ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-39652/2021 от 26.07.2023 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

02 августа 2023 года Дело № А60-39652/2021

Резолютивная часть определения объявлена 26 июля 2023 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Д.Е. Пенькина,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В.Кореньковой, рассмотрел в судебном заседании дело №А60-39652/2021по иску акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» (ИНН 7714783092, ОГРН 1097746358412)

к "Региональному ЖКХ-Сервис" (ИНН 6318008228, ОГРН 1156313058934), ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ(ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889), ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России (ИНН 6671257260, ОГРН 1086671005838), ФГАУ «Росжилкомплекс» (ИНН 5047041033, ОГРН 1035009568736).

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА" (ОГРН 1116670010148), Министерству обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261,ОГРН1037700255284),

при участии в судебном заседании

от истца: Куценко А.С. представитель по доверенности от 16.02.2023, паспорт., Краснощекова Н.А. представитель по доверенности от 16.02.2023, паспорт.

от Минобороны РФ: Полухина Е.А, представитель по доверенности от 13.10.22, паспорт.

от ОСК ЦВО. Полухина Е.А., представитель по доверенности от 19.01.23, паспорт.

от ФГКУ Приволжско-Уральское ТУИО Минобороны России: Башкова О.В. представитель по доверенности от 03.02.2023., паспорт.

От ФГБУ «ЦЖКУ»: Варес Я.О. представитель по доверенности от 05.12.2022, паспорт.

Судебное заседание проводится в порядке части 4 статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

В арбитражный суд 09.08.2021 поступило исковое заявление АО «Ремонтно-эксплуатационное управление» к ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по оплате поставленной тепловой энергии в период январь-декабрь 2020 года в размере 2 290 531,84 руб.

Определением от 16.08.2021 исковое заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание.

ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России 13.10.2021 представлен отзыв на исковое заявление. Также заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований в отношении предмета спора, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Российской Федерации (ИНН 7729314745).

От истца 15.10.2021 поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью обеспечить явку представителя, занятого в ином судебном заседании в г. Иркутск.

От Министерства обороны РФ 18.10.2021 поступили пояснения по делу.

Определением от 21.10.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего требования относительно предмета спора, привлечено ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Российской Федерации в лице филиала по Центральному военному округу (ИНН 7729314745, адрес филиала: 620075, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 81), назначено основное судебное заседание.

В судебном заседании 06.12.2021 по ходатайству ответчиков к материалам дела приобщены копии договора № 205-03-69-19-007/2019 от 20.12.2018, копии запроса и ответа о сведениях в отношении заселенности спорных помещений.

От истца 28.01.2022 поступило о привлечении к участию в деле в качестве ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889, 105066, ГОРОД МОСКВА, СПАРТАКОВСКАЯ УЛИЦА, ДОМ 2Б), поскольку часть помещений (общежития) находятся в управлении заявленного лица.

Определением от 04.02.2022 к участию в деле в качестве ответчика привлечено ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889, 105066, ГОРОД МОСКВА, СПАРТАКОВСКАЯ УЛИЦА, ДОМ 2Б).

От истца 18.02.2022 поступило ходатайство об уточнении исковых требований.

Уточненные исковые требования приняты судом к рассмотрению на основании ч. 1 ст. 49 АПК РФ.

В судебном заседании 28.03.2022 ответчиком представлены копии договоров найма служебных помещений.

Документы приобщены к материалам дела.

От истца 05.05.2022 поступило ходатайство об уменьшении исковых требований, просит взыскать с ответчика задолженность в размере 3 274 330,26 руб.; при недостаточности денежных средств произвести взыскание с субсидиарного должника – Министерства обороны Российской Федерации.

В судебном заседании 16.05.2022 уточненные исковые требования приняты к рассмотрению на основании ч. 1 ст. 49 АПК РФ.

По ходатайству третьего лица к материалам дела приобщены акты сверки взаимных расчетов.

От истца 13.07.2022 поступили дополнительные пояснения, заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований ФГАУ «Росжилкомплекс» (ИНН 5047041033, ОГРН 1035009568736), как лицо, из поясн6ений ответчика, на праве оперативного управления которого находится часть объектов, на которые истцом осуществляется поставка тепловой энергии.

