ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А61-641/10 от 31.05.2010 АС Республики Северная Осетия-Алания

Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания

362040, г. Владикавказ, пл. Свободы, 5

E-mail: info@alania.arbitr.ru, http://alania.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

  Р Е Ш Е Н И Е

г. Владикавказ07 июня 2010 годаДело №А61-641/10

Резолютивная часть решения оглашена 31.05.2010г.

Решение в полном объеме изготовлено 07.06.2010г.

Арбитражный суд РСО-Алания в составе:

председательствующего Коптевой М.Б.

судей Алдатова Б.К. и Базиевой Н.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кокаевой М.Г.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества электроэнергетики и электрификации «Севкавказэнерго», Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа»

к ответчику - Региональной службе по тарифам РСО-Алания

с участием заинтересованных лиц – Правительства РСО-Алания, ВМУП «Владикавказэнерго», Комитета топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства РСО-Алания

о признании недействующими Постановления РСТ РСО-Алания от 17.03.2010г. №10 «Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям от ГП «Севкавказэнерго» от энергосбытовых и энергоснабжающих организаций по территории Республики Северная Осетия-Алания на 2010 год» и Постановления РСТ РСО-Алания от 17.03.2010г. №11 «Утверждение единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Северная Осетия-Алания на 2010 год»

при участии представителей:

от ОАО «Севкавказэнерго» – ФИО1 по доверенности №15-01/522554 от 12.01.10г.

от ОАО «МРСК Северного Кавказа» - ФИО2 по доверенности №225 от 01.09.09г.

от РСТ РСО-Алания – ФИО3 по доверенности №15 от 11.01.2010г.

от Правительства РСО-Алания – не явился, извещен

от Комитета топлива, энергетики и ЖКХ РСО-Алания – ФИО4 по доверенности №001/2010 от 1.01.2010г.

от ВМУП «Владикавказэнерго» - не явился, извещен

установил: Открытое акционерное общество «Севкавказэнерго» (далее – ОАО «Севкавказэнерго», Общество) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением о признании недействующим Постановления Региональной службы по тарифам РСО-Алания (далее – РСТ РСО-Алания) от 17.03.2010г. №10 «Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям от ГП ОАО «Севкавказэнерго» от энергосбытовых и энергоснабжающих организаций по территории Республики Северная Осетия-Алания на 2010 год» (далее – Постановление №10).

Обращение с заявленным требованием мотивировано несоответствием оспариваемого постановления Федеральному закону от 14.04.1995г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004г. №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», Федеральному закону Российской Федерации от 26.03.2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Определением суда от 30.03.2010г. заявление принято к производству, возбуждено дело А61-641/10.

Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» в лице Северо-Осетинского филиала (далее - ОАО «МРСК Северного Кавказа», Общество) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением о признании недействующим Постановления Региональной службы по тарифам РСО-Алания от 17.03.2010г. №11 «Утверждение единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Северная Осетия-Алания на 2010 год» (далее – Постановление №11).

Заявление мотивировано несоответствием оспариваемого постановления Федеральному закону от 14.04.1995г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004г. №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», Федеральному закону Российской Федерации от 26.03.2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Определением суда от 08.04.2010г. заявление принято к производству, возбуждено дело №А61-649/10.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство РСО-Алания; ВМУП «Владикавказэнерго»; Комитет топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства РСО-Алания.

По ходатайству ответчика, в соответствии со статьями 130, 159, 184 Арбитражного процессуального производства Российской Федерации, определением суда от 30.04.2010г. дела №А61-641/10 и №А61-649/10 объединены в одно производство под общим номером А61-641/10.

Дело подлежит рассмотрению в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся представителей заинтересованных лиц Правительства РСО-Алания, ВМУП «Владикавказэнерго» по имеющимся в материалах дела доказательствам их надлежащего извещения.

ОАО «Севкавказэнерго» в дополнении к заявленным требованиям и его представитель в судебном заседании пояснил, что ответчиком была нарушена процедура установления тарифа, а именно: Общество не было уведомлено о заседании Комиссии регулирующего органа 02.03.2010г.

Представитель ОАО «МРСК Северного Кавказа» в судебном заседании и в дополнении к заявленным требованиям пояснил, что ответчиком была нарушена процедура установления тарифа, а именно: Общество не было уведомлено о заседании Комиссии регулирующего органа 02.03.2010г.

