АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
29 сентября 2022 года Дело №А60-28143/2022
Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2022 года
Полный текст решения изготовлен 29 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи О.И. Ушаковой, при ведении аудиопротокола судебного заседания до и после перерыва помощником судьи Е.А. Бабыкиной, рассмотрел в судебном заседании дело
по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Специализированная автобаза» (ИНН 6608003655, ОГРН 1026602351049) к товариществу собственников жилья «Новатор» (ИНН 6673175238, ОГРН 1076600011619) о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании до и после перерыва:
от истца: И.А. Козлов, представитель по доверенности № 25-ДЗ от 30.06.2022, предъявлен паспорт, диплом;
от ответчика: М.А. Чурина, представитель по доверенности от 20.06.2022, посредством участия в онлайн-заседании.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
В Арбитражный суд Свердловской области поступило исковое заявление Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Специализированная автобаза» к товариществу собственников жилья «Новатор» о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № 330179 от 18.10.2018 в размере 98812 руб. 38 коп. за период с 01.05.2019 по 31.12.2019, 41142 руб. 21 коп. неустойки за период с 11.06.2019 по 31.03.2022, а также 332 руб. 14 коп. почтовых расходов.
Определением суда от 06.06.2022 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От истца поступило ходатайство о приобщении к материалам дела оригинала платежного поручения об оплате государственной пошлины.
Ходатайство судом удовлетворено, документ приобщен к материалам дела.
От ответчика поступил отзыв на исковое заявление, просит отказать в удовлетворении исковых требований, указывает, что определение платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов необходимо осуществлять исходя из фактического объема вывезенного объема твердых коммунальных отходов, что также подтверждается согласованной редакцией договора с учетом протокола разногласий. Ссылается на корректировочные документы истца, в соответствии с которыми истец произвел перерасчет стоимости услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с мая по ноябрь 2019 года, указывает, что при расчете исковых требований корректировки истцом не учтены.
Отзыв приобщен к материалам дела.
От истца поступили возражения на отзыв, поддерживает исковые требования в полном объеме, указывает на несоблюдение ответчиком условий необходимых для изменения способа коммерческого учета твердых коммунальных отходов, а именно отсутствие регистрации контейнерной площадки в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и организации раздельного сбора твердых коммунальных отходов. Указывает, что в виду отсутствия соблюдения вышеуказанных условий по договору № 330179 от 18.10.2018 установлен способ коммерческого учета твердых коммунальных отходов исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Возражения приобщены к материалам дела.
От ответчика поступил отзыв на возражения истца, указывает, что фотоматериалы, подтверждающие раздельное накопление твердых коммунальных отходов неоднократно направлялись в адрес регионального оператора, а также что контейнерная площадка включена в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, повторно ссылается на корректировочные документы истца.
Документы приобщены к материалам дела.
Определением суда от 27.07.2022 дело назначено к рассмотрению по общим правилам искового производства, предварительное судебное заседание назначено на 30.08.2022.
От истца поступило заявление о взыскании судебных расходов, просит взыскать с ответчика 30000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
В ходе предварительного судебного заседания истец поддержал исковое заявление и заявление о взыскании судебных расходов.
Заявление о взыскании судебных расходов принято судом к рассмотрению.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве и дополнении к нему.
Определением суда от 30.08.2022 дело признано подготовленным к судебному разбирательству, судебное заседание назначено на 22.09.2022.
От истца поступили письменные пояснения по делу, просит удовлетворить исковые требования, указал, что в спорный период ответчик не организовал раздельный сбор ТКО, что лишает ответчика права на изменение способа коммерческого учета ТКО по договору. В спорный период расчет размера платы производился исходя из нормативов накопления ТКО.
Пояснения истца приобщены к материалам дела.
От ответчика поступили возражения на доводы истца относительно отсутствия раздельного сбора ТКО в спорный период, также не согласен с суммой судебных расходов, заявленных истцом, в полном объеме.
Возражения ответчика приобщены к материалам дела.
В судебном заседании истец поддержал исковое заявление, представил расшифровку оплаты по платежному поручению №9081 от 07.06.2022, в том числе, с указанием номера настоящего дела.
Документ приобщен к материалам дела.
Ответчик поддержал возражения, изложенные в отзыве и дополнениях к нему.
В ходе судебного заседания истцом заявлено ходатайство об объявлении перерыва в судебном заседании в целях представления дополнительных документов в обоснование заявления о взыскании судебных расходов, а также проведения осмотра контейнерной площадки.
