ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-1435/2021 от 12.01.2022 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Советская, д. 30/11, г. Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел. 8 (4812) 24-47-71; 24-47-72; факс 8 (4812) 61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск                                                                     

19.01.2022                                                                           Дело № А62-1435/2021

Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 19 января 2022 года

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Пудова А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белоусовой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Смоленскрегионтеплоэнерго» (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к Межрегиональному технологическому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании акта проверки № 5.2-РП-201-1697-О-А/0083-2020 от 30 декабря 2020 г., предписания № 5.2-РП-201-1697-О-П/0083-2020 от 30 декабря 2020 г.,

заинтересованное лицо:

общество с ограниченной ответственностью «Данко»

при участии:

от заявителя – представители ФИО1 (доверенность, паспорт, диплом), ФИО2 (доверенность, паспорт),

от ответчика – представители ФИО3 (доверенность, служебное удостоверение, диплом), ФИО4 (доверенность, служебное удостоверение), ФИО5 (доверенность, служебное удостоверение),

от заинтересованного лица – представитель не явился,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Смоленскрегионтеплоэнерго»  (далее по тексту также – заявитель, общество, ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго») обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Межрегиональному технологическому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту также – ответчик, Управление) об оспаривании акта проверки № 5.2-РП-201-1697-О-А/0083-2020 от 30 декабря 2020 г., предписания № 5.2-РП-201-1697-О-П/0083-2020 от 30 декабря 2020 г. в части его пунктов 2 – 8, и постановления № 5.2-201-5405-Пс/0006-2021 от 14 февраля 2021 г. о назначении административного наказания.

Определением судьи от 10.03.2021 заявление принято, возбуждено производство по делу.

Определением суда от 01.04.2021требования ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» об оспаривании постановления № 5.2-201-5405-Пс/0006-2021 от 14 февраля 2021 г. выделены в отдельное производство; выделенному делу присвоен № А62-2748/2021; производство по указанному делу приостановлено до вступления в законную силу итогового судебного акта по настоящему делу.

Ответчиком представлены отзыв и дополнения к нему.

Как следует из материалов дела, на основании мотивированного представления должностного лица № СЛ-201-1144 от 24.12.2020, в связи с обращением граждан, проживающих в городе Дорогобуже, содержащем сведения о нарушениях обществом законодательства в области промышленной безопасности, заместителем руководителя Управления было издано распоряжение № РП-201-1696-0 от 24.12.2020 «О проведении внеплановой выездной проверки ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго», ИНН <***>».

В ходе проверки, проведенной в период с 29.12.2020 по 30.12.2020, установлено и отражено в акте проверки № 5.2-РП-201-1697-0-А/0083-2020 от 30.12.2020, что общество на основании договора с подрядной организацией осуществило строительство блочно-модульной котельной мощностью 25 МВт на земельном участке с кадастровым номером 67:06:0000000:730 площадью 1000 кв.м, находящемся по адресу: Смоленская область, Дорогобужский район, с/п Михайловское, и начало ее промышленную эксплуатацию.

При этом:

1. Не переоформлена (в связи с добавлением нового адреса осуществления лицензируемого вида деятельности) выданная обществу лицензия № ВП-04-000554 (ЖКС) от 15.01.2009, чем нарушены требования пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», части 1 статьи 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

2. Не осуществлена регистрация сети газопотребления, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 67:06:0000000:730, от подземного шарового крана DnlOO, установленного на подземном газопроводе высокого давления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием, обладающей признаками опасного производственного объекта III класса опасности, в государственном реестре опасных производственных объектов, чем нарушены требования пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371.

3. Не проведена оценка соответствия указанной сети по завершении ее строительства в форме приемки, чем нарушены требования пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», подпункта «б» пункта 88 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 870.

4. Не представлены документы, подтверждающие аттестацию технологии сварки по способу сварки РД (сварка ручная дуговая), сварочного оборудования, используемого при проведении строительно-монтажных работ строительной организацией ООО «Данко» на внутреннем газопроводе высокого и среднего давления котельной (отсутствуют данные документы и на официальном сайте НАКС), чем нарушены требования пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», подпункта «в» пункта 56, пункта 58 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 870.

5. Не обеспечено функционирование сильфонного фланцевого компенсатора ДуЮО, установленного на наружном газопроводе высокого давления котельной, чем нарушены требования пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», подпункта «а» пункта 56 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 870.

