ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-31010/14 от 31.10.2014 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

05 ноября 2014 года                                                        Дело №А60-31010/2014

Резолютивная часть решения объявлена 31 октября 2014 года

В полном объёме решение изготовлено 05 ноября 2014 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Киселёва Ю.К., судей Присухиной Н.Н., Мартемьянова В.Б. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Окишевой Д.В. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "Энерго" (г. Екатеринбург, ИНН <***>, далее – общество)

к Думе Белоярского городского округа (далее – дума)

о признании недействующим нормативного правового акта.

К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены

Свердловская межрайонная природоохранная прокуратура (далее - прокуратура),

Администрация Белоярского городского округа (ИНН <***>, далее - администрация),

граждане ФИО1, ФИО2,  ФИО3,  ФИО4,  ФИО5, ФИО6, ФИО7,

гражданин ФИО8,

Департамент Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу (далее – департамент).

В судебном заседании приняли участие представители:

общества – ФИО9 (доверенность от 21.07.2014), ФИО10 (доверенность от 18.08.2014);

думы и администрации – ФИО11 (доверенности от 13.10.2014 №104/01-11, от 29.08.2014 № 01-19/3788);

прокуратуры – ФИО12 (доверенность № 8/2-15-14 от 03.09.2014);

граждан ФИО1, ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 – ФИО13 (доверенности от 24.09.2014, от 02.10.2014,  от 23.09.2014, от 16.09.2014 от 17.09.2014);

гражданина ФИО7 – ФИО14 (доверенность от 24.10.2014);

гражданин ФИО8

Департамент в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным генерального плана посёлка Рассоха Белоярского городского округа, утвержденного решением думы от 29.01.2014 № 05, в части отображения на генеральном плане графической информации о месте нахождения общества.

В целях восстановления свои нарушенных прав общество просило возложить на думу обязанность привести генеральный план в соответствие с имеющейся застройкой поселка с указанием фактического места нахождения предприятия общества и необходимой санитарно-защитной зоны радиусом не менее 500 метров.

Общество мотивировало свои требования тем, что утверждённый думой генеральный план содержит недостоверные сведения о месте нахождения общества. На генеральном плане его место нахождения графически обозначено цифрой 6 «захоронение медицинских отходов». Однако общество осуществляет деятельность по обезвреживанию медицинских отходов в здании цеха, которое располагается на земельном участке с кадастровым номером 66:06:0601003:171 площадью 1087 кв. м, принадлежащем обществу на основании договора аренды от 18.11.2013 с предпринимателем ФИО7 Данный земельный участок находится не в зоне, обозначенной цифрой «6», а в другом месте – по адресу: <...>. Данная территория обозначена цифрой «5». Таким образом, местоположение земельного участка заявителя должно быть определено на генеральном плане как «5». Земельный участок, на котором находится здание цеха, отнесён к производственной зоне, предназначенной для размещения промышленных предприятий различных классов опасности. О том, что заявитель намерен заниматься деятельностью по обезвреживанию отходов I-IV классов опасности и о необходимости в связи с этим наличия санитарно-защитной зоны радиусом 500 м до ближайшей жилой застройки администрация была уведомлена обществом письмом от 26.04.2010 № 195. Общество имеет выданную Департаментом Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу лицензию от 28.06.2012 № 066-00228 на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов I-IV классов опасности, в которой местом осуществления деятельности указано: <...>.

Дума требования общества не признала, ссылаясь на то, что общество не указало норм права, которым не соответствует оспариваемый нормативный акт. Кроме того, согласно свидетельству о праве собственности на спорный земельный участок и кадастровому паспорту разрешенное использование земельного участка – под производственную базу. Также на этом участке расположены здания котельной и цеха. Следовательно, на нем не могут располагаться объекты выше 5-го класса опасности. Такой объект, как цех по утилизации отходов нигде в правоустанавливающих документах не упоминается. Таким образом, деятельность общества по термическому уничтожению отходов на данном земельном участке является незаконной. Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию общество не имеет. Территориальная зона, где находится объект общества, правомерно обозначена на генеральном плане как «П-5», то есть производственная зона для объектов не выше 5-го класса опасности, а зоны «П-2» на территории посёлка Рассоха нет и не планируется. Наличие на генеральном плане территориальной зоны, обозначенной цифрой 6 «захоронение медицинских отходов», является технической ошибкой, которая будет исправлена, однако это не имеет отношения к обществу. Дума полагала, что не генеральный план должен быть приведён в соответствие с требованиями общества, а наоборот, деятельность общества должна быть приведена в соответствие с генеральным планом посёлка, а если обществу необходим земельный участок для его вида деятельности, то нон вправе обратиться в администрацию с соответствующим заявлением в установленном порядке.

В судебном заседании общество ходатайствовало о приобщении к материалам дела квитанций, подтверждающих направление копий заявления третьим лицам.

