ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-33519/17 от 31.10.2017 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

08 ноября 2017 года                                                        Дело № А60-33519/2017

Резолютивная часть решения объявлена 31 октября 2017 года

Полный текст решения изготовлен 08 ноября 2017 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Н. Водолазской при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Мальцевой рассмотрел в судебном заседании дело №А60-33519/2017 по заявлению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки  (ИНН 7701537808)

к Автономной некоммерческой  образовательной организации высшего образования «Уральский Финансово-Юридический институт»                                (ИНН 6671994954)

об аннулировании  лицензии на осуществление  образовательной деятельности

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель не явился, извещен,

от заинтересованного лица: А.В. Наумов, доверенность от 12.11.2016, В.И. Назаров,  ректор,  решение от 30.10.2014.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания  на сайте суда (ст.ст. 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено (ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки обратилась в суд с заявлением об аннулировании  лицензии на осуществление  образовательной деятельности, выданной Автономной некоммерческой  образовательной организации высшего образования «Уральский Финансово-Юридический институт» 09.02.2015 регистрационный номер 1274, серия 90Л01 № 0008259.

Заинтересованное лицо в удовлетворении заявленных требований просит отказать, полагает, что оснований для аннулирования лицензии не имеется, поскольку выданное организации первоначальное предписание АНООВО «Уральский Финансово-Юридический институт»  было исполнено, соответствующие отчеты были направлены в адрес заявителя.     

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей заинтересованного лица, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

На основании приказа № 395  от 18.03.2016 Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в период с 21.03.2016 по 25.03.2016  проведена внеплановая выездная проверка в отношении Автономной некоммерческой  образовательной организации высшего образования «Уральский Финансово-Юридический институт» (далее – Институт) на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере образования.

По результатам проверки образовательной деятельности Института Рособрнадзором были выявлены нарушения    обязательных требований, а также несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам, государственным образовательным стандартам.

Составлен акт проверки № 135/ВП/З/К от 25.03.2016. АНООВО «Уральский Финансово-Юридический институт» выдано предписание № 07-55-94/13-З  от 25.03.2016 со сроком устранения выявленных нарушений до 25.04.2016.

14.04.2016 Институтом в Рособрнадзор представлен отчет об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и законодательства Российской Федерации в области образования, отраженных в предписании                   № 07-55-94/13-З  от 25.03.2016.

На основании приказа № 1067 от 30.06.2016 в период с 04.07.2016 по 29.07.2016 Рособрнадзором проведена внеплановая документарная проверка в отношении Института на предмет исполнения ранее выданного предписания №07-55-94/13-З  от 25.03.2016.

По результатам проверки Рособрнадзором выявлен факт не устранения Институтом нарушений, отраженных в предписании №07-55-94/13-З  от 25.03.2016 и, следовательно, о его неисполнении в полном объеме.

01.08.2016 в отношении должностного лица - ректора института В.И. Назарова  составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

За неисполнение в установленный срок предписания №07-55-94/13-З  от 25.03.2016 ректор образовательного учреждения постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Екатеринбурга от 16.12.2016 по делу № 5-419/2016 и решением судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 26.01.2017 по делу № 12-65/2017 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с неисполнением Институтом предписания №07-55-94/13-З  от 25.03.2016 Рособрнадзором выдано повторное предписание № 07-55-267/44-з/ПП от 27.07.2016 со сроком исполнения до 22.08.2016.

В соответствии с ч. 7 ст. 93 Закона об образовании, подп. 6.6 п. 6 Положения о Федеральной службе  по надзору в сфере  образования и науки, утвержденного  постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 №594, Рособрнадзором  издано распоряжение от 11.08.2016 № 2160-07 «О запрете приема в Автономную некоммерческую образовательную организацию высшего образования «Уральский Финансово-Юридический институт».

08.08.2016 Институтом представлен отчет (вх. 07-55-1345, вх. 07-55-1350 от 08.08.2016) относительно исполнения повторного предписания № 07-55-267/44-з/ПП от 27.07.2016.

По результатам проверки документов и сведений Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки было установлено, что указанные в повторном предписании нарушения частично не устранены, составлен акт проверки № 07-55-1345 от 22.08.2016.

Распоряжением службы от 10.05.2017 № 1000-07 действие лицензии на осуществление образовательной деятельности Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Уральский Финансово-Юридический институт» приостановлено.