6. Предохранительные запорные клапаны КПЗ-50Н, установленные в ГРУ Газовичок-В1616-7000, не обеспечивает автоматическое прекращение подачи газа при изменении давления газа до значений, выходящих за пределы, установленные в проектной документации № 33/7, разработанной ООО «Данко», а именно: согласно паспорту завода-изготовителя ООО «ПКФ Газсрой» нижний предел срабатывания предохранительного запорного клапана КПЗ-50Н составляет 0,0003 - 0,003 МПа, тогда как в соответствии с режимной картой настройки ГРУ Газовичок-В 1616-7000, утвержденной главным инженером ООО «Смоленсрегионтеплоэнерго» ФИО6, нижний предел срабатывания предохранительного запорного клапана КПЗ-50Р установлен в 0,1 кгс/см2 (0,0098 Мпа). Тем самым нарушены требования пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 73 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 870.

7. Давление газа после РДП-50Н составляет 0,45 кгс/см2, что не соответствует значениям, указанным в режимной карте настройки ГРУ Газовичок-В 1616-7000, утвержденной главным инженером ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» ФИО6 Превышение рабочего давления газа в газопроводе среднего давления после РДП-50Р составляет 0,05ксг/см2.. Тем самым нарушены требования пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 14 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 870.

8. Котельная введена в эксплуатацию и осуществляет подачу теплоносителя потребителям без разрешения на допуск в эксплуатацию, выдаваемого органами государственного энергетического надзора, чем нарушены требования пунктов 2.4.1, 2.4.2, 2.4.11 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115.

Должностными лицами, проводившими проверку, обществу выдано предписание № 5.2-РП-201-1697-0-П/0083-2020 от 30.12.2020 об устранении выявленных нарушений в срок до 30.03.2021.

В рассматриваемом заявлении (с учетом уточнений) ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» указывает на то, что в период проверки (29.12.2020-30.12.2020) в котельной осуществлялись пуско­наладочные работы, срок которых согласно программе проведения указанных работ был определен с 18.11.2020 по 14.01.2021 г., что подтверждается, в частности, актом о приемке газоиспользующего оборудования для проведения пуско-наладочных работ от 17.11.2020 (данная процедура предусмотрена в том числе пунктами 115, 116 раздела 5 «Процедуры, связанные с предоставлением разрешения на ввод объекта капитального строительства нежилого помещения в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект, заключением договоров энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2017 г. 346 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения и о правилах ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения»).

Как отмечает заявитель, по общему правилу, содержащемуся в пункте 2.4.11 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, для осуществления пуско-наладочных работ органом государственного технического надзора выдается временный допуск (разрешение на временное подключение (технологическое присоединение) объекта теплоснабжения); однако до 31.12.2020 согласно пункту 1 приложения № 8 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» временный фактический прием (подача) напряжения и мощности в ходе технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, временное подключение (технологическое присоединение) объекта теплоснабжения осуществлялись без получения разрешения уполномоченного органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации указанных объектов, о чем свидетельствуют и разъяснения Ростехнадзора по вопросам реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году», размещенные на сайте http://www.gosnadzor.ru.

Таким образом, по мнению заявителя, в период проведения проверки ему не требовалось получение разрешения Ростехнадзора на временный допуск. Единственным документом, определяющим время осуществления пуско-наладочных работ, являлась программа их проведения. При этом пунктом 2.4.11 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, установлен максимальный срок выполнения таких работ - 6 месяцев, который в данном случае обществом не был нарушен (пуско-наладочные работы начались 19.11.2020).

Кроме того, заявитель обращает внимание на то, что нарушения, указанные в пунктах 4 и 5 предписания, были допущены в стадии строительства котельной, а формулировки нарушений, содержащиеся в пунктах 6 и 7 предписания, не соответствуют формулировкам требований, изложенным в действующем законодательстве.

В доказательство доводов, изложенных в отзыве, ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» представило заключенный им с ООО «Данко» договор № 145 от 18.05.2020 на выполнение монтажных и пусконаладочных работ, а также переписку с указанной организацией и технические программы на проведения пусконаладочных работ.

Управление в отзыве полагает, что предписание от 30.12.2020 № 5.2-РП-201-1697-0-П/0083-2020 является законным, результаты проверки, отраженные в акте проверки от 30.12.2020 №5.2-РП-201-1697-0-А/0083-2020, подтверждаются собранными в ходе проверки доказательствами.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица судом привлечено общество с ограниченной ответственностью «Данко» (далее по тексту также - ООО «Данко»), которое также представило отзыв.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные соответственно в заявлении и в отзыве.

