ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-3824/14 от 25.04.2014 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

30 апреля 2014 года Дело №А60-  3824/2014

Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2014 года

Полный текст решения изготовлен 30 апреля 2014 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.А. Хомяковой, при ведении протокола помощником судьи ОА. ФИО1, рассмотрел в судебном заседании 22-25 апреля 2014г. дело по заявлению

ГБУСО «Фонд имущества Свердловской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области

о признании недействительным ненормативного правового акта,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: Министерство финансов по Свердловской области; ЗАО «ДОКИ-М»; СОГУП «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» (СОГУП «БТИ»), ЗАО «Крепкий алкоголь».

В судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя - ФИО2. (доверенность № 06 от 04.03.2014),

от заинтересованного лица - ФИО3 (доверенность от 12.11.2013г.), ФИО4. (доверенность от 31.10.2013г.),

от Министерства финансов по Свердловской области - ФИО5 (доверенность № 05-36-34/6 от 10.01.2014),

от ЗАО «ДОКИ-М» - ФИО6. (доверенность № 6/14 от 17.02.2014),

от СОГУП «БТИ» - ФИО7 (доверенность № 03 от 09.01.2014),

от ЗАО «Крепкий алкоголь» - не явился.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

В судебном заседании объявлен перерыв до 12 час. 30 мин. 25.04.2014. После перерыва судебное заседание продолжено.

ГБУСО «Фонд имущества Свердловской области» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания по жалобе № 2/18.1-2014 от 28.01.2014 г., принятые Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области.

Заинтересованное лицо просит в удовлетворении требований заявителя отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

В Свердловское УФАС России поступила жалоба ЗАО «ДОКИ-М» на действия организатора торгов (специализированной организации) в лице ГБУ СО «Фонд имущества Свердловской области» при проведении аукциона на право заключения договора аренды нежилого помещения, общей площадью 119,1 кв.м, расположенного на 1 этаже здания по адресу: <...>, находящегося в государственной собственности Свердловской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Специализированным областным государственным унитарным предприятием «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области.

По результатам рассмотрения жалобы № 2/18.1-2014 заинтересованным лицом принято решение от 28.01.2014 г., которым жалоба признана обоснованной, организатор торгов признан нарушившим подп. 3 п. 24 Правил проведения конкурсов или аукционов, что выразилось в необоснованном отказе ЗАО «ДОКИ-М» от участия в аукционе.

На основании данного решения ГБУСО «Фонд имущества Свердловской области» выдано предписание от 28.01.2014 г., которым организатору торгов предписано устранить допущенное нарушение путем отмены протокола № 5 рассмотрения заявок на участие в аукционе в срок в течение 3 дней с момента размещения на сайтах http://torgi.gov.ru, http://sverdlovsk.fas.gov.ru решения и предписания по жалобе № 2/18.1-2014 от 28.01.2014 г.

Полагая, что данные решение и предписание являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ГБУСО «Фонд имущества Свердловской области» обратилось с рассматриваемым заявлением в суд.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На сайте http://torgi.gov.ru в сети Интернет 30.12.2013 было опубликовано извещение № 301213/0052029/02 о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды вышеуказанного нежилого помещения.

Документацией по проведению открытого аукциона на право заключения договора аренды вышеуказанного нежилого помещения определено следующее:

- заявки на участие в аукционе подаются в срок с 31.12.2013 до 14 час. 00 мин. 20.01.2014 в рабочие дни с 10 час. 00 мин. до 12 час. 00 мин. и с 13 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин. (п.4.3);

- дата, место и время начала рассмотрения заявок на участие в аукционе: 20.01.2014 в 14 час. 00 мин. (п.5);

- дата, время и место проведения аукциона: 21.01.2014 в 16 час. 00 мин. (п.6).

Сумма задатка в Документации по проведению открытого аукциона установлена в размере 1204129,584 руб.

В Документации указаны следующие реквизиты для перечисления задатка: Министерство финансов Свердловской области (ГБУСО «Фонд имущества Свердловской области»), ИНН/КПП <***>/667001001, р/с № <***> в РКЦ Единый г. Екатеринбург, БИК 046568000, КБК 01000000000000000140, в назначении платежа указать: л/с <***> задаток за участие в аукционе на право заключения договора аренды.

Задаток должен поступить не позднее даты окончания приема заявок (п.2.3 документации).

