ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А61-3339/2021 от 09.09.2022 АС Республики Северная Осетия-Алания

Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владикавказ Дело № А61-3339/2021

09 сентября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 сентября 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 09 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе судьи Родионовой Г.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хохаевой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Северная Осетия-Алания (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) от 26.07.2021 № 458, в порядке статей 123, 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа,

установил:

публичное акционерное обществом «Россети Северный Кавказ» (далее – заявитель, ПАО «Россети Северный Кавказ») подало заявление о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Северная Осетия-Алания (далее также – Роспотребнадзор, Управление, административный орган, заинтересованное лицо) от 26.07.2021 № 458 по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000руб.

Определением от 07.09.2021 заявление принято к производству суда, возбуждено производство по делу.

28.10.2021 судом вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства в целях обеспечения задач справедливого и публичного судебного разбирательства, соблюдения принципа равноправия сторон и предоставления им равной судебной защиты.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

На основании части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности, а также срока привлечения к административной ответственности обществом не оспаривается.

Из материалов административного дела, представленного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Северная Осетия-Алания, следует.

На основании обращения жителей с. Кирово о причинении ущерба, связанного с проведением ПАО «Россети Северный Кавказ» работ по замене силового трансформатора, 31.05.2021 во время внеплановой документарной проверки, проведенной Управлением в отношении ПАО «Россети Северный Кавказ», осуществляющего деятельность по адресу: РСО-Алания, <...>, в присутствии представителя сетевой организации ФИО1 по доверенности от 30.12.2020 № 244, установлено, что общество допустило оказание услуг по передаче электроэнергии некачественной электроэнергией, не соответствующей требованиям нормативных правовых актов в нарушение следующих положений:

1) подпункта «а» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354), пунктов 7 и 9 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012), статей 4, 7 ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1, - Филиал ПАО «Россети -Северный Кавказ» «Севкавказэнерго», являясь гарантирующим поставщиком электроэнергии ненадлежащим образом исполняет обязательства перед потребителями (покупателями) проживающими с. Кирово, а именно: поставляет коммунальный ресурс ненадлежащего качества, не соответствующего показателям качества электроэнергии по величине фазного напряжения, отклонение составляет более 10 процентов от нормы, которая регламентируется ГОСТ29322-2014;

2) пункта 108 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06 мая 2011г.) - исполнитель (гарантирующий поставщик) не согласовывает с потребителем дату и время проведения проверки причин нарушения качества коммунальной услуги не информирует потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг, о дате и времени возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества, не соблюдает время проверки, которое назначается не позднее 2-х часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги;

3) пункта 109 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06 мая 2011г.) - по результатам проверки факта нарушения качества коммунальной услуги исполнителем (гарантирующим поставщиком) не составляются акты проверок;

4) пункта 110 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06 мая 2011г.) - при возникновении споров между потребителями и исполнителем относительно факта нарушения качества коммунальной услуги исполнителем (гарантирующим поставщиком) не проводится экспертиза качества коммунальной услуги;

5) пункта 113 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06 мая 2011г.) -исполнитель (гарантирующий поставщик) после возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества не исполняет обязанности по проведению проверки и составлению акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, который подписывается потребителем и исполнителем;

6) пунктов 10, 11 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 - гарантирующий поставщик не предоставляет потребителям путем размещения в центрах очного обслуживания следующей информации: разработанные и внедренные гарантирующим поставщиком стандарты качества обслуживания потребителей (покупателей) и изменения указанных стандартов, о порядке и условиях приема показаний приборов учета и последствиях вывода из строя приборов учета либо отсутствия приборов учета; порядок подачи обращений, претензий и жалоб на действия гарантирующего поставщика.

Указанные нарушения, допущенные обществом, отражены административным органом в акте проверки от 11.06.2021 № 1-469.

14.06.2021 в присутствии ФИО1 административным органом составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ, в котором содержится графа «назначить дату вынесения постановления об административном нарушении на «__________2021. (дата) к 11 час. 00 мин.». Указанная графа осталась незаполнена.

В подтверждение уведомления ПАО «Россети Северный Кавказ» о времени и месте составления рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административным органом представлено письмо от 12.07.2021 № 15-00-05/62-4616-2021.

26.07.2021 Роспотребнадзором вынесено постановление о привлечении ПАО «Россети Северный Кавказ» к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 20 000руб.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.4.2 и 14.4.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление № 10) нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Процессуальные действия, совершаемые в рамках административного производства, предполагают участие в их совершении определенных лиц, которым действующее законодательство предоставляет тот или иной объем процессуальных прав, не только на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, но и на стадии возбуждения.

Лицу, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность участвовать в его составлении и пользоваться другими правами, предусмотренными КоАП РФ. Только при надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о факте, месте и времени составления протокол (постановления) об административном правонарушении, названный протокол может быть составлен в отсутствие этого лица.

В материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения ПАО «Россети Северный Кавказ» о времени месте составления постановления об административном правонарушении, в том числе в протоколе об административном нарушении от 14.06.2021 не указана дата составления постановления, не представлена доверенность ФИО1 с правом на представления интересов общества, отсутствую доказательства направления в адрес сетевой организации уведомления (письма) от 12.07.2021 № 15-00-05/62-4616-2021 о дате и времени составления постановления

Поскольку административный орган не известил общество надлежащим образом о времени и месте совершения указанных процессуальных действий, лишив его возможности реализовать свои права, предусмотренные КоАП РФ при составлении постановления об административном правонарушении и при рассмотрении дела об административном правонарушении, суд пришел к выводу о том, что административным органом допущены существенные нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности.

При указанных обстоятельствах общество без достаточных на то оснований было лишено возможности участвовать в производстве по делу об административном правонарушении и защищать свои права и законные интересы при привлечении его к административной ответственности.

На основании изложенного, постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ является незаконным и подлежит отмене.

Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Северная Осетия-Алания (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) от 26.07.2021 № 458 о признании публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия (изготовления в полном объеме).

Жалоба подается через Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.

Судья Г.С. Родионова