Ходатайство истца судом удовлетворено, в судебном заседании объявлен перерыв до 29.09.2022.
От истца поступили пояснения по делу, которые приобщены к материалам дела.
От ответчика поступили возражения на доводы истца.
Возражения ответчика приобщены к материалам дела.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.
Истец поддержал исковые требования.
Ответчик поддержал возражения, изложенные в отзыве и дополнениях к нему.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Из материалов дела следует, что истец является на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее также – МинЖКХ СО) от 12.01.2018 региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности АПО-3 Свердловской области (перечень муниципальных образований, входящих в АПО-3 Свердловской области, представлен на стр. 162 в табл. 36 Территориальной схемы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, утв. приказом МинЖКХ СО от 31.03.2020 № 185).
Как следует из материалов дела, между Екатеринбургским муниципальным унитарным предприятием «Специализированная автобаза» (далее также – истец, региональный оператор) и товариществом собственников жилья «Новатор» (далее также – ответчик, потребитель) заключен договор № 330179 от 18.10.2018 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также – договор), договор подписан сторонами с протоколом согласования разногласий.
Согласно п. 1 договора, региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с п.2 договора, объем твердых коммунальных отходов, места накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов), а также иные дополнительно согласованные сторонами условия определяются согласно приложению к настоящему договору, являющемуся его неотъемлемой частью.
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с "01" января 2019 г. при условии установления предельного единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 4 договора).
Согласно п. 26 договора, настоящий договор заключается на срок до 31.12.2019.
В соответствии с п. 27 договора, настоящий договор считается продленным на 1 (один) год и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.
Во исполнение договорных обязательств истец в период с 01.05.2019 по 21.12.2019 оказал услуги по обращению с ТКО. В обоснование представлены: выставленные истцом счета на оплату, счета-фактуры, акты сдачи-приемки оказанных услуг.
Между тем ответчик оплату в полном объеме не произвел, размер долга по расчету истца составил 98812 руб. 38 коп.
Отсутствие оплаты задолженности в добровольном порядке, неисполнение претензионных требований истца послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим требованием о взыскании образовавшейся задолженности.
Договор возмездного оказания услуг по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, заключенный истцом и ответчиком, по своей правовой природе относится к договорам возмездного оказания услуг, отношения по которым регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги, при этом общие положения о подряде (ст.ст.702-729 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст.ст.779-782 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст.783 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии со ст. ст. 309, 310, 408 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, только надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Факт оказания в период с 01.05.2019 по 21.12.2019 истцом ответчику услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами подтверждаются актами, счетами на оплату, счетами-фактурами.
Ответчиком факт оказания истцом услуг не оспаривается (статьи 9, 65 АПК РФ).
Между сторонами возник спор относительно порядка определения объемов оказанных услуг (вывезенных твердых коммунальных отходов).
Истец полагает, что в данном случае расчет размера платы за услугу по обращению с ТКО следует производить исходя из нормативов накопления ТКО, которые в свою очередь утверждены Постановлением Региональной энергетической комиссией Свердловской области от 31.08.2017 г. № 78-ПК, поскольку в спорный период ответчик не организовал раздельный сбор ТКО. Истец считает, что отсутствие соблюдения данного условия лишает ТСЖ «Новатор» права на изменение способа коммерческого учета ТКО по Договору.
Ответчик считает, что в спорный период осуществлялось раздельное накопление ТКО и учет объема по количеству вывезенных контейнеров, указывает на корректировочные счета, произведенные истцом за период с мая по ноябрь 2019г., в которых истец согласился с объемом ТКО, подлежащим оплате за исключением ноября. Ответчик полагает, что стороны в двустороннем порядке согласовали объем ТКО, подлежащий оплате за период с мая по октябрь 2019г., ответчик оплатил этот объем в полном размере, считает, что обязательство было определено, исполнено и прекращено на основании ст. 408 ГК РФ.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суд пришел к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 24.6, пунктов 2, 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89), пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"), если в субъекте Российской Федерации заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.
Согласно статье 1 Закона N 89 к ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
К таким отходам относится различного рода бытовой мусор, образованный юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в процессе своей производственной и/или коммерческой деятельности, а в результате удовлетворения бытовых потребностей физических лиц. Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий" (письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО").