Комиссией Свердловского УФАС России установлено, и подтверждается материалами дела, что в соответствии с требованиями аукционной документации 20.01.2014 ЗАО «ДОКИ-М» направило заявку на участие в указанном аукционе вместе с копией платежного поручения, подтверждающей внесение задатка.

Вместе с тем ГБУСО «Фонд имущества Свердловской области» в 11 час. 30 мин. было отказано ЗАО «ДОКИ-М» в приеме заявки в виду отсутствия журнала регистрации и специалиста. Заявка была принята и зарегистрирована в 13 час. 45 мин.

В этот же день (20.01.2014) в 14 час. 00 мин. состоялось рассмотрение заявок на участие в аукционе, после чего ЗАО «ДОКИ-М» было выдано уведомление (исх. №12) о том, что ЗАО «ДОКИ-М» к торгам не допущен по причине того, что по истечении срока приема заявок задаток от ЗАО «ДОКИ-М» не поступил.

Однако денежные средства (задаток) в размере 1204129,59 руб. уплачены ЗАО «ДОКИ-М» по платежному поручению № 39 от 17.01.2014 на расчетный счет Министерства финансов Свердловской области, указанный в реквизитах аукционной документации для перечисления задатка.

Согласно п.4 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (далее - Правила № 67) организатором конкурсов или аукционов являются уполномоченный собственником обладатель права хозяйственного ведения (государственное унитарное предприятие).

В соответствии с п.5 Правил № 67 организатор конкурса или аукциона вправе привлечь на основе договора юридическое лицо (далее - специализированная организация) для осуществления функций по организации и проведению конкурсов или аукционов.

Между СОГУП «Областной Центр недвижимости» (Организатор торгов) и ГБУСО «Фонд имущества Свердловской области» (Специализированная организация) заключен Договор от 27.12.2013 №18. Согласно условиям указанного Договора Организатор торгов поручает, Специализированная организация принимает на себя обязанности по осуществлению функций по организации и проведению аукциона на право заключения договора аренды нежилого помещения, общей площадью 119,1 кв. м, расположенного на 1 этаже здания по адресу: <...>, находящегося в государственной собственности Свердловской области, закрепленного на праве хозяйственного ведения за СОГУП «Областной Центр недвижимости» (п. 1.1).

Функции по организации и проведению аукциона, переданные Специализированной организации по настоящему договору, осуществляются в соответствии Правилами проведения конкурсов или аукционов (утверждены Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67) (п.2.1).

Специализированная организация осуществляет указанные в п.5 Правил № 67 функции от имени организатора конкурса или аукциона. При этом права и обязанности возникают у организатора конкурса или аукциона (п. 6 Правил № 67).

Подпунктом 3 п. 24 Правил № 67 определено, что заявитель не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае невнесения задатка, если требование о внесении задатка указано в извещении о проведении конкурса или аукциона.

В соответствии с п. 25 Правил № 67 отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в п. 24 Правил № 67, не допускается.

Согласно подп. 12 п. 114 Правил № 67 документация об аукционе (помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона), должна содержать, в том числе, требование о внесении задатка, размер задатка, срок и порядок внесения задатка, реквизиты счета для перечисления задатка в случае установления организатором аукциона требования о необходимости внесения задатка.

Пунктом 121 Правил проведения конкурсов или аукционов определено, что заявка на участие в аукционе должна содержать:

3) документы или копии документов, подтверждающие внесение задатка, в случае если в документации об аукционе содержится требование о внесении задатка (платежное поручение, подтверждающее перечисление задатка).

Следовательно, платежное поручение является достаточным доказательством, подтверждающим внесение задатка.

Не допускается требовать от заявителя иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных п. 121 .Правил № 67(п.122 Правил № 67).

Как следует из материалов дела, заявка ЗАО «ДОКИ-М» на участие в аукционе содержала платежное поручение № 39 от 17.01.2014.

В графе получатель указано: Министерство финансов Свердловской области, ИНН/КПП <***>/667001001, р/с № <***> в РКЦ Единый г. Екатеринбург, БИК 046568000.

В графе назначение указано: л/с <***> задаток за участие в аукционе на право заключения договора аренды (<...>). НДС не облагается.

Согласно справке ОАО «Альфа-Банк» от 21.01.2014 № 149.10/1004 платежное поручение № 39 от 17.01.2014 на сумму 1204129,59, получатель Министерство финансов Свердловской области (ГБУСО «Фонд имущества Свердловской области») ушло из банка 20.01.2014 в 09:41.

