ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-7003/2022 от 10.08.2022 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

17 августа 2022 года Дело № А60-7003/2022

Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2022 года. Полный текст решения изготовлен 17 августа 2022 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Ю.Григорьевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.Р.Зиганшиной рассмотрел в судебном заседании дело № А60-7003/2022 по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), Департаменту лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>), о признании права собственности отсутствующим,

при участии в судебном заседании:

от истца ФИО2, доверенность от 20.01.2022г. (участвует онлайн);

ответчики явку представителей не обеспечили.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицом, участвующим в судебном заседании, заявлено об отсутствии необходимости разъяснять процессуальные права и обязанности.

Отводов суду не заявлено.

ИП ФИО1 обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Минприроды Свердловской области о признании отсутствующим права Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 66:06:0000000:702 в части наложения на земельный участок с кадастровым номером 66:06:0301001:187.

Минприроды Свердловской области представлен отзыв, указывает, что не является надлежащим ответчиком по делу.

Кроме того, в материалы дела поступил отзыв Департамента Рослесхоза по УФО.

Определением от 18.04.2022г. на основании ст. 51 АПК РФ суд привлек Департамент Рослесхоза по УФО к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора.

Истец заявил об уточнении исковых требований в части номера земельного участка: вместо 66:06:0301001:187 указывает 66:06:0301001:287 (ст. 49 АПК РФ).

Истцом представлены письменные пояснения.

В судебном заседании 09.06.2022г. истцом заявлено ходатайство о привлечении Департамента Рослесхоза по УФО к участию в деле в качестве ответчика. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании ст. 46 АПК РФ.

От Департамента поступил уточненный отзыв.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

Согласно данным ЕГРН с 17.05.2018г. истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:06:0301001:287 площадью 2 100 кв.м, имеющий местоположение: <...> категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под строительство складской базы. Участок поставлен на кадастровый учет 04.05.2018г.

Указанный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 66:06:0301001:230 (дата постановки на кадастровый учет 28.02.2014г.), который в свою очередь образован из участка с кадастровым номером 66:06:0301001:119 (поставлен на кадастровый учет 22.07.2008г., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под строительство складской базы).

Согласно письму ГКУ СО «Свердловское лесничество» № 678 от 24.12.2021г. земельный участок с кадастровым номером 66:06:0301001:287 входит в границы территории Государственного лесного фонда Свердловского лесничества в квартале 48, выделе 81 урочища КСП «Косулинское» Косулинского участкового лесничества.

Согласно данным ЕГРН указанный квартал расположен на земельном участке с кадастровым номером 66:06:0000000:702. Участок поставлен на кадастровый учет 18.12.2009г., категория земель – земли лесного фонда, 18.12.2009г. зарегистрировано право собственности Российской Федерации на участок.

Истец ссылается, что в связи с наличием данных о пересечении земельных участков с кадастровыми номерами 66:06:0301001:287 и 66:06:0000000:702, не имеет возможности использовать земельный участок, находящийся у него в собственности, по назначению (в выдаче разрешения на строительство истцу отказывают по причине наличия сведений об отнесении земельного участка к землям лесного фонда).

Истец указывая, что права на принадлежащий ему земельный участок зарегистрированы ранее права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:06:0000000:702, на принадлежащем ему земельном участке какие-либо лесоустроительные мероприятия не осуществляются, на участке полностью отсутствует лесная растительность, участки, образованные из участка с кадастровым номером 66:06:0301001:119 газифицированы и электрофицированы, на них возведены здания и строения, ведется коммерческая деятельность, обратился в суд с иском, в котором просит с учетом заявленных уточнений:

1)признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 66:06:0000000:702 в части наложения на принадлежащий ИП ФИО1 земельный участок с кадастровым номером 66:06:0301001:287 в следующих координатах:

X

Y

381172.21

1553777.89

381165.05

1553825.78

381117.73

1553832.5

381098.56

1553837.49

381105.2

1553793.09

381109.03

1553767.48

2)исключить из государственного лесного реестра сведения о части лесного участка с кадастровым номером 66:06:0000000:702 в части наложения на земельным участок с кадастровым номером 66:06:0301001:287 в указанных координатах.

Рассмотрев заявленные требования, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.

Участок лесного фонда (с кадастровым номером 66:06:0000000:702) поставлен на кадастровый учет в порядке предусмотренном Федеральным законом «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 4.2 указанного закона лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.08.2020г. по делу № А60-57429/2019 установлено, что при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о лесном участке как о ранее учтенном и присвоении ему кадастрового номера 66:06:0000000:702 его площадь определена декларативно, границы в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», посредством определения координат характерных точек не устанавливались.

Таким образом, исходный лесной участок с кадастровым номером 66:06:0000000:702, в силу закона считается поставленным на государственный кадастровый учет, но определить его границы не представляется возможным. Идентификация лесных участков возможна на основании материалов лесоустройства.