Изложенные выше обстоятельства послужили основанием для обращения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки с заявлением об аннулировании лицензии, выданной АНООВО «Уральский Финансово-Юридический институт» на право осуществления  образовательной деятельности от 09.02.2015 регистрационный номер 1274, серия 90Л01 №0008259.

Суд, изучив представленные документы по правилам ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование урегулированы нормами Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В силу статьи 93 Закона об образовании и постановления Правительства РФ от 15.07.2013 № 594 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» функции по контролю и надзору в сфере образования и науки возложены на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Частью 4 статьи 93 Закона об образовании установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Аналогичное право предусмотрено в части 6 статьи 93 Закона об образовании.

На основании приведенных норм права предписания об устранении нарушений в сфере образования выданы надзорным органом в адрес Автономной некоммерческой  образовательной организации высшего образования «Уральский Финансово-Юридический институт» в соответствии с требованиями закона.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

В соответствии с подп. 40 п. 1 ст. 12 Закона о лицензировании образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

В силу ч. 1 ст. 91 Закона об образовании образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Автономная некоммерческая  образовательная организация высшего образования «Уральский Финансово-Юридический институт»                                осуществляет деятельность на основании лицензии на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к настоящей лицензии от 09.02.2015 регистрационный номер 1274, серия 90Л01 №0008259, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, срок действия - бессрочно.

В части 12 статьи 20 Закона о лицензировании предусмотрено, что лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.

Как следует из материалов дела, требование надзорного органа об аннулировании лицензии мотивировано неисполнением Институтом требований повторного предписания.

В соответствии с ч. 6 ст. 93  Закона об образовании в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.

Согласно ч. 7 ст. 93 Закона об образовании в случае неисполнения указанного в части 6 настоящей статьи предписания (в том числе, если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца.

В соответствии с ч. 8 ст. 93 Закона об образовании до истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. В течение тридцати дней после получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации.

Прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания, или со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 настоящей статьи предписания и в случае неустранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, при проведении первичной проверки должностным лицом надзорного органа выявлены следующие нарушения, отраженные в предписании № 07-55-94/13-3  от 25.03.2016:

 - у организации отсутствуют документы, подтверждающие систематическое повышение профессионального уровня преподавателей (п. 7 ч. 1 ст. 48 Закона об образовании);

- к педагогической деятельности допущены педагогические работники, не прошедшие в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя (п. 9 ч. 1 ст. 48 Закона об образовании);

- основная профессиональная образовательная программа по направлению подготовки 40.03.01 (030900) Юриспруденция разработана с нарушением установленных требований в части отсутствия направленности (профиля) (п. 8, 15 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367, далее -  Порядок);

- основная образовательная программа по направлению подготовки 38.04.01 Экономика не соответствует установленным требованиям в части отсутствия рабочих программ практик и рабочих программ по дисциплинам: «Современные информационные технологии в экономической науке и практике», «Финансовые риски предпринимательской деятельности», «Финансовые отношения», «Государственный бюджет» (п.  3 Порядка);

- в общей характеристике отсутствуют сведения о профессорско-преподавательском составе, необходимом для реализации образовательных программ по направлениям подготовки 40.03.01 (030900) Юриспруденция, 40.04.01 (030900) Юриспруденция, 38.03.01 Экономика, 38.04.01 Экономика; (п. 15 Порядка);

- рабочие программы дисциплин по направлениям подготовки 40.03.01 (030900) Юриспруденция, 40.04.01 (030900) Юриспруденция 38.03.01 Экономика, 38.04.01 Экономика не содержат перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по всем дисциплинам (модулю) (п. 18 Порядка);

- отсутствуют фонды оценочных средств проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулю) или практикам по направлениям подготовки 40.03.01 (030900) Юриспруденция, 40.04.01 (030900) Юриспруденция 38.03.01 Экономика, 38.04.01 Экономика (п. 21 Порядка);

- отсутствуют фонды оценочных средств для итоговой (государственной итоговой) аттестации по направлениям подготовки 40.03.01 (030900) Юриспруденция, 40.04.01 (030900) Юриспруденция 38.03.01 Экономика, 38.04.01 Экономика (п. 22 Порядка);

- Положение по организации учебного процесса института не соответствует установленным требованиям в части численности группы (п. 55 Порядка);

- указанный в Программе производственной практики студентов по направлению подготовки 40.03.01 (030900.62) Юриспруденция способ практики не соответствует установленным требованиям (п.  9 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 № 1383, далее – Положение);