Согласно письму Единого расчетно-кассового центра г. Екатеринбурга ГУ по Свердловской области ЦБ РФ от 27.01.2014 № 41-7-1-17/327 сумма 1204129,59 руб. по платежному поручению №39 от 17.01.2014 (плательщик - ЗАО «ДОКИ-М») зачислена на счет <***> Министерства финансов Свердловской области 20.01.2014.

Таким образом, денежные средства (задаток за участие в аукционе на право заключения договора аренды) от ЗАО «ДОКИ-М» на расчетный счет <***> Министерства финансов Свердловской области в РКЦ Единый г. Екатеринбург поступили 20.01.2014, то есть не позднее даты окончания приема заявок, следовательно, в действиях организатора торгов (ГБУСО «Фонд имущества Свердловской области») по отказу в допуске к участию в аукционе ЗАО «ДОКИ-М» имеет место нарушение подп. 3 п. 24 Правил № 67.

Исходя из содержания пп. 3 п. 24, пп. 12 п. 114, пп. 3 п. 121 Правил № 67, п. 2.3 документации внесением задатка является поступление денежных средств на счет, указанный для перечисления задатка заявителем, не позднее даты окончания приема заявок (20.01.2014).

В Документации указаны следующие реквизиты для перечисления задатка:

Министерство финансов Свердловской области (ГБУСО «Фонд имущества Свердловской области»), ИНН/КПП <***>/667001001, р/с № <***> в РКЦ Единый г. Екатеринбург, БИК 046568000, КБК 01000000000000000140, в назначении платежа указать: л/с <***> задаток за участие в аукционе на право заключения договора аренды.

Согласно ч. 1 ст. 380 ГК РФ задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.

При этом согласно п. 3 ст. 861 ГК РФ безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации (далее - банки), в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.

Согласно п. 1 ст. 863 ГК РФ при расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Согласно п. 1 ст. 865 ГК РФ банк, принявший платежное поручение плательщика, обязан перечислить соответствующую денежную сумму банку получателя средств для ее зачисления на счет лица, указанного в поручении, в срок, установленный п. 1 ст. 863 ГК РФ.

Таким образом, гражданским законодательством установлено, что безналичные расчеты, в том числе в форме расчетов платежными поручения производятся только и именно через банки.

Следовательно, учитывая, что согласно пп. 12 п. 114 Правил № 67 документация об аукционе должна содержать, в том числе, реквизиты счета для перечисления задатка, а заявка должна содержать платежное поручение, подтверждающее перечисление задатка на соответствующий счет (пп. 3 п. 121 Правил № 67), то счет для перечисления задатка, указанный в пп. 12 п. 114 Правил № 67, должен быть банковским счетом.

В рассматриваемом случае документация содержит только один банковский счет - расчетный счет № <***> Министерства финансов Свердловской области.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета; лицевые счета - счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.1 гл. 2 Инструкции Банка России от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» банки открывают в валюте Российской Федерации и иностранных валютах: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам). В указанном перечне лицевые счета не поименованы.

Согласно п. 1 Порядка открытия и ведения лицевых счетов для учета операций государственных бюджетных и автономных учреждений Министерством финансов Свердловской области, утв. Приказом Минфина Свердловской области от 31.03.2011 № 109 (далее - Порядок № 109), открытие и ведение лицевых счетов осуществляется Министерством финансов Свердловской области для учета операций государственных бюджетных и автономных учреждений, функции и полномочия учредителя, в отношении которых осуществляют органы исполнительной власти Свердловской области.

Таким образом, учитывая, что согласно гражданскому законодательству безналичные расчеты, в том числе в форме расчетов платежными поручениями производятся только и именно через банки, а лицевой счет <***> не является банковским, то момент поступления денежных средств на расчетный счет № <***> Министерства финансов Свердловской области (20.01.2014) является моментом внесения задатка ЗАО «ДОКИ-М» с соблюдением установленного срока.

Кроме того, как указано в письме Министерства финансов Свердловской области от 12.02.2014 № 05-19-08/1007, в соответствии с п. 3.3 Порядка № 109 поступление средств государственному бюджетному (автономному) учреждению Свердловской области учитывается по аналитическому коду показателю поступления. В связи с тем, что в платежном поручении № 39 от 17.01.2014 на сумму 1204129,59 руб. аналитический код показателя поступления не был обозначен, средства, поступившие на расчетный счет Министерства по выписке Единого РКЦ г. Екатеринбурга за 20.01.2014, были отражены в учетных записях как невыясненные поступления.

