Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания
Именем Российской Федерации
17 октября 2018 года
Резолютивная часть решения оглашена 10 октября 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 17 октября 2018 года.
Арбитражный суд Республики Северная Осетия – Алания в составе судьи Арчиновой В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Авлоховой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Владикавказ» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью «Альянс» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании задолженности
при участии:
от истца – не явились,
от ответчика – не явились,
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Владикавказ» обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Альянс» о взыскании 8 813 036,09 руб. задолженности по оплате поставленного в период с 01.03.2018 по 30.04.2018 газа, 156 641,2 руб. законных пеней, начисленных за период с 16.04.2018 по 10.07.2018 за просрочку оплаты стоимости потребленного в период с 01.03.2018 по 30.04.2018 газа.
Судебное заседание проведено в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Исковые требования основаны на неисполнении ответчиком обязательств по уплате 1669750,51 руб. стоимости 297,908 тыс. куб. м. газа, определенного истцом в марте, апреле 2018 года на основании показании приборов учета газа, и 7143285,58 руб. стоимости 1 274,467 тыс. куб. м. газа, определенного истцом в марте, апреле 2018 года по проектной мощности газопотребляющих установок.
Истцом 10.10.2018 через канцелярию суда в материалы дела представлено письменное уточнение искового заявления, должностные инструкции инженера по метрологии 1 категории территориального участка ООО «Газпром межрегионгаз Владикавказ» ФИО1, копия технического соглашения к договору поставки газа от 01.01.2018 №39-9-15505/18-22, доказательства направления копии указанного соглашения ответчику, паспорта качества газа за март и апрель 2018 года.
Истцом 10.10.2018 через канцелярию суда в материалы дела также представлен уточненный расчет законной неустойки, составленный с применением действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ – 7,5%, согласно данному расчету сумма пеней с 16.04.2018 по 10.07.2018 составила 162 042,62 руб.
Судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уточнение истцом цены иска в части искомой суммы пеней.
Ответчиком вопреки положениям статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлен письменный мотивированный отзыв на исковое заявление по существу заявленных требований с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований.
Суд, изучив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что заявленные Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Владикавказ» требования обоснованны, законны, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.
Из материалов дела следует, и судом установлено, что между истцом (поставщиком) и ответчиком (покупателем) заключен договор поставки газа от 01.01.2018 №39-9-15505/18-22, по условиям которого истец обязуется поставлять с 01.01.2018 по 31.12.2018 включительно газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, добытый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, а покупатель - получать и оплачивать поставленный газ.
Согласно пункту 4.1 договора количество поставляемого газа (объем) определяется по узлу учета газа Поставщика, установленного у Покупателя.
При неисправности или отсутствии узлов учета газа Поставщика, а также при несоответствии их требованиям действующих нормативных документов объем газа определяется по контрольно-измерительным приборам Покупателя.
При отсутствии либо неисправности контрольно-измерительных приборов, по которым производится определение количества газа, атакже отсутствии действующего поверительного клейма, отсутствии или нарушении пломб, установленных Поставщиком на узлах учета газа или задвижках байпасов узлов учета, на вводных задвижках, несоответствии узла учета газа требованиям действующих нормативно-технических документов, непредставлении Покупателем данных о расходе газа (показания счетчиков, диаграмм и распечаток по расходу и т.д.), а также при не допуске представителей Поставщика к газопотребляющему оборудованию и к узлу учёта газа, количество поставляемого газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения.
Под неисправностью узла учета газа, Стороны понимают такое состояние, при котором средства измерения и технические устройства, входящие в состав узла учета не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно-технической документации, включая требование о наличии действующего поверительного клейма.
Покупатель обеспечивает сохранность установленных на узле учета газа пломб госповерителя и Поставщика (пункт 4.1 договора).
В соответствии с пунктом 4.2 договора определение количества газа (объема) производится по контрольно-измерительным приборам узла учета газа, указанного в техническом соглашении, подписанном сторонами (приложение №4 к договору).
Из пункта 4.8 договора следует, что ответственность за надлежащее техническое состояние, своевременную проверку средств измерений, входящих в состав узла учета газа, за достоверность результатов измерений и расчетов несет владелец узла учета газа.
