ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-27274/15 от 13.07.2015 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург                                                             Дело №А60-27274/2015 

14 июля 2015 года                                                            

Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 14 июля 2015 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой, при ведении протокола секретарем М.А. Красовской, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кругозор» (ИНН <***>)

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №26 по Свердловской области          

об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представитель, доверенность от 04.06.2015.

от заинтересованного лица: ФИО2, представитель, доверенность от 01.07.2015; ФИО3, представитель, доверенность от 01.07.2015.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью «Кругозор» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным постановлений межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №26 по Свердловской области №397385 от 27.05.2015 и № 397391 от 03.06.2015 о привлечении к административной ответственности.

Заинтересованное лицо представило отзыв с возражениями по заявленным требованиям.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд

УСТАНОВИЛ:

В ходе проверки 05.05.2015 межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №26 по Свердловской области установлено, что в торговом киоске «Роспечать» №306, эксплуатируемом обществом с ограниченной ответственностью «Кругозор», расположенном по адресу: <...>, осуществлялся прием денежных средств, при наличном денежном расчете, без применения контрольно-кассовой техники, выразившееся в следующем событии: в присутствии проверяющих был произведен прием денежных средств от физического лица, за реализацию сим-карты (подвижная радиотелефонная связь) «МТС», на сумму 50 руб.00коп. При оформлении продажи сим-карты «МТС», продавцом ФИО4 были приняты у покупателя наличные денежные средства, составлен договор об оказании услуг подвижной связи МТС покупателем и выдана сим-карта, чек от контрольно-кассовой техники (ККТ) не выдан, так как ККМ в торговом киоске «Роспечать» №306, отсутствует.

В результате осмотра торгового киоска «Роспечать» №306 установлена реализация следующих товаров: непериодические издания, бумажно-беловые товары, школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары, игрушки, парфюмерно-косметические товары, галантерея, художественные тарелки, шкатулки, сувениры, элементы питания, лотерейные билеты, знаки почтовой оплаты, прочие продовольственные товары, жевательная резинка, санитарно-гигиенические изделия, средства женской гигиены, семена, зажигалки, кипятильник, средство для удаления засоров в трубах, мининаушники, душистая вода с содержанием спирта этилового из пищевого сырья 60% «Гвоздика», душистая вода с содержанием спирта этилового из пищевого сырья 35% «Для мужчин» и «Босс», сим-карты (подвижной радиотелефонной связи) «МТС» и «Ростелеком», карты приема оплаты «Выбирайка», карты экспресс оплаты «Мотив» и т.д.

Данный факт подтверждается протоколом осмотра от 05.05.2015 с фотоснимками. По результатам проверки был составлен акт №004250 от 05.05.2015, а также  протокол об административном правонарушении №331215 от 20.05.2015.

27.05.2015 вынесено постановление о назначении административного наказания №397385, которым общество с ограниченной ответственностью «Кругозор» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество с ограниченной ответственностью «Кругозор» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Согласно ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) влечет административную ответственность.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Статьей 5 Федерального закона N 54-ФЗ установлено, что организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты, отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

В соответствии с п. 2.1. ст.2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законами субъектов Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения, и не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения: наименование документа; порядковый номер документа, дату его выдачи; наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя); идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ; наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях; должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ установлено что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении, в том числе продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках, при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно.

Из смысла названной правовой нормы следует, что одним из условий освобождения от применения контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением является продажа газет и журналов, то есть специфика вида деятельности.