РСТ РСО-Алания в своем отзыве и его представитель в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, со ссылкой на то, что согласно решению Комиссии по проведению анализа, экспертизы действующих тарифов на жилищно-коммунальные услуги и источники жизнеобеспечения на 2010 год, созданной по Распоряжению Главы РСО-Алания №21-рг от 01.02.2010г., на заседании которой присутствовали представители ОАО «Севкавказэнерго» и ОАО «МРСК Северного Кавказа», тарифы были пересчитаны в сжатые сроки. Оспариваемые постановления были приняты в связи с распоряжением Президента Российской Федерации о необходимости снижения тарифов за жилищно-коммунальные услуги (доля цены электрической энергии в тарифе за услуги водоснабжения составляет 40-60%, а за услуги теплоснабжения 10-15%). Ответчик считает, что постановлениями № 10 и №11 от 17.03.2010г. тарифы на электроэнергию были приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации. Представитель РСТ РСО-Алания не смог пояснить, в соответствие с каким нормативным правовым актом приводились тарифы.

Правительство РСО-Алания в отзыве с заявленными требованиями не согласилось, сославшись на то, что основанием для изменения тарифа явилось приведение ранее действующего тарифа в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и с распоряжением Президента Российской Федерации о необходимости снижения тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Комитет топлива, энергетики и ЖКХ РСО-Алания и его представитель в судебном заседании с заявленные требования не признал, сославшись на то, что оспариваемые нормативные акты вынесены по результатам работы Комиссии по проведению анализа, экспертизы действующих тарифов на жилищно-коммунальные услуги и источники жизнеобеспечения на 2010 год

ВМУП «Владикавказэнерго» отзыв на заявление не представило, явку своего представителя не обеспечило.

Суд, изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов.

Статьей 7.1 Федерального закона от 14.04.1995 №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию) предусмотрено, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт правомочного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Региональной службой по тарифам РСО-Алания 17.03.2010г. приняты Постановление №10 «Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям от ГП ОАО «Севкавказэнерго» от энергосбытовых и энергоснабжающих организаций по территории Республики Северная Осетия-Алания на 2010 год» и Постановление №11 «Утверждение единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Северная Осетия-Алания», которым утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям РСО-А на 2010 год, действующие с 01.04.2010г.

Данные постановления опубликованы в газете «Растдзинад» №47 от 20.03.2010г.

Из материалов дела следует, что установленные оспариваемыми постановлениями тарифы затрагивают интересы неопределенного круга потребителей, рассчитаны на неоднократное применение, то есть действуют в течение определенного периода времени независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения. Следовательно, оспариваемые постановления являются нормативными правовыми актами, сфера действия которых – государственное регулирование тарифов – относится к сфере экономической деятельности, в связи с чем, заявленный спор рассматривается судом с учетом положений главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Согласно части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, предоставляемую организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством Российской Федерации до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 3 Федерального закона о регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию государственное регулирование тарифов обусловлено естественной монополией энергоснабжающих организаций и осуществляется, помимо прочего, в целях создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии.

Среди принципов государственного регулирования, названных в статье 4 Федерального закона о регулировании электрической и тепловой энергии, указаны и такие принципы, как осуществление поставок электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) всем потребителям по тарифам, утвержденным в установленном порядке, а также определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов.

Таким образом, деятельность службы по тарифам при установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию должна быть направлена на достижение баланса экономических интересов потребителей и производителей энергии в регионе.

РСТ РСО-Алания 17.03.2010г. приняло Постановление №10 «Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям от ГП ОАО «Севкавказэнерго» от энергосбытовых и энергоснабжающих организаций по территории Республики Северная Осетия-Алания на 2010 год», действующее с 01.04.2010г. Данным постановлением отменены ранее действующие Постановление РСТ РСО-Алания от 31.12.2009г. №102 «О внесении изменений в Постановление РСТ РСО-А от 28.12.2009г. №69 «О внесении изменений в Постановление РСТ РСО-А от 24.12.2009г. №65 «Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям от ГП ОАО «Севкавказэнерго», от энергосбытовых и энергоснабжающих организаций на территории РСО-Алания на 2010 год», Постановление РСТ РСО-А от 28.12.2009г. №69 «О внесении изменений в Постановление РСТ РСО-А от 24.12.2009г. №65 «Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям от ГП ОАО «Севкавказэнерго», от энергосбытовых и энергоснабжающих организаций на территории РСО-Алания на 2010 год», Постановление РСТ РСО-А от 24.12.2009г. №65 «Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям от ГП ОАО «Севкавказэнерго», от энергосбытовых и энергоснабжающих организаций на территории РСО-Алания на 2010 год».

