ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А61-7229/18 от 01.02.2019 АС Республики Северная Осетия-Алания

Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владикавказ                                                                                Дело № А61-7229/18

01 февраля 2019 года                                                                                       

Резолютивная часть решения объявлена 01.02.2019.

Решение в полном объеме изготовлено 01.02.2019.

Арбитражный суд РСО-Алания в составе судьи Акимцевой С.А.

при  ведении   протокола судебного  заседания  секретарем судебного заседания Марзаевой А.П.

рассмотрел в судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Владикавказское объединение автовокзалов» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу (МТУ Ространснадзора по СКФО)

с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, открытого акционерного общества «Автоколонна-1210»

о признании незаконным и отмене постановления от 19.11.2018 №03/308

при участии:

от общества – ФИО1 по доверенности от 01,12.2017 №03/2017

от Управления – не явился

от третьего лица – не явился

Судебное заседание проведено в порядке части 2 статьи 210 АПК РФ в отсутствие перечисленных лиц, не явившихся в судебное заседание, но надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

установил: открытое акционерное общество «Владикавказское объединение автовокзалов» (далее – заявитель, общество, ОАО «ВОАВ») обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 19.11.2018 №03/308, вынесенного Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – административный орган, МТУ Ространснадзора по СКФО) о назначении обществу административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за неисполнение требований Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон №16-ФЗ) и Приказа Минтранса России от 19.07.2012 №243 «Об утверждении Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах, а также предоставления содержащихся в них данных» (далее – Приказ Минтранса России №243).

Определением суда от 10.12.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено открытое акционерное общество «Автоколонна-1210».

От административного органа в судебное заседание явился  инспектор МТУ Ространснадзора по СКФО ФИО2, предъявив удостоверение от 10.03.2016 №11172.

В соответствии с частями 2, 4 и 5 статьи 61 АПК РФ полномочия законных представителей подтверждаются представленными суду документами, удостоверяющими их статус и полномочия. Полномочия других представителей на ведение дела в арбитражном суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, в ином документе. Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (при наличии печати).

В силу статьи 63 АПК РФ арбитражный суд обязан проверить полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей. Арбитражный суд решает вопрос о признании полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей и допуске их к участию в судебном заседании на основании исследования документов, предъявленных указанными лицами суду. В случае непредставления лицом, участвующим в деле, его представителем необходимых документов в подтверждение полномочий или представления документов, не соответствующих требованиям, установленным настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также в случае нарушения правил о представительстве, установленных статьями 59 и 60 настоящего Кодекса, арбитражный суд отказывает в признании полномочий соответствующего лица на участие в деле, на что указывается в протоколе судебного заседания.

Протокольным определением от 01.02.2019 в отсутствие документа, подтверждающего полномочия, ФИО2 отказано в признании его представителем МТУ Ространснадзора по СКФО.

Настоящее дело в полном объеме рассмотрено судом в отсутствие представителей административного органа и третьего лица на основании следующего.

Согласно части 1 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта, не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия. Информация размещается арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее, чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия.

В силу части 4 статьи 121 АПК РФ судебное извещение, адресованное юридическому лицу, направляется арбитражным судом по месту нахождения юридического лица. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

На основании части 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном данным Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.

Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд (пункт 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что копия определения Арбитражного суда РСО-Алания от 09.01.2019 направлена административному органу и третьему лицу заказным письмом с уведомлением по адресам, указанным в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.

Определение суда о назначении судебного заседания на 01.02.2019 получено административным органом и ОАО «Автоколонна 1210» 15.01.2019 (почтовый идентификатор 362001 31 55460 0) и 14.01.2019 (почтовый идентификатор 362001 31 55462 4) соответственно.

Согласно абзацу 2 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридических лиц" юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

Все сведения о движении дела, в том числе информация о принятии заявления к производству и назначении предварительного судебного заседания, опубликованы Арбитражным судом РСО-Алания на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Таким образом, указанные лица, участвующие в деле, считаются надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

Учитывая изложенное, суд, рассмотрев дело в предварительном судебном заседании, протокольным определением от 01.02.2019 в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ завершил рассмотрение дела в предварительном судебном заседании и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Настоящее заявление мотивировано тем, что факт отсутствия передачи данных о пассажирах объясняется возможным сбоем в работе портала, что должно расцениваться как отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения; согласно ведомости учета продажи билетов количество пассажиров составляло 15, а не 19 человек; Управление нарушило порядок привлечения общества к административной ответственности, так как в отношении общества проверка не проводилась, постановление вынесено в праздничный в РСО-Алания день – 19 ноября 2018 года.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержала в полном объеме, изложив доводы заявления.

МТУ Ространснадзора по СКФО в письменном отзыве считало требования неподлежащими удовлетворению, сославшись на  неисполнение заявителем обязанности по обеспечению соблюдения установленных требований по транспортной безопасности в целях недопущения совершения актов незаконного вмешательства и обеспечения безопасности.

Изучив материалы дела, судом установлено следующее.

На основании распоряжения МТУ Ространснадзора по СКФО от 31.08.2018 №03/009в административным органом 26.09.2018 произведен осмотр транспортного средства – автобус «Икарус» с государственным регистрационным номером <***>, следовавший по маршруту г.Владикавказ – г.Волжский. Перевозчиком являлось ОАО «Автоколонна-1210», в отношении которого 26.09.2018 был составлен акт, в котором указано, что по результатам осмотра транспортного средства (с учетом информации, полученной от ФГУП «ЗащитаИнфоТранс») было установлено, что  ОАО «Автоколонна-1210» не передает данные о пассажирах и персонале транспортных средств в ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».

