ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-8125/2018 от 03.05.2018 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

07 мая 2018 года Дело №А60-8125/2018

Резолютивная часть решения объявлена 03 мая 2018 года

Полный текст решения изготовлен 07 мая 2018 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И.Ремезовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Толстовой рассмотрел в судебном заседании дело №А60-8125/2018

по заявлению Открытого акционерного общества «Каменск-Уральский металлургической завод» (ИНН <***>)

к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда России в г. Каменске-Уральском и Каменском районе (ИНН <***>)

о признании недействительным решения №075V12170001641 от 22.12.2017 в части.

В судебном заседании участвовали:

от заявителя: ФИО1, представитель, доверенность от 18.01.2018 № 2018/Д-4;

от заинтересованного лица: ФИО2, представитель, доверенность от 01.11.2017 № 57.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда, иных ходатайств не заявлено.

Открытое акционерное общество «Каменск-Уральский металлургической завод» (далее- заявитель, ОАО «КУМЗ») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения- Управление Пенсионного фонда России в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области (далее –ГУ УПФР в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области) №075V12170001641 от 22.12.2017 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, вынесенное по результатам выездной проверки плательщика страховых взносов за период 2014 - 2016 г.г., в части доначисления страховых взносов, в сумме 6374316 руб. 59 коп.:

- на обязательное пенсионное страхование - 5 270 985,24 руб. в том числе: на страховую пенсию (за периоды, начиная с 2014 г.) - 4 759 481,00 руб.; по дополнительному тарифу в соответствии с ч.1 и ч.2.1 ст.58.3 ФЗ от 24 июля 2009г. №212-ФЗ в отношении выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пп.1 п.1 ст.27 ФЗ от 17 декабря 2001г. №173-Ф3 (с 01.01.2015-п.1 ч.1 ст.30 ФЗ от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ) - 246 515,28 руб.; по дополнительному тарифу в соответствии с ч.2 и ч.2.1 ст.58.3 ФЗ от 24 июля 2009г. №212-ФЗ в отношении выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пп.2-18 п.1 ст.27 ФЗ от 17 декабря 2001г. №173-Ф3 (с 01.01.2015-n.2-18 ч.1 ст.30 ФЗ от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ) - 264 988,96 руб.

-страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный бюджет обязательного медицинского страхования - 1 103 331,35 руб.,

- штрафа в сумме 1 274 863,32 руб. и пени в размере 215 502,86 руб.

Заинтересованное лицо просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

ГУ-УПФР в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР, на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиком страховых взносов – ОАО «КУМЗ».

По результатам выездной проверки составлен акт от 22.11.2017 № 075V10170002619.

По результатам рассмотрения материалов выездной проверки, с учетом письменных возражений заявителя, заинтересованным лицом принято решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 22.12.2017 № 075V12170001641.

В соответствии с данным решением заявителю предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в общей сумме 6 376 477 руб. 82 коп., заявителю начислены пени в сумме 215 502 руб.86 коп., общество привлечено к ответственности в виде штрафов в сумме 1 275 295 руб. 57 коп.

Полагая, что решение ГУ УПФР в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 22.12.2017 № 075V12170001641 в части доначисления страховых взносов на суммы компенсаций работникам стоимости питания, премий к 23 февраля, 8 марта, вознаграждений за многолетний труд, премий по итогам спортивной спартакиады в размере 6 374 316 руб. 59 коп., начисления соответствующих пеней в сумме 215 502 руб. 86 коп. и штрафа в сумме 1 274 863 руб. 32 коп. является незаконным, ОАО «КУМЗ» обратилось с заявлением в арбитражный суд.

При рассмотрении дела суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).

В силу ч. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Согласно ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами, а также базой для начисления страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы

Понятие трудовых отношений установлено ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ): трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Исходя из данной нормы, трудовые отношения характеризуются следующим:

1) работник выполняет трудовую функцию (работу по должности, профессии и т.д.) и подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка;

2) работодатель платит за выполняемую работником трудовую функцию и обеспечивает условия труда.

Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статья 135 ТК РФ предусматривает, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно ст. 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.05.2013 № 17744/12 не являются объектом обложения страховыми взносами выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, которые не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд). Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Заинтересованное лицо по результатам проверки пришло к выводу о необоснованном невключении базу обществом для начисления страховых взносов компенсации стоимости на питание работников в размере 20 798 291,34 руб.; премий, выплаченных к 23 февраля в сумме 77 000 руб.; к 8 Марта -175 000 руб.;единовременного вознаграждения работников за долголетний и добросовестный труд в размере 287 500,00 руб.; премий, выплачиваемых победителям спортивных спартакиад в размере 296 200 руб.

Вместе с тем, заинтересованным лицом не учтено следующее.

Пунктом 8.6 Коллективного договора ОАО «КУМЗ» на 2016 год предусмотрено, что отдельным категориям работников предприятия частично компенсируются затраты на питание в соответствии с Положением «О предоставлении компенсации стоимости питания (льготное питание) работникам ОАО «КУМЗ» (Приложение № 10 к коллективному договору).

Таким образом, общество по собственной инициативе частично компенсирует затраты на питание работникам завода в соответствии с социальной программой изложенной в пункте №8 Коллективного договора. Для организации питания общество заключило договор на оказание услуг с соответствующей организацией.