Узел учета считается принятым в эксплуатацию после оформления акта приемки узла учета газа в эксплуатацию, с соответствующим заключением. Владелец узла учета газа обязан представлять Поставщику копии паспортов, оригиналы свидетельств на средства измерений и узел учета газа с отметкой о поверке, проектную документацию, паспорта с разрешающей документацией «Ростехнадзора» на газопотребляющее оборудование. Владельцы турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков также обязаны представлять Поставщику Акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ8.740-2011 (по форме Приложения Г к указанному ГОСТу), выданный федеральным государственным учреждением - центром стандартизации, метрологии и сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Вызов представителя Поставщика, для приемки узла учета газа в эксплуатацию осуществляется по письменной заявке Покупателя, за семь рабочих дней, предшествующих дню проведения работ.
Покупатель обязан в любое время предоставлять представителям Поставщика, в присутствии уполномоченных или назначенных приказом ответственных лиц Покупателя, возможность проверки правильности работы средств измерения расхода и количества газа, ведение необходимой документации, осмотр газопотребляющего оборудования и документации на него.
При проведении проверки узла учета газа, Поставщик вправе провести калибровку средств измерений из состава узла учета газа Покупателя, посредством эталонных средств измерений, в случае выявления неисправных средств измерений, владелец узла учета газа обязан обеспечить ремонт (замену) и внеочередную поверку указанных средств измерений за счет собственных средств. В период устранения неисправности средств измерений узла учета, определение количества поставляемого газа осуществляется в соответствии с п.4.1. настоящего Договора. В случае несогласия одной из Сторон по оценке состояния средства измерения, указанное средство измерения комиссионно изымается из эксплуатации, для чего упаковывается, пломбируется и передаётся владельцу с целью дальнейшего направления на метрологическую экспертизу, о чем составляется акт.
Из раздела 4 договора следует, что при исправности контрольно-измерительных приборов количество переданного газа определяется по их показаниям.
Так в пункте 4.11 договора стороны указали на то, что покупатель не позднее 10 часов первого числа месяца, следующего за месяцем поставки (время московское), передает конечные месячные показания приборов учета газа в группу режимов газоснабжения территориального участка (абонентского пункта) Поставщика доступными видами связи.
Объемы газа, выбранные/поставленные за месяц, отражаются в актах поданного-принятого газа по каждой точке подключения, которые подписываются сторонами на территориальных участках Поставщика (пункт 4.12 договора).
Месячный акт поданного-принятого газа является основанием для формирования товарной накладной на отпуск газа, конденсата ТОРГ-12 (газ), выставления счетов-фактур и дальнейшего проведения окончательных расчетов с Поставщиком за поставленный газ, оказанные снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа в расчетном периоде (пункт 4.12 договора).
Из пункта 4.14 договора следует, что месячные акты поданного-принятого газа и сводный акт поданного-принятого газа оформляется не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным.
В случае не подписания и/или не представления оригиналов актов поданного-принятого газа Покупателем до 24-00 (время московское) пятого числа месяца, следующего за месяцем поставки газа и мотивированного отказа от их подписания, акты поданного-принятого газа считаются принятыми Покупателем на условиях, указанных в них.
Покупатель обязуется обеспечить явку своего представителя на территориальный участок Поставщика для своевременного получения актов поданного-принятого газа, товарных накладных по форме ТОРГ-12 (газ) и счетов-фактур для подписания в сроки, определенные договором.
Окончательный расчет за поставленный газ производится в срок до 15-го числа месяца, следующего за месяцем поставки газа (пункт 5.5 договора).
Как следует из материалов дела, 13.02.2018 и 14.02.2018 инженером Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Владикавказ» ФИО1 проведена проверка технического состояния узлов учета газа, установленных у покупателя газ по договору от 01.01.2018 №39-9-15505/18-22 - Общества с ограниченной ответственностью «Альянс», по результатам проверок выявлены следующие обстоятельства:
1.Узел учета газа потребителя, расположенный по адресу: ул. Энергетиков 4 (Котел RIELLO 520 с горелкой RS 70), не соответствует ГОСТу Р 8.740-2011, не принят в эксплуатацию и не опломбирован.