При этом Управление дополнительно сообщило суду, что пункты 4, 5, 6, 7, 8 оспариваемого предписания заявителем выполнены в установленный срок, что подтверждается актом проверки от 30.04.2021.

В силу положений части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие этого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (код 35.30.14).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1), регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт «в»). В силу названных конституционных положений федеральный законодатель в рамках предоставленных ему полномочий по правовому регулированию предпринимательской деятельности вправе определять порядок и условия ее осуществления, устанавливать с учетом специфики тех или иных видов деятельности дополнительные требования к занимающимся этой деятельностью предпринимателям, а также вводить те или иные ограничения, которые, однако, должны соответствовать критериям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, ее статье 55 (часть 3), устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту также – Закон № 116-ФЗ), положения которого распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному Закону.

В статье 9 Закона № 99-ФЗ закреплены требования к организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, в частности:

- соблюдать положения данного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

- уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности;

- обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

- обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

- выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 870 (ред. от 14.12.2018) утвержден Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (далее по тексту также - Технический регламент № 870), в пункте 7 которого, определяющем основные  понятия, указано, что:

- под сетью газопотребления понимается единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием;

- под эксплуатацией сети газопотребления понимается использование сети газопотребления по назначению, определенному в проектной документации.

В соответствии с пунктом 56 Технического регламента № 870 при строительстве, реконструкции, монтаже и капитальном ремонте должно быть обеспечено соблюдение:

а) технических решений, предусмотренных проектной документацией;

в) технологии строительства, монтажа, капитального ремонта и реконструкции в соответствии с проектом производства работ или технологическими картами.

При строительстве, реконструкции, монтаже и капитальном ремонте сети газораспределения и сети газопотребления должны применяться технологии сварки и сварочное оборудование, обеспечивающие герметичность и прочность сварных соединений (пункт 58 Технического регламента № 870).

Согласно подпункту «б» пункта 88 Технического регламента № 870 оценка соответствия сети газораспределения и сети газопотребления требованиям данного технического регламента осуществляется в форме их приемка при завершении строительства либо реконструкции.

В силу пункта 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371 (далее по тексту также – Правила № 1371), для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.

Сведения, указанные в абзаце первом данного пункта, в форме электронного документа направляются с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», а при наличии технической возможности у Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, федеральных органов исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов, или Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» - с использованием своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающим факт направления сведений.

Организациям и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре. В свидетельство о регистрации объекта в государственном реестре включаются сведения о его классе опасности.

Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее по тексту – Правила № 115).

Пунктом 2.4.1 Правил № 115 предусмотрено, что новые или реконструированные тепловые энергоустановки принимаются в эксплуатацию в порядке, установленном данными Правилами.

В соответствии с пунктом 2.4.2 Правил № 115 допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов.

Согласно пункту 2.4.11 Правил № 115 включение в работу тепловых энергоустановок производится после их допуска в эксплуатацию. Для наладки, опробования и приемки в работу тепловой энергоустановки срок временного допуска устанавливается по заявке, но не более 6 месяцев.

В силу пункта 3 статьи 16 Закона № 116-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 – 10 данной статьи.

В пункте 4 статьи 16 Закона № 116-ФЗ определено, что предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований, а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов.

В пункте 7 статьи 16 Закона № 116-ФЗ указаны основания для проведения внеплановой проверки.

Одним из таких оснований согласно подпункту «б» пункта 7 является поступление в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, о несоответствии обязательным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Пунктом 8 статьи 16 Закона № 116-ФЗ предусмотрено, что внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте «б» пункта 7, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», без согласования с органом прокуратуры.

При этом предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки не допускается (пункт 9 статьи 16 Закона № 116-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту также - Закон № 294-ФЗ) выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), такое предписание должно быть законным.

Законность предписания государственного органа предполагает не только его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, но и исполнимость. Требования об исполнимости предписания заложены в статье 17 Закона 294-ФЗ, по смыслу которой предписание должно содержать лишь законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению только тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому выдано, устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Следовательно, предписание должностного лица государственного органа должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение или устранение выявленного нарушения.

