Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания
362040, г. Владикавказ, пл. Свободы, 5
http://alania.arbitr.ru, e-mail: info@alania.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
16 июля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2021 года
Полный текст решения изготовлен 16 июля 2021 года
Арбитражный суд Республики Северная Осетия – Алания в составе судьи Баскаевой Т.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Котаевой С.И.
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Акционерного общества энергетики и электрификации «Севкавказэнерго»
к ответчикам:
– Администрации местного самоуправления Ардонского городского поселения РСО-Алания
– Муниципальное унитарное предприятие «Ардонская коммунально-эксплуатационная служба»
третье лицо - Региональная служба по тарифам по РСО-Алания
о взыскании 10 601 607 рублей 07 копеек,
при участии:
от истца – ФИО1, доверенность № 21 от 12.01.2021
от ответчиков – не явились
от третьих лиц – не явились,
установил: АО «Севкавказэнерго» обратилось в суд с иском о взыскании с АМС Ардонского городского поселения РСО-Алания стоимости потерь электрической энергии в электрических сетях за март 2020 года в размере 11 324 045 рублей 01 копейки.
Определением суда от 08.04.2021 по ходатайству истца исключено из числа третьих лиц и привлечено к участию в деле в качестве соответчика Муниципальное унитарное предприятие «Ардонская коммунально-эксплуатационная служба».
25.05.2021 в материалы дела посредством подачи документов в электронном виде через систему «Мой арбитра» поступило заявление об уточнении исковых требований, в соответствии с которым истец просил взыскать с АМС Ардонского городского поселения РСО-Алания 8 891 670 рублей 75 копеек стоимости потерь электрической энергии в электрических сетях за 26 дней марта 2020 года и с МУП «Ардонская коммунально-эксплуатационная служба» - 1 709 936 рублей 32 копеек стоимости потерь электрической энергии в электрических сетях за 5 дней марта 2020 года (уточненные исковые требования).
Указанные уточнения приняты судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Представители ответчиков и третьего лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке статьи 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
12.07.2021 через электронную систему «Мой арбитр» в материалы дела от представителя МУП «Ардонская коммунально-эксплуатационная служба» поступил письменный отзыв на исковое заявление с контррасчетом.
13.07.2021 через электронную систему «Мой арбитр» в материалы дела от представителя истца поступили письменные пояснения с приложенным пакетом документов.
Указанные документы приобщены к материалам дела.
Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.
Изучив письменные материалы и обстоятельства дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, АО «Севкавказэнерго» являлось гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Северная Осетия-Алания.
Гарантирующий поставщик осуществляет покупку электрической энергии на оптовом и розничных рынках электроэнергии и мощности и продажу электрической энергии на розничном рынке электроэнергии на основании договоров энергоснабжения и купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Потребителями электрической энергии являются граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, чьи объекты присоединены, в том числе, к объектам электросетевого хозяйства Администрации местного самоуправления Ардонского городского поселения РСО-Алания и МУП «Ардонская коммунально-эксплуатационная служба».
Как усматривается из материалов дела в период с 11.12.2019 по 05.03.2020 за Муниципальным унитарным предприятие «Ардонская коммунально-эксплуатационная служба» на основании договора № 1 и № 2 от 11.12.2019 на праве хозяйственного ведения закреплено недвижимое имущество (электрические сети), указанное в приложении к договорам.
В соответствии с Соглашением № 1 и № 2 от 06.03.2020 на основании постановления АМС Ардонского городского поселения Ардоского района РСО-Алания №83 от 06.03.2020 и обращения МУП «Ардонская коммунально-эксплуатационная служба» договоры № 1 и № 2 от 11.12.2019 расторгнуты. Муниципальное недвижимое имущество (электрические сети) передано Администрации местного самоуправления Ардонского городского поселения РСО-Алания на основании актов приема-передачи.
Как следует из материалов дела, за период с 01.03.2020 по 05.03.2020 фактические потери у МУП «Ардонская коммунально-эксплуатационная служба» составили 271 611кВтч на сумму 1 709 93632 рублей; за период с 06.03.2020 по 31.03.2020 у Администрации местного самоуправления Ардонского городского поселения РСО-Алания – 1 412 377кВтч на сумму 8 891 670,75 рублей.
Данный объем подтверждается актами снятия показаний с приборов учета электрической энергии за указанный период.
Неисполнение администрацией указанного требования послужило основанием для обращения истца в суд с иском по настоящему делу.
