО «Агрофирма «Арко» в связи с чем расчеты суммы возмещения в связи с изъятием необходимо учесть расходы связанные в размещением ВЛ на указанном земельном участке к участию в деле привлечено ООО «Агрофирма «Арко». Судом у общества запрошен отзыв и расчет причиненных убытков.
ООО «Агрофирма «Арко» представило отзыв, согласно которому размер причиненных ему убытков составит 24 390 руб.
Стороны с представленным расчетом не согласились, ссылаясь на отсутствие доказательств в обоснование расчета.
В обоснование исковых требований истцом представлен отчет об оценке № 122-160-20 от 10.12.2020г.
Ответчик, несогласившись с отчетом представил в материалы дела отчет №6639007339-2021-242 (14198) от 30.06.2021г.
В ходе рассмотрения дела разногласия сторон сводились к размеру возмещения в связи с изъятием земельного участка.
С целью устранения разногласий, суд по ходатайству ответчика. с учетом мнения истца назначил по делу судебную экспертизу. В связи с назначением по делу судебной экспертизы производство по делу приостановлено до поступления в материалы дела экспертного заключения, о чем судом вынесено определение от 16.12.2021г.
Проведение экспертизы поручено обществу с ограниченной ответственностью «Оценка и экспертиза собственности», эксперту Сегалю Льву Анатольевичу.
Вознаграждение эксперту определено в сумме 75 000 руб. 00 коп.
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1. Определить рыночную стоимость прекращаемого права аренды земельного участка с кадастровым номером 66:01:3901020:160;
2. Определить рыночную величину стоимости работ по реконструкции инженерного сооружения ВЛ-10 кВ Колхоз - Катышка (являющего составной частью электросетевого комплекса ЭСК ПС 110/10 кВ Коптелово с КН 66:01:0000000:2187), связанную с необходимостью переноса ВЛ-10 кВ Колхоз - Катышка с изымаемого земельного участка с кадастровым номером 66:01:3901020:160 на земельный участок с КН 66:01:0000000:2939, в том числе:
- расходы на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации (на основании сметных нормативов (справочных базовых цен) на соответствующие виды работ и нормативных правовых актов, устанавливающих размер платы за соответствующие услуги); - расходы на строительно - монтажные работы по переносу ВЛ 10 кВ Колхоз - Катышка (с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов);
- расходы на организацию строительного контроля (определяется в соответствии с Положением о проведении строительного контроля, утв. Постановлением Правительства от 21.06.2010 № 468);
- расходы на кадастровые и землеустроительные работы;
- расходы по уплате государственной пошлины за регистрацию внесения изменений в действующий договор аренды земельного участка в связи с изменением (уменьшением) арендуемой площади; по внесению изменений в ЕГРН в связи с реконструкцией ВЛ 10 кВ Колхоз - Катышка, входящей в состав электросетевого комплекса ЭСК ПС 110/10 кВ Коптелово с КН 66:01:0000000:2187;
3. Определить расходы, связанные с размещением на условиях публичного сервитута реконструированного сооружения ВЛ-10 кВ Колхоз - Катышка на земельном участке, являющегося частью земельного участка с КН 66:01:0000000:2939 (плата за публичный сервитут).
Испрашиваемые судом в вопросах величины суд установил определить на дату проведения экспертного исследования.
02.03.2022 в материалы дела поступило заключение эксперта по арбитражному делу №А60-14220/2021.
В связи с поступлением в материалы дела судебной экспертизы производство по настоящему делу подлежит возобновлению. Вопрос о возобновлении разрешен судом в совещательной комнате в судебном заседании 18.03.2022 с учетом положений ст. 145, 146, 147 АПК РФ.
Согласно заключению эксперт пришел к следующим выводам.
Ответ на вопрос № 1: на основании проведенного анализа и выполненных расчетов в рамках сравнительного подхода, рыночная стоимость права аренды объекта исследования - земельного участка КН 66:01:3901020:160 площадью 1 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, Алапаевский р-н, п. Коптелово, ВЛ-10 кВ Колхоз Катышка, составила 272 (Двести семьдесят два) рубля.