В силу пункта 2 статьи 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту также - Закон № 99-ФЗ) установлено, что лицензированию подлежит деятельность, связанная с эксплуатацией взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

В статье 9 Закона № 99-ФЗ закреплены требования к организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, к которым, в частности, относятся следующие обязанности:

- соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта;

- обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

- организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

- обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

- осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии.

Уполномоченным органом в области контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (пункт 5.3.1.5 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»).

Приказом Ростехнадзора от 15.01.2019 № 12 утверждено Положение о межрегиональном технологическом управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (МТУ Ростехнадзора), пунктом 4.1 которого территориальному органу предоставлены полномочия по организации и проведению проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности, в том числе осуществление контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), соответствие этих актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие у органа или лица надлежащих полномочий, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).

В связи с нарушениями, указанными в акте проверки № 5.2-РП-201-1697-0-А/0083-2020 от 30.12.2020, генеральный директор ООО Смоленскрегионтеплоэнерго» ФИО7 постановлениями должностного лица Управления от 17.02.2021 и от 12.05.2021 был привлечен к административной ответственности соответственно по части 1 статьи 9.1 и по статье 9.9 КоАП РФ.

Решением судьи Дорогобужского районного суда Смоленской области от 31.05.2021 по делу № 16-9215/2021 и решением судьи Смоленского областного суда от 30.06.2021 постановление должностного лица Управления от 17.02.2021 оставлено без изменения, а жалоба ФИО7 – без удовлетворения.

Решением судьи Дорогобужского районного суда Смоленской области от 30.06.2021 по делу № 16-9340/2021 постановление должностного лица Управления от 12.05.2021 также оставлено без изменения, а жалоба ФИО7 – без удовлетворения.

Однако решением судьи Смоленского областного суда от 04.08.2021 постановление Управления от 12.05.2021 и решение судьи Дорогобужского районного суда Смоленской области от 30.06.2021 отменены, производство по делу прекращено по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13.12.2021 постановление должностного лица Управления от 17.02.2021, решение судьи Дорогобужского районного суда Смоленской области от 31.05.2021 по делу № 16-9215/2021 и решение судьи Смоленского областного суда от 30.06.2021 оставлены без изменения, а жалоба ФИО7 - без удовлетворения.

Постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22.12.2021 решение судьи Смоленского областного суда от 04.08.2021 оставлено без изменения, а жалоба Управления - без удовлетворения.

Статья 69 АПК РФ в числе оснований освобождения от доказывания не содержит такое основание как вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по делу об административном правонарушении.

В пункте 16.2 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 (ред. от 21.12.2017) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в случае, если до рассмотрения арбитражным судом дела о привлечении к административной ответственности юридического лица (а равно дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности юридического лица) судом общей юрисдикции рассмотрено дело о привлечении к административной или уголовной ответственности за данное нарушение физического лица (а равно дело об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности физического лица), квалификация, данная судом общей юрисдикции совершенному деянию, с учетом статьи 69 АПК РФ не является обязательной для арбитражного суда. При этом оценка, данная судом общей юрисдикции, обстоятельствам, которые установлены в рассмотренном им деле, принимается во внимание арбитражным судом.

В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к следующим выводам.

Проверка ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» проведена уполномоченными лицами в установленном порядке.

Факт строительства на земельном участке с кадастровым номером 67:06:0000000:730 площадью 1000 кв.м, находящемся по адресу: Смоленская область, Дорогобужский район, с/п Михайловское, блочно-модульной котельной мощностью 25 МВт, подтверждается материалами дела, в том числе разрешением на строительство № 67 RU-67506306-9-2019 от 23.12.2019, актом проверки № 5.2-РП-201-1697-0-А/0083-2020 от 30.12.2020, и обществом по существу не оспаривается.

Из содержания представленного «Смоленскрегионтеплоэнерго» договора № 145 от 18.05.2020 на выполнение монтажных и пусконаладочных работ, заключенного с ООО «Данко», а также переписки между указанными организациями следует, что в течение срока действия названного договора (до 25.09.2020) пусконаладочные работы основного и вспомогательного оборудования котельной с/п Михайловское не были выполнены в связи с изменением срока выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и что ООО «Данко» готово приступить к проведению пусконаладочных работ на котельной с/п Михайловское после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (письмо от 23.09.2020 № 928/20).

В представленных ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» технических программах на проведение пусконаладочных работ установлен срок проведения работ - с 18.11.2020 по 14.01.2021.