Постановлением Правительства Свердловской области от 21.08.2003 N 526-ПП утвержден "Ассортимент сопутствующих товаров к продаже в киосках по реализации газет и журналов", согласно которому, сопутствующими являются следующие товары: непериодические издания; школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары; игрушки; парфюмерно-косметические товары (кроме спиртосодержащей продукции); галантерея (кроме текстильных и тюлегардинных изделий); художественные тарелки и коробки из пластмасс, шкатулки, художественные деревянные, хохломские изделия и другие художественные товары; сувениры декоративного и утилитарного назначения из дерева, пластмасс, металла (включая чеканку) и других материалов; элементы питания; карты оплаты услуг связи; лотерейные билеты; знаки почтовой оплаты; дискеты; фотопленка; жевательная резинка, механические барьерные средства контрацепции; изделия чулочно-носочные; санитарно-гигиенические изделия из бумаги; средства женской гигиены.

Протоколом осмотра от 05.05.2015 установлена продажа товара без применения ККТ, в торговом киоске «Роспечать» №306, который оборудован витринами, на которых размещен товар с прикрепленными на нем ценниками. В указанной торговой точке помимо продажи газет, журналов и сопутствующих товаров, реализуются товары бытовой химии (средство для удаления засоров в трубах), спиртосодержащей продукции (душистая вода с содержанием спирта этилового из пищевого сырья 60% «Гвоздика», душистая вода с содержанием спирта этилового из пищевого сырья 35% «Для мужчин» и «Босс»), электротоваров (кипятильник, мининаушники), сельскохозяйственных товаров (семена), средств предоставления услуг связи, посредством реализации населению карт экспресс-оплаты и сим-карт (подвижная радиотелефонная связь).

Поскольку в торговой точке наряду с товарами, включенными в состав сопутствующих товаров к продаже в киосках по реализации газет и журналов, осуществляется розничная продажа иных товаров (товары бытовой химии, спиртосодержащей продукции, электротоваров, сельскохозяйственных товаров, карт экспресс-оплаты и сим-карт), все наличные денежные расчеты в  указанной  торговой точке, должныпроизводиться с обязательным применением ККТ, вне зависимости от доли продажи газет и журналов в общем товарообороте, то есть исключение, содержащееся в п. 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ на лиц, осуществляющих торговлю иными товарами за наличный денежный расчет, не распространяется.

Торговые организации, применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении розничной торговли товарами и заключающие от имени оператора связи договоры об оказании услуг связи (реализующие сим-карты и карты экспресс оплаты), должны в отношении этой деятельности исчислять налоги по общему режиму налогообложения.

Федеральным законом от 02.11.2013 N 304-ФЗ были внесены серьезные изменения в Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (вступили в силу с 01.01.2014). В соответствии с п. 7 ст. 44 Закона о связи заключение юридическими и физическими лицами, не являющимися операторами связи, договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи (то есть продажи сим-карт) и осуществление ими расчетов за данные услуги с абонентами допускаются при наличии в письменной форме документа, подтверждающего полномочия указанных юридических и физических лиц действовать от имени оператора связи. То есть с 2014 г. другие договоры, кроме агентских (субагентских), между торговыми организациями (ИП, дилерами) и операторами связи (причем тех, в которых торговая организация (ИП) - агент выступает от имени оператора связи - принципала), заключать неправомерно.

Так, розничная торговля как вид предпринимательской деятельности предполагает заключение между продавцами и покупателями договоров розничной купли-продажи, предметом которых является передача покупателям на платной основе любых вещей, относящихся в соответствии с правилами ст. 129 ГК РФ к товарам, за исключением тех вещей, нахождение которых в обороте законом не допускается либо ограничено, а также вещей и имущества, обращение которых регулируется федеральным законодательством. Сим-карты не могут выступать в качестве имущества, используемого в целях перепродажи в рамках заключаемых договоров купли-продажи в сфере розничной торговли, поскольку они не отвечают признакам товара, указанным в ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации.

При продаже сим-карт продавец предоставляет услугу не абонентам, а оператору сотовой связи, поэтому его деятельность не является розничной торговлей и не подлежит обложению ЕНВД. Вознаграждение, полученное от оператора связи, считается доходом от оказания услуг, подлежащим обложению налогами по общей системе.