Ответ на вопрос № 2: рыночная стоимости работ по реконструкции инженерного сооружения ВЛ-10 кВ Колхоз — Катышка (являющегося составной частью электросетевого комплекса ЭСК ПС 110/10 кВ Коптелово с КН 66:01:0000000:2187), связанную с необходимостью переноса ВЛ-10 кВ Колхоз-Катышка с изымаемого земельного участка с кадастровым номером 66:01:3901020:160 на земельный участок с КН 66:01:000000:2939, составляет: 1 520 401 (Один миллион пятьсот двадцать тысяч четыреста один) рубль двенадцать коп. в том числе:
- расходы на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации (на основании сметных нормативов (справочных базовых цен) на соответствующие виды работ и нормативных правовых актов, устанавливающих размер платы за соответствующие услуги) составили - 329 021,51 руб.;
- расходы на строительно-монтажные работы по переносу ВЛ 10 кВ Колхоз - Катышка (с применением сметных нормативов, сведения о которых внесены в федеральный реестр сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов) составили - 751 109,36 руб.;
- расходы на организацию строительного контроля (определяется в соответствии с Постановлением о проведении строительного контроля, утв. Постановлением Правительства от 21.06.2010 № 468) составили - 15 070,25 руб.
- расходы на кадастровые и землеустроительные работы - 381 200 (Триста восемьдесят одна тысяча двести) рублей;
- расходы по уплате государственной пошлины за регистрацию внесения изменений в действующий договор аренды земельного участка в связи с изменением (уменьшением) арендуемой площади; по внесению изменений в ЕГРН в связи с реконструкцией ВЛ 10 кВ Колхоз - Катышка, входящей в состав электросетевого комплекса ЭСК ПС 110/10 кВ Коптелово с КН 66:01:000000:2187 - 44 000 (Сорок четыре тысячи) рублей.
Ответ на вопрос № 3: на основании проведенного анализа и выполненных расчетов, расходы по уплате обязательств по уплате соразмерной платы за публичный сервитут за размещение реконструированного сооружения ВЛ-10 кВ Колхоз — Катышка на земельном участке, являющемся частью земельного участка с КН 66:01:0000000:2939 составили 11 093 (Одиннадцать тысяч девяносто три) рубля.
Прочие расходы, связанные с сервитутом: расходы по услугам оценочной компании (проведение оценки размера платы за публичный сервитут на дату заключения соглашения) - 23 333 (Двадцать три тысячи триста тридцать три) рубля.
При этом при ответе на третий вопрос экспертом произведен следующий расчет:
Расчет платы по соглашению об установлении публичного сервитута
Исходные данные:
• Кадастровый номер ЗУ: 66:01:0000000:2939
• Общая площадь земельного участка: 558 543 кв.м.
• Кадастровая стоимость части земельного участка: 1868883,28 руб.
• Удельная кадастровая стоимость земельного участка: 3,35 руб./кв.м.
• Срок, на который устанавливается сервитут: 49 лет (588 мес.)
- Период строительства линейного объекта: 1 год (12 мес.)
- Срок, на который устанавливается сервитут по окончании строительства: 48 лет (576 мес.)
• Площадь земельного участка для установления сервитута на период строительства (1 год): 12 620,0 кв.м.
• Площадь земельного участка для установления сервитута по окончании строительства (48 лет): 12,2 кв.м.
• Рыночная стоимость земельного участка: 4,80 руб./кв.м.
• Ставка капитализации: 17,3%
Расчет налога на землю: 3,35 * 0,3% = 0,010 руб. в год/кв.м.
Обязательства по уплате соразмерной платы за сервитут лицом, требующим установления сервитута (права пользования) в расчете на 1 кв.м.
4,8 * 17,3% + 0,01 = 0,84 руб. в год
Обязательства по уплате соразмерной платы за сервитут лицом, требующим установления сервитута (права пользования) на срок строительства в расчете 1 год за весь участок в форме разового платежа
(0,84 руб. * 12620 кв.м.) * 1 год = 10 601 руб.
