АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
30 апреля 2015 года Дело №А60-9636/2015
Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2015 года
Полный текст решения изготовлен 30 апреля 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Н.Водолазской
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Мальцевой рассмотрел в судебном заседании материалы дела №А60-9636/2015 по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к Региональной энергетической комиссии Свердловской области (ИНН 6671113500 ОГРН 1026605237944)
о признании недействительным постановления № 104 от 25.02.2015
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель в судебное заседание не явился,
от заинтересованного лица: ФИО1, доверенность № 13-10/4 от 12.01.2015.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда (ст.ст. 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено (ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области № 104 от 25.02.2015 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 110 000 руб.
Заинтересованное лицо в удовлетворении заявленных требований просит отказать, оспариваемое постановление считает законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Российские железные дороги» (Горьковская дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - Филиала ОАО «РЖД») осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения на территории Свердловской области.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 13.12.2013 № 123-ПК «Об утверждении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области» (в редакции постановления РЭК Свердловской области от 15.12.2014 № 203-ПК) ОАО «Российские железные дороги» (Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурному подразделению Центральной дирекции по тепловодоснабжению - Филиала ОАО «РЖД») утверждены тарифы на тепловую энергию, в том числе на период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года включительно, с календарной разбивкой, тарифы на тепловую энергию.
Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области под № 278 от 20.12.2013.
Региональной энергетической комиссии Свердловской области установлено, что заявителем по настоящему делу совершено нарушение законодательства в сфере стандартов раскрытия информации, подлежащей свободному доступу, а также порядка опубликования информации в соответствии с требованиями Стандартов раскрытия информации.
В отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» составлен протокол об административном правонарушении от 03.02.2015.
25.02.2015 вынесено постановление №104 о привлечении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 110 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
Согласно с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии ч. 1 ст. 4 Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ОАО «Российские железные дороги» (Горьковская дирекция по теплоснабжению) относится к субъектам естественных монополий.
Статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлена обязанность теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Федерации стандартами раскрытия информации в сфере теплоснабжения.
В соответствии с п. 15 Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 №570, регулируемая организация обязана раскрывать информацию согласно установленному перечню в установленные Стандартами сроки.
При этом регулируемые организации:
- в соответствии с подп. «а» п. 3 Стандартов в сфере теплоснабжения регулируемые организации раскрывают информацию путем обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов);
В соответствии с п. 28 Стандартов в сфере теплоснабжения информация, указанная в пунктах 16, 24 и 25 Стандартов, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения об установлении цен (тарифов) на очередной расчетный период регулирования.
На основании ч. 14 ст. 7 Закона № 190-ФЗ государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
В соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 №1067-УГ «Об утверждении положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области» РЭК Свердловской области наделена полномочиями по контролю за соблюдением стандартов раскрытия информации регулируемыми организациями, в том числе теплоснабжающими организациями, действующими на территории Свердловской области.
Постановлением Региональной энергетической комиссией Свердловской области от 19.10.2011 № 159-ПК утверждены формы предоставления субъектами регулирования информации, подлежащей свободному доступу в соответствии со стандартами раскрытия информации, и правил заполнения данных форм. В силу указанного постановления РЭК Свердловской области теплоснабжающими организациями информация, подлежащая свободному доступу в соответствии со стандартами раскрытия информации, предоставляется в РЭК Свердловской области в формате шаблонов Федеральной государственной информационной системы «Единая информационно-аналитическая система «ФСТ России - РЭК - субъекты регулирования», согласно перечням, указанным в приложениях 1 и 6 к постановлению.
ОАО «Российские железные дороги» (Горьковская дирекция по теплоснабжению) как теплоснабжающая организация является регулируемой организацией. Информация, подлежащая ежегодному раскрытию, представляется теплоснабжающими организациями в формате шаблона ЕИАС с кодом JKH.OPEN.INFO.PRICE.WARM. Данный шаблон регулируемые организации должны были представить в срок до 14.01.2015 включительно.
Из пояснений заинтересованного лица и материалов дела следует, что в целях напоминания регулируемым организациям о предоставлении шаблонов в срок до 14 января 2015 года заинтересованным лицом размещено на официальном сайте Региональной энергетической комиссии Свердловской области в разделе «Информационные письма» письмо от 19.12.2014 № 04-04/7751 «О предоставлении шаблонов», адресованное руководителям организаций, оказывающим услуги теплоснабжения и услуги по передаче тепловой энергии на территории Свердловской области.
По состоянию на 09 час. 00 мин. 15.01.2015 ежегодный шаблон JKH.OPEN.INFO.PRICE.WARM об установленных тарифах на 2015 и (или) 2015-2017 годы в сфере теплоснабжения от ОАО «Российские железные дороги» (Горьковская дирекция по теплоснабжению) в РЭК Свердловской области не поступил.
Событие административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос вины общества в совершенном правонарушении исследован административным органом при вынесении оспариваемого постановления.