РСТ РСО-Алания 17.03.2010г. приняло Постановление №11 «Утверждение единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Северная Осетия-Алания», которым утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям РСО-Алания на 2010 год, действующие с 01.04.2010г., и которым отменено ранее действовавшее Постановление РСТ РСО-Алания от 29.12.2009г. №72 «Утверждение единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Северная Осетия-Алания на 2010 год».

Согласно текстам оспариваемых постановлений они приняты в соответствии с решением Комиссии по проведению анализа, экспертизы действующих тарифов на жилищно-коммунальные услуги и источники жизнеобеспечения на 2010 год, созданной по распоряжению Главы Республики Северная Осетия-Алания от 01.02.2010г. №21-рг и в соответствие с протоколом совещания Правительства РСО-Алания от 11.03.2010г. №ВБ-10-ПР. Данным Распоряжением №21-РГ создана Комиссия по проведению анализа, экспертизы действующих тарифов на жилищно-коммунальные услуги и источники жизнеобеспечения на 2010 год, которой поручено в срок до 01.03.2010г. провести анализ экономической обоснованности формирования тарифов и представить заключение.

На заседании Комиссии 02.03.2010г. (пункт 2 протокола №2) Правительству РСО-Алания и РСТ РСО-Алания поручено заключить с ОАО «МРСК Северного Кавказа» гарантийный договор о выполнении инвестиционной программы 2010 года, в том числе строительство в г. Владикавказ подстанции 110/6 кВ (район Сухого русла). В случае неисполнения данных договорных обязательств, РСТ РСО-Алания в срок до 10.03.2010г. поручено рассчитать тарифы на электрическую энергию для потребителей РСО-Алания, исключив из необходимой валовой выручки необоснованно заложенную сумму в размере 329000 рублей, установив форму расчета между участниками оборота электрической энергии в РСО-Алания по схеме «котел – сверху». Постановлением от 17.03.2010г. №11 РСТ РСО-Алания утвердила единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям РСО-Алания на 2010 год.

Тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (статьи 5, 6) и Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (пункты 65, 66).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках установленных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи Закона).

Согласно Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004г. №109, установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов в соответствии с Основами ценообразования. При этом обязательному представлению подлежат соответствующие материалы: баланс электрической энергии, баланс спроса и предложений, бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий период регулирования, расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных, оценка выпадающих или иных доходов.

Регулирующий орган в двухнедельный срок, с даты регистрации, проводит анализ указанных материалов и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении тарифов.

В силу пункта 16 Правил регулирующий орган проводит экспертизу предложений по установлению тарифа и (или) их предельных уровней. Срок проведения экспертизы устанавливается регулирующим органом, но не может превышать один месяц. К делу об установлении тарифов приобщается экспертное заключение, которое должно содержать: оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов; оценку финансового состояния организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов, анализ экономической обоснованности величины прибыли и т.д.

Решение об установлении тарифа принимается на заседании регулирующего органа. Организация, осуществляющая регулируемую деятельность за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и (или) их предельных уровней извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии), а не позднее, чем за один день до заседания должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект постановления.

Порядок установления тарифов определен Правилами государственного регулирования, в соответствии с пунктом 18 которых решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа. Решение об установлении тарифа принимается на заседании регулирующего органа. Организация, осуществляющая регулируемую деятельность за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и (или) их предельных уровней извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии), а не позднее, чем за один день до заседания должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект постановления.

Из пункта 19 Правил следует, что официальные представители организации, осуществляющей регулируемую деятельность, вправе присутствовать на заседании правления регулирующего органа по рассмотрению дел об установлении тарифов. Рассмотрение дела может быть проведено в их отсутствие только в случае повторного отсутствия представителей.