Обязательства по уплате соразмерной платы за сервитут лицом, требующим установления сервитута (права пользования) на 48 лет за весь участок в форме разового платежа
(0,84 руб. * 12,2 кв.м.) * 48 = 492 руб.
Обязательства по уплате соразмерной платы за сервитут лицом, требующим установления сервитута (права пользования) на 49 лет за весь участок в форме разового платежа 10 601 + 492 = 11 093 рублей
Перед экспертом был поставлен вопрос 3: Определить расходы, связанные с размещением на условиях публичного сервитута реконструированного сооружения ВЛ- 10 кВ Колхоз - Катышка на земельном участке, являющегося частью земельного участка с КН 66:01:0000000:2939 (плата за публичный сервитут).
Ответ эксперта: на основании проведенного анализа и выполненных расчетов расходы, по уплате обязательств по уплате соразмерной платы за публичный сервитут за размещение реконструированного сооружения ВЛ-10 кВ Колхоз - Катышка на земельном участке, являющемся частью земельного участка с КН 66:01:0000000:2939 составили 11 093 (Одиннадцать тысяч девяносто три) рубля.
Экспертом прочие расходы определены исходя из следующего:
«Для установления публичного сервитута исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает соответствующее решение (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).
В соответствии п.7 статьи 39.46. ЗК РФ плата за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, определяется в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Размер такой платы определяется на дату, предшествующую не более чем на тридцать дней дате направления правообладателю земельного участка соглашения об установлении публичного сервитута.
Из этого следует, что ОАО «МРСК Урала» в последующем для заключения соглашения о сервитуте, потребуются услуги оценочной компании по оценке размера соразмерной платы за публичный сервитут.
Для определения расходов по оценке соразмерной платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, экспертом были запрошены ценовые предложения в нескольких оценочных компаниях. В итоге определено среднее значение стоимости услуг по оценке соразмерной платы за публичный сервитут.
Таблица 30
№ п/п | Предложение | Компания | Стоимость услуг, руб. |
1 | Стоимость услуг по определению рыночной стоимости права временного владения и пользования на основании публичного сервитута | ООО «Экспертиза и оценка собственности» | 20 000 |
2 | Стоимость услуг по определению рыночной стоимости права временного владения и пользования на основании публичного сервитута | ООО «Аналитическое агентство оценки» | 25 000 |
3 | Стоимость услуг по определению рыночной стоимости права временного владения и пользования на основании публичного сервитута | ООО «ЭКО-Н» | 25 000 |
Среднее значение________ |_______________________ |____ 23 333
Таким образом, расходы за услуги по оценке соразмерной платы за публичный сервитут в отношении земельных участков для размещения опор воздушной линии электропередач согласно расчету эксперта составят 23 333 рублей».
Сторонами выводы эксперта приняты, возражений не заявлено.
Третьи лица, участвующие в деле не лишены возможности ознакомления с материалами дела, в том числе с заключением эксперта, своим правом не воспользовались, возражений не представили.
С учетом положений ст.ст. 64, 65, 67, 68, 71, 86 АПК РФ, мнения сторон, в отсутствии возражений, судом заключение судебной экспертизы принято в качестве доказательства размера возмещения в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером 66:01:3901020:157.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным в том числе со строительством, реконструкцией таких объектов как автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (ч. 1 ст. 56.3 ЗК РФ).
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (ч. 1,2 ст. 56.6 ЗК РФ).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок (ч. 5 ст. 56.3 ЗК РФ).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 ЗК РФ, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ч. 4 ст. 56.3 ЗК РФ).
В силу пунктов 1, 2, 4 статьи 281 ГК РФ и пункта 2 статьи 56.8 ЗК РФ принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения, при определении размера которого в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка.
Пунктом 1 статьи 56.8 ЗК РФ предусмотрено, что размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Согласно статье 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, выкуп участка (принудительное изъятие) для государственных нужд может быть осуществлен по решению суда.