Сложившиеся между сторонами правоотношения регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Пунктом 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства от 05.05.2012 № 442 (далее - Основные положения № 442), сетевые организации приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства. В этом случае сетевые организации выступают как потребители.
Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861), установлен порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь.
В соответствии с пунктами 50, 51 Правил № 861 размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, переданной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, которая поставлена по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и потреблена энергопринимающими устройствами, присоединенными к данной электрической сети, а также объемом электрической энергии, которая передана в электрические сети других сетевых организаций.
Стоимость электрической энергии в объеме фактических потерь электрической энергии, возникших на объектах электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть и принадлежащих собственникам или иным законным владельцам, которые ограничены в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» в осуществлении своих прав в части права заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов, оплачивается той организацией, которая в соответствии с договором о порядке использования таких объектов обязана приобретать электрическую энергию (мощность) для компенсации возникающих в них фактических потерь электрической энергии.
Пунктом 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства от 05.05.2012 № 442 (далее - Основные положения № 442), иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.
Потери электрической энергии, возникающие в принадлежащих иным владельцам объектов электросетевого хозяйства объектах электросетевого хозяйства, приравниваются к потреблению электрической энергии и оплачиваются иными владельцами в рамках заключенных ими договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, с учетом оплаты стоимости услуг по передаче электрической энергии (пункт 129 Основных положений № 442).
Из приведенных выше норм права следует, что обязанность по оплате фактических потерь лежит не только на сетевой организации, но и на любом другом владельце объектов электросетевого хозяйства. Отсутствие у владельца электросетевого хозяйства статуса сетевой организации не освобождает его от обязанности возмещать стоимость потерь электроэнергии, возникших в его сетях, поскольку данная обязанность возложена на собственников и иных владельцев сетевого хозяйства законом.
В соответствии с пунктом 130 Основных положений № 442 при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
Между сторонами сложились фактические отношения по поставке электрической энергии (мощности), что в силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения», влечет обязанность ответчика по оплате потребленной электрической энергии.
В статье 65 АПК РФ указано, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Стоимость фактических потерь в сетях администрации определена истцом в соответствии с тарифами, утвержденными в установленном порядке.
В отзыве № 1082 от 19.10.2020 на исковое заявление Администрация указала на неправильное применение тарифа.
При расчете стоимости компенсации потерь электрической энергии, как указал ответчик, истец применил тариф, установленный для группы «прочие потребители с максимальной мощностью энергопринимающих устройств менее 640кВтч». Применение истцом тарифа при расчетах стоимости компенсации потерь электрической энергии на продажу для потребителей электрической энергии является неправомерным. Данный тариф установлен для потребителей электроэнергии, тогда как сетевая организация в отношениях по компенсации потерь не является потребителем электрической энергии, так как не имеет присоединенных электропринимающих устройств.
Расчеты по оплате электроэнергии в целях компенсации ее потерь при передаче должны производиться по специальному тарифу, утвержденному регулирующим органом. Такой тариф в регулируемом периоде для названных целей установлен в марте 2020 года в размере 1,761.94 руб/МВт*ч без НДС.
Функционирование электроприборов потребителей АО «Севкавказэнерго» на территории Ардонского городского поселения при потерях в сетях муниципального образования Ардонское городское поселение 56,92% от поставляемой энергии считает невозможным.
В своих пояснениях № 015/22-Х от 18.01.2021 истец указал, что в силу абз. 2 п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающие устройства потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электроэнергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электроэнергии. В этом случае к их отношениям по передаче электроэнергии применяются положения Правил № 861, предусмотренные для сетевых организаций.
Ответчик считает, что должен быть применен тариф за март 2020 в размере 1,76194 рублей. Однако, данный тариф применяется к Сетевым организациям, приобретающим электроэнергию в целях компенсации потерь. АМС Ардонского городского поселения РСО-Алания не является сетевой организацией.
Таким образом, истцом верно применен тариф в представленном расчете.
Возражая относительно объема поставленной электроэнергии, ответчики указали на то, что истцом не представлено доказательств того, что приборы учета, на основании которых определен объем полезного отпуска электроэнергии у потребителей допущены в эксплуатацию в качестве расчетных приборов (п. 1.1, 2.1, 2.2 Типовой инструкции по учету электроэнергии при ее производстве передаче и распределении РД 34.09.101-94).
