АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
04 декабря 2006 года Дело № А60-22711/06-С10
Резолютивная часть решения объявлена 04.12.2006
Полный текст решения изготовлен 04.12.2006
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего О.Э. Шавейниковой, судей Ю.А. Куричева, А.А. Теслицкого, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.С. Цивилёвой рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Производственный трест жилищно-комунального хозяйства» городского округа Рефтинский
к Думе городского округа Рефтинский
третье лицо: Региональная энергетическая комиссия Свердловской области
о признании недействующим нормативного правового акта.
При участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 – представитель, доверенность № 2153 от 23.10.2006г., паспорт <...>; ФИО2 – представитель, доверенность № 267 от 09.02.2006г., паспорт <...>; ФИО3 – представитель, доверенность № 591 от 22.03.2006г., паспорт <...>; ФИО4 – представитель, доверенность № 1954 от 21.09.2006г., паспорт <...>; ФИО5 – представитель, паспорт 65 00 № 496097;
от заинтересованного лица – ФИО6 – председатель Рефтинской Муниципальной Думы, решение № 34 заседания Думы 3 созыва от 11.02.2005г., паспорт <...>; ФИО7 – адвокат, доверенность от 12.09.2006г., удостоверение № 880 от 10.02.2003г., ФИО8 – ведущий специалист, доверенность 161 от 22.09.2006г., паспорт 65 00 № 494034;
от третьего лица – ФИО9 – начальник юридического отдела, доверенность № 02-18/70 от 17.01.2006г., удостоверение № 1 от 10.01.2006г.
Объявлен состав суда. Отвода составу суда не заявлено. Сторонам разъяснены процессуальные права.
Дума городского округа Рефтинский заявила ходатайство о назначении в порядке статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее АПК РФ) экономической экспертизы, проведение которой просит поручить ООО «Аудиторское агентство «Урал-Защита», имеющее лицензию и свидетельство об аккредитации на право проведение полной финансовой и технологической экспертизы цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Заявителем представлены суду и вопросы, которые, по его мнению, необходимо поставить перед экспертами.
Суд, рассмотрев ходатайство заявителя, считает, что на основании статьи 82 АПК РФ данное ходатайство не подлежит удовлетворению.
Других заявлений и ходатайств не поступило.
МУП «Производственный трест жилищно-коммунального хозяйства» городского округа Рефтинский обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующим пункта 2 Решения № 84 Думы городского округа Рефтинский от 20.04.2006 года «О реализации реформ жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа Рефтинский».
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве, полагая оспариваемый акт законным и обоснованным, принятым с учетом интересов населения.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, заявленные требования поддерживает.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд
УСТАНОВИЛ:
Решением Думы городского округа Рефтинский № 84 от 20.04.2006 года «О реализации реформ жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа Рефтинский» установлен временный тариф по содержанию и ремонту жилья в размере 4,64 руб. за 1 кв.м. жилой площади (без НДС) с 01 января 2006 года. Принятое решение опубликовано в газете «ТЕВИКОМ + Асбест» от 01.06.2006 № 22 (75).
Полагая, что оспариваемое Решение в части установления временных тарифов на содержание и ремонт жилья принято в нарушение Устава городского округа Рефтинский, Жилищного кодекса Российской Федерации, а также не соответствует требованиям Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 26.12.2005 № 184-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» МУП «Производственный трест жилищно-коммунального хозяйства» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей сторон, суд полагает, что требования МУП «Производственный трест жилищно-коммунального хозяйства» городского округа Рефтинский следует удовлетворить, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 2, частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) в состав платы за жилое помещение входит плата за содержание и ремонт жилья.
Правоотношения, возникающие в сфере установления размеры платы за пользование жилым помещением, в соответствии с пунктами 6, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 ЖК РФ, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Согласно части 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Из положений данных статей следует сделать вывод о том, что полномочия на установление платы за содержание и ремонт жилого помещения (как для нанимателей жилых помещений, так и для собственников) находятся в ведении органов местного самоуправления. При этом Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит положений, определяющих к компетенции каких именно органов местного самоуправления (органов представительной власти или органов исполнительной власти) относятся полномочия по установлению размеров платы за пользование жилым помещением.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно статье 20 Устава городского округа Рефтинский (далее по тексту – Устав) в структуру органов местного самоуправления городского округа входят Дума городского округа (далее – Дума); Глава городского округа (далее - Глава), Администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления) городского округа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Закона № 131-ФЗ, пунктом 2 статьи 20 Устава порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Между тем, Устав не содержит положений, непосредственно закрепляющих полномочия по установлению размеров платы за пользование жилым помещением, за органом представительной власти – Думой, за Главой или за исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления - Администрацией городского округа. Исходя из изложенного, следует констатировать вывод о том, что на территории городского округа Рефтинский компетентными органами местного самоуправления в части установления размера платы за пользование жилым помещением является как Дума, так и Глава, и Администрация городского округа.