Согласно п. 9 ст. 4 Федерального закона от 31.07.2020 № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры и если по истечении сорока пяти дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с земельным законодательством проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладатель изымаемой недвижимости не представил подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости.
Ввиду возникших между сторонами разногласий относительно размера возмещения, подлежащего уплате за изымаемые земельные участки, суд по ходатайству ответчика назначил оценочную экспертизу. По ходатайству истца судом была назначена повторная экспертиза с учетом положений Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015.
Выкупная цена изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка определяется по правилам, установленным пунктом 2 статьи 281 ГК РФ, и включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно п. 7 указанного Обзора при рассмотрении судом дела о выкупе земельного участка выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора.
Как указано выше судом приняты выводы судебной экспертизы в заключении от 16.12.2021г.
Между тем, суд обращает внимание на то, что третьим лицом ООО «Агрофирма «Арко» представлена позиция о размере возмещения в связи со строительством и последующей эксплуатацией ВЛ-10 кВ на земельном участке с кадастровым номером 66:01:0000000:2939.
Сторонами заявлены возражения относительно заявленной третьим лицом суммы размера возмещения в связи с отсутствием расчета и доказательств в его обоснование.
Судом неоднократно предлагалось третьему лицу представить документы в обоснование своего расчета с целью его проверки (определения суда от 21.07.2021, 21.10.2021), между тем третьим лицом в нарушение положений ст. 65 АПК РФ доказательства в материалы дела представлены не были.
В связи с отсутствием в материалах дела относимых и допустимых доказательств (ст.ст. 67, 68 АПК РФ) судом перед экспертом кроме прочих поставлен вопрос № 3, на который эксперт в заключении судебной экспертизы дал ответ, представив подробный расчет.
В отсутствии доказательств обоснованности позиции и расчета третьего лица, судом при определении размера возмещения принята сумма, указанная в заключении эксперта.
С учетом изложенного, суд полагает, что спор об урегулировании условий изъятия земельного участка в части определения размера возмещения подлежит разрешению путем принятия результатов судебной экспертизы.
При рассмотрении вопроса о сроках проведения работ, суд полагает доводы ответчика о необходимости установления сроков 6 месяцев обоснованными и подлежащими принятию. При этом суд принимает во внимание доводы сторон о сроке проведения работ с учетом вступления решения суда в законную силу (месяц), срока необходимого для перечисления денежных средств в счет возмещения (45 дней по заявлению истца, в отсутствии возражений ответчика), экономической ситуации в стране, связанной с возможным увеличением стоимости проводимых работ, погодных условий (шестимесячный срок при условии вступления решения суда в законную силу через месяц со дня вынесения истекает в декабре 2022). Суд полает, что предложенный истцом срок в 1 месяц объективно не является разумным и достаточным для проведения работ по переносу ВЛ.
В соответствии со ст. 56.11 ЗК РФ, ст. 60 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд. Одновременно с вышеуказанным документом для государственной регистрации прав представляются документы, подтверждающие предоставление возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости, если соглашением об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд не установлено иное. Предоставление возмещения за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме подтверждается платежным поручением о внесении денежных средств на расчетный счет правообладателя изымаемой недвижимости или о внесении таких денежных средств в депозит нотариуса, иными документами, подтверждающими в соответствии с законодательством Российской Федерации выплату таких денежных средств.
Истцом с учетом того, что истец является бюджетным учреждением, указан срок, в течение которого истец перечислит размер возмещения ответчику 45 дней. Указанный срок сторонами не оспорен и судом принимается.
Поскольку денежные средства подлежат перечислению на счет ответчика, последнему в течение 10 рабочих дней с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу надлежит предоставить в ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» реквизиты для выплаты размера возмещения. Указанный срок определен судом как достаточный и разумный для совершения подобного действия.
Поскольку в данном случае решение суда будет носить взаимный для сторон обязательственный характер, а именно ответчику надлежит освободить земельный участок, а истцу произвести для этого выплату возмещения, в случае не исполнения обязанности ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» по перечислению денежных средств в счет возмещения за изымаемый земельный участок истцу надлежит выдать исполнительный лист на взыскание с ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» в пользу ОАО «МРКС Урала» денежных средств в размере 1 555 099 руб. 00 коп.
