ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А61-3387/13 от 10.02.2014 АС Республики Северная Осетия-Алания

Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания

362040, г.Владикавказ, пл.Свободы,5

E-mail: info@alania.arbitr.ru, http://alania.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения оглашена 10.02.2014

Решение в полном объеме изготовлено 11.02.2014

г. Владикавказ Дело №А61- 3387/13

11 февраля 2014 года

  Арбитражный суд Республики Северная Осетия -Алания в составе:

председательствующего Родионовой Г.С.,

судей Бекоевой С.Х., Коптевой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Токаевой О.Н., рассмотрев в судебном заседании заявление муниципального унитарного предприятия «Владикавказские водопроводные сети» (ОГРН 1101513000654, ИНН 1513000745) к Региональной службе по тарифам РСО-Алания о признании недействующим и отмене нормативного правового акта - постановления Региональной службы по тарифам РСО-Алания от 30.11.2012 № 65 «Об установлении тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и тарифов для потребителей РСО-Алания в сфере водоснабжения и водоотведения на 2013 год» в части принятия тарифов на холодное водоснабжение, оказываемое МУП «Владикавказские водопроводные сети»

при участии:

от муниципального унитарного предприятия «Владикавказские водопроводные сети» - Даниловой И.В. (доверенность от 23.09.2013 №1-юр),

от Региональной службы по тарифам РСО-Алания - Дзахоева М.С. (доверенность от 09.01.2014 №2), Зурабова А.Т. (доверенность от 10.02.2014 №6),

установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Владикавказские водопроводные сети» (далее - МУП «Владикавказские водопроводные сети», предприятие) обратилось в суд с иском к Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия – Алания (далее –региональная служба) о признании недействующем и отмене постановления Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия – Алания от 30.11.2012 № 65 «Об установлении тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и тарифов для потребителей РСО-Алания в сфере водоснабжения и водоотведения на 2013 год» в части в части установления тарифов на холодную воду на 2013 год для предприятия.

Представитель МУП «Владикавказские водопроводные сети» в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель РСТ РСО-Алания требование не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, и заявил, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановлением Правительства РСО-Алания от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На заседании правления Региональной службы по тарифам РСО-Алания 30.12.2012 было принято постановление №65 «Об установлении тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и тарифов для потребителей РСО-Алания в сфере водоснабжения и водоотведения на 2013 год». Пунктом 1 принятого постановления были утверждены тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, оказываемые в сфере водоснабжения, водоотведения и тарифы для потребителей на холодную воду и на водоотведение в соответствии с календарной разбивкой согласно приложению к настоящему постановлению.

В Приложении №1 к постановлению для МУП «Владикавказские водопроводные сети» были установлены тарифы на холодную воду, действующие с 01.01.2013 по 30.06.2013 для организаций коммунального комплекса 10,56 руб. за 1 куб.м.; для населения с НДС 11,49 руб. за 1 куб.м.; для прочих потребителей 10,80 руб. за 1 куб.м; тарифы на холодную воду, действующие с 01.07.2013 по 31.12.2013 для организаций коммунального комплекса -11,60 руб. за куб.м.; для населения с НДС – 13,22 руб. за куб.м.; для прочих потребителей – 12,36 руб. за 1 куб.м.

Протокол заседания правления Региональной службы № 65 от 30.12.2012 и постановление Региональной службы № 65 от 30.12.2012 опубликованы на официальном сайте Региональной службы в сети «Интернет», а постановление - в газете «Растдзинад».

Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

Общий порядок регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлен в статье 9 Закона N 210-ФЗ ««Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». На период принятия постановления № 65 от 30.12.2012 порядок принятия тарифов был детализирован в "Основах ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Основы ценообразования) и "Правилах регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 210 регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 210 общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса; создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ; установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.

Согласно пункту 14 Основ ценообразования, установление тарифов и надбавок осуществляется органами регулирования в соответствии с общими принципами регулирования тарифов и надбавок, предусмотренными Законом N 210.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования и пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 (далее - Методические указания) при регулировании тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются: 1) метод установления фиксированных тарифов; 2) метод установления предельных тарифов; 3) метод индексации установленных тарифов.

В соответствии с пунктом 12 Методических указаний для установления тарифов регулируемая организация вместе с заявлением об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет предложение о выбранном методе регулирования и обоснованием целесообразности его применения, а также расчет тарифов в соответствии с предложенным методом. Решение о выборе метода регулирования принимает орган регулирования. В случае несогласия с предложенным регулируемой организацией методом регулирования орган регулирования может потребовать от регулируемой организации пересчет тарифов в соответствии с выбранным методом. Срок для пересчета тарифов не может составлять менее 30 дней.