При этом ссылка Думы на положения подпункта 6 пункта 1, подпункта 16 пункта 3 статьи 22 Устава судом во внимание не принимается, исходя из следующего:
Согласно подпункта 6 пункта 1 статьи 22 Устава к исключительной компетенции Думы относится - определение порядка принятия решений о создании, реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и муниципальных учреждений. Из указанного положения Устава усматривается, что, в данном случает к исключительным полномочиям представительного органа отнесено установление именно порядка установления тарифов, а не установление самих тарифов.
С соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 22 Устава к полномочиям Думы отнесено утверждение тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро – и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
В статье 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее по тексту – Закон № 210-ФЗ) предусмотрено, что данный Закон устанавливает тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры; тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно статье 2 Закона № 210-ФЗ организацией коммунального комплекса признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Правоотношения, возникающие в сфере установления тарифов на коммунальные услуги, в соответствии с пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 названного Кодекса являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации. Согласно статье 154 ЖК Российской Федерации плата за коммунальные услуги является одной из составных частей, составляющих структуру платы за жилье и коммунальные услуги, и включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). При этом, плата за содержание и ремонт жилого помещения включается в плату за жилое помещение.
Таким образом, законодатель разграничил понятия тарифов по оплате за пользование жилым помещением и тарифов на коммунальные услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 № 89 (действовавшим в период принятия оспариваемого нормативного правового акта) утверждены Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – Основы ценообразования), пунктом 3 которых установлено, что цены на жилье, включающие цены на услуги по содержанию и ремонту жилья, подлежат регулированию в соответствии с настоящим документом.
Согласно пункту 4 Основ ценообразования главными принципами установления цен и тарифов являются: а) баланс экономических интересов собственников жилья, организаций, осуществляющих содержание и ремонт жилья и/или оказывающих коммунальные услуги (далее - организации), и потребителей; б) доступность жилья и коммунальных услуг для потребителей и защита их прав; в) компенсация экономически обоснованных расходов организаций по оказанию услуг и получение прибыли для реализации производственных и инвестиционных программ; г) открытость информации о ценах и тарифах и о порядке их утверждения; д) раздельное ведение организациями учета доходов и расходов в отношении регулируемой и иной деятельности.
Основами ценообразования закреплено, что методом установления цен и тарифов является метод экономической обоснованности (пункт 5), дополнительным методом является метод индексации, согласно которому цены и тарифы, установленные с использованием метода экономической обоснованности, меняются с учетом индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития и торговли (пункт 6). Цены и тарифы применяются при определении в соответствии с законодательством Российской Федерации размеров платы населения за оказанные услуги по содержанию и ремонту жилья (пункт 13).
В декабре 2005 года на территории муниципального образования городской округ Рефтинский действовали тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, утвержденные Постановлением Главы муниципального образования «поселок Рефтинский» от 31.05.2005 № 181 «Об утверждении цен на содержание и ремонт жилья для населения муниципального образования «поселок Рефтинский» в следующих размерах (с НДС):
- содержание и ремонт жилья (включая сбор и вывоз твердых бытовых отходов) при возмещении за счет населения 90% расходов
для домов, не оборудованных лифтами – 7,71 руб./кв.м.;
для домов, оборудованных лифтами – 9,10 руб./кв.м.;
- плата за наем – 0,20 руб./кв.м.;
- ставка платы за капитальный ремонт отсутствует.
Постановлением Правительства Свердловской области № 106-ПП от 06.02.2006 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области» по муниципальному образованию городской округ Рефтинский утвержден предельный индекс изменения размера платы за жилое помещение в размере 118,0%.
Постановлением Главы от 25.01.2006 № 25 «О внесении изменений в Постановление Главы муниципального образования «поселок Рефтинский» на 2006 год утверждены тарифы на жилищные услуги при полном возмещении затрат за счет населения в следующих размерах (с НДС):
- содержание и ремонт жилья (включая сбор и вывоз твердых бытовых отходов, содержание внутридомового газового оборудования)
для домов, не оборудованных лифтами – 9,09 руб./кв.м.; при возмещении за счет населения 100% расходов;
для домов, оборудованных лифтами – 17,02 руб./кв.м.; при возмещении за счет населения 100% расходов
- плата за наем – 0,20 руб./кв.м.;
- ставка платы за капитальный ремонт отсутствует.
При этом рост тарифов на жилищные услуги для собственников жилья в муниципальном образовании городской округ Рефтинский на 2006 год составил 117,9% (9.09 руб./кв.м. : 7,71 руб./кв.м.), что не превышает утвержденный предельный индекс возможного изменения тарифов по муниципальному образованию городской округ Рефтинский в размере 118%, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области № 106-ПП от 06.02.2006.