Ходатайство истца удовлетворено судом на основании ст. 51 АПК РФ.

В связи с привлечением к участию в деле третьего лица, необходимостью его уведомления, судебное заседание подлежит отложению.

В судебном заседании 08.08.2022 от третьего лица Минобороны РФ поступили дополнительные документы.

Документы приобщены к материалам дела.

В судебном заседании 12.09.2022 истцом заявлено ходатайство об отложении судебного заседания в целях представления дополнительных документов.

ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России 24.10.2022 представить письменные пояснения, просит привлечь к участию в деле в качестве третьего лица ФГУ «Объединенное стратегическое командование ЦВО Министерства обороны Российской Федерации» (ОГРН 1116670010146) – лицо, проставившее доверенность на подписи представителя Мионобороны РФ В.А. Михайлова. Также просит истребовать у истца и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» копию надлежаще заверенного договора № 205-03-69-19-007/2019 от 20.12.2018, акт сверки расчетов.

Истцом 24.10.2022 представлены дополнительные пояснения.

В судебном заседании Министерством обороны Российской Федерации представлен контррасчет задолженности.

Ходатайство ответчика удовлетворено на основании ст. 51 АПК РФ. Принимая во внимание допущенную стороной опечатку, привлечению к участию в деле подлежит ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА" (ОГРН 1116670010148).

В удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств отказано. Суд полагает возможным предложить лицам, участвующим в деле, представить названные в ходатайстве документы.

Определением от 28.10.2022, судебное заседание было отложено, в связи с привлечением третьего лица, необходимостью представления дополнительных документов.

От истца 29.11.2022 поступило ходатайство о приобщении документов к материалам дела. Документы были приобщены к материалам дела.

От ФКУ «ОСК ЦВО» 29.11.2022 поступил отзыв на исковое заявление. Отзыв приобщен к материалам дела.

Протокольным определением об отложении судебного заседания, судебное заседание было отложено на 11.01.2023.

От Минобороны РФ 26.12.2022 поступило ходатайство о приобщении дополнительных документов к материалам дела. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

От истца 30.12.2022 поступило ходатайство о замене ответчиков, а именно, просил заменить ответчиков по делу на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и взыскании с него 3 274 330,26 руб. Ходатайство принято судом к рассмотрению.

В судебном заседании от ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России поступило ходатайство о приобщении документов. Ходатайство судом удовлетворено, документы приобщены к материалам дела.

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в судебном заседании ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Общество с ограниченной ответственностью «Региональный ЖКС-Сервис». Ходатайство принято судом к рассмотрению.

Рассмотрев заявленное истцом ходатайство о замене ответчиков, принимая во внимание что определение состава ответчиков является в настоящем случае прерогативой истца, суд счел заявленное ходатайство подлежащим удовлетворению на основании ст.47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена ответчиков с ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России (ИНН 6671257260, ОГРН 1086671005838), Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Российской Федерации в лице филиала по Центральному военному округу (ИНН 7729314745), с исключением из состава третьих лиц.

На основании ст.51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России (ИНН 6671257260, ОГРН 1086671005838), Министерство обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Рассмотрев ходатайство ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Общество с ограниченной ответственностью «Региональный ЖКХ-Сервис», суд счел возможным его удовлетворить.

Согласно ч. 1 ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.

В связи с тем, что судебный акт, которым заканчивается рассмотрение настоящего дела может повлиять на права и охраняемые законом интересы Общество с ограниченной ответственностью «Региональный ЖКС-Сервис», суд считает необходимым привлечь его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

Определением от 16.01.2022 судебное заседание было отложено, в связи с тем, что судом произведена замена ответчиков, привлечены третьи лица, а также необходимостью представления дополнительных документов.

От истца поступило ходатайство о привлечении в качестве соответчика общество с ограниченной ответственностью "Региональный ЖКХ-Сервис" (ИНН 6318008228).

