620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
17 июня 2015 года Дело № А60-18115/2015
Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2015 года
Полный текст решения изготовлен 17 июня 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.В.Артепалихиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К. А. Егоровой рассмотрел в судебном заседании дело №А60-18115/2015по иску общества с ограниченной ответственностью «ОАЗИС-СЕРВИС» (ИНН 6662075834, ОГРН 1026605397807) (далее – ООО «ОАЗИС-СЕРВИС») к обществу с ограниченной ответственностью «ДАГАЗ» (ИНН 6679039023, ОГРН 1136679014317) (далее – ООО «ДАГАЗ»)
о пресечении нарушения исключительных прав и взыскании 2500000 руб. компенсации
при участии в судебном заседании:
от истца ФИО1 (паспорт, доверенность от 03.04.2015),
от ответчика ФИО2 (паспорт, доверенность от 26.05.2015 № 58).
Процессуальные права и обязанности разъяснены, отводов не заявлено.
ООО «ОАЗИС-СЕРВИС» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО «ДАГАЗ» об обязании ООО «ДАГАЗ» прекратить незаконное использование товарного знака «Оазис» в своей деятельности и для обозначения наименования кафе, расположенного по адресу: <...>, взыскании с ООО «ДАГАЗ» в пользу ООО «Оазис-сервис» компенсацию за незаконное использование товарного знака «Оазис» в размере 2500000 руб., взыскании с ООО «ДАГАЗ» в пользу ООО «Оазис-сервис» процентов за пользование чужими денежными средствами на взысканную сумму по учетной ставке (ставке рефинансирования) Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент вступления в законную силу решения суда, в размере 8,25% годовых с момента вступления решения и до полной уплаты взысканной суммы; взыскании 190000 руб. расходов по оплате услуг представителя.
Ответчиком заявлены возражения, изложенные в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
истец – ООО «Оазис-сервис» является правообладателем товарного знака № 416037 «ОАЗИС», зарегистрированного в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ в отношении 43 класса МКТУ, 13 августа 2010, приоритет товарного знака 26 февраля 2008, срок действия регистрации истекает 26 февраля 2018.
Обращаясь в суд с настоящим иском со ссылкой на ст. 1484, 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец указал, что ответчиком – ООО «ДАГАЗ» незаконно используется наименование «ОАЗИС» в качестве названия кафе, расположенного по адресу: <...>.
Истцом 26 июня 2014 в адрес ответчика направлена претензия с требованием о прекращении незаконного использования названия «ОАЗИС», сходного, по мнению истца, до степени смешения с товарным знаком истца.
Невыполнение ответчиком содержащихся в претензии требований послужило основанием обращения истца с настоящим иском в суд.
Суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации товарные знаки и знаки обслуживания являются средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.
В силу пунктов 1, 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак). Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
На основании пункта 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Использование результата интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя является незаконным и влечет ответственность, установленную названным Кодексом и другими законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор). Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату.
В силу пункта 1 статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации.
Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (пункт 3 статьи 1484 ГК РФ).
На основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
По делам данной категории в бремя доказывания истца входит, в том числе подтверждение факта использования ответчиком товарного знака правообладателя либо обозначения сходного с ним до степени смешения.
В соответствии со ст. 1482 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
Как следует из представленного истцом в материалы дела свидетельства на товарный знак, а также сведений из реестра товарных знаков (распечатка сведений с официального сайта Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам), зарегистрированный истцом товарный знак представляет собой словесное обозначение «ОАЗИС» в совокупности с графическим изображением.
Таким образом, указанный товарный знак является комбинированным.
Согласно сведениям из реестра товарных знаков, товарный знак зарегистрирован истцом в следующем цветовом сочетании: темно-коричневый, зеленовато-бежевый, белый.
Как следует из материалов дела, используемое ответчиком обозначение наименования кафе отличается от товарного знака ответчика используемым шрифтом и отсутствием графических элементов, присущих товарному знаку истца, в связи с чем не является ему (товарному знаку истца) тождественным.
Согласно п. (14.4.2.) Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утверждённых Приказом Роспатента от 05.03.2003 № 32 (далее – Правила) обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах.
Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно п. (14.4.2.4) Правил при установлении сходства до степени смешения комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, приведенные в пунктах (14.4.2.2), (14.4.2.3) Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с п. (14.4.2.2.) Правил сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим). Звуковое сходство определяется на основании следующих признаков:
-наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях;
-близость звуков, составляющих обозначения;
-расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу;
-наличие совпадающих слогов и их расположение;
-число слогов в обозначениях;
-место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений;
-близость состава гласных;
-близость состава согласных;
-характер совпадающих частей обозначений;
-вхождение одного обозначения в другое;
-ударение.
Графическое сходство определяется на основании следующих признаков:
- общее зрительное впечатление;
- вид шрифта;
- графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные);
-расположение букв по отношению друг к другу;
-алфавит, буквами которого написано слово;
-цвет или цветовое сочетание.
Смысловое сходство определяют на основании следующих признаков:
-подобие заложенных в обозначениях понятий, идей; в частности, совпадение значения обозначений в разных языках;
-совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение;
- противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Таким образом, что касается словесного элемента товарного знака истца и используемого ответчиком обозначения, то следует отметить наличие их звукового и смыслового сходства.
Что касается графического сходства, то оно присутствует лишь в части алфавита, буквами которого написано слово, а также частично в расположении букв по отношению друг к другу (буквы расположены горизонтально слева направо, однако в используемом Ответчиком обозначении межбуквенный интервал очевидно больше).
При этом значительно отличается вид шрифта, которым написано слово, графическое написание с учетом характера букв (в товарном знаке истца все буквы заглавные, в обозначении Ответчика заглавной является лишь первая буква), цветовое исполнение и, как результат общее зрительное восприятие.
Кроме того, в силу п. (14.4.2.3) Правил сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков:
-внешняя форма;
-наличие или отсутствие симметрии;
-смысловое значение;
-вид и характер изображений
- сочетание цветов и тонов.
Очевидно, что изобразительный элемент товарного знака является самобытным и не находит аналогов в обозначении, используемом ответчиком.
С учётом изложенного суд полагает обоснованными доводы ответчика о том, что сходство товарного знака и используемого ответчиком обозначения ограничивается лишь звуковым, смысловым и в незначительной части графическим сходством обозначения Ответчика со словесным элементом товарного знака.
При таких обстоятельствах используемое ответчиком обозначение нельзя признать сходным до степени смешения с товарным знаком истца, в связи с чем использование соответствующего обозначения не является нарушением права истца на товарный знак, соответственно, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы в силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В иске отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья М.ФИО3