Организация, осуществляющий розничную торговлю, а также деятельность по предоставлению услуг связи посредством реализации населению карт экспресс-оплаты и сим-карт, через торговое помещение киоска и применяющий систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении розничной торговли, при заключении договора об оказании услуг связи от имени оператора связи, должен исчислять налоги в рамках общей системыналогообложения (агентское вознаграждение, полученное за реализацию карт экспресс-оплаты и сим-карт, является доходом от оказания услуг и подлежит включению в налоговую базу (в данном конкретном случае) по налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, НДС, так как предприниматель принял на себя обязательства по сбору предварительных платежей за услуги связи и по распространению карт согласно тарифам оператора).

Деятельность организации по реализации карт сим-карт и карт экспресс оплаты, осуществляемая от имени операторов связи, в соответствии с заключенными с ними агентскими (субагентскими) договорами, должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения, а не в рамках ЕНВД, что соответствует положениям статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Таким образом, деятельность организации не является розничной торговлей и не подлежит обложению единым налогом на вмененный доход, а вознаграждение, полученное за реализацию карт SIM-карт, является доходом от оказания услуг и должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения.

Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.

Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 470, определяет требования, предъявляемые к ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории Российской Федерации.

В пункте 3 положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 470 установлено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Государственный реестр) и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна:

а)      иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;

б)      обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации;

в)      обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

г)       обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

д)      обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

е)       эксплуатироваться в фискальном режиме;

ж)      регистрировать в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

з)       блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

и)      иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

к) быть исправной;

л) обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания;

м)   соответствовать   образцу,   представленному   в   Министерство промышленности и торговли Российской Федерации при внесении сведений о модели контрольно-кассовой техники в Государственный реестр; (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.06.2008 N 441)

н) иметь паспорт установленного образца; о) иметь идентификационный знак установленного образца; п) иметь марки-пломбы установленного образца и эксплуатационную документацию;

о) иметь знак "Сервисное обслуживание" установленного образца.

Согласно п.1 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны: применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты, отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;

обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;

производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

Таким образом, в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» при общей системе налогообложения ООО «Кругозор», обязано применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов, при реализации сим-карт и карт экспресс-оплаты.

Противоправное деяние (не применение ККТ при продаже сим-карты) было зафиксировано 05.05.2015 сотрудниками Межрайонной Инспекции ФНС России №26 по Свердловской области, о чем были оформлены соответствующие записи в Акте проверки №004250 от 05.05.2015.

Доводы заявителя о нарушении при проведении проверки положений Федерального закона № 294-ФЗ, а именно, непредъявление при проверке поручения на проведение проверки, опровергается материалами дела, из которых видно, что поручение предъявлялось продавцу, о чем имеется его подпись. Учитывая изложенное, объяснения самого продавца ФИО4, изложенные в служебной записке на имя директора общества, судом отклоняются как противоречащие материалам дела.

Не принимаются и доводы общества о проведении Инспекцией контрольной закупки (на что у налогового органа не имеется полномочий), поскольку контрольная закупки Инспекцией не проводилась.

В связи с установленным фактом нарушения законодательства о применении контрольно-кассовой техники, на данном объекте, налоговым органом было оставлено требование о предоставлении документов необходимых для проведения проверки по вопросу полноты учета выручки денежных средств.

Результаты проверки послужили основанием для вынесения заинтересованным лицом постановления № 397391 от 03.06.2015 о привлечении к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ, с которым заявитель также не согласен.

Из материалов дела следует, что поручение о проведении проверки от 07.05.2015 предъявлено должностному лицу заявителя, о чем имеется подпись исполнительного директора ООО «Кругозор».

В ходе проверки установлено, что ООО «Кругозор» в проверяемом периоде осуществляет деятельность через киоски «Роспечати».

В связи с изданием Указания Центрального банка Российской Федерации от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» признано утратившим силу с 01.06.2014 года Положение Банка России от 12.10.2011 № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации».