Согласно перечню теплоснабжающих, теплосетевых организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения на территории муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области, утвержденному 02.07.2020 заместителем Главы муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области - председателем комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, архитектуре градостроительству, графику проведения проверки теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области к работе в осенне-зимний период 2020-2021 г.г. единственной теплоснабжающей и теплосетевой организацией на территории муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области являлось ООО «Дорогобужская ТЭЦ», которому главой муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области 14.09.2020 был выдан паспорт готовности к отопительному периоду.

В соответствии с пунктом 1.1.2 Схемы теплоснабжения Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области (в редакции постановления от 10.06.2020 № 409) источником теплоснабжения жилищного фонда, объектов социальной сферы, административных зданий и прочих объектов Верхнеднепровского и Дорогобужского городских поселений года является Дорогобужская ТЭЦ.

При этом постановлением Администрации муниципального образования «Дорогобужского района» Смоленской области от 21 сентября 2020 г. № 662 «О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации на территории Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области» с даты подписания вышеназванного постановления ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» был присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

Согласно ответу Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (далее по тексту также – Департамент) на запрос суда, ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» обращалось в Департамент с заявлением (исх. № 579 от 10.09.2020) об установлении тарифа на тепловую энергию для котельной № 1, расположенной с/п Михайловское Дорогобужского района Смоленской области.

Заявитель дополнительно представил в Департамент:

- справку от 20.10.2020 № 642/1 о документах, подтверждающих права собственности или иное законное право в отношении котельной № 1 с/п Михайловское;

- копию заключения № 02-86 о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям, энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Департаментом государственного строительного и технического надзора Смоленской области от 09.11.2020 № 870/од;

- копию акта от 28.09.2020 приемки законченного строительства объекта производственного назначения;

- копию разрешения от 18.11.2020 № 67-RU67506306-8-2020 на ввод объекта в эксплуатацию;

- выписку из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных прав на объект недвижимости кадастровый номер 67:06:0030203:800.

Постановлением Департамента «Об установлении тарифов на тепловую энергию ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» от 21 октября 2020 г. № 67 (для котельной № 1 сельского поселения Михайловского Дорогобужского района)» был установлен тариф на тепловую энергии, льготный тариф на тепловую энергии, а также указано, что тарифы применяются к правоотношениям, возникшим с 1 октября 2020 года.

Согласно информации, предоставленной ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск», потребление природного газа котельной № 1 сельского поселения Михайловского Дорогобужского района за октябрь 2020 г. составило 631,076 тыс. м3, за ноябрь 2020 г. - 875,342 тыс. м3.

На момент проведения внеплановой проверки показания корректора газового счетчика G400, заводской № 1320140016, составляли 2518,391 тыс. м3.

Доводы заявителя о том, что строительство сети газопотребления, - которая в рассматриваемом случае включает в себя наружный газопровод, фасадный и внутренний газопровод, газоиспользующее оборудование котельной, - согласно акту ее приемки завершено 06.04.2021, и, соответственно, в период проведения внеплановой проверки у общества отсутствовала обязанность регистрации указанной сети в государственном реестре опасных производственных объектов, отклоняются судом.

Факт эксплуатации построенной котельной (и сети газопотребления) подтверждается записями в журналах сменных зданий, суточных ведомостях котельной, регистрацией объема и параметров потребления природного газа на котельной, режимными картами работы водогрейных котлов, выставлением ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» жителям Дорогобужского городского поселения платежных документов и взиманием платы за оказанные услуги с 1 октября 2020 г.

Ссылка заявителя на пункт 1 приложения № 8 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» и разъяснения Ростехнадзора по вопросам реализации постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году», размещенные на сайте http://www.gosnadzor.ru, в данном случае несостоятельна.

В указанных документах речь идет о возможности временного - до 31 декабря 2020 г. - подключения (технологического присоединения) объекта теплоснабжения без получения разрешения, тогда как установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что общество в период проведения проверочных мероприятий (с 29.12.2020 по 30.12.2020), до завершения пусконаладочных работ, уже осуществляло промышленную эксплуатацию сети газопотребления.

Согласно пункту 2 Технического регламента № 870, его действие распространяется на сеть газораспределения и сеть газопотребления, а также на связанные с ними процессы проектирования (включая инженерные изыскания), строительства, реконструкции, монтажа, эксплуатации (включая техническое обслуживание, текущий ремонт), капитального ремонта, консервации и ликвидации.