Вместе с тем, в аукционной документации отсутствовало указание на какой-либо аналитический код показателя поступления, и данная информация ЗАО «ДОКИ-М» не была известна.

Согласно п. 3.3 Порядка № 109 аналитический код показателя поступления средств государственного бюджетного (автономного) учреждения состоит из 20-ти разрядов, где:

1-3 разряд - код Учредителя согласно закону об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

4-17 разряд - резервный разряд;

18-20 разряд - код классификации операций сектора государственного управления согласно указаниям о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации.

В документации имеется лишь указание на КБК (код бюджетной классификации) 01000000000000000140, не являющийся аналитическим кодом показателя поступления.

Таким образом, у ЗАО «ДОКИ-М» отсутствовала возможность указать в платежном поручении аналитический код показателя поступления в платежном поручении. При этом ЗАО «ДОКИ-М» внесло необходимый задаток в установленный срок, перечислив денежные средства на расчетный счет Министерства, указанный в документации.

Согласно позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в п. 3 Постановлении от 19.04.1999 № 5, при разрешении споров следует принимать во внимание, что обязательство банка плательщика перед клиентом по платежному поручению считается исполненным в момент надлежащего зачисления соответствующей денежной суммы на счет банка получателя, если договором банковского счета клиента и банка плательщика не предусмотрено иное.

Платежное поручение от 17.01.2014 № 39 полностью соответствовало требованиям, установленным законом, поскольку не было оставлено без исполнения и возвращено плательщику.

Согласно п. 2 ст. 864 ГК РФ при несоответствии платежного поручения требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, банк может уточнить содержание поручения. Такой запрос должен быть сделан плательщику незамедлительно по получении поручения. При неполучении ответа в срок, предусмотренный законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами, а при их отсутствии - в разумный срок банк может оставить поручение без исполнения и возвратить его плательщику, если иное не предусмотрено законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами или договором между банком и плательщиком.

В соответствии с п. 23 Приложения № 1 к Положению о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П) «резервное поле» значение реквизита не указывается, если иное не установлено Банком России.

Согласно п. 1.1 Порядка № 109 государственные бюджетные и автономные учреждения Свердловской области, которым в соответствии с Порядком № 109 открыты счета в Министерстве, являются клиентами.

В соответствии с п. 3.4 Порядка № 109 документооборот при ведении лицевых счетов между Министерством и клиентом осуществляется в электронном виде. При отсутствии возможности осуществления электронного документооборота клиент вправе предоставить необходимые документы на бумажном носителе.

Согласно п. 4.4 Порядка № 109 организация документооборота в Министерстве устанавливается таким образом, чтобы обеспечить своевременную обработку документов, полученных в электронном виде и отражение проведенных операций на лицевых счетах и в бюджетном учете.

Таким образом, ГБУСО «Фонд имущества Свердловской области», являясь клиентом Министерства, имело возможность и должно было проверить достоверность и уточнить операцию по платежному поручению от 17.01.2014 № 39, которое содержалось в заявке, что и было сделано впоследствии.

Как указано в письме Министерства финансов Свердловской области от 12.02.2014 № 05-19-08/1007, уведомлением об уточнении операций клиента № 1105 от 21.01.2014 денежные средства в сумме 1204129,59 руб. были зачислены на лицевой счет <***>, открытый ГБУСО «Фонд имущества Свердловской области».

Таким образом, суд приходит к выводу о правомерности выводов антимонопольного органа о допущенном организатором торгов нарушении подп. 3 п. 24 Правил проведения конкурсов или аукционов.

Антимонопольный орган в соответствии с п.3.1 ч.1 ст.23 Закона о защите конкуренции уполномочен выдавать организатору торгов (его комиссии) обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов. Жалоба ЗАО «ДОКИ-М» признана обоснованной.

Поскольку организатором торгов допущено нарушение порядка организации, проведения торгов, на стадии рассмотрения заявок, в результате чего заявка ЗАО «ДОКИ-М» была необоснованно отклонена, что зафиксировано в протоколе № 5 рассмотрения заявок, выдача организатору торгов предписания об отмене указанного протокола, суд также считает правомерным.

При таких обстоятельствах, оценивая их в совокупности, суд не находит оснований для признания оспариваемых решения и предписания недействительными.

На основании ст. 110 АПК РФ, поскольку в удовлетворении требований заявителя отказано, расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требований заявителя отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья С.А.Хомякова