Указанием Центрального банка Российской Федерации от 16.10.2013 № 3076-У признано утратившим силу с 01.06.2014 года Указание Банка России от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя», а также издано Указание Центрального банка Российской Федерации от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» .

Таким образом, с 01.06.2014 Указание № 3210-У определяет порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России (далее - наличные деньги) на территории Российской Федерации юридическими лицами (за исключением Центрального банка Российской Федерации, кредитных организаций), а также упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства определяет, а Указание № 3073-У устанавливает правила осуществления наличных расчетов в Российской Федерации в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1.4.6 Указаниями ЦБ РФ № 3210-У от 11.03.2014 «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» любая организация, независимо от применяемой системы налогообложения, которая получает или расходует наличные деньги, обязана вести кассовую книгу.

В ходе проверки проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемым объектом в проверяемый период. Контрольные действия по документальному изучению проводятся по документам проверяемого объекта, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся   путем   осмотра,   инвентаризации,   наблюдения,   пересчета, экспертизы.

Проверка полноты учета выручки денежных средств у проверяемого объекта осуществляется методом сравнения суммы наличных денежных средств, установленной при проверке наличных денежных средств, находящихся в кассе с данными, отраженными в фискальном отчете, контрольной ленте контрольно-кассовой техники и записями в журнале кассира-операциониста, если имеется контрольно кассовая техника и сверяются с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов.

В ходе документального изучения, пересчета, анализа и оценки полученной из документов проверяемого объекта информации установлены факты оплаты обществом наличными денежными средствами аренды недвижимого имущества.

Так, в соответствии с кассовыми документами и авансовыми отчетами:

№ 27 от 19.03.2015г. заместителем директора ООО «Кругозор» ФИО5 из кассы получен аванс в сумме 5200руб. (р.ор.№160 от 16.03.2015г.) и израсходована на уплату за аренду помещения по адресу : <...>,Г. Данный факт подтверждается следующими документами: счет № 3 от 16.03.2015г. от ФИО6 на сумму 5200руб., квитанция к приходному кассовому ордеру № 3 от 16.03.2015г, по которому принято от ФИО5 оплата за аренду помещения в сумме 5200руб.

№ 40 от 13.04.2015г. заместителем директора ООО «Кругозор» ФИО5 из кассы получен аванс в сумме 5200руб. (р.ор .№ 238 от 13.04.2015г.) и израсходована на уплату за аренду помещения по адресу : <...>,Г. Данный факт подтверждается следующими документами: счет № 4 от 13.04.2015г. от ФИО6 на сумму 5200руб., квитанция к приходному кассовому ордеру № 15 от 13.04.2015г., по которому принято от ФИО5 оплата за аренду помещения в сумме 5200руб.

Предприниматели и юридические лица осуществляют наличные расчеты на основании Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У, согласно пункту 2 которого ИП и организации не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте РФ за проданные товары, выполненные работы и (или) оказанные услуги, а также полученные в качестве страховых премий, за исключением:

- выплат заработной платы и выплат социального характера;

-выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, ранее уплатившим страховые премии наличными деньгами;

-выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды ИП, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;

-оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;

-выдачи наличных денег работникам под отчет;

-возврата за ранее оплаченные наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги;

-        выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом) в соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".

Таким образом, п. 2 Указания N 3073-У допускает расходование наличных денежных средств без предварительной их сдачи в банк только для определенной категории поступлений (выручки) и только на строго определенные цели.

Согласно п. 4 Указания № 3073-У с 01.06.2014г. не разрешается осуществлять за счет наличных денег, поступивших в кассу организации в качестве выручки, наличные расчеты в валюте Российской Федерации:

-        между участниками наличных расчетов (с соблюдением предельного размера наличных расчетов),

-        между участниками наличных расчетов и физическими лицами по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), по деятельности по организации и проведению азартных игр.

Такие операции осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.