На основании приказов управляющего директора общества от 29.02.2016 № 449 и № 337от 16.02.2016г., а также утвержденного комиссией протокола, заявителем в связи с Международным женским днем 8 Марта и в честь Дня Защитника Отечества, работникам были выплачены денежные премии.

Общество обоснованно исходило из того, что выплаты денежных премий обусловлены праздничными датами и не связаны с трудовой деятельностью работников, премии не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера и не зависят от результатов и качества труда работников общества, условие о премировании к праздничным датам не включено в систему оплаты труда.

Денежные премии выплачивались не за определенный результат работы, не дифференцировались и не отличались в размере в зависимости от стажа (времени работы), должности и квалификации работника, условий, сложности, результатов и качества работы, не поощряли за определенный либо добросовестный труд, то есть, не носили и стимулирующий характер премирования.

Пунктом 3.3.7 Коллективного договора ОАО «КУМЗ» на 2016 год предусмотрено следующее: «В целях поощрения за долголетний и добросовестный труд наиболее заслуженным работникам Предприятия, в связи с юбилейными датами работы на предприятии (10, 20, 30, 35, 40, 45, 50 лет) вручать благодарственные письма и выплачивать единовременное вознаграждение» в соответствии с Положением (Приложение № 6 к коллективному договору).

Кроме того, обществом были выплачены премии участникам спортивных мероприятий на основании приказов по предприятию в соответствии с социальной программой предприятия, предусмотренной п.8.12., Раздела №8 Коллективного договора ОАО «КУМЗ».

Выплата разовых премий участникам спортивных мероприятий имело разовый характер. Проведение, в частности, спартакиады «Октябрина-2016» проводилась в рамках реализации проекта «Спорт-ты жизнь!» совместно с ОМС «Управление по физической культуре и спорту города Каменска-Уральского». Положение о спартакиаде «Октябрина-2016» утверждено Заместителем главы Администрации города Каменск-Уральский.

Проведение Спартакиад на предприятии предусмотрено Социальной программой, а победители во всех видах соревнований награждаются денежной премией.

База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, согласно п. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Как указано выше, в силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Из материалов дела усматривается, что общество за счет собственных средств компенсировало стоимость питания работников, выплачивало премии к 23 февраля и 8 Марта, вознаграждения за долголетний труд и премии по итогам спортивной спартакиады.

Указанные компенсации не связаны с оплатой труда и трудовым результатом работников общества; не зависят от трудовых успехов работника; не являются средством вознаграждения за труд, то есть носят несистематический характер; не зависят от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой работы.

При этом необходимо учитывать, что коллективный договор, на основании которого осуществляются указанные выплаты, заключен в целях создания системы социально-трудовых отношений, которая способствует стабильной и производительной работе, повышению уровня жизни работников, установлению социально-трудовых прав и гарантий, реализации принципов социального партнерства и взаимной ответственности сторон, в связи с чем социальные выплаты, основанные на коллективном договоре, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Следовательно, данные выплаты, основанные на коллективном договоре, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являются стимулирующими и не относятся к оплате труда работников. Данные выплаты необходимо квалифицировать как предоставляемые работникам социальные гарантии, относящиеся к выплатам социального характера, в связи с чем указанные компенсации не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для их начисления.

Таким образом, основания для доначисления взносов, штрафа, непринятия к зачету расходов в спорной сумме не имелось.

При названных обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3000 руб., уплаченная обществом при подаче настоящего заявления, подлежит взысканию в пользу заявителя с заинтересованного лица. Государственная пошлина в сумме 3000 руб. подлежит возврату заявителю из бюджета как излишне уплаченная.

Руководствуясь ст.ст. 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Заявленные требования удовлетворить.

2.Признать недействительным решение № 075V12170001641 от 22.12.2017, принятое Государственным учреждением- Управление Пенсионного фонда России в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области в части доначисления страховых взносов, в сумме 6374316 руб. 59 коп.:

-на обязательное пенсионное страхование - 5 270 985,24 руб. в том числе: на страховую пенсию (за периоды, начиная с 2014 г.) - 4 759 481,00 руб.; по дополнительному тарифу в соответствии с ч.1 и ч.2.1 ст.58.3 ФЗ от 24 июля 2009г. №212-ФЗ в отношении выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пп.1 п.1 ст.27 ФЗ от 17 декабря 2001г. №173-Ф3 (с 01.01.2015-п.1 ч.1 ст.30 ФЗ от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ) - 246 515,28 руб.; по дополнительному тарифу в соответствии с ч.2 и ч.2.1 ст.58.3 ФЗ от 24 июля 2009г. №212-ФЗ в отношении выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пп.2-18 п.1 ст.27 ФЗ от 17 декабря 2001г. №173-Ф3 (с 01.01.2015-n.2-18 ч.1 ст.30 ФЗ от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ) - 264 988,96 руб.

-страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный бюджет обязательного медицинского страхования - 1 103 331,35 руб.,

- штрафа в сумме 1 274 863,32 руб. и пени в размере 215 502,86 руб.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества «Каменск-Уральский металлургической завод»в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.

3.В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Открытого акционерного общества «Каменск-Уральский металлургической завод» (ИНН <***>) 3000 (три тысячи) руб. – в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

4. Возвратить Открытому акционерному обществу «Каменск-Уральский металлургической завод» (ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб. Подлинное платежное поручение № 48 от 07.02.2018 возвратить заявителю.

5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

7. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение». В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе «Дополнение».

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья Н.И. Ремезова