Кроме того, от истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований, просил взыскать с ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России задолженность за поставленную тепловую энергию в сумме 3 092 436, 50 руб., взыскать с ООО «Региональный ЖКХ-Сервис» задолженность за поставленную тепловую энергию в сумме 181 893,76 рублей.

Рассмотрев ходатайства истца, суд их удовлетворил на основании ст. 46,49 АПК РФ.

Определением от 06.02.2023 судебное заседание отложено в связи с привлечением соответчика, а также необходимостью представления дополнительных доказательств.

От истца 28.02.2023 поступили дополнительные пояснения о порядке расчета. Документы приобщены к материалам дела.

В силу ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.

Согласно п. 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 31.10.1996 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрение дел в суде первой инстанции», приступая к судебному разбирательству, суду надлежит установить, извещены ли с соблюдением требований закона неявившиеся лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания.

Определением от 09.03.2023 судебное заседание было отложено, в связи с тем, что материалы дела не содержат доказательств извещения соответчика ООО «Региональный ЖКХ-СЕРВИС» о времени и месте судебного заседания.

В материалы дела 29.03.2023 от ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Росси по ЦВО поступил отзыв. Отзыв приобщен к материалам дела.

В судебном заседании от представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Росси по ЦВО поступило ходатайство о приобщении дополнительных документов. Ходатайство судом удовлетворено, документы приобщены к материалам дела.

Определением от 29.03.2023 судебное заседание было отложено, поскольку представителем ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Росси по ЦВО необходимо представление дополнительных документов в материалы дела.

В суд 17.04.2023 от истца поступило ходатайство об отложении судебного заседания.

В суд 18.04.2023 от истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований, просил взыскать с ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в пользу АО «РЭУ» задолженность за поставленную тепловую энергию в сумме 3 092 436, 50 руб. Взыскать ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЖКХ-СЕРВИС" в пользу АО «РЭУ» задолженность за поставленную тепловую энергию в сумме 181 893, 76 руб. Взыскать с ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России в пользу АО «РЭУ» задолженность за поставленную тепловую энергию в размере 2 627 114, 92 руб. При недостаточности денежных средств у ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России взыскание произвести с субсидиарного должника Министерства обороны Российской Федерации. Взыскать с ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры «комплекса» МО РФ в пользу АО «РЭУ» задолженность за поставленную тепловую энергию в размере 647 215, 34 руб.

От ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Росси по ЦВО 18.04.2023 поступило ходатайство об отложении судебного заседания.

От ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Свердловской области» 18.04.2023 поступил отзыв на исковое заявление о взыскании задолженности. Отзыв приобщен к материалам дела.

Определением от 21.04.2023 судебное заседание было отложено на 22.05.2023.

От ФГБУ «ЦЖКУ» в судебном заседании поступил отзыв на исковое заявление. Отзыв приобщен к материалам дела.

От ФГБУ «ЦЖКУ» поступило ходатайство об исключении доказательств, просил исключить письмо начальника эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ЦВ. (исх. №49/1/432 от 19.02.2020) из числа доказательств по делу.

Ходатайство принято судом к рассмотрению.

От истца поступили пояснения к ходатайству о привлечении ответчика. Пояснения приобщены к материалам дела.

В судебном заседании был объявлен перерыв до 29.05.2023 до 12 ч. 20 мин. После перерыва судебное заседание продолжено 29.05.2023 в 12 ч. 40 мин. в том же составе суда с участием тех же представителей.

После перерыва, уточненный размер исковых требований от 18.04.2023 принят к рассмотрению на основании ч. 1 ст. 49 АПК РФ.

Определением от 05.06.2023 судебное заседание отложено на 26.06.2023, в целях представления лицами, участвующими в деле позиции по уточненным требованиям.

От Министерства обороны РФ 23.06.2023 поступили пояснения. Пояснения приобщены к материалам дела.

От ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России поступил отзыв. Отзыв приобщен к материалам дела.

От ФГБУ «ЦЖКУ» поступил список вопросов сторонам для реализации права. Список вопросов приобщен к материалам дела.