2.Узел учета газа потребителя, расположенный по адресу: ул. Л.Толстого 196 (Котел дакон ЕМ 50/2Е), не соответствует ГОСТу Р 8.740-2011, не принят в эксплуатацию и не опломбирован.
3.Узел учета газа потребителя, расположенный по адресу: ул. Энергетиков 5 (Котел дакон ЕМ 70/2Е), не соответствует ГОСТу Р 8.740-2011, не принят в эксплуатацию и не опломбирован.
4.В узле учета газа потребителя, расположенного по адресу: ул. К. Хетагурова 229(2316) (Котел RIELLO 520 с горелкой RS 70), истек срок поверки счетчика.
5.В узле учета газа потребителя, расположенного по адресу: ул. Кодоева 49 (Котел RIELLO 520 с горелкой RS 44), истек срок поверки счетчика.
6. В узле учета газа потребителя, расположенного по адресу: по ул. Сталина 41 (Котел дакон ЕМ 35Е), истек срок поверки корректора.
7. В узле учета газа потребителя, расположенного по адресу: ул. К. Маркса 42 (Котел RIELLO 520 с горелкой RS 50), истек срок поверки корректора.
8. В узле учета газа потребителя, расположенного по адресу: ул. К. Хетагурова, д. 101 (Котел дакон ЕМ 16Е), истек срок поверки корректора.
9. В узле учета газа потребителя, расположенного по адресу: ул. К. Хетагурова, д. 128 (Котел дакон ЕМ 35Е), истек срок поверки корректора.
10. В узле учета газа потребителя, расположенного по адресу: ул. К. Хетагурова, д.126 (Котел RIELLO 520 с горелкой RS 44), истек срок поверки корректора.
11. В узле учета газа потребителя, расположенного по адресу: ул. Бутаева, д. 3-5 (Котел дакон ЕМ 35Е), корректор газа не работает.
12. В узле учета газа потребителя, расположенного по адресу: ул. Бутаева, д. 4 (Котел RIELLO с горелкой RS 70), истек срок поверки корректора.
13. В узле учета газа потребителя, расположенного по адресу: ул. Агузарова, д. 2 (Котел дакон ЕМ 50/2Е), истек срок поверки корректора.
14. В узле учета газа потребителя, расположенного по адресу: ул. Агузарова, д. 3 (Котел RIELLO с горелкой RS 70), истек срок поверки корректора.
15. В узле учета газа потребителя, расположенного по адресу: ул. К. Хетагурова, д. 109 (Котел дакон ЕМ 35Е), истек срок поверки корректора.
16. В узле учета газа потребителя, расположенного по адресу: ул. К. Хетагурова, д. 89 (Котел "SIBERIA" КЧГО 50-1 ШТ. КОТЕЛ "ТИТАН"-1 ШТ.), истек срок поверки корректора.
17. В узле учета газа потребителя, расположенного по адресу: ул. Энергетиков 2 (Котел дакон ЕМ 40М), истек срок поверки корректора.
18. В узле учета газа потребителя, расположенного по адресу: ул. К. Хетагурова, 108 (Котел RIELLO с горелкой RS 70), истек срок поверки корректора.
19. В узле учета газа потребителя, расположенного по адресу: ул. К. Хетагурова, 103 (Котел дакон ЕМ 16Е), истек срок поверки корректора.
Правомочия ФИО1 на осуществление очередных и внеочередных проверок средств измерений, входящих в состав узла учета газа Потребителей, прописаны в пункте 2.21. должностной инструкции инженера по метрологии, утвержденной ООО «Газпром межрегионгаз Владикавказ» 31.01.2018.
Результаты проверок средств измерений оформлены ФИО1 в форме актов проверок УУГ от 13.02.2018 и 14.02.2018.
Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Владикавказ» в связи с несоответствием контрольно-измерительных приборов Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» требованиям нормативных документов часть поставленного в марте и апреле 2018 года газа определена по проектной мощности газопотребляющих установок и составила 1 274,467 тыс. куб. м.