Ответчик осуществляет обязанности по управлению многоквартирными домами № 8/1 и № 8/2, расположенными по адресу: 620137, г. Екатеринбург, ул. Новаторов (далее МКД) и, соответственно, земельным участком, занимаемым МКД, данная информация размещена в Государственной информационной системе ЖКХ.
Любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов. Следовательно, ответчик, ведя свою деятельность, образовывал ТКО. Иного из материалов дела не следует.
При этом потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению и складирование отходов вне отведенных для этого специальных мест запрещено.
Правилами обращения с ТКО урегулированы условия заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, таким образом, после заключения договора стороны должны руководствоваться положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и условиями, которые зафиксированы договором.
Между Екатеринбургским муниципальным унитарным предприятием «Специализированная автобаза» и товариществом собственников жилья «Новатор» заключен договор № 330179 от 18.10.2018 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, договор подписан сторонами с протоколом согласования разногласий.
Согласно п. 1 договора, региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с п.2 договора, объем твердых коммунальных отходов, места накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов), а также иные дополнительно согласованные сторонами условия определяются согласно приложению к настоящему договору, являющемуся его неотъемлемой частью.
Согласно приложению № 1 к договору:
- наименование объекта: Свердловская, Екатеринбург, Новаторов, 8/1; лицевой счёт: 33017977040 003770001; характеристика объекта недвижимости потребителя: МКД, вид деятельности организации (согласно перечню категорий): Многоквартирные дома; единица расчета объема: 1 проживающий, количество единиц: 172, объем принимаемых твердых коммунальных отходов: 36,636 м3;
- наименование объекта: Свердловская, Екатеринбург, Новаторов, 8/2; лицевой счёт: 33017977040 003770002; характеристика объекта недвижимости потребителя: МКД, вид деятельности организации (согласно перечню категорий): Многоквартирные дома; единица расчета объема: 1 проживающий, количество единиц: 176, объем принимаемых твердых коммунальных отходов: 37,488 м3.
В соответствии с протоколом согласования разногласий от 25.03.2019 к договору №3301179 от 18.10.2018 стороны согласовали дополнить Договор разделом 1.1. Порядок исполнения Договора при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов (далее по тексту - ТКО) и изложить его в следующей редакции:
1. Потребитель вправе оборудовать свою контейнерную площадку контейнерами для раздельного сбора отдельных видов отходов в соответствии с Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Свердловской области, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 26.12.2018 N 969-ПП.
2. Потребитель использует дуальную (двухконтейнерную) систему раздельного накопления ТКО, при которой непищевые компоненты ТКО, в том числе бумага, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло, текстиль и иные, не загрязненные, пригодные к утилизации (за исключением загрязненных и органических (пищевых) отходов), размещаются в одном контейнере, а морфологические компоненты ТКО, не подлежащие утилизации, а также загрязненные и органические (пищевые) отходы размещаются в другом контейнере. Контейнеры должны иметь соответствующую маркировку, позволяющую определить вид складируемых ТКО.
3. Решение об оборудовании контейнерной площадки контейнерами для
раздельного сбора отдельных видов отходов принимается Потребителем по
согласованию с региональным оператором путем заблаговременного (не менее
чем за 30 дней) направления последнему письменного уведомления о дате начала раздельного сбора ТКО.
4. С даты начала раздельного сбора ТКО, указанной в уведомлении потребителя коммерческий учет объема и (или) массы ТКО осуществляется по количеству и объему контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Приложение № 1 к договору дополнено информацией следующего содержания: «С даты начала раздельного сбора ТКО, указанной в уведомлении потребителя коммерческий учет объема и (или) массы ТКО осуществляется по количеству и объему контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов».
Согласно приложению № 2 к договору,
- место сбора и накопления ТКО: Екатеринбург, Новаторов, 8/2; периодичность вывоза ТКО: ежедневно с 7-00 до 17-30; тип контейнерного оборудования на площадке: вывоз ТКО контейнер 1,1; кол-во конт. на площадке, всего: 2 шт.; итого, объем за месяц: 66,88 м3;
- место сбора КГО: Екатеринбург, Новаторов, 8/2; периодичность вывоза КГО: по мере накопления; тип контейнерного оборудования на площадке: вывоз КГО ; кол-во конт. на площадке, всего: 1 шт.; итого, объем за месяц: 3,34 м3.