В соответствии с пунктом 7 статьи 156, пунктом 4 статьи 161 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей компании и устанавливается сроком не мене чем на один год.
В силу пункта 8 Основ ценообразования тарифы (в том числе тарифы на жилищно-коммунальные услуги) устанавливаются на очередной год до утверждения местных бюджетов, изменение этих тарифов в течение года осуществляется с внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты о местных бюджетах.
В соответствии с пунктами 17 и 18 Основ ценообразования установление цен и тарифов осуществляется с учетом заключения независимой экспертизы.
В пункте 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 № 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год» указано, что органам местного самоуправления при установлении цен на содержание и ремонт жилья, а также тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях следует исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с учетом заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг.
В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг» (действовавшим в период принятия оспариваемого нормативного правового акта) органам местного самоуправления при принятии решений об установлении цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, определяемых в соответствии с региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг, необходимо одновременно устанавливать порядок возмещения разницы между платежами за жилье и коммунальные услуги, рассчитанными с использованием указанных цен и тарифов, и платежами, рассчитанными исходя из цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, установленных в соответствии с Основами ценообразования.
Из положений приведенных норм следует, что орган местного самоуправления вправе снизить тарифы на жилищно-коммунальные услуги населению только с учетом заключения независимой экспертизы и с одновременным установлением порядка и источника возмещения разницы между утвержденными тарифами и тарифами, рассчитанными в соответствии с Основами ценообразования.
Кроме того, в силу пункта 13 статьи 155 ЖК РФ наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере.
В нарушение указанных норм, оспариваемое Решение Думы городского округа № 83, принято 20.04.2006 и вводит тариф за содержание и ремонт жилья с 01 января 2006 года, тогда как на территории городской округа Рефтинский с 01.01.2006 действовал тариф, утвержденный Постановлением Главы от 25.01.2006 № 25.
Кроме того, материалы дела свидетельствуют о том, что Дума, принимая решение об установлении временного тарифа по содержанию и ремонту жилья в размере 4,64 руб. за 1 кв.м. жилой площади утверждении тарифов на централизованное отопление на 2005 год в размере 94,4 процента от среднего тарифа, независимую экспертизу их экономической обоснованности не проводила, порядок и источник возмещения разницы между утвержденными ею тарифами и тарифами, установленными Постановлением Главы от 25.01.2006 № 25 не определила.
При указанных обстоятельствах суд считает, что пункт 2 Решения Думы городского округа Рефтинский от 20.04.2006 № 84 «О реализации реформ жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа Рефтинский», принят с нарушением положений статей 4, 154, 156 , 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; статей 1, 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»; пунктов 3, 4, 5, 6, 8, 13, 17,18 Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 № 89; пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 № 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год», пункта 2 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 392 и как следствие противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Учитывая вышеизложенное, требования заявитель подлежат удовлетворению.
Ссылка заинтересованного лица на то, что тариф по содержанию и ремонту жилья в размере 4,64 руб. за 1 кв.м. жилой площади (без НДС) является обоснованным, поскольку при установлении данного тарифа Дума возвратилась к ранее существовавшим тарифам 2004 года, которые не были оспорены, судом во внимание не принимается, как противоречащая вышеуказанным нормам федерального законодательства, регулирующим порядок установления тарифов. Кроме того, доказательств того, что тариф в указанном размере является экономически обоснованным в условиях 2006 года суду не представлено и в материалах дела не содержится.
Довод заинтересованного лица на то обстоятельство, что оспариваемый акт не нарушает прав заявителя, поскольку им не применяются указанные тарифы, как на основание для отказа в удовлетворении заявленных требований, судом во внимание не принимается, как противоречащий правовой природе понятия нормативного правового акта - как акта устанавливающего правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом (пункт 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 20 января 2003 года «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»).
Руководствуясь ст.ст. 1-3, 17, 27-28, 110, 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования МУП «Производственный трест жилищно-коммунального хозяйства» городского округа Рефтинский удовлетворить.
Признать пункт 2 Решения № 84 Думы городского округа Рефтинский от 20.04.2006 года «О реализации реформ жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа Рефтинский» недействующим, противоречащим положениям статей 4, 154, 156, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; статей 1, 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»; пунктов 3, 4, 5, 6, 8, 13, 17,18 Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 № 89; пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 № 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год», пункта 2 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 392.
Возвратить МУП «Производственный трест жилищно-коммунального хозяйства» городского округа Рефтинский из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению № 508 от 22.08.2006, в сумме 2000 рублей.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца.
В соответствии с частью 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий О.Э. Шавейникова
Судьи Ю.А. Куричев
А.А. Теслицкий