02.03.2022 г. в суд поступило экспертное заключение. Экспертное заключение приобщено к материалам дела.
Согласно ч. 1 ст. 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) денежные суммы, подлежащие выплате экспертам и свидетелям, вносятся на депозитный счет арбитражного суда лицом, заявившим соответствующее ходатайство, в срок, установленный арбитражным судом.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 109 АПК РФ денежные суммы, причитающиеся экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей. Денежные суммы, причитающиеся экспертам и свидетелям, выплачиваются с депозитного счета арбитражного суда.
В связи с тем, что экспертное заключение представлено в суд, необходимо перечислить ООО «Оценка и экспертиза собственности» денежные средства в размере 75 000 руб. 00 коп., внесенные на депозитный счет Арбитражного суда Свердловской области по реквизитам, указанным в счете № 6 от 28.02.2022 г.
Судебные расходы подлежат распределению между сторонами в порядке ст. 110 АПК РФ.
Суд, с учетом итогов рассмотрения спора, принятия в качестве доказательства размера возмещения связанного с изъятием земельного участка, в отсутствии возражений сторон полагает, что судебные расходы подлежат распределению между сторонами в пропорции в равных долях. Таким образом, расходы на проведение судебной экспертизы подлежат возмещению истцом ответчику в размере 37500 руб. (75000/2), поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины последняя с него взысканию не подлежит, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3000 руб. (6000/2).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 146, 147, 167-170, 174, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Производство по делу возобновить.
2. Изъять для государственных нужд Свердловской области у ОАО «МРСК Урала» с прекращением права аренды земельный участок с кадастровым номером 66:01:3901020:160, площадью 1 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером 66:01:3901020:157, площадью 37 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, Алапаевский р-н, п. Коптелово, ВЛ-10 кВ Колхоз Катышка.
3. Установить размер возмещения за изымаемый участок с кадастровым номером 66:01:3901020:160, площадью 1 кв.м. в сумме 1 555 099 рублей 00 копеек, согласно заключению эксперта по арбитражному делу А60-14220/2021
4. ОАО «МРСК Урала» в течение 10 рабочих дней с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу предоставить в ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» реквизиты для выплаты размера возмещения.
5. ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» произвести выплату возмещения ОАО «МРСК Урала» по представленным реквизитам в течение 45 (сорока пяти) дней с момента вступления решения суда в законную силу.
6. В случае не исполнения обязанности ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» обязанности по перечислению денежных средств в счет возмещения за изымаемый земельный участок выдать исполнительный лист на взыскание с ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» в пользу ОАО «МРКС Урала» денежных средств в размере 1 555 099 руб. 00 коп.
7. ОАО «МРСК Урала» освободить земельный участок с кадастровым номером 66:01:3901020:160 путем реконструкции воздушной линии в течение 6 месяцев со дня поступления денежных средств по реквизитам ОАО «МРСК Урала» в счет возмещения за изъятие земельного участка.
8. Решение суда является основанием для осуществления Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области государственной регистрации прекращения права аренды ОАО «МРСК Урала» на земельный участок с кадастровым номером 66:01:3901020:160, площадью 1 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, Алапаевский р-н, п. Коптелово, ВЛ-10 кВ Колхоз Катышка.
9. В части распределения судебных расходов взыскать с ГУ СО «Управление автомобильных договор» в пользу ОАО «МРСК Урала» денежные средства в размере 37500 руб. 00 коп.
10. Взыскать с ОАО «МРСК Урала» в доход федерального бюджета госпошлину в размере 3000 руб.
11. Перечислить с депозитного счета Арбитражного суда Свердловской области ООО «Оценка и экспертиза собственности» денежные средства в счет оплаты экспертизы в размере 75000 руб. по реквизитам указанным в счете № 6 от 28.02.2022.
12. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
13. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
14. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».
Судья Е.С. Чудникова