Копии актов расчета объема газа по проектной мощности газопотребляющих установок за март и апрель 2018 года газа направлены Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Владикавказ» для ознакомления Обществу с ограниченной ответственностью «Альянс».
В марте и апреле 2018 года поставка газа Обществу с ограниченной ответственностью «Альянс» также осуществлялась на газовое оборудование, оснащенное исправными узлами учета газа.
Согласно показаниям корректных измерительных средств Обществом с ограниченной ответственностью «Альянс» в марте и апреле 2018 года потреблен энергоресурс в объеме 297,908 тыс. куб. м.
Всего за период с 01.03.2018 по 30.04.2018 ответчику поставлен газа в количестве 1 572,375 тыс. куб. м., из которых: 1 274,467 тыс. куб. м. газа, рассчитанного по мощности газоиспользующего оборудования, и 297,908 тыс. куб. м. газа, определенного по показаниям исправных средств измерений.
Сведения об объемах потребленного ресурса за март и апрель 2018 года изложены истцом в сводных актах поданного - принятого газа от 31.03.2018, 30.04.2018, которые направлены для рассмотрения и подписания ответчику по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения.
Ответчиком сводные акты поданного - принятого газа от 31.03.2018, 30.04.2018 не возвращены в подписанном виде, на акты не заявлены возражения.
Истцом ответчику к оплате выставлены товарные накладные, счета-фактуры за период с 01.03.2018 по 30.04.2018 на сумму 8 813 036,09 руб.
Ответчиком стоимость потребленного в период с 01.03.2018 по 30.04.2018 газа в сроки, установленные договором от 01.01.2018 №39-9-15505/18-22, не уплачена.
Инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительных результатов, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Правоотношения в сфере газоснабжения регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, если иное не установлено законом или иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода (часть 1 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 408 Гражданского кодекса Российской Федерации только надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Отношения между поставщиком и покупателем в сфере газа также регулируются положениями Постановления Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" (далее – Правила поставки газа) и Приказа Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 "Об утверждении Правил учета газа" (далее – Правила учета газа).
Согласно пункту 2.1 Правил поставки газа поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.
При неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором (пункт 23 Правил поставки газа).
В соответствии с пунктом 25 Правил поставки газа ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений учета газа несут организации, которым принадлежат средства измерений.
В силу пункта 26 Правил поставки газа каждая из сторон договора поставки газа или договора транспортировки газа обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности средств измерений, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем.
В соответствии с пунктом 1.4 Правил учета газа, утвержденных Приказом Минэнерго 30.12.2013 №961, указанные правила распространяются на юридические и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, Правила учета газа также являются нормативно-правовым актом обязательным для применения участниками правоотношений в сфере газоснабжения.
В соответствии с пунктом 1.8 Правил учета газа средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями должны быть защищены от несанкционированного вмешательства.
В соответствии с пунктом 1.6 Правил учета газа средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В силу пунктом 2.9 Правил учета газа измерения объема газа выполняются по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) измерений.
Согласно пункту 3.9 Правил учета газа при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов, исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.
Аналогичное правило закреплено в пункте 4.1 договора поставки газа от 01.01.2018 №39-9-15505/18-22.
Как было указано в пункте 1.6 Правил учета газа измерения объемов газа, в том числе показатели точности измерений объемов газа, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, средствам измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, регулируются Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений" от 26.06.2008 N 102-ФЗ (далее - Закон об обеспечении единства измерений).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации; защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
В силу пункта 8 части 3 статьи 1 настоящего Закона сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются, в том числе, при учете количества газа.
Исходя из статьи 2 Закона N 102-ФЗ средство измерений - техническое средство, предназначенное для измерений; технические требования к средствам измерений - требования, которые определяют особенности конструкции средств измерений (без ограничения их технического совершенствования) в целях сохранения их метрологических характеристик в процессе эксплуатации средств измерений, достижения достоверности результата измерений, предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, а также требования, обеспечивающие безопасность и электромагнитную совместимость средств измерений. Поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.
Под вводом в эксплуатацию средства измерений понимается документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению (статья 2 Закона N 102-ФЗ).