Как установлено судом, сетевые организации, включая заявителей, не были извещены о заседании правления РСТ РСО-Алания 17.03.2010г., на котором были приняты оспариваемые решения об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям от ГП ОАО «Севкавказэнерго» и единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям РСО-Алания. Данный факт не отрицается ответчиком. Довод ответчика о том, что представители заявителей участвовали на заседании Комиссии по проведению анализа, экспертизы действующих тарифов на жилищно-коммунальные услуги и источники жизнеобеспечения на 2010 год не принимается. Указанная комиссия не является органом уполномоченным принимать решение об установлении тарифов. В силу пункта 18 Правил такими полномочиями обладает лишь Правление РСТ РСО-Алания. В данном случае заявителя были лишены возможности на предварительное ознакомление с экспертным заключением, материалами заседания правления, защиты своих экономических интересов на заседании правления РСТ.

При этом, в силу указанного, для существа рассмотрения настоящего спора не имеет значения тот факт, что оспариваемые постановления приняты РСТ РСО-Алания во исполнение решения Комиссии по проведению анализа, экспертизы действующих тарифов на жилищно-коммунальные услуги и источники жизнеобеспечения на 2010 год. Согласно пунктам 1.2 Положения о региональной службе по тарифам РСО-Алания, утвержденным Постановлением Правительства РСО-Алания от 11.04.2006г. №78. Региональная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами РСО-Алания. Решение Комиссии по проведению анализа, экспертизы действующих тарифов на жилищно-коммунальные услуги и источники жизнеобеспечения на 2010 год является ненормативным актом и подлежит исполнению с учетом требований федерального законодательства.

Исходя из анализа положений Правил государственного регулирования, суд приходит к выводу, что установленный действующим законодательством порядок применяется в указанном виде и в указанной последовательности как при утверждении тарифа впервые, так и при утверждении тарифа на новый расчетный период регулирования, а также и в случае изменения тарифа после его утверждения, но до введения его в действие. Нарушение указанного порядка влечет признание постановления соответствующего органа недействующим.

Таким образом, несоблюдение РСТ РСО-Алания порядка и процедуры установления регулируемых тарифов на электрическую энергию, влечет признание Постановления №10 «Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям от ГП ОАО «Севкавказэнерго» от энергосбытовых и энергоснабжающих организаций по территории Республики Северная Осетия-Алания на 2010 год» и Постановления №11 «Утверждение единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Северная Осетия-Алания на 2010 год» не соответствующими статьям 2, 6 Федерального закона от 14.04.1995г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в» и пунктам 6, 18 Правил государственного регулирования и Российской Федерации применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации Правилам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004г. №109.

В исключительных случаях, предусмотренных статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995г. №41-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004г. №109, в случае изменения предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, РСТ обязан привести решение об установлении тарифов в соответствие с таким актом. Изменение же установленного тарифа без указанного основания действующим законодательством не допускается.

Суд приходит к выводу об отсутствии у РСТ РСО-Алания оснований для изменения тарифов, установленных постановлением от 31.12.2009г. №102 «Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям от ГП ОАО «Севкавказэнерго», от энергосбытовых и энергоснабжающих организаций на территории РСО-Алания на 2010 год» и постановлением от 239.12.2009г. №72 «Утверждение единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям РСО-Алания на 2010 год». Ответчиком не приведены основания для изменения тарифов на электрическую энергию, не указаны нормативно-правовые акты в соответствие с которыми были приведены тарифы.

Довод ответчика о том, что основанием для изменения тарифов послужило незаключение гарантийного договора о безусловном выполнении инвестиционной программы на 2010 год, судом не принимается, так как в обязанности сетевых организаций не входит заключение подобных договоров. Действующим законодательством заключение подобных договоров также не предусмотрено. Экономическая обоснованность не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации при установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. При регулировании тарифов в силу пунктов 15, 16 Основ может применяться метод экономически обоснованных расходов (затрат), при использовании которого тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.

При установлении обжалуемых тарифов был применен метод экономически обоснованных расходов (затрат). В случае, если по итогам расчетного, в том числе долгосрочного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы доходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный, в том числе долгосрочный период регулирования.

Из материалов дела следует, что в экспертном заключении (без даты, без номера) по тарифам на электрическую энергию по РСО-Алания на 2010 год, предоставленным РСТ РСО-Алания в качестве основания для уменьшения необходимой валовой выручки не содержится информация о величине расходов сетевых организаций по статьям расходов. Не представлено экономическое обоснование, послужившее основой вынесенного решения Комиссии РСТ РСО-Алания от 02.02.2010г. об уменьшении валовой выручки по сетевым компаниям на 289000 тысяч рублей.