Из материалов дела следует, что Уведомление, предусмотренное Договором, о том, что с 1 апреля 2019 многоквартирными домами ведется раздельное накопление ТКО было направлено Потребителем и получено истцом 27 марта 2019г., данный факт сторонами не оспаривается.
Согласно пункту 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156) потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
На основании пункта 8 указанных Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", потребитель складирует ТКО в контейнеры для накопления ТКО, которые располагаются на контейнерных площадках, соответствующих определенным требованиям: требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; правилам благоустройства муниципальных образований, на территории которого находится контейнерная площадка; создание контейнерной площадки должно быть согласовано с органом местного самоуправления, либо контейнерная площадка должна быть создана органом местного самоуправления, контейнерная площадка должна быть включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО, который ведет орган местного самоуправления.
Согласно пункту 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9 (3) и 9 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам, соответственно.
Исходя из пункта 148 (30) указанных Правил следует, что применение учета объема твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, возможно лишь при раздельном накоплении сортированных отходов.
Раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Положениями Постановления Правительства Свердловской области от 26.12.2018 N 969-ПП "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Свердловской области" в редакции, действующей в спорный период, была предусмотрена дуальная (двухконтейнерная) система раздельного накопления ТКО, которую потребители были вправе применять по согласованию с региональным оператором путем его заблаговременного уведомления, определены параметры, которому должны соответствовать площадки для раздельного сбора ТКО.
Согласно пункту 22 Методических рекомендаций по организации и эксплуатации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (в том числе, их раздельного накопления) на территории Свердловской области, утвержденных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 22.04.2019 N 161, учет ТКО осуществляется для потребителей, относящихся к категориям "многоквартирные дома", "индивидуальные жилые дома", а также являющимися собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме - при условии раздельного накопления ТКО.
В силу пункта 28 указанных Методических рекомендаций по организации и эксплуатации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для осуществления ТКО исходя из емкости и количества контейнеров необходимо: оборудовать контейнерную площадку контейнерами для раздельного накопления ТКО; сведения о контейнерной площадке включить в реестр мест (площадок) накопления ТКО с учетом раздельного накопления ТКО путем направления заявления в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; заключить договор на утилизацию отсортированных из ТКО полезных фракций отходов; согласовать решение об оборудовании контейнерной площадки контейнерами для раздельного накопления отдельных видов отходов с региональным оператором; привести в соответствие по способу учета ТКО условия договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО в части осуществления учета объема ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Кроме того, согласно пункту 29 данных Методических рекомендаций по организации и эксплуатации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, исходя из фактического количества ТКО, образованных потребителями, являющимися собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме, необходимо оборудовать контейнерную площадку многоквартирного дома контейнерами для юридических ли и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в многоквартирном доме. Для учета количества ТКО, образуемых собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме, необходимо ограничить возможность складирования ТКО потребителями, проживающими в жилых помещениях многоквартирного дома, то есть установить закрытый контейнер.
Таким образом, для произведения расчетов стоимости услуги по обращению с ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления, то есть по фактическим объемам, необходимо, чтобы такая возможность была предусмотрена договором, а также организовать раздельное накопление и сбор сортированных отходов, создать отдельное место (площадку) накопления отходов, оборудованную специальными контейнерами для раздельного накопления и сбора сортированных отходов, включить указанную площадку в реестр мест накопления контейнерных площадок.
Как указал ответчик, контейнерная площадка для сбора ТКО была включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО г. Екатеринбурга, ей присвоен идентификатор № 364102910, в связи с чем, в спорный период осуществлялось раздельное накопление ТКО.
В материалы дела ответчиком представлена выписка из Реестра мест (площадок) накопления ТКО г. Екатеринбурга, идентификатор № 3.641.02910, из которой следует, что на контейнерной площадке установлено 3 контейнера: первый, объемом 1.1 куб.м. для ТКО, второй, объемом 1.1 куб.м., и третий, объемом 1,6 куб.м. сетка под пластик (пластик, иное), указано на раздельное накопление ТКО.
В спорный период вывоз ТКО осуществлялся с контейнерной площадки с идентификатором 3.641.02910, которая расположена по адресу: Свердловская область, г.Екатеринбург, ул.Новаторов, д. 8/1, принадлежащей Товариществу собственников жилья «Новатор», что не оспаривается сторонами.
В соответствии со статьей 154 Гражданского кодекса Российской Федерации для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка).