- указанная в Программах производственной практики студентов по направлениям подготовки 40.03.01 (030900.62) Юриспруденция, 38.03.01 Экономика форма практики не соответствует установленным требованиям (п. 10 Положения);

- в Программах практики по направлению подготовки 40.03.01 (030900.62) Юриспруденция, 38.03.01 Экономика не представлен совместный рабочий график (план) проведения практики (п.  14 Положения);

- при реализации основной образовательной программы по направлению подготовки 38.06.01 Экономика организация не обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных дисциплин (п. 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденного приказом Минобрнауки от 19.11.2013 № 1259, далее - Порядок №1259);

- основная образовательная программа по направлению подготовки 38.06.01 Экономика разработана с нарушением установленных требований в части отсутствия оценочных средств (п. 12 Порядка №1259);

- основная образовательная программа по направлению подготовки 38.06.01 Экономика разработана с нарушением установленных требований в части отсутствия рабочих программ по дисциплинам: «Экономика и управление народным хозяйством», «Нормативно-правовые основы высшего профессионального образования», «Экономика и управление качеством» (п. 13 Порядка №1259);

- приложения к дипломам, выданные выпускникам в 2015 году не соответствуют установленным требованиям в части указания кода специальности или направления подготовки, по которым освоена основная образовательная программа (подп. 2 п. 6.2 и подп. 2 п. 7.3 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки от 13.02.2014 № 112 (далее – Порядок заполнения документов о высшем образовании);

- приложения к дипломам, выданные выпускникам в 2015 году, не соответствуют установленным требованиям в части указания государственного экзамена в части его наименования (подп. Зв п. 7.4. Порядка заполнения документов о высшем образовании);

- отсутствует документы, подтверждающие информацию о согласовании с выпускником внесение сведений в приложение к диплому (подп. 2 п. 7.10 Порядка заполнения документов о высшем образовании);

- в журналах регистрации дипломов 2015-2016 отсутствуют: фамилия, имя и отчество (при наличии) выпускника (обладателя диплома); в случае получения диплома (дубликата) по доверенности - также фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, которому выдан диплом (дубликат); дата и номер приказа об отчислении выпускника; подпись руководителя подразделения (службы) организации, выдающей диплом (дубликат);          подпись лица, которому выдан диплом (дубликат) (если диплом (дубликат) выдан лично выпускнику (обладателю диплома) либо по доверенности), либо дата и номер почтового отправления (если диплом (дубликат) направлен через операторов почтовой связи общего пользования); книга регистрации выданных документов об образовании и о квалификации института не соответствует установленным требованиям в части наименования (книга регистрации дипломов о высшем профессиональном образовании государственного образца) (п. 25 Порядка заполнения документов о высшем образовании);

- у лицензиата отсутствует локальный акт о снижении стоимости платных образовательных услуг (п. 7 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 (далее - Правила оказания платных образовательных услуг)),

- лицензиат до заключения договора и в период его действия не предоставляет заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, официальный сайт лицензиата, размещенный по адресу http://urfji.com/ информационно-телекоммуникационной   сети   «Интернет»,    не   соответствует установленным требованиям в части:

информация на сайте не имеет общий механизм навигации по всем страницам специального раздела, а именно в подразделе «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав»;

подраздел «Структура и органы управления» специального раздела «Сведения об образовательной организации» (далее - специальный раздел) не содержит сведения о наличии положений о структурных подразделениях (об органах управления) с приложением копий указанных положений а именно: об отделе магистратуры, аспирантуры, об учебно-методическом совете, о научно -методическом совете;

подраздел «Документы» не содержит следующую информацию: в виде копий: приложение к лицензии на осуществление образовательной деятельности; локальные нормативные акты, предусмотренные частью 2 статьи 30 Закона об образовании, а именно: локальные нормативные акты, регламентирующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся; локальные нормативные акты, регламентирующие порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся; локальные нормативные акты, регламентирующие порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;

подраздел «Образование» специального раздела официального сайта института не содержит информации о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности; о результатах перевода, восстановления и отчисления обучающихся;

подраздел «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса» специального раздела официального сайта института не содержит информации об условиях охраны здоровья обучающихся;

подраздел «Стипендии и иные виды материальной поддержки» специального раздела официального сайта института не содержит информации о трудоустройстве выпускников (п. 9, 10 Правил оказания платных образовательных услуг, ч. 2 ст. 29 Закона об образовании, п.  3, 5, п. 6 6 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 (далее - Правила размещения), пунктов 2, 3 «Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации» (далее - Требования), утвержденных приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785);