Административным органом также было установлено, что ОАО «Автоколонна 1210» с ОАО «ВОАВ» 01.01.2018 был заключен договор №ДК-01/2018 на билетно-кассовое обслуживание и в соответствии с пунктом 7 Приказа Минтранса от 19.07.2012 №243 обязан обеспечивать передачу сведений о пассажирских перевозках при совершении регистрируемых операций в ходе оформления проездных документов (билетов).

По результатам проверки административным органом был сделан вывод о том, что нарушение ОАО «Автоколонна-1210» требований Приказа Минтранса от 19.07.2012 №243 стало возможным в связи с неисполнением ОАО «ВОАВ» обязанностей, связанных с требованием пункта 7 указанного  Приказа по передаче персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств при оформлении именных билетов.

В связи с выявлением нарушений ОАО «ВОАВ» требований действующего законодательства МТУ Ространснадзор по СКФО 06.11.2018 в отношении данного общества составило протокол №03/298 об административном правонарушении, квалифицировав его  по части 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ.

Рассмотрение административного дела было назначено на 19.11.2018, о чем общество было уведомлено надлежащим образом, но на административное рассмотрение дела не явилось.

Постановлением от 19.11.2018 №03/308 ОАО «ВОАВ» было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.9. КоАП РФ с назначением административного наказания в виде наложения штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с постановлением о привлечении общества к административной ответственности, ОАО «ВОАВ» обжаловало его в судебном порядке.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежит установлению факт, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины их неявки, и после этого принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

19.11.2018 административный орган рассмотрел материалы административного дела и вынес постановление о привлечении общества к административной ответственности в отсутствии законного представителя общества.

Данные действия административного органа  свидетельствуют о несоблюдении МТУ Ространснадзора по СКФО порядка привлечения общества к указанной административной ответственности, так как оспариваемое постановление в нарушение требований действующего законодательства вынесено в нерабочий праздничный день.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса РФ).

Статья 6 Трудового кодекса РФ предоставляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации право устанавливать дополнительные нерабочие (праздничные) дни.

Субъекты Российской Федерации за счет соответствующего бюджета могут устанавливать дополнительные нерабочие праздничные дни, связанные с национальными, религиозными и культурными традициями проживающего населения. В некоторых субъектах Российской Федерации приняты такие законы о праздничных и памятных днях, профессиональных праздниках и иных знаменательных датах. В частности, по просьбам религиозных организаций субъекты Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями.

В соответствии с  Законом Республики Северная Осетия-Алания от 02.10.2018 №61-РЗ «О праздничном дне Республики Северная Осетия-Алания» первый понедельник праздника Уастырджи (Джеоргуыба), приходящегося на последнюю полную неделю ноября, объявлен нерабочим праздничным днем на территории Республики Северная Осетия-Алания.

В 2018 году таким днем было 19 ноября 2018 года.

Закон РСО-Алания от 02.10.2018 №61-РЗ опубликован на официальный интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 04.10.2018,а также в печатном издании "Северная Осетия" 11.10.2018 (N 185(27664)).

Таким образом, Закон РСО-Алания от 02.10.2018 №61-РЗ в соответствии со статьей 5 Трудового кодекса РФ распространяется на всех работников в РСО-Алания (Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 21.12.2011 N 20-ПВ11, разд.1 Рекомендаций Роструда от 02.06.2014 (протокол №1)).

Согласно статье 113 Трудового кодекса РФ работа в выходные и нерабочие праздничные дни, в том числе установленные субъектом РФ, запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса РФ исключительных случаев привлечения работников к работе выходные и нерабочие праздничные дни по делу не установлено.

Материалами дела не подтверждено, что работодатель (заявитель по делу) издавал какие-либо приказы и распоряжения о привлечении административных работников (руководителя, заместителей, юристов и иных) к работе в нерабочий праздничный день 19.11.2018. Также отсутствуют доказательства, что какие-либо должностные лица предприятия 19.11.2018 находились на работе и исполняли свои служебные обязанности.

Несмотря на то, что действующее административное законодательство не содержит запрета о назначении рассмотрения дела на выходной или нерабочий праздничный день, суд считает, что назначение рассмотрения дела об административном правонарушении праздничный день явилось нарушением части 5 статьи 37 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом, в том числе, выходные и праздничные дни.

В отсутствие законных оснований одностороннее рассмотрение дела об административном правонарушении недопустимо.

Таким образом, должностное лицо МТУ Ространснадзора по СКФО не создало условия, обеспечивающие процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности.

В результате вышеуказанных действий МТУ Ространснадзора по СКФО юридическое лицо было лишено предоставленных ему КоАП РФ гарантий защиты, поскольку ОАО «ВОАВ» не могло квалифицировано возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа, при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На основании изложенного, рассмотрение административным органом дела об административном правонарушении в нерабочий (праздничный) день является существенным нарушением процедуры привлечения ОАО «ВОАВ» к административной ответственности, в связи с чем, постановление МТУ Ространснадзора по СКФО является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Требования открытого акционерного общества «Владикавказское объединение автовокзалов» удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным и отменить постановление от 19.11.2018 №03/308, вынесенное Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу о назначении открытому акционерному обществу «Владикавказское объединение автовокзалов»  административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд РСО-Алания.

Судья                                                                                                  Акимцева С.А.