В силу части 1 статьи 9 Закона N 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Частью 1 статьи 13 указанного Закона определено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели (часть 2 статьи 13 Закона N 102-ФЗ).
В части 4 этой же статьи установлено, что результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр).
Государственная поверка прибора учета является одной из гарантий достоверности его показаний. Истечение срока государственной поверки прибора учета приравнивается к выходу из строя узла учета потребителя.
Как было указано выше согласно положениям части 1 статьи 5 Закона N 102-ФЗ и пункта 2.9 Правил учета газа измерения объема газа должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений.
Аттестованный методикой измерений для турбинных, ротационных и вихревых счетчиков газа является ГОСТ Р 8.740-2011 "Методика измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков".
Согласно п.12.1.1 ГОСТа Р 8.740-2011 проверку реализаций методики измерений (далее – МИ), относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляют юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные на право аттестации методик (методов) измерений, перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции.
В процессе эксплуатации владелец узла измерений обеспечивает контроль соблюдения и выполнения требований настоящего стандарт
При проведении проверки реализации МИ устанавливают: наличие акта измерения внутреннего диаметра измерительного трубопровода (ИТ); наличие технических описаний и (или) руководств по эксплуатации СИ; соответствие условий проведения измерений требованиям раздела 8; соответствие монтажа СИ, вспомогательных и дополнительных устройств требованиям эксплуатационной документации и раздела 9; соблюдение требований к точности измерений (пункт 12.1.2 ГОСТа Р 8.740-2011).
Согласно п.12.1.4 ГОСТа Р 8.740-2011 по результатам проверки составляют акт проверки состояния и применения СИ и соблюдения требований настоящего стандарта. Указанный акт выдается владельцу узла учета газа.
Из пункта 4.8 договора поставки газа от 01.01.2018 №39-9-15505/18-22 следует, что акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ8.740-2011 покупателю газа по результатам проверки выдается федеральным государственным учреждением - центром стандартизации, метрологии и сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
С учетом вышеизложенного следует, что учет количества газа должен осуществляться по введенным в эксплуатацию, сертифицированным, поверенным и опломбированным средствам измерения.
Последствием неисполнения обязанности по поддержанию надлежащего технического состояния средств измерений газа является возложение на потребителя (ответчика) бремени доказывания исправности средства измерения и отсутствия вмешательства в его работу (целостность пломб и т.п.).
В случае неисправности прибора учета газа, их несоответствия требованиям нормативных актов, поставщик газа имеет право в соответствие с действующим гражданским законодательством осуществлять расчет поставленного потребителю газа по мощности газопотребляющего оборудования.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, непредставление доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения.
Данный принцип представляет собой правило, по которому заинтересованные в исходе дела лица вправе отстаивать свою правоту в споре путем представления доказательств. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие по общему правилу с арбитражного суда обязанности по сбору доказательств.
Нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.03.2012 N 12505/11 по делу N А56-1486/2010).
Истцом в обоснование заявленных требований в материалы дела представлены акты проверки узлов учета газа от 13.02.2018 и 14.02.2018, из которых следует, что на момент проверки у ответчика отсутствовали: акты приемки узла учета в эксплуатацию с соответствующим заключением, акты проверки состояния и применения средства измерений и соблюдения требований ГОСТа Р 8.740-2011, действующие свидетельства (паспорта) о поверке, пломбы на газопотребляющем оборудовании.
Пункт 4.8 договора поставки газа от 01.01.2018 №39-9-15505/18-22 возлагает на владельца узла учета газа обязанность по предоставлению Поставщику газа копии паспортов, оригиналы свидетельств на средства измерений и узел учета газа с отметкой о поверке, паспорта с разрешающей документацией «Ростехнадзора» на газопотребляющее оборудование, акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ8.740-2011, выданный федеральным государственным учреждением - центром стандартизации, метрологии и сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Согласно положениям Закона N 102-ФЗ, Правил поставки и учета газа, ГОСТа Р 8.740-2011 наличие данной технической документации у потребителя газа является доказательством аттестации, исправности средства измерения объема газа, возможности его использования в целях коммерческого учета газа, отсутствие такой документации у потребителя свидетельствует об обратном.