О выборе регулирования методом установления предельных тарифов орган регулирования уведомляет регулируемую организацию за 60 дней до срока подачи документов на установление тарифов и предоставляет ей доступ к массиву данных мониторинга производственных программ в отношении организаций коммунального комплекса, отвечающих критериям сопоставимости для регулируемой организации, финансовые потребности которых являются основанием для установления предельных максимальных и предельных минимальных тарифов, определенных органом регулирования.

Как указала Региональная служба, был выбран, а предприятием применен метод фиксированных тарифов.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования при использовании метода установления фиксированных тарифов тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов.

Согласно пунктам 23 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, и Методическими указаниями. Расходы организации коммунального комплекса определяются в соответствии с пунктами 24 – 28 Основ ценообразования по статьям затрат. Согласно пункту 28 Основ ценообразования в расходы, учитываемые при расчете финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, включаются дивиденды и другие расходы, осуществляемые за счет чистой прибыли организации коммунального комплекса.

  Письмом от 28.04.2012 № 449 вх. № 563 МУП «Владикавказские водопроводные сети» предъявило в Региональную службу документы с расчетами по статьям затрат в соответствии с указанными выше нормами, производственную и инвестиционную программы.

В соответствии с пунктом 16 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 в процессе рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования вправе осуществлять экспертизу, которая включает в себя анализ финансовых потребностей для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку правильности расчета предлагаемых тарифов и надбавок и оценку доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса. При проведении экспертизы с привлечением экспертных организаций размещение заказа на оказание услуг по проведению экспертизы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Привлечения экспертной организации с размещением заказа на оказание услуг по проведению экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, материалы дела не содержат.

Проверка документов предприятия выполнена специалистами Региональной службы и отражена в «Экспертизе обоснованности производственной программы обоснованности расчета соответствующих в ней тарифов на услуги водоснабжения, оказываемых МУП «Владикавказские водопроводные сети на 2013 год» (далее – экспертное заключение).

Исследовав экспертное заключение Региональной службы, проведя сравнительный анализ документов предприятия, представленных им в Региональную службу, суд пришел к следующим выводам.

Согласно экспертному заключению Региональная служба не согласилась с объемом выработки воды, сославшись на завышенный, по её мнению, объем потерь 38,5% и установила уровень потерь 30% (таблица № 1 поз.6 заключения). При этом ссылка на нормативный правовой акт в обоснование уменьшения величины потерь объема воды в экспертном заключении отсутствует.

При планировании затрат по статье "Ремонт, техническое обслуживание и материалы" из заявленной предприятием суммы материалов в размере 4 933 000 рублей Региональная служба экономически обоснованными признала только расходы на приобретение реагентов на очистку воды в сумме 327 238 рублей. Обоснование исключения других материальных затрат, подтвержденных балансами предприятия, и другими документами бухгалтерского учета Региональная службы, в заключении также не привела.

По статье «Электроэнергия» предприятием заявлены расходы в размере 271 859 рублей. Региональная служба определила расходы в размере 185 035 рублей используя расчетный метод на основании Рекомендаций по расчету тарифов в водопроводно-канализационном хозяйстве (Москва 2004). В то время как предприятием произведен расчет по фактическому потреблению электроэнергии за предшествующий период, подтвержденный счетами и актами снятия показаний прибора учета, выставленными ОАО «Севкавказэнерго». При этом заключение не содержит сведения, по которым Региональная служба отклонила представленный предприятием расчет. Рекомендации по расчету тарифов в водопроводно-канализационном хозяйстве (Москва 2004) обязательными к применению не являются и не могут использоваться в качестве доказательства опровергающего расчеты предприятия. Иных доказательств не представлено.

По статье «Затраты на ГСМ» расчеты предприятия и Региональной службы проведены со ссылкой на «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, РЗ 112 194 – 0366 – 97», утвержденными Департаментом автомобильного транспорта Минтранса России 18.02.1997. Региональная служба приняла решение сократить расходы по статье ГСМ со ссылкой на пробег автотранспорта и расход бензина на месяц март 2012 года. По данным предприятия расход бензина АИ 80 за год составил 78798 л., а по расчету Региональной службы – 22 800 л. Однако Региональной службой не представлено доказательств равномерности расхода бензина определенной марки, исходя из данных за март 2012 года. При составлении расчета Региональной службой не обоснован вывод о необходимости использования данных о расходе ГСМ за март 2012 года. Представленные предприятием таблицы расходов ГСМ показатели расхода ГСМ за март 2012 года не содержат. Не обоснован также километраж пробега автотранспорта за март 2012 года.