- на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» urfji.com/obrazovanie/ не работает ссылка «Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (подп. «а» пункта 3 Правил размещения);

- в договорах об образовании отсутствуют сведения о полной стоимости образовательных услуг (подп. «з» п. 12 Правил оказания платных образовательных услуг);

- в договорах об образовании отсутствуют сведения о виде образовательной программы (подп. «к» п. 12 Правил оказания платных образовательных услуг);

- в договорах об образовании неверно указан вид документа, выдаваемого лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию (подп.  «н» п. 12 Правил оказания платных образовательных услуг);

 - в договоре об образовании на обучение по образовательным программам высшего образования Русиной О.В. от 08.08.2014 № 154 не указан срок освоения образовательной программы (подп. «м» п. 12 Правил оказания платных образовательных услуг);

- в Правилах приема АНООВО «Уральский Финансово-Юридический институт» на 2015-2016 учебный год отсутствует информация об особых правах при приеме на обучение без вступительных экзаменов (п. 33 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год, утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 № 839, далее - Порядок приема на 2015-2016);

- в Правилах приема АНООВО «Уральский Финансово-Юридический институт» на 2015-2016 учебный год отсутствует информация о преимущественном праве зачисления (п. 34 Порядка приема на 2015-2016);

- в Правилах приема АНООВО «Уральский Финансово-Юридический институт» на 2015-2016 учебный год отсутствует информация об особых правах предоставляемых победителям и призерам олимпиад школьников (прием без вступительных экзаменов, быть приравненным к лицам, набравших максимальное количество баллов по ЕГЭ по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады) (п. 37-41 Порядка приема на 2015-2016;

- в Правилах приема в АНОО ВО «Уральский Финансово-Юридический институт» на 2015-2016 учебный год отсутствует перечень документов необходимый при подаче заявления о приеме на обучение по программам бакалавриата, программ специалитета и магистратуры (п. 6, 68 Порядка приема на 2015-2016);

- в конкурсных списках на 2015-2016 учебный год на очную и очно-заочную формы обучения по каждому поступающему не выделены баллы, начисленные за каждое вступительное испытание, наличие преимущественного права на зачисление, за индивидуальные достижения (п. 114 Порядка приема на 2015-2016);

- в Правилах приема АНООВО «Уральский Финансово-Юридический институт» на 2015-2016 учебный год отсутствует информация об особенностях приема иностранных граждан и лиц без гражданства, при этом зачислены граждане иностранных государств (п. 132-139 Порядка приема на 2015-2016);

- лицензиат не разместил на официальном сайте и информационном стенде информацию о наличии общежития(ий) (п. 49 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147, далее - Порядок приема на 2016-2017);

- лицензиат не разместил на официальном сайте информацию о перечне вступительных испытаний с указанием приоритетности вступительных испытаний по программам подготовки магистратуры при ранжировании списков поступающих; программы вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно по программам  подготовки магитсратуры (п. 49 Порядка приема на 2016-2017).

В ходе проверки исполнения предписания № 07-55-94/13-3  от 25.03.2016  Рособрнадзором установлено, что образовательным учреждением нарушения по части пунктов устранены.

В акте  проверки №295/ВП/КП/З от 27.07.2016 и в повторном предписании, составленным по  результатам внеплановой проверки на предмет исполнения предписания  № 07-55-94/13-3  от 25.03.2016,  отмечено неустранение учреждением следующих нарушений:

- у организации отсутствуют документы, подтверждающие систематическое повышение профессионального уровня преподавателей (п. 7 ч. 1 ст. 48 Закона об образовании);

- при реализации основной образовательной программы по направлению подготовки 38.06.01 Экономика организация не обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных дисциплин (п. 11 Порядка  №1259);

- рабочие программы дисциплин по направлениям подготовки 40.03.01 (030900) Юриспруденция, 40.04.01 (030900) Юриспруденция, 38.03.01 Экономика, 38.04.01 Экономика не содержат перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по всем дисциплинам (модулю) (п. 18 Порядка № 1367);

- у организации отсутствуют фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулю) или практикам по направлениям подготовки 40.03.01 (030900) Юриспруденция, 40.04.01 (030900) Юриспруденция, 38.03.01 Экономика, 38.04.01 Экономика (п. 21 Порядка № 1367);

- у организации книга регистрации выданных документов об образовании и о квалификации не соответствует установленным требованиям в части наименования (п. 25 Порядка заполнения документов о высшем образовании);

-  на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной         сети   «Интернет» urfji.com/obrazovanie/ не работает ссылка «Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий» (подп. «а» п. 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582).