В силу статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Статьей 161 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, сделки юридических лиц между собой и с гражданами.
Учитывая, что договор - это согласованная воля двух сторон, в данном случае для применения способа расчетов по нормативу требуется его согласование как собственником ТКО, так и региональным оператором.
Одностороннее изменение региональным оператором условий заключенного договора действующим законодательством не предусмотрено, и нарушает положения статей 310 и 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 24.10 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. № 505, далее по тексту - Правила коммерческого учета объема ТКО).
Согласно пункту 5 указанных правил, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с
использованием средств измерения.
При осуществлении расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил (пункт 6 Правил коммерческого учета объемов ТКО), т.е. только двумя способами: по нормативам накопления или исходя из количества и объема контейнеров (по фактическому объему).
Каких-либо ограничений по применению того или иного способа расчета Правила коммерческого учета объемов ТКО не содержат. Следовательно, законодатель предусмотрел возможность применения в расчетах как фактического объема ТКО, так и нормативов. Способ расчета устанавливается по согласованию сторон договора.
В пункте 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.11.2021 г., разъяснено, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственник твердых коммунальных отходов вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Следовательно, выбор способа учета ТКО остается за собственником ТКО и не подлежит самостоятельному изменению региональным оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений, при этом согласно части 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности, лицо, участвующее в деле, несет риск наступления последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Учитывая, что Уведомление, предусмотренное Договором, о ведении с 01.04.2019г. раздельного накопления ТКО многоквартирными домами, было направлено Потребителем и получено истцом 27 марта 2019г., следовательно, стороны в двустороннем порядке согласовали учет объема ТКО по количеству вывезенных контейнеров.
Доказательства того, что ответчиком в спорный период были нарушены условия раздельного накопления ТКО, истцом в материалы дела не представлены, акты о невыполнении Потребителем условий договора в части сортировки мусора сторонами не составлялись, претензии от истца в адрес ответчика не направлялись.
Как пояснил ответчик, в адрес истца в спорный период были направлены возражения на акты оказанных услуг за период с мая по декабрь 2019г. с указанием фактических объемов вывезенного ТКО и их стоимостью.
Суд принимает во внимание, что 01.12.2019 истцом для ответчика был произведен перерасчет стоимости услуги по обращению ТКО за период с мая по октябрь 2019г. с учетом раздельного накопления ТКО, что подтверждается корректировочными счетами, актами, представленными в материалы дела.
Доказательства того, что ответчиком в адрес истца была предоставлена недостоверная информация, послужившая основанием для неверного расчета оплаты услуг по договору, в материалах дела отсутствуют.
Учет ТКО, исходя из фактического объема, может осуществляться в двух случаях: при раздельном накоплении сортированных отходов; в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре. Каких-либо дополнительных условий и ограничений законом не предусмотрено.
В силу ст. 781 ГК РФ ответчик обязан оплатить объем услуг, согласованный в договоре, а в случае оказания услуг в большем объеме, при условии предоставления доказательств такого превышения.
Расчет истца не соответствует согласованным сторонами в договоре условиям, с учетом Уведомления, предусмотренного Договором, о ведении с 01.04.2019г. раздельного накопления ТКО многоквартирными домами.
Из материалов дела следует, что ответчиком оплачены корректировочные счета, выставленные истцом, за период с мая 2019г. по октябрь 2019г. в полном объеме.
Как пояснил ответчик, за период ноябрь 2019г., декабрь 2019г. ответчиком оплачены услуги по вывозу ТКО, исходя из расчета стоимости по фактическому объему вывезенного мусора (по количеству контейнеров).
Расчет ответчика по фактическому объему вывезенного мусора (по количеству контейнеров) соответствует условиям договора №330179 от 18.10.2018.
Согласно расчету ответчика за ноябрь 2019г. стоимость услуг истца в соответствии с фактическим объемом вывезенного мусора составила 18660 руб. 56 коп., за декабрь 2019г. - в размере 20089 руб. 57 коп. Указанные суммы были оплачены ответчиком за соответствующие периоды.
В материалы дела ответчиком представлены возражения на акт за ноябрь 2019г., согласно которому фактически в ноябре вывезено 43,01 куб.м. ТКО (39,1 контейнеров по 1,1 куб.м.) * 474,37 руб. за куб.м. на сумму 20402,65 руб.