Из пункта 1.8 Правил учета газа следует, что при отсутствии пломбы поставщика узел учета газа не может быть использован в качестве расчетного для ведения расчетов между поставщиком и покупателем. Средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями должны быть защищены от несанкционированного вмешательства.
Проверенные истцом 13.02.2018 и 14.02.2018 узлы учета газа перечислены в техническом соглашении к договору поставки газа от 01.01.2018 №39-9-15505/18-22.
Как следует из материалов дела, кказанное техническое соглашение направлялось истцом ответчику для подписания.
Техническое соглашение не было возвращено ответчиком истцу в подписанном виде, однако, сведения, изложенные в техническом соглашении, ответчиком не были опровергнуты.
Ответчиком не были приведены сведения о том, что фактическая поставка газа осуществляется на иное газовое оборудования, не указанное в техническом соглашении.
Ответчиком истцу не направлялось предложение о корректировке перечня газового оборудования, указанного в соглашении.
Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Данные обстоятельства расцениваются судом как согласование между сторонами перечня газопотребляющего оборудования и узлов учета газа по договору от 01.01.2018 №39-9-15505/18-22 в виде технического соглашения, составленного истцом; 13.02.2018 и 14.02.2018 истцом осуществлена проверка узлов учета газа, принадлежащих ответчику.
Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
На основании результатов проверок от 13.02.2018 и 14.02.2018 истец, руководствуясь пунктом 23 Правил поставки газа, пунктом 3.9 Правил учета газа, пунктом 4.1 договора поставки газа от 01.01.2018 №39-9-15505/18-22 рассчитал часть поставленного в период с 01.03.2018 по 30.04.2018 объема газа, исходя из проектной мощности газопотребляющих установок.
Объем газа, определенного истцом расчетным способом, составил 1 274,467 тыс. куб. м.
Из части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", решения ВАС РФ от 17.05.2012 N ВАС-2613/12 следует, что при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. То есть, применение расчетных способов должно приводить к определению такого количественного значения энергетических ресурсов, которое явно выше количественного значения, определяемого при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Применение расчетного метода направлено на защиту прав поставщика от ненадлежащих контрагентов, чьи приборы учета в силу их неисправности (дефектности) или отсутствия не позволяют определить точный объем потребленного газа - фактическое газопотребление (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.01.2014 по делу N А20-3720/2012).
Согласно части 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность обеспечения надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдения установленного режима потребления энергии возложена на абонента.
В силу прямого указания закона ответчик несет ответственность за техническое состояние и поверку своих контрольно-измерительных приборов, которые должны входить в измерительный комплекс узла учета газа.
На основании изложенного истец правомерно использовал расчетный способ для определения объема, поставленного ответчику газа в марте, апреле 2018 года.
Составленный истцом расчет объема газа по проектной мощности газоиспользующего оборудования проверен судом, признан верными, соответствующими нормативно-правовым актам в сфере учета газа.
Иного метода в отсутствии исправных узлов учета газа законодательством не предусмотрено.
Ответчик корректность расчета объема газа не оспорил, контррасчет в материалы дела не представил.
Как следует из материалов дела, в марте и апреле 2018 года ответчиком также потреблено 297,908 тыс. куб. м. газа, количество которого определено на основании показании исправных приборов учета.
Акты поданного-принятого газа за март и апрель 2018 года (в которых имеются сведения об объемах газа, определенного как расчетным методом, так и по показаниям прибора учета газа) направлялись для рассмотрения и подписания ответчику по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения, однако, ответчиком не были возвращены истцу в подписанном виде.
Из пункта 4.14 договора поставки газа от 01.01.2018 №39-9-15505/18-22 следует, что месячные акты поданного-принятого газа и сводный акт поданного-принятого газа оформляется не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным.
В случае не подписания и/или не представления оригиналов актов поданного-принятого газа Покупателем до 24-00 (время московское) пятого числа месяца, следующего за месяцем поставки газа и мотивированного отказа от их подписания, акты поданного-принятого газа считаются принятыми Покупателем на условиях, указанных в них.