При проверке 22.08.2016 установлено, что АНООВО «Уральский Финансово-Юридический институт»  повторное предписание не исполнено в полном объеме, в частности, не устранены нарушения:

 - пункта 18 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367, а именно, организацией не представлены копии документов, заверенные установленным порядком, подтверждающие содержание перечня учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по всем дисциплинам (модулю) по направлениям подготовки 40.03.01 (030900) Юриспруденция, 40.04.01 (030900) Юриспруденция,   38.03.01  Экономика,   38.04.01  Экономика: копии  учебных  планов,   копии рабочих  программ  с  перечнем учебно-методического  обеспечения  для  самостоятельной  работы обучающихся по всем дисциплинам (модулю) по направлениям подготовки 40.03.01 (030900) Юриспруденция, 40.04.01 (030900) Юриспруденция, 3 3.03.01 Экономика,   38.04.01 Экономика.

- пункта 21 Порядка №1367 в части не представления организацией копий документов, заверенных установленным порядком, подтверждающих  наличие фондов оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулю) или практикам по направлениям подготовки 40.03.01    (030900)         Юриспруденция,         40.04.01     (030900)  Юриспруденция, 38.03.01 Экономика, 38.04.01 Экономика, а именно:
копии учебных планов, копии рабочих программ с фондами оценочных
средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по
дисциплинам (модулю) или практикам по направлениям подготовки
40.03.01     (030900)    Юриспруденция,         40.04.01     (030900) Юриспруденция,   38.03.01 Экономика,   38.04.01 Экономика.

Вместе с тем суд не соглашается с доводами заявителя о неисполнении Институтом выданных предписаний.

Так, согласно акту проверки №135/ВП/З/К от 25.03.2016, составленному по результатам первоначальной проверки, нарушение Институтом пункта 18Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры выразилось в отсутствии в рабочих программах по направлениям подготовки: 40.03.01 (030900) Юриспруденция, 40.04.01 (030900) Юриспруденция, 38.03.01 Экономика, 38.04.01 Экономика перечня учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).

В целях устранения указанного нарушения Институтом доработаны  рабочие программы  дисциплин по направлениям подготовки: 40.03.01 (030900) Юриспруденция, 40.04.01 (030900) Юриспруденция, 38.03.01 Экономика, 38.04.01 Экономика, а именно: в рабочие программы  добавлен перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине.  Доработанные рабочие программы дисциплин по направлениям подготовки: 40.03.01 (030900) Юриспруденция, 40.04.01 (030900) Юриспруденция, 38.03.01 Экономика, 38.04.01 Экономика представлены Институтом в Рособранадзор 11 июля 2016 года.

 Факт устранения нарушения пункта 18 Порядка №1367, в том виде в  каком  оно было сформулировано  Рособрнадзором  в акте проверки №135/ВП/З/К от 25.03.2016 и в предписании №07-55-94/13-З от 25.03.2016, подтвержден  материалами дела и  не опровергается Рособранадзором.

Более того, в акте проверки  №295/ВП/КП/З от 27.07.2016  Рособрнадзор указал, что в ходе  анализа документов, представленных институтом, установлено, что  представленные институтом рабочие программы дисциплин по направлениям подготовки: 40.03.01 (030900) Юриспруденция, 40.04.01 (030900) Юриспруденция, 38.03.01 Экономика, 38.04.01 Экономика включают, в том числе,  перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).

Однако, по мнению Рособранадзора, неустранение Институтом  предписания от 25.03.2017  в части пункта 18 Порядка №1367 выразилось в отсутствии  рабочих программ дисциплин «Финансы», «Физическая культура» (элективная  дисциплина), предусмотренных учебными планами   по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), отсутствии рабочей программы  дисциплины «Иностранный язык», предусмотренной учебными планами по направлению  подготовки 40.03.01 (030900) Юриспруденция.

В акте проверки от 22.08.2016 Рособранадзор  указывает на нарушение Институтом пункта 18 Порядка в части не представления организацией копий  учебных  планов,   копий         рабочих  программ  с  перечнем учебно-методического  обеспечения  для  самостоятельной  работы обучающихся по всем дисциплинам (модулю) по направлениям подготовки 40.03.01 (030900) Юриспруденция, 40.04.01 (030900) Юриспруденция, 3 3.03.01 Экономика,   38.04.01 Экономика.