Из экспертного заключения об экономической обоснованности оспариваемых тарифов по тарифам на электрическую энергию по РСО-Алания не усматривается, в связи с чем, произведена корректировка тарифа, какие статьи расходов исключены из НВВ. Помимо этого, о неосвоенных суммах инвестиций РСТ РСО-Алания было известно и в декабре 2009 года, при установлении предыдущего тарифа, однако данное обстоятельство не было признано основанием для уменьшения НВВ.

Из экспертного заключения об экономической обоснованности оспариваемых тарифов по тарифам на электрическую энергию по РСО-Алания на 2010 год следует, что тариф скорректирован путем исключения из необходимой валовой выручки ОАО «Севкавказэнерго» расходов по фонду заработной платы. Таким образом, исходя из данного экспертного заключения, расходы по фонду оплаты труда в тариф не заложены, что свидетельствует об экономической необоснованности установленного тарифа. Довод РСТ РСО-Алания о корректировке на сумму неосвоенных инвестиций судом не принимается, в связи с тем, что из экспертного заключения это не следует (не указана корректировка на сумму инвестиций), скорректирована только статья фонда заработной платы и выпадающие доходы.

Представленное в материалы дела экспертное заключение не отвечает требованиям пункта 17 Правил государственного регулирования, а именно отсутствует информация о величине расходов сетевых организаций по статьям расходов, отсутствует экономическое обоснование уменьшения для них НВВ.

Судом исследованы представленная в материалы дела инвестиционная программа ОАО «МРСК Северного Кавказа» на 2010 год, пояснительные записки по инвестиционным проектам, договора на выполнение проектных и изыскательских работ. Суд приходит к выводу о необоснованном снижении НВВ для сетевых компаний и сбытовой деятельности на 329 млн. рублей, в связи с отсутствием экономического обоснования уменьшения НВВ, а потому не может служить основанием для изменения тарифа.

В соответствие с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995г. №41-ФЗ срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации.

Пункт 6 Правил также предусматривает, что тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Действие данного пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Тарифы могут быть изменены по согласованию с Федеральной службой по тарифам в сторону уменьшения до окончания срока их действия, в том числе в течение финансового года, при соответствующем внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год, касающихся компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций. При этом доказательств внесения в бюджет РСО-Алания на 2010 год изменений касающихся компенсаций выпадающих доходов не представлено.

Приняв новые постановления, РСТ РСО-Алания установила для заявителей новые тарифы на электрическую энергию, которые вводились в действие с 01.04.2010г. до истечения одного года предыдущего тарифа, то есть установлены и введены в нарушение части 2 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995г. №41-ФЗ.

Ответчиком не представлены доказательства несоответствия постановлений РСТ РСО-Алания №65, №72, №102 действующему законодательству.

На основании вышеизложенного, требования заявителей подлежат удовлетворению.

В силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с удовлетворением судом заявленных требований государственную пошлину по делу в сумме 4000 рублей следует отнести на ответчика. В связи с тем, что заявители уплатили государственную пошлину - ОАО «Севкавказэнерго» в сумме 3287 рублей, платежным поручением №246 от 28.07.2009г., а ОАО «МРСК Северного Кавказа» в сумме 2000 рублей по квитанции №137498942 от 02.04.2010г. с ответчика в пользу заявителей следует взыскать расходы, связанные с ее уплатой.

В силу положений статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать Постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 17.03.2010г. №10 «Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям от ГП «Севкавказэнерго» от энергосбытовых и энергоснабжающих организаций по территории Республики Северная Осетия-Алания на 2010 год» и Постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 17.03.2010г. №11 «Утверждение единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Северная Осетия-Алания на 2010 год» не соответствующими Федеральному закону от 14.04.1995г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004г. №109 «Об утверждении Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и не действующими полностью.

Взыскать с Региональной службы по тарифам по РСО-Алания в пользу Открытого акционерного общества «Севкавказэнерго» 2000 рублей судебных расходов по государственной пошлине.

Взыскать с Региональной службы по тарифам по РСО-Алания в пользу Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» 2000 рублей судебных расходов по государственной пошлине.

Возвратить Открытому акционерному обществу «Севкавказэнерго» из бюджета Российской Федерации 1287 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.

Выдать исполнительные листы на взыскание государственной пошлины.

Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение месяца.

Председательствующий М.Б. Коптева

Судьи Б.К. Алдатов

Н.М. Базиева