Леса в СССР состояли в исключительной собственности государства и предоставлялись только в пользование. Все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд, который состоял из: 1) лесов государственного значения, 2) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование (ст. 4 Основ лесного законодательства).

В соответствии с Перспективным планом ведения лесного хозяйства Белоярского межхозяйственного лесхоза 1994 года в структуру лесхоза входило КСП «Косулинское» площадью 6057 га. Впервые лесоустройство проведено в 1954 году, Белоярский межхозяйственный лесхоз образован в 1971 году. Согласно таблице 2.1.1 Перспективного плана в земельный баланс Белоярского межхозяйственного лесхоза входит КСП «Косулинское» общей площадью 12669 га, из которых 6057 га являются землями лесного фонда. Лесные участки в границах урочища КСП «Косулинское» относились колхозным лесам.

Из материалов регистрационного дела следует, что при регистрации права собственности на лесной участок предоставлен план лесного участка от 27.07.2009г.

В материалах кадастрового дела объекта недвижимости 66:06:0000000:702 имеется служебная записка от 23.11.2010г. Белоярского отдела Управления Росреестра по Свердловской области о передаче в Межрайонный отдел №2 ФГУ ЗКП по Свердловской области информации о регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, в котором указан и земельный участок с условным номером 65:209:20:0106 с адресом объекта: Белоярский район, Белоярский городской округ, ГУСО «Свердловское лесничество», Косулинское участковое лесничество, урочище КСП «Косулинское», квартал 48 (выделы 1-84) площадью 188,5 га.

Согласно письму Министерства природных ресурсов Свердловской области от 26.01.2009г. квартал 48 урочища КСП «Косулинское» не вошел в состав лесных участков, право собственности на которые зарегистрировано.

Письмом от 26.12.2011г. Департамент лесного хозяйства Свердловской области подтвердил, что в 2008-2009 годах при регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки земельный участок с кадастровым номером 66:06:0301001:119 (исходный для земельного участка с кадастровым номером 66:06:0301001:287, принадлежащего ИП ФИО1 на праве собственности) в границы земель лесного фонда не включен.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 66:06:0301001:287, введенный в гражданский оборот в 2008 году, не мог быть учтен в составе земель лесного фонда по состоянию на 2009 год.

В настоящее время, земельный участок с кадастровым номером 66:06:0301001:287 входит в границы населенного пункта поселок Прохладный, утверждена решением Думы Белоярского городского округа и внесена в ЕГРН (учетный номер 66:06-4.3.) (ответ Администрации Белоярского городского округа от 24.12.2021г.).

В подпункте 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является, среди прочего, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Генеральный план Белоярского городского округа не был согласован с Рослесхозом, однако земельный участок с кадастровым номером 66:06:0301001:119 не включен в состав земель лесного фонда при регистрации и при утверждении границ Свердловского лесничества.

При указанных обстоятельствах суд признал приоритет сведений ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 66:06:0301001:119 (исходный для спорного, 22.07.2008г.) перед сведениями ГЛР и данными ЕГРН о лесном участке с кадастровым номером 66:06:0000000:702 (18.12.2009г.).

Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе) в редакции Федерального закона N 280-ФЗ установлено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи. Правила части 3 статьи 14 Закона о переводе применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Принимая во внимание, что на момент введения в гражданский оборот спорного участка в 2008 году сведений о лесном участке участники гражданского оборота не обладали, в последующем установлено отсутствие притязаний Минприроды Свердловской области на спорный участок, суд требования истца удовлетворяет и признает отсутствующим право собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 66:06:0000000:702 в части наложения на земельный участок с кадастровым номером 66:06:0301001:287 в указанных истцом координатах и обязывает ответчика (уполномоченный орган на ведение ГЛР) исключить из ГЛР сведения о части лесного участка с кадастровым номером 66:06:0000000:702 в части наложения на земельный участок с кадастровым номером 66:06:0301001:287 в указанных истцом координатах.

Суд признает обоих ответчиков надлежащими, поскольку они являются уполномоченными органами в области лесных отношений и ведения ГЛР.

Расходы истца по оплате государственной пошлины подлежат возмещению ответчиками (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Исковые требования удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 66:06:0000000:702 в части наложения на земельный участок с кадастровым номером 66:06:0301001:287 площадью 2 100 кв.м в следующих координатах:

X

Y

381172,21

1553777,89

381165,05

1553825,78

381117,73

1553832,5

381098,56

1553837,49

381105,2

1553793,09

381109,03

1553767,48

Исключить из Государственного лесного реестра сведения о части лесного участка с кадастровым номером 66:06:0000000:702 в части наложения на земельным участок с кадастровым номером 66:06:0301001:287 в обозначенных выше координатах.

2.Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) 3 000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

3.Взыскать с Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) 3 000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

4.Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии <***>.

В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья С.Ю. Григорьева