Вместе с тем отсутствие документов, на которые Рособрнадзор ссылается в актах проверки от 27.07.2016 и от 22.08.2016,  не фиксировалось надзорным органом в качестве нарушения при проведении проверки 25 марта 2016 года и  не перечислялось в предписании №07-55-94/13-З от 25.03.2016.

При таких обстоятельствах наличие указанных нарушений не может квалифицироваться как неисполнение повторного предписания.

Более того, рабочие программы дисциплин «Финансы», «Физическая культура» (элективная  дисциплина), предусмотренных учебными планами   по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), рабочая программа  дисциплины «Иностранный язык», предусмотренной учебными планами по направлению  подготовки 40.03.01 (030900) Юриспруденция были представлены в Рособрнадзор 08.08.2016. Копии  учебных  планов,     рабочих  программ  с  перечнем учебно-методического  обеспечения  для  самостоятельной  работы обучающихся по всем дисциплинам (модулю) по направлениям подготовки 40.03.01 (030900) Юриспруденция, 40.04.01 (030900) Юриспруденция, 38.03.01 Экономика,   38.04.01 Экономика были представлены Институтом  в Рособрнадзор 11.07.2016.

Рособрнадзор  каких-либо пояснений относительно  выводов о непредставлении Институтом указанных в актах проверки от 27.07.2016 и от 22.08.2016 документов, при том, что согласно представленным Институтом доказательствам такие документы были представлены им в надзорный орган, не представил.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что представление Институтом 11.07.2016 рабочих программ дисциплин по направлениям подготовки: 40.03.01 (030900) Юриспруденция, 40.04.01 (030900) Юриспруденция, 38.03.01 Экономика, 38.04.01 Экономика  с указанием в них  перечня учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) свидетельствует об устранении Институтом нарушения пункта 18 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры.

Аналогичным образом в первом предписании Институту не вменялось такое нарушение п. 21 Порядка как отсутствие рабочей программы  и фондов  оценочных  средств для проведения  промежуточной аттестации обучающихся  по дисциплине «Иностранный язык», предусмотренной учебными планами  по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (акт проверки от 27.07.2016), и отсутствие копий учебных планов, копий рабочих программ с фондами оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулю) или практикам по направлениям подготовки 40.03.01        (030900)         Юриспруденция,         40.04.01 (030900) Юриспруденция,   38.03.01 Экономика,   38.04.01 Экономика (акт проверки от 22.08.2016).

В связи с указанным требование об устранении такого нарушения не может квалифицироваться как повторное требование и неустранение такого нарушения также не может квалифицироваться как неисполнение повторного предписания.

Следует отметить, что 11.07.2016 Институтом Рособрнадзору представлены фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулю) или практикам по направлениям подготовки: 40.03.01 (030900) Юриспруденция, 40.04.01 (030900) Юриспруденция, 38.03.01 Экономика, 38.04.01 Экономика, которые согласно акту проверки от 27.07.2016 соответствуют  пункту 21 Порядка.

Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о том, что Рособрнадзором не доказано неисполнение Институтом повторного предписания.

Кроме того судом учтено, что факт незаконности предписания № 07-55-94/13-З  от 25.03.2017 установлен постановлением Заместителя председателя Свердловского областного суда от 13.07.2017 по делу №4а-616/2017.

Названным постановлением постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Екатеринбурга от 16.12.2016 по делу № 5-419/2016 и решение судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 26.01.2017 по делу № 12-65/2017, которыми ректор АНООВО «Уральский Финансово-Юридический институт» В.И. Назаров привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменены, производство по делу  прекращено  в связи с недоказанностью  обстоятельств, на основании которых  были вынесены судебные акты.

В постановлении от 13.07.2017 по делу №4а-616/2017 суд пришел к выводу о том, что требования предписания  № 07-55-94/13-З  от 25.03.2016 не конкретизированы и противоречивы, а предписание от 25.03.2016, за неисполнение которого В.И. Назаров  привлечен к административной ответственности, не может быть законным.

В пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.

Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса об аннулировании лицензии означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценить обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования лицензии с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие оснований для аннулирования лицензии, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.

Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела письменные доказательства и доводы сторон, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии достаточных правовых оснований для аннулирования лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданной АНООВО «Уральский Финансово-Юридический институт».

При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Поскольку в удовлетворении требований отказано, заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины в силу ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.

Руководствуясь ст.110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требований Федеральной службы  по надзору в сфере образования и науки отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                          С.Н. Водолазская