В связи с принятием последних уточненных требований истца, круг соответчиков был расширен. Соответственно ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России (ИНН 6671257260, ОГРН 1086671005838), Министерство обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), ФГАУ «Росжилкомплекс» (ИНН 5047041033, ОГРН 1035009568736), должны быть привлечены в качестве соответчиков на основании ст. 47 АПК РФ.

Определением от 03.07.2023 судебное заседание было отложено на 26.07.2023.

От ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России поступил отзыв на уточненное исковое. Отзыв приобщен к материалам дела.

Рассмотрев ходатайство ФГБУ «ЦЖКУ» об исключении из числа доказательств по делу письма начальника эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ЦВО (исх. № 49/1/432 от 19.02.2020), суд в его удовлетворении отказал.

Согласно статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ).

Согласно части 2 статьи 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

Из материалов дела следует, что о фальсификации документа ответчик не заявлял, а также доказательств, что письмо подписано неуполномоченным лицом не представлено.

В силу статьи 71 АПК РФ оценка указанных доказательств является прерогативой суда, рассматривающего дело.

При таких обстоятельствах суд принимает вышеуказанные документы в качестве относимых и допустимых доказательств по делу.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2015 по делу № А40-55638/14 Акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника Акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» (АО «РЭУ») (далее - Истец) открыто конкурсное производство.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 20.10.2015 по делу№ А40-55638/14. Конкурсным управляющим утвержден Кацер Евгений Игоревич.

Истцом заявлены требования о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в следующие периоды по объектам:

Объект (адрес)

Период, за который предъявлены исковые требования

(период, в котором осуществлялось теплоснабжение)

ДОС 1, г. Самара, ул. Утевская, 46.

01.01.2020 - 31.12.2021

ДОС 2, г. Самара, ул. Утевская, 46.

01.01.2020 - 31.12.2021

Общежитие 11, г. Самара, ул. Утевская, 46.

01.01.2020 - 30.04.2021

Общежитие 12, г. Самара, ул. Утевская, 46.

01.01.2020 - 30.04.2021

Общежитие 140, г. Самара, ул. Утевская, 46.

01.01.2020 - 30.04.2021

Тарифы, по которым АО «РЭУ» производило расчеты за поставку тепловой энергии, установлены в соответствии с действующим законодательством - Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства самарской области от 16.11.2018 г. № 430, и приказ о корректировке тарифов от 12.11.2019 года№ 311.

Согласно передаточному акту, составленному на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1871 при присоединении учреждений Министерства обороны Российской Федерации балансодержателем объектов теплоснабжения является ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России.

В связи с чем, в адрес ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России исх. письмом от 30.01.2020 г. № 105 направлялся на согласование проект договора № 205-03-69-19-009/2020 от 27 января 2020 года на оказание услуг отопления (теплоснабжения), периодом действия с 01.01.2020 г. по 31.12.2021 г., который до настоящего времени в адрес АО «РЭУ» не поступил.

При этом, платежные документы на оплату услуг по договору № 205-03-69-19-009/2020 от 27 января 2020 года за период с января 2020 г. по декабрь 2020 года направлены в адрес в ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России в сроки, установленные Договором.

Однако до настоящего времени, задолженность за поставленную тепловую энергию за период с января 2020 года по декабрь 2021 года в размере 3 274 330 руб. 26 не погашена.

Ответчики и третьи лица с исковыми требованиями не согласились по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав, что исполнителем услуг теплоснабжения является управляющая организация.

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России пояснило, что ранее между АО «РЭУ» (Исполнитель) и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (Заказчик) был заключен договор на оказание услуг теплоснабжения № 205-03-69-19-007/2019 от 20.12.2018 г. До 31.12.2019 г. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, как исполнитель услуг для нужд МО РФ (управляющая компания) оплачивало АО «РЭУ» стоимость тепловой энергии. С 01.01.2020г. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России полагает, что оплачивать тепловую энергию не должно, АО «РЭУ» должно заключить прямые договоры с собственником помещений (МО РФ и подведомственные организации).

Из представленного ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России акта сверки следует, что тепловая энергия оплачена только по актам и счетам выставленным до 31.12.2019. Реализация за период с 01.01.2020 г. по 31.12.2021 г. указанный акт сверки не содержит.