Таким образом, плата за аренду нежилого помещения 19.03.2015, 13.04.2014 на сумму 10400руб., должна была быть выплачена за счет наличных денег, поступивших в кассу организации с банковского счета, а не из выручки, полученной в подотчет.

В соответствии с требованием о предоставлении документов, необходимых для проведения проверки от 07.05.2015г. исполнительным директором ООО «Кругозор» ФИО7, представлены кассовые документы и авансовые отчеты за период с 01.03.2015 по 7.05.2015 с №№ 26-42. В ходе проверки кассовых документов и авансовых отчетов установлено несоответствие получаемых подотчетными лицами наличных денежных средств из кассы организации и представленными ими авансовыми отчетами.

Главным бухгалтером ФИО8 21.05.2015 дополнительно представлены авансовые отчеты с № 20 по №25, карточки счета 71.01 по подотчетным лицам в количестве 12 шт., объяснение относительно недостающих авансовых отчетов и несоответствия наличных денежных средств, отраженных в авансовых отчетах.

В  ходе проверки документов установлено, что авансовый отчет № 25 за март 2015 года отсутствует; нумерация авансовых отчетов организацией ведется не в сквозном порядке, представлены авансовые отчеты с №№ 20-24 и с №№ 26-42; нарушения возникают при отражении в авансовых отчетах остатков или перерасхода предыдущего аванса, т.к. организация пренебрегает необходимостью регистрировать все авансовые отчеты в отдельном журнале, что приводит к нарушению последовательности в их оформлении.

В соответствии с кассовыми документами, авансовыми отчетами за период с 01.03.2015 по 07.05.2015, исполнительному директору ООО «Кругозор» ФИО7 02.03.2015г. выдано из кассы под отчет наличных денежных средств в сумме 148000руб., сдано в кассу подотчетных сумм в размере 296443руб.20коп. Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено;

ФИО7 представлен авансовый отчет № 20 от 02.03.2015г. на сумму израсходованных средств 14306руб.80коп., в соответствии с авансовым отчетом остаток на 02.03.02015г. составляет 206556руб.80коп. По данным карточки счета 071 по подотчетному лицу остаток денежных средств, которые находятся у ФИО7 составляет 355000руб. Остаток неизрасходованной подотчетной суммы в размере 192250руб. в кассу предприятия не вносился;

03.03.2014г. выдано из кассы под отчет 132000руб. Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Возвращено в кассу организации 148766руб.20коп.( 148000руб,43руб.20коп.,723руб.). ФИО7 представлен авансовый отчет № 21 от 03.03.2015г. на сумму израсходованных средств 2277руб., Остаток неизрасходованной подотчетной суммы в размере 173206руб.80коп в кассу предприятия не вносился.

04.03.2015г. выдано из кассы под отчет 133700руб. Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Сдано в кассу 128956руб.80коп.

05.03.2015г. выдано из кассы под отчет 87000руб. Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Сдано в кассу 133700руб.

06.03.2015г. сдано в кассу 87000руб.

10.03.2014г. выдано из кассы под отчет 136000руб. Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено;

11.03.2015г. выдано из кассы под отчет 149000руб. Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Сдано в кассу 136000руб.

12.03.2015г. выдано из кассы под отчет 159000руб. Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Сдано в кассу 149000руб 13.03.2015г. сдано в кассу 159000руб.

16.03.2015г. выдано из кассы под отчет 185000руб., 109000руб. Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено; Сдано в кассу 109000руб

17.03.2015г. выдано из кассы под отчет 135000руб. Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Сдано в кассу 185000руб

18.03.2015г. выдано из кассы под отчет 140300руб. Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег 140000руб. и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Сдано в кассу 135000руб

19.03.2015г. выдано из кассы под отчет 183000руб. Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Сдано в кассу 140000руб

20.03.2015г. сдано в кассу 183000руб.

23.03.2015г. представил авансовый отчет № 28 на общую сумму израсходованных денежных средств 300руб.00коп. Из кассы в этот день получено 134000руб., в авансовом отчете -300руб.