Материалами проверки установлено, что у заявителя имелась возможность для представления сведений, обязанность представления которых предусмотрена нормативными правовыми актами для исполнения органом, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, полномочий по контролю (надзору), однако, исходя из обстоятельств административного правонарушения, заявителем не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных требований, не была проявлена должная степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения правил и норм действующего законодательства.
Представленные заявителем документы не подтверждают факта принятия им всех предусмотренных мер, направленных на исполнение требований законодательства.
Так, ОАО «Российские железные дороги» в связи с возникновением ошибок при отправке отчета в РЭК Свердловской области обратилось в службу поддержи 13.01.2015 (в 15:13) при сроке сдаче отчетности в срок до 14.01.2015.
Кроме того, ранее общество привлекалось к ответственности за аналогичное правонарушение, однако было освобождено РЭК Свердловской области от административной ответственности ввиду малозначительности, т.е. общество с учетом привлечения его ранее к ответственности должно было знать и о сроках представления отчета о раскрытии информации и о последствиях такого непредставления.
Существенных процессуальных нарушений закона, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, административным органом в ходе административного производства не допущено, заявителю обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.
Письмом от 28.01.2015 № 04-07/273 законный представитель ОАО «Российские железные дороги» (Горьковская дирекция по теплоснабжению) в 10 час. 00 мин. 03.02.2015 приглашен в РЭК Свердловской области для выяснения наличия или отсутствия оснований для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1. ст. 19.8.1 КоАП РФ.
Также указанная информация была направлена заявителю посредством факсимильной связи 30.01.2015 и 02.02.2015 в адрес юридического лица и его филиала, совершившего административное правонарушение. О получении указанного письма свидетельствует отметка заявителя на его копии.
03.02.2015 в отсутствии законного представителя заявителя, извещенного надлежащим образом, в отношении ОАО «Российские железные дороги» (Горьковская дирекция по теплоснабжению) составлен протокол об административном правонарушении.
Из пояснений заинтересованного лица следует, что на момент составления протокола об административном правонарушении ежегодный шаблон JKH.OPEN.INFO.PRICE.WARM об установленных тарифах на 2015 и (или) 2015-2017 годы в сфере теплоснабжения от ОАО «РЖД» (Горьковская дирекция по теплоснабжению) в РЭК Свердловской области не поступил (скриншот представлен в материалы дела).
Письмом от 05.02.2015 № 06-04/516 протокол об административном правонарушении в отношении ОАО «Российские железные дороги» (Горьковская дирекция по теплоснабжению) направлен в адрес юридического лица и его филиала, привлекаемого к административной ответственности. О получении указанного письма свидетельствуют почтовое уведомление о вручении письма и распечатка с официального сайт Почты России.
Определением от 06.02.2015 дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Российские железные дороги» (Горьковская дирекция по теплоснабжению) назначено к рассмотрению на 15 час. 30 мин. 25.02.2015.
Копия определения направлена в адрес заявителя письмами от 11.02.2015 № 06-04/760 и от 11.02.2015 № 06-04/761, а также посредством факсимильной связи. О получении указанных писем свидетельствуют распечатки с официального сайта Почты России.
25.02.2015 с участием защитников заявителя вынесено оспариваемое в рамках настоящего дела постановление.
Заинтересованным лицом в материалы дела представлены отчеты об отправке и детализация.
Также заинтересованное лицо ссылается на то, что поступившие 03.02.2015 и 24.02.2015 в программу «ЕИАС Мониторинг» шаблоны JKH.OPEN.INFO.PRICE.WARM были отклонены регулятором 09.02.2015 и 25.02.2015 в связи с раскрытием информации не в полном объеме.
Таким образом, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении ежегодный шаблон JKH.OPEN.INFO.PRICE.WARM об установленных тарифах на 2015 и (или) 2015-2017 годы от ОАО «Российские железные дороги» (Горьковская дирекция по теплоснабжению) в РЭК Свердловской области не поступил (скриншот представлен в материалы дела).
Доводы заявителя о том, что оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене в связи с тем, что определение о принятии административного дела к производству, которым срок рассмотрения дела продлен на 7 дней, не содержит мотивировку продления срока рассмотрения дела, отклоняется судом.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 10 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
При этом постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007 утвержден Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, согласно которому требование о вынесении определения о продлении срока рассмотрения административного дела, а также содержащееся в ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ требование о рассмотрении дела об административном правонарушении в установленный срок носят процедурный характер, их невыполнение не влияет на законность вынесенного по делу постановления.
Таким образом, отсутствие мотивированного определения о продлении срока рассмотрения дела либо нарушение сроков рассмотрения дела (если дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности) не является существенным нарушением процессуальных требований, влекущим отмену постановления по делу об административном правонарушении (вопрос 24).
Исходя из конкретных обстоятельств правонарушения, оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным не имеется.
Принимая во внимание изложенное, у суда не имеется оснований для признания оспариваемого постановления незаконным.
Руководствуясь ст. 167-170,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
СудьяС.Н.Водолазская