Кроме того, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ пояснило, что по объектам: ДОС 1, г. Самара, ул. Утсвская, 46 и ДОС 2, г. Самара, ул. Утсвская, 46 оно являлось управляющей компанией до 31.09.2021 г.

С 01.10.2021 г. на указанных объектах осуществляла деятельность новая управляющая компания ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЖКХ-СЕРВИС". ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ предоставило акты приема-передачи объектов № 1 от 08.10.2021 г № 2 от 08.10.2021 г.

Вместе с тем, 13.09.2017 между Министерством обороны Российской Федерации (далее - государственный заказчик) и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (далее - управляющая организация), заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации №3-УЖФ-1 (далее - Договор) и находящимся на территории Центрального военного округа.

В соответствии с п. 2.1 договора № З-УЖФ-1 от 13.09.2017 заказчик (уполномоченный представитель Заказчика) передает Управляющей организации в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в перечне жилищного фонда, а Управляющая организация по заданию заказчика, в соответствии с приложениями к договору, принимает в управление жилищный фонд и обязуется выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений.

В соответствии с п.2.4. договора в отношении передаваемого в управление жилищного фонда Управляющая организация приобретает права и обязанности по его управлению, обслуживанию, содержанию и эксплуатации.

Согласно абз.4 п.п.3.1.1 п.3.1 договора Управляющая организация обязана от своего имени и за свой счет заключать договоры на снабжение коммунальными ресурсами и прием бытовых стоков с ресурсоснабжающими организациями. Осуществлять контроль за соблюдением условий договоров, качеством и объемом предоставляемых коммунальных услуг, их исполнением, а также вести их учет. Предоставление коммунальных услуг осуществляется с даты заключения Управляющей организацией договора с соответствующей ресурсоснабжающей организацией и до момента расторжения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Между ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (-Заказчик) и АО «РЭУ» (-Исполнитель) был заключен договор .№205-03-69-19-007/2019 от 20.12.2018 на оказание услуг теплоснабжения для нужд федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в 2019 году.

В соответствии с п.2.1. договора, Исполнитель обязуется поставить тепловую энергию в горячей воде Получателю услуг через присоединенную сеть тепловую энергию для нужд отопления.

В соответствии с п. 2.2 Заказчик обязуется оплачивать тепловую энергию установленного качества в объеме, определенном настоящим договором.

В п. 2.5 договора, местами исполнения обязательств по договору являются точки поставки тепловой энергии и теплоносителя: Самара, п. Кряж, ул. Утевская,46, №ДОС-1, ДОС-2, №140, общежитие №11, общежитие №12.

На основании изложенного рассматриваемые требования подпадают под действие параграфа 6 главы 30 ГК РФ, а также правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 №124 (далее - Правила № 124) и правила о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.

Согласно абз. 7 п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Вместе с тем, управляемый жилой фонд является специализированным. Конечными потребителями являются наниматели.

Наниматели жилого помещения специализированного жилого фонда, находящегося в управлении Министерства обороны, не вправе заключать прямой договор на оказание коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией. Заключение таких договоров возможно только непосредственно с собственниками помещений в многоквартирном доме.

Предоставление коммунальных услуг в многоквартирный дом обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с п.11 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила № 354) условия предоставления коммунальных услуг нанимателю определяются, в частности, в договоре найма, в том числе в договоре найма специализированного жилого помещения.

В соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации N 155 от 02.03.2017 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищноэксплуатационная контора N 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы" основной деятельностью Учреждения является содержание (эксплуатацию) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме того, согласно Уставу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными целями и задачами деятельности учреждения является осуществление содержания (эксплуатацию) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Основными видами деятельности является производство, передача и распределение тепловой энергии и теплоносителя, производство горячей воды в закрытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), транспортировка по трубопроводам тепловой энергии и теплоносителя и т.д.

Исковые требования заявлены в связи с поставкой тепловой энергии в период с 01.01.2020 по 31.12.2021.