В пояснениях № 015/22-Х от 18.01.2021 истец указал, что границы балансовой принадлежности сетей доказаны и подтверждены актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 03.08.2020 №940.
Ответчиками не доказано и в материалах дела отсутствует информация о принадлежности указанных участков электрических сетей иным лицам. Доводы об отсутствии доказательств законности технологического присоединения потребителей к сетям предприятия неверны. Согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 26 Закона № 35-ФЗ и пункту 196 Основных положений ответчик, как законный владелец объектов электросетевого хозяйства, вправе сам проводить проверки и требовать предъявления и составления документов о технологическом присоединении. Сомневаясь в достоверности данных, отраженных истцом в расчетах, АМС Ардонского городского поселения РСО-Алания самостоятельных мер по проверке приборов учета потребителей истца не приняла, хотя такая возможность ему предоставлена положениями пунктов 169, 172 Основных положений № 442, контррасчет в целях подтверждения довода о том, что энергия потребителей истца выставлена к оплате в качестве потерь в электрических сетях ответчика в материалы дела не представлен.
Согласно Акту об осуществлении технологического присоединения № 940 от 03.08.2020 ПАО «Россети Северный Кавказ» отпускает электроэнергию по 1). ПС «Ардон-110» ФЗ-10 кВ., 2). ПС «Ардон-110» Ф4-10 кВ., 3). ПС «Ардон-110» Ф8-10 кВ., из своих сетей в сети АМС Ардонского городского поселения РСО-Алания. В эксплуатации предприятия находятся 1) отходящая от линейной ячейки РУ 10 кВ воздушная линия 10 кВ Ф-3 ПС 110 кВ Ардон-110; 2) отходящая от линейной ячейки РУ 10 кВ воздушная линия 10 кВ Ф-4 ПС 110 кВ Ардон-110; 3) отходящая от линейной ячейки РУ 10 кВ воздушная линия 10 кВ Ф-8 ПС НО кВ Ардон-110.
При расчете размера фактических потерь общество исходило из общего количества поставленной в сети электроэнергии за вычетом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами абонентов.
Расчет стоимости фактических потерь за спорный период произведен истцом на основании актов снятия показаний с приборов учета электрической энергии, акта разграничений балансовой принадлежности.
В материалы дела представлены акты снятия показаний приборов учета потребителей АО «Севкавказэнерго», которые ежемесячно производились сотрудниками сетевой организации.
Заявленный истцом объем электроэнергии подтвержден в установленном порядке.
Ответчиками о фальсификации представленных гарантирующим поставщиком актов снятия показаний с приборов учета электрической энергии не заявлено, доказательств фактического неоказания услуг по поставке электроэнергии либо иных показаний приборов учета не представлено.
Исходя из всего вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что истцом доказан факт поставки электрической энергии в спорный период в заявленном объеме.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
На основании изложенного, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что требование истца о взыскании с Администрации местного самоуправления Ардонского городского поселения РСО-Алания Муниципального унитарного предприятия «Ардонская коммунально-эксплуатационная служба» стоимость потерь электрической энергии в электрических сетях за март 2020 года в размере 10 601 607 рублей 07 копеек является обоснованным, подтверждено документально материалами дела и подлежит удовлетворению.
Из смысла статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что истец при подаче иска в суд уплачивает государственную пошлину.
Государственная пошлина по настоящему делу составляет 76 008 рублей
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежат взысканию с ответчиков в доход федерального бюджета.
Поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ администрация освобождена от уплаты госпошлины, то государственная пошлина подлежит взысканию в федеральный бюджет только с МУП «Ардонская коммунально-эксплуатационная служба» от суммы удовлетворенных требований 1 709 936 рублей 32 копеек в размере 30 099 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Администрации местного самоуправления Ардонского городского поселения РСО-Алания в пользу Акционерного общества энергетики и электрификации «Севкавказэнерго» стоимость потерь электрической энергии в электрических сетях за 26 дней марта 2020 года в размере 8 891 670 рублей 75 копеек.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Ардонская коммунально-эксплуатационная служба» в пользу Акционерного общества энергетики и электрификации «Севкавказэнерго» стоимость потерь электрической энергии в электрических сетях за 5 дней марта 2020 года в размере 1 709 936 рублей 32 копеек.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Ардонская коммунально-эксплуатационная служба» в доход бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 30 099 рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по дела в законную силу через суд, вынесший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru/ или Арбитражного суда Северо-Кавказского округа http://www.assko.arbitr.ru/.
Судья Баскаева Т.С.