Остаток неизрасходованной подотчетной суммы в размере 178250руб. в кассу предприятия не вносился. По данным авансового отчета остаток составляет 147000руб.

24.03.2015г. выдано из кассы под отчет 126000руб. Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Сдано в кассу 134000руб.

25.03.2015г. выдано из кассы под отчет 160000руб. Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Сдано в кассу 126000руб.

26.03.2015г. выдано из кассы под отчет 162000руб. Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Сдано в кассу 160000руб.

27.03.2015г. сдано в кассу 162000руб.

30.03.2015г. выдано из кассы под отчет 108000руб.00коп Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено.

31.03.2015г. представил авансовый отчет № 30 на общую сумму израсходованных денежных средств 2975руб.00коп., в авансовом отчете сумма полученных средств составляет 3000руб.

31.03.2015г. возвращено в кассу 16981руб.80коп. Остаток неизрасходованной подотчетной суммы в размере 132293руб.20коп в кассу предприятия не вносился. По данным авансового отчета остаток составляет 118025руб.

01.04.2015г. выдано из кассы под отчет 54000руб.00коп Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено;

02.04.2015г. выдано из кассы под отчет 210900руб.00коп Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Сдано в кассу 142043руб.20коп.

03.04.2015г. выдано из кассы под отчет 549руб.00коп. Сдано в кассу 210900руб.

06.04.2015г. представил авансовый отчет № 31 на общую сумму израсходованных денежных средств 549руб.00коп., в авансовом отчете сумма полученных средств составляет 549руб.

06.04.20015г. выдано из кассы под отчет 174000руб.00коп Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Остаток неизрасходованной подотчетной суммы в размере 218250руб. в кассу предприятия не вносился. По данным авансового отчета остаток составляет 58800руб.

07.04.2015г. выдано из кассы под отчет 127200руб.00коп Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Сдано в кассу 115200руб., 58800руб.

08.04.2015г. выдано из кассы под отчет 148200руб.00коп Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Сдано в кассу 127200руб.

09.04.2015г. выдано из кассы под отчет 264200руб.00коп Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Сдано в кассу 148200руб.

10.04.2015г. выдано из кассы под отчет 10200руб.00коп Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Сдано в кассу 264200руб.

13.04.2015г. представил авансовый отчет № 34 на общую сумму израсходованных денежных средств 4500руб.00коп., в авансовом отчете сумма полученных средств составляет 4500руб. 13.04.2015г. выдано из кассы под отчет 143500руб.ООкоп Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег 139000руб и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Остаток неизрасходованной подотчетной суммы в размере 193450руб. в кассу предприятия не вносился. По данным авансового отчета остаток составляет 292200руб.

14.04.2015г. выдано из кассы под отчет 162200руб.00коп Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Сдано в кассу 149200руб.

15.04.2015г. выдано из кассы под отчет 172200руб.00коп Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Сдано в кассу 162200руб.

16.04.2015г. выдано из кассы под отчет 218200руб.00коп Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Сдано в кассу 172200руб.

17.04.2015г. сдано в кассу 218200руб.

20.04.2015г. выдано из кассы под отчет 162200руб.ООкоп Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено.

21.04.2015г. представил авансовый отчет № 36 на общую сумму израсходованных денежных средств 227руб.00коп., в авансовом отчете сумма полученных средств составляет 26227руб. 21.04.2015г. выдано из кассы под отчет 227руб.ООкоп Сдано в кассу 169000руб. Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Остаток неизрасходованной подотчетной суммы в размере 37450 руб. в кассу предприятия не вносился. По данным авансового отчета остаток составляет 162200руб.

22.04.2015 представил авансовый отчет № 37 на общую сумму израсходованных денежных средств 350руб.00коп., в авансовом отчете сумма полученных средств составляет 350руб. 22.04.2015г. выдано из кассы под отчет 153350руб.00коп Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег 153000руб. и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Сдано в кассу 5200руб. Остаток неизрасходованной подотчетной суммы в размере 185250руб. в кассу предприятия не вносился. По данным авансового отчета остаток составляет 12200руб.