На сайте https://www.reformagkh.ru/ (Государственная корпорация — Фонд содействия
реформированию жилищно-коммунального хозяйства) указано, что управляющей организацией в отношении общежитий № 11, 12, 140 по ул. Утевская, 46 в г.Самара с 01.11.2017 г. являлось ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.

Из позиции Арбитражного суда Свердловской области по делам № А60-58953/2020, № А60-39534/2020 следует, что единственным надлежащим ответчиком по требованиям о взыскании задолженности за поставку тепловых ресурсов в жилые пустующие помещения является управляющая организация (ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России).

В отзыве на исковое заявление ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ также указывает, что договор З-УЖФ-1 от 13.09.2017, по которому МО РФ передало ему в управление спорный жилищный фонд, был расторгнут по дополнительному соглашению № 48 от 01.02.2021 с 01.02.2021, в связи с чем сведения о ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ были исключены из реестра лицензиатов Самарской области по осуществлению управления МКД, осуществлен переход на прямые договоры.

Однако согласно ч. 1 ст. 200 ЖК РФ лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 198 настоящего Кодекса, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса, обязан передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, в течение трех рабочих дней со дня наступления событий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

В силу ч. 3 ст. 200 ЖК РФ лицензиат обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом до дня:

1)возникновения в соответствии счастью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;

2)возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3)возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

4)государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Кроме того, иск предъявлен к ФГКУ «ПУРТУИО» и ФГАУ «Росжилкомплекс» как к балансодержателям.

Филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации и АО РЭУ заключен договор на поставку тепловой энергии №205-03-69-19-007/2019 от 20.12.2018.

Изменения в договор №ЗУЖФ-ЦВО-01 от 13.09.2017 были внесены единоличным решением собственников всех жилых помещений в домах со 100% долей собственности Министерства обороны РФ к договору 3 УЖФ-1 от 13.09.2017, на решении собственника стоит печать организации ОСК ЦВО (ОГРН 1116700101460).

В то же время ФГКУ «ПУРТУИО» МО РФ и ФГАУ «Росжилкомплекс» не имеют отношения к принятому решению, такое решение мог принять только собственник имущества - Министерство обороны РФ. Представитель МО РФ в судебных заседаниях ранее заявлял, о том, что такое решение не принималось, в связи с чем, оснований для достижения соглашений о расторжения договора №ЗУЖФ-ЦВО-01 от 13.09.2017 и договора №205-03-69-19-007/2019 от 20.12.2018 не имелось.

Доказательств того, что 01.02.2021 ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (лицензиат) передало документацию и спорные объекты в управление новой организации в материалы дела не проставлено. При этом до указанных в ч. 3 ст. 200 ЖК РФ ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ обстоятельств, продолжало нести обязанности по управлению фондом.

В соответствии с п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Как следует из п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правша предоставления коммунальных услуг) под «Ресурсоснабжающей организацией» понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов, а под «Исполнителем» понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Согласно положениям пунктов 8, 9, 13 и 21 Правил № 354 управляющие организации являются исполнителями коммунальных услуг и в качестве таковых обеспечивают предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах посредством приобретения соответствующих коммунальных ресурсов у ресурсоснабжающих организаций.

Согласно п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Обязанность заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в случаях, установленных положениями Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124) (далее — Правила № 124) следует из положений части 12 статьи 161 ЖК РФ, в соответствии с которой управляющие организации товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами № 124, исходящими из ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, договора ресурсонабжения с ресурсоснабжающей организацией.

Аналогичный вывод содержится в пункте 4 информационного письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 г. № 28483-АЧ/04 и в письме Минстроя от 16.08.2016 г. № 26361-02/04.

Также следует отметить, что в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 № 8326-РМ/07 разъяснено, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией, последняя должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры.

Согласно пунктам 4, 5 Правил № 124, управляющая организация, обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения не позднее 7 дней.

Таким образом, обязанность внесения управляющей организацией многоквартирного жилого дома платы за коммунальную услугу, поставленную ресурсоснабжающей организацией, прямо предусмотрена действующим законодательством.

Управляющая компания в силу закона является исполнителем коммунальных услуг.