Данный пункт договора соответствует пункту 28 Правил поставки газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998
N 162, согласно которому при несогласии покупателя с указанными в акте количеством или качеством поставленного газа, он заявляет об этом поставщику путем отражения в акте своего особого мнения и вправе обратиться в арбитражный суд. При этом до решения суда количество и качество поставленного газа принимается по данным передающей газ стороны.
Ответчик не представил истцу мотивированный отказ от подписания актов поданного-принятого газа за март, апрель 2018 года, в судебном порядке сведения, изложенные в актах, не оспорил, указанные обстоятельства расценивается судом как согласие ответчика с данными, указанными Поставщиком в актах поданного-принятого газа за апрель, март 2018 года, что соответствует условиям п. 4.14 договора поставки газа, пункту 28 Правил поставки газа.
Ответчиком не представлены доказательства принятия газа в ином объеме, чем отражено в актах. Доказательств фактического неоказания истцом услуг по поставке газа в материалах дела также отсутствуют.
Судом проверен представленный истцом расчет цены газа за спорный период времени, указанный расчет признан судом верным, ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
Между сторонами отсутствует спор по тарифам на газ.
Ответчик наличие за ним задолженности по договору поставки газа от 01.01.2018 №39-9-15505/18-22 за период с 01.03.2018 по 30.04.2018 в размере 8 813 036,09 руб. не опроверг.
Из части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, что следует из статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Суд, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства с учетом правил статей 9, 65, 70 (ч.3.1), 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил доказанным факт наличия за ответчиком перед истцом задолженности за период с 01.03.2018 по 30.04.2018 по договору поставки газа от 01.01.2018 №39-9-15505/18-22 в размере 8 813 036,09 руб., в связи с чем посчитал подлежащим удовлетворению исковые требования о взыскании с ответчика 8 813 036,09 руб. задолженности.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика законных пеней в размере 162042,62руб., начисленных за период с 16.04.2018 по 10.07.2018 за просрочку ответчиком обязательств по оплате поставленного в марте, апреле 2018 года газа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ответчика является производство пара и горячей воды (тепловой энергии).
Предъявляя требования о взыскании пеней, истец исходил из положений статьи 25 (абз.4) Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», согласно которой потребитель газа (теплоснабжающая организация), несвоевременно и (или) не полностью оплатившие оказанные им услуги по поставке газа, обязаны уплатить поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Указанные в статье 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (раздел "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике", ответ на вопрос N 3), по смыслу статьи 25 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных ресурсов, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия судом решения подлежит применению ставка, действующая на день вынесения данного решения. Данный механизм расчета неустойки позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.
Истцом расчет неустойки произведен с применением ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации в размере 7,5%, действующей с 17.09.2018 по 10.10.2018 (дата объявления судом резолютивной части решения), осуществлен методологически и арифметически верно.
Ответчик расчет пеней не оспорил, контррасчет суммы пеней суду не представил.
Выше судом констатировано нарушение ответчиком сроков исполнения обязательств по оплате потребленного в период с 01.03.2018 по 30.04.2018 газа.
Доказательства уплаты ответчиком искомой суммы пеней в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах требование истца о взыскании с ответчика пеней за период с 16.04.2018 по 10.07.2018 в размере 162042,62руб. подлежит удовлетворению в полном объеме.
В силу статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при подаче иска в суд уплачивается государственная пошлина.
Государственная пошлина по настоящему иску составляет 67 876 руб.
Истцом при подаче иска в суд платежным поручением от 03.08.2018 №9036 уплачена в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 67848руб.
На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Следовательно, расходы истца по уплате госпошлины в размере 67848руб. подлежат возмещению за счет ответчика.
Недоплаченная истцом государственная пошлина в размере 28руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 49, 110, 167-171, 176, Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Владикавказ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 8813036,09руб. основного долга за март и апрель 2018 года, 162042,62руб. пеней за период с 16.04.2018 по 10.07.2018 и 67848руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины, а всего – 9042926,71руб.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход бюджета РФ 28руб. госпошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания.
Судья В.И. Арчинова