23.04.2015 выдано из кассы под отчет 202000руб.00коп Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Сдано в кассу 153000руб. 24.04.2015г. сдано в кассу 199000руб.

27.04.2015 выдано из кассы под отчет 156000руб.00коп Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено.

28.04.2015 представил авансовый отчет №38 на общую сумму израсходованных денежных средств 2975 руб. 00коп., в авансовом отчете сумма полученных средств составляет 3000руб. 28.04.2015 выдано из кассы под отчет 158000руб.00коп Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Сдано в кассу 156025 руб. Остаток неизрасходованной подотчетной суммы в размере 190250руб. в кассу предприятия не вносился. По данным авансового отчета остаток отсутствует.

29.04.2015 выдано из кассы под отчет 146000руб.00коп Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Сдано в кассу 158000руб.

30.04.2015 выдано из кассы под отчет 276000руб.00коп Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Сдано в кассу 146000руб.

05.05.2015 выдано из кассы под отчет 391956руб.80коп Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Сдано -264000руб.

06.05.2015 выдано из кассы под отчет 206956руб.80коп Письменное заявление подотчетного лица о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, не представлено. Сдано - 391956руб. 80 коп.

Таким образом, на подотчете у исполнительного директора ФИО7 на момент проверки находятся денежные средства в размере 251206руб.80коп.

На момент проверки в соответствии с представленными документами остаток неизрасходованной подотчетной суммы в размере 251206руб.80коп. в кассу предприятия не вносился, авансовый отчет на общую сумму израсходованных денежных средств не представлен.

В данном случае Инспекцией установлены факты регулярной выдачи денежных средств (систематическое составление расходных кассовых ордеров) под отчет без оформления заявлений и при наличии задолженности по ранее полученным подотчетным суммам, в нарушение Порядка ведения кассовых операций.

В силу ст.4 Федерального закона от 10.07.2002г. № 86-ФЗ « О Центральном банке РФ» правила расчетов устанавливает Банк России, все компании, независимо от организационно-правовой формы, обязаны хранить свободные денежные средства в банках на соответствующих счетах. Наличные денежные средства, поступающие в кассу организации, подлежат сдаче в банк для последующего зачисления на счет этой организации, так как иное не установлено Указанием № 3210-У.

Таким образом, выданные (формально) в подотчет деньги должны были сдаваться в банк. Выдача наличных под отчет производится по РКО, который оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату (п. 6.3 Указания N 3210-У). Выдача наличных денежных средств под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных (п. 6.3 Указания N 3210-У).

После выполнения задания подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчет с подтверждающими документами (п. 6.3 Указания N 3210-У). Установление локальным нормативным актом другого срока для представления авансового отчета не предусмотрено. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии-руководителем), его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.

Таким образом, обществом с ограниченной ответственностью «Кругозор» в проверяемом периоде были допущены нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившиеся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, по причине выдачи свободных наличных денежных средств, хранящихся в кассе, под отчет лицу, не погасившему задолженности по ранее полученным под отчет суммам, в результате чего учреждением нарушены правила работы с подотчетными суммами и правила хранения свободных денежных средств в сумме 251206руб.80коп.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения заинтересованным лицом постановления № 397391 от 03.06.2015 о привлечении к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ.

Факты правонарушений не оспариваются заявителем.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обязательных элементов состава административного правонарушения является виновность действия (бездействия) физического или юридического лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопрос вины общества (ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) был предметом исследования Инспекции, что нашло отражение в оспариваемых постановлениях; вина общества доказана.

Доводы общества  о нарушении Инспекцией положений Федерального закона № 294-ФЗ, процедуры привлечения к административной ответственности, порядка проведения проверок опровергаются материалами дела.

Оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для снижения штрафов у суда не имеется.

При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                   Л.В. Колосова