Указанная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 № 310-КГ14-8259.

Таким образом, спорные жилые помещения, являются жилыми помещениями в общежитиях относятся к специализированному жилищному фонду согласно ст. 92 и 94 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Довод ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией, служебных жилых помещений судом отклоняется.

Согласно пункту 1 части 1 и части 3 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

В соответствии со статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подпункту "м" пункта 2 данного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Таким образом, прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрены.

Кроме того, косвенным подтверждением, является представленное Министерством обороны Российской Федерации в материалы дела письмо начальника отдела эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Центрального военного округа (исх. № 49/1/432 от 19.02.2020) следует, что единоличным решением от 01.07.2019 внесены изменения, из перечня объектов жилищного фонда, по которым планировался переход на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями (приложение № 1 к единоличному решению от 01.07.2019 г.), исключены общежития.

В приложении № 1/1 к единоличному решению собственника от 01.07.2019 г. отсутствуют общежития, в том числе, по адресам, указанным в исковом заявлении по данному делу.

Таким образом, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ является надлежащим ответчиком до октября 2021 года, поскольку управляло специализированным фондом на основании договоров № 3УЖФ-ЦВО-01 от 13.09.20178 и №205-03-69-19-007/2019 от 20.12.2018.

С 01.10.2021 на спорных объектах осуществляла деятельность новая управляющая компания ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЖСК-СЕРВИС".

ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ предоставило акты приема-передачи объектов № 1 от 08.10.2021 г., № 2 от 08.10.2021 г.

Кроме того, факт того, что ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЖКХ-СЕРВИС" являлось управляющей организацией, подтверждается договором управления многоквартирным домом от 01.10.2021, заключенным между ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЖКХ-СЕРВИС" и Департаментом управления имуществом городского округа Самара. Указанный договор размещен в Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (сайт: dom.gosuslugi.ru). Таким образом, по объектам осуществляли деятельность следующие управляющие организации:

Управляющая организация (период)

Объект (адрес)

ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ

ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЖКХ-СЕРВИС".

ДОС 1, г. Самара, ул. Утевская, 46.

Январь 2020 - сентябрь 2021

Октябрь 2021- декабрь 2021

ДОС 2, г. Самара, ул. Утевская, 46.

Январь 2020 - сентябрь 2021

Октябрь 2021- декабрь 2021

Общежитие 11, г. Самара, ул. Утевская, 46.

Январь 2020 - апрель 2021

Общежитие 12, г. Самара, ул. Утевская, 46.

Январь 2020 - апрель 2021

Общежитие 140, г. Самара, ул. Утевская, 46.

Январь 2020 - апрель 2021

Сумма задолженности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Российской Федерации за поставленную тепловую энергию за период с января 2020 по сентябрь 2021 года составляет

3 092 436,50 руб.

Задолженность за поставленную тепловую энергию за период с октября 2021 по декабрь 2021 года составляет 181 893,76 руб.

В соответствии со ст. ст. 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательств одно лицо (должник) обязано совершать в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом, только надлежащее исполнение прекращает обязательство (ст. 408 Гражданского кодекса Российской Федерации). Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором и не вытекает из существа обязательств.

С учетом изложенного, а также в отсутствие доказательств уплаты задолженности, суд признает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в части взыскания задолженности с ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Российской Федерации и ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЖКХ-СЕРВИС". В удовлетворении остальной части иска о взыскании задолженности с ФГКУ ПУРТУИО» МО РФ и ФГАУ «Росжилкомплекс» суд отказывает.

Учитывая результат рассмотрения спора, а также представленную истцу отсрочку уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчиков в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в пользу акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» задолженность по оплате коммунальных услуг в сумме 3 092 436 руб. 50 коп.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Региональный ЖКХ-Сервис" в пользу акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» задолженность по оплате коммунальных услуг в сумме 181 893 руб. 76 коп.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Региональный ЖКХ-Сервис" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2262 руб.

В остальной части в удовлетворении искового заявления отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

4. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии (343) 371-42-50.

В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья Д.Е.Пенькин