Дума  и администрация заявили, что в настоящее время ведётся работа по подготовке внесения изменений в генеральный план посёлка Рассоха Белоярского городского округа, утвержденного решением думы от 29.01.2014 № 05 в связи с чем представили протокол № 36 заседания комиссии по правилам землепользования и застройки Белоярского городского округа от 22.09.2014 и распоряжение главы Белоярского городского округа от 08.10.2014 № 555.

От граждан ФИО1, ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 поступили уточнения к отзыву.

Граждане ФИО7 и ФИО8 представили отзывы, поддержали доводы общества.

Администрация, прокуратура и граждане ФИО1, ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 поддержали возражения думы.

Кроме того, прокуратура полагала, что оспариваемый генеральный план не был опубликована в официальном печатном органе муниципального образования – газете «Новое знамя» как того требуют закон и Устав муниципального образования и поэтому должен быть признан недействующим в полном объёме.

Дума возражала в данной части, ссылаясь на то, что графическая часть оспариваемого генерального плана была опубликована на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд 

установил:

Решением Думы Белоярского городского округа от 29.01.2014 № 05 утверждены генеральные планы Белоярского городского округа Свердловской области в отношении с. Большебрусянское, с. Колюткино, с. Логиново, д. Чернобровкина. С. Бруснятское, с. Камышево. ФИО15, д. Златогорова, д. Ключи. Д. Поварня, п. Россоха, п. Хризолитовый, с. Малобрусянское, п. Гагарский, д. Гусева, п. Совхозный, с. Хромцово, д. Гилёва, д. Шиши, п. Бобровка, д. Ялунина.

Полагая, что генеральный план посёлка Рассоха Белоярского городского округа, утвержденный названным решением думы, содержит недостоверные сведения о месте нахождения общества, в силу чего является незаконным и нарушает его права, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что требования общества следует удовлетворить по следующим основаниям.

Частью 2 ст. 192 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, а также действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

В силу ч. 5 ст. 194 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

Частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.

В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон №131-ФЗ) муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 47 Закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Статьёй 55 Устава Белоярского городского округа (далее – Устав), принятого решением Белоярской районной Думы от 27.06.2005 № 31, предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования для всеобщего сведения. Неопубликованные муниципальные нормативные правовые акты применению не подлежат.

При этом в силу пункта 2 статьи 55 Устава официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов является публикация их полного текста в печатном средстве массовой информации, определенном нормативным правовым актом Думы городского округа.

Согласно пункту 3 той же статьи формами обнародования муниципальных нормативных правовых актов являются размещение их полного текста в иных средствах массовой информации, в том числе электронных (через сеть Интернет), озвучивание их полного текста по радиоканалам, на публичных встречах с населением и другие способы (формы) доведения муниципальных нормативных правовых актов до населения, обеспечивающие своевременность и полноту их доведения до максимального количества жителей городского округа.

  Таким образом, статья 47 Закона № 131-ФЗ и статья 55 Устава связывают вступление в силу нормативного правового акта именно с их официальным опубликованием. Следовательно, обнародование муниципальных нормативных правовых актов в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 55 Устава, не подменяет, а лишь дополняет процедуру официального опубликования в печатном средстве массовой информации.

Решением Думы Белоярского городского округа № 86 от 29.10.2008 «Об определении средства массовой информации для официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов» официальным печатным средством массовой информации на территории Белоярского городского округа определена газета «Новое знамя».

Согласно ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план должен содержать: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

В силу ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных картах отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

Как следует из материалов дела, в газете «Новое знамя» № 11 (9402) от 20.03.2014 официально опубликован только текст решения думы от 29.01.2014 № 05 об утверждении генеральных планов Белоярского городского округа.

При этом генеральный план посёлка Рассоха, который общество оспаривает в настоящем деле, официально не опубликован. 

Довод думы о том, что графическая часть оспариваемого генерального плана была опубликована на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет, судом отклоняется, поскольку в соответствии с положениями действующего законодательства под источником сведений о содержании муниципального нормативного правового акта понимается печатное средство массовой информации, а  официальный сайт органа местного самоуправления в сети Интернет таковым не является.

Довод прокуратуры признаётся судом обоснованным.

Доводы общества и иных третьих лиц судом по существу не оцениваются, поскольку у суда отсутствует официально опубликованная информация о содержании оспариваемого акта.

Согласно п. 6.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении Арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной) и (или) не опубликованные в предусмотренном порядке, не влекут правовых последствий как не имеющие юридической силы и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, арбитражный суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в арбитражный суд его отдельных положений) как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чём должен содержаться в резолютивной части судебного акта.

Поскольку суд установил, что оспариваемый обществом муниципальный  нормативный правовой акт – генеральный план посёлка Рассоха Белоярского городского округа официально не опубликован,  суд считает, что следует признать его недействующим полностью.

Руководствуясь ст. 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Генеральный план посёлка Рассоха Белоярского городского округа, утвержденный решением Думы Белоярского городского округа от 29.01.2014  № 05, признать недействующим как официально не опубликованный. 

Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Кассационная жалоба подается  в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья                                   Ю.К.Киселёв

Судьи                                                                          Н.Н.Присухина

В.Б.Мартемьянов