Согласно возражениям ответчика на акт за декабрь 2019г. фактически в декабре вывезено 42,35 куб.м. ТКО (38,5 контейнеров по 1,1 куб.м.) * 474,37 руб. за куб.м. на сумму 20089 руб. 57 коп.
Таким образом, расчет ответчика за ноябрь 2019г. является неверным, стоимость услуг истца в соответствии с фактическим объемом вывезенного мусора в ноябре 2019г. составила 20402 руб. 65 коп.
Между тем, поскольку за период с мая 2019г. по декабрь 2019г. ответчиком были оплачены услуги в большем размере, по сравнению со стоимостью фактически вывезенного ТКО, задолженность у ответчика за спорный период отсутствует.
Истцом возражения ответчика на акты за период ноябрь 2019г., декабрь 2019г., которые были отправлены ему ответчиком, не оспорены, ответов на возражения в адрес ответчика не направлялось. Доказательств иного объема ТКО в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, ответчиком оказанные истцом услуги за спорный период приняты и оплачены в полном объеме в соответствии с условиями договора.
Истцом не представлено доказательств выполнения согласованных сторонами условий для заключения договора на иных условиях (ст. 65 АПК РФ).
При наличии у ответчика контейнеров для сбора ТКО согласованного объема, при отсутствии каких-либо доказательств того, что объем складированного ответчиком ТКО в конкретные даты превышал объем контейнера, либо на объекте имелся иной, дополнительный объем ТКО в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, следует руководствоваться согласованными сторонами единицами измерения объемов оказанных услуг исходя из объемов контейнеров.
При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами ответчика о том, что превышение договорного объема оказания услуг по вывозу ТКО истцом не доказано.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 АПК РФ). Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (часть 3 статьи 71 АПК РФ).
Истцом контррасчет ответчика не оспорен, доказательств в опровержении позиции ответчика в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд признает, что ответчиком внесена плата за оказанные в спорный период услуги в полном объеме, следовательно, признавая расчет истца неправомерным, при наличии доказательств оплаты долга согласно контррасчету задолженности, у суда отсутствуют основания для взыскания с ответчика задолженности.
Доводы истца судом отклоняются как необоснованные.
Порядок оказания коммунальных услуг, их оплаты, в том числе по обращению с ТКО установлен ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 28.12.2018) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354).
Согласно п.2, 8 ст. 138, ст. 162 ЖК РФ, п. 148 (7), 148 (9) Правил № 354 ответчик как управляющая организация заключает от имени собственников МКД договоры оказания всех видов коммунальных услуг и является в данном случае перед собственниками МКД исполнителем коммунальной услуги. Аналогичное содержится в п. 1.1., 1.13, 1.14 ст. 1, п. 4.1.1, 4.1.10, 4.1.11 ст. 5 Устава ТСЖ «Новатор».
Таким образом, у ТСЖ имеется право на заключение с региональным оператором (истцом) договора об оказании услуг по обращению с ТКО на условиях, определяемых сторонами.
Довод истца о том, что решение о раздельном накоплении ТКО должно приниматься исключительно Общим собранием собственников МКД противоречит действующему законодательству и Договору от 18.10.2018г.
Согласно п. 3, 4 Раздела 1.1., а также Приложению № 1 в редакции протокола согласования разногласий решение о начале раздельного накопления ТКО и начале коммерческого учета объема ТКО по количеству контейнеров принимается сторонами путем направления Потребителем уведомления.
Поскольку Уведомление ответчиком было направлено в адрес истца, следовательно, вышеуказанные условия Договора со стороны ответчика были выполнены.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки, начисленной за период с 02.01.2021 по 23.10.2021 в сумме 2134 руб. 16 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Кодекса исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В соответствии с п. 6 договора №3301179 от 18.10.2018 оплата услуги по обороту ТКО производится не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», а также пункта 22: «В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате настоящего Договора Региональный оператор вправе потребовать от Потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки»
В соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты.
Таким образом, начисление пени за несвоевременную оплату возможно только с 31 дня просрочки.
Поскольку судом признан неправомерным расчет суммы долга, представленный истцом, расчет неустойки, произведенный истцом, не принимается судом.
Учитывая произведенные ответчиком оплаты по договору, они осуществлены ответчиком в пределах указанного срока, неустойка по договору отсутствует.
На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении исковых требований.
Поскольку истцу в иске отказано, расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на истца (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст.110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В иске отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
3. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».
Судья О.И. Ушакова