При определении затрат по статьям "Заработная плата основных рабочих", "Отчисления на социальные нужды" Региональная служба произвела перерасчет планируемого фонда заработной платы на 2013 год, исходя из фактических данных предприятия, за 2010, 2011 и начало 2012 года. Фактический уровень расходов за 2012 года при расчете тарифов на 2013 год не мог использован, поскольку не был сформирован к моменту подачи документов предприятием (апрель 2012 года). Поскольку заработная плата работников была определена предприятием в соответствии с «Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2008-2010 годы» и письмом Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения № 01/127-12 от 28.07.2011, Региональная служба не вправе корректировать зарплату работников в сторону уменьшения без учета норм, установленных указанными выше документами.

Амортизационные отчисления предприятия уменьшены Региональной службой до 26 183 000 рублей произвольно, без какого-либо экономического обоснования. Таким же произвольным способом уменьшены затраты предприятия на охрану труда.

При расчете тарифа Региональной службой была полностью исключена прибыль предприятия, что противоречит пункту 28 Основ ценообразования. В обоснование данного действия представитель Региональной службы сослался на увеличение тарифа выше предельного индекса.

Между тем, примененный Региональной службой способ расчета тарифа не соответствует методу установления фиксированных тарифов.

Метод индексации установленных тарифов, определенный в пункте 38 раздела VI Основ ценообразования, Региональной службой не применялся.

Таким образом, расчет тарифа Региональной службой экономически не обоснован, произведен с нарушением требований статьей 3 и 9 Федерального закона №210-ФЗ.

Согласно пункту 6 Правил регулирования тарифов в случае представления организацией коммунального комплекса всех документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил, орган регулирования регистрирует эти документы в день поступления и открывает соответственно дело об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса и (или) дело об установлении надбавок к тарифам и тарифов на подключение. Орган регулирования в течение 10 рабочих дней с даты регистрации поступивших документов направляет организации коммунального комплекса извещение о принятии указанных документов к рассмотрению и открытии соответствующего дела.

В силу пункта 7 Правил регулирования тарифов органы регулирования в течение 5 рабочих дней с даты получения документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил, вправе направить организации коммунального комплекса мотивированный запрос о представлении дополнительно документов с обоснованием расчетов, содержащихся в представленных документах, и (или) обоснованием необходимости реализации мероприятий производственной и (или) инвестиционной программ с указанием формы представления документов. Организация коммунального комплекса обязана представить указанные документы в течение 10 рабочих дней с даты поступления запроса.

Таким образом, в случае представления организацией коммунального хозяйства неполного комплекта документов, необходимых для установления тарифа, орган регулирования должен известить об этом заявителя. Кроме того, орган регулирования также вправе запросить у организации коммунального хозяйства дополнительные документы.

Согласно пунктам 15 и 16 Правил регулирования тарифов организация коммунального комплекса за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и надбавок извещается органами регулирования способом, позволяющим подтвердить получение извещения, о дате, времени и месте проведения заседания, на котором будет рассматриваться дело об установлении тарифов и надбавок.

Ход заседания и принятое органом регулирования решение по результатам рассмотрения дела об установлении тарифов и надбавок отражаются в протоколе заседания органа регулирования.

  Доказательств того, что Региональная служба при анализе документов предприятия пришла к выводу об отсутствии документального обоснования предприятием заявленных затрат и в соответствии с пунктом 7 Правил регулирования тарифов направляла запрос о представлении дополнительно документов с обоснованием расчетов, содержащихся в представленных документах, в деле не имеется. Не представлено Региональной службой и доказательств направления предприятию экспертного заключения. Представленная в ходе судебного разбирательства копия экспертного заключения не содержит указания на дату его составления.

Таким образом, непринятие Региональной службой к рассмотрению документации, подтверждающей фактические затраты предприятия является нарушением норм Основ ценообразования.

Утверждение тарифа на 2013 год без учета фактически сложившейся себестоимости услуги, оказываемой предприятием в 2012 году, не соответствует статьям 3, 9 Закона N 210-ФЗ и нарушает право предприятия на полное возмещение затрат, связанных с оказанием коммунальной услуги.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать недействующим и не подлежащим применению как несоответствующий Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" с момента вступления решения в законную силу пункт 1 Приложения к постановлению Региональной службы по тарифам РСО-Алания от 30.11.2012 № 65 «Об установлении тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и тарифов для потребителей РСО-Алания в сфере водоснабжения и водоотведения на 2013 год» в части установления тарифов на холодное водоснабжение, оказываемое МУП «Владикавказские водопроводные сети».

Взыскать с Региональной службы по тарифам РСО-Алания в пользу муниципального унитарного предприятия «Владикавказские водопроводные сети» (ОГРН 1101513000654, ИНН 1513000745) расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей.

Выдать муниципальному унитарному предприятию «Владикавказские водопроводные сети» справку на возврат госпошлины в размере 2000 руб.

Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий Г.С.Родионова

Судьи С.Х.Бекоева

М.Б. Коптева