В пункте 7 Технического регламента № 870 указано, что эксплуатационной организацией является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию сети газораспределения и сети газопотребления и (или) оказывающее услуги по их техническому обслуживанию и ремонту на законных основаниях.

Пунктами 56 и 58 Технического регламента № 870 установлены требования к сети газораспределения и газопотребления на этапе строительства, реконструкции, монтажа и капитального ремонта.

При этом в случаях, когда строительство, реконструкция, монтаж и капитальный ремонт осуществляются подрядчиком, последний обязан в соответствии со статьей 726 ГК РФ передать заказчику вместе с результатом работы информацию, касающуюся эксплуатации или иного использования предмета договора подряда, если это предусмотрено договором либо характер информации таков, что без нее невозможно использование результата работы для целей, указанных в договоре.

Кроме того, в случае обнаружения недостатков выполненной работы (отступлений от договора подряда, ухудшивших результат работы, или иных недостатков, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования) заказчик вправе согласно пункту 1 статьи 723 ГК РФ потребовать от подрядчика безвозмездного устранения этих недостатков в разумный срок.

На этапе эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления возможность их несанкционированного изменения исключается (пункт 80 Технического регламента № 870).

Таким образом, ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго», выступавшее заказчиком строительства котельной и осуществляющее ее эксплуатацию, должно иметь и представлять по требованию Управления документы, подтверждающие применение технологии сварки и сварочное оборудование, обеспечивающие герметичность и прочность сварных соединений на внутреннем газопроводе высокого и среднего давления котельной, а также обеспечить работу котельной в соответствии с проектом, в том числе надлежащее функционирование сильфонного фланцевого компенсатора ДуЮО, установленного на наружном газопроводе высокого давления котельной.

Управлением доказаны обстоятельства, послужившие основанием для выдачи обществу предписания № 5.2-РП-201-1697-0-П/0083-2020 от 30.12.2020 в части его пунктов 2, 3, 4, 5 и 8.

В свою очередь, заявителем не представлены доказательства того, что предписание в указанной части является неисполнимым.

Согласно пункту 14 Технического регламента № 870 сети газораспределения и газопотребления должны обеспечивать безопасность и энергетическую эффективность транспортирования природного газа с параметрами по давлению и расходу, определенными проектной документацией и условиями эксплуатации.

В силу пункта 73 Технического регламента № 870 предохранительные запорные клапаны и предохранительные сбросные клапаны должны обеспечивать автоматическое и ручное прекращение подачи или сброс природного газа в атмосферу при изменении давления газа до значений, выходящих за пределы, установленные в проектной документации на предохранительные запорные клапаны и предохранительные сбросные клапаны.

В пункте 6 предписания № 5.2-РП-201-1697-0-П/0083-2020 от 30.12.2020 указано, что предохранительные запорные клапаны КПЗ-50Н, установленные в ГРУ Газовичок-В1616-7000, не обеспечивает автоматическое прекращение подачи газа при изменении давления газа до значений, выходящих за пределы, установленные в проектной документации № 33/7, разработанной ООО «Данко».

Между тем, ООО «Данко» не является разработчиком проектной документации на предохранительные запорные клапаны КПЗ-50Н, установленные в ГРУ Газовичок-В1616-7000.

Параметры настройки клапанов КПЗ-50Н на предмет их соответствия требованиям проектной документации предприятия-изготовителя Управлением не проверялись.

В пункте 7 предписания № 5.2-РП-201-1697-0-П/0083-2020 от 30.12.2020 отмечено, что давление газа после РДП-50Н составляет 0,45 кгс/см2, что не соответствует значениям, указанным в режимной карте настройки ГРУ Газовичок-В 1616-7000, утвержденной главным инженером ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» ФИО6

В период проведения проверочных мероприятий (с 29.12.2021 по 30.12.2021) действовал ГОСТ Р 56019-2014 Национальный стандарт Российской Федерации «Системы газораспределительные. Пункт редуцирования газа. Функциональные требования» (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 28.04.2014 № 424-ст; утратил силу с 01.06.2021), который, в частности, предусматривал, что:

- ввод ПРГ (пункта редуцирования газа) в эксплуатацию следует осуществлять после проведения пусконаладочных работ (пункт 10.1.1);

- пусконаладочные работы считаются завершенными, если в течение 72 ч непрерывной работы оборудования не выявлено случаев сбоя работы регулятора давления и срабатывания предохранительных устройств (пункт 10.1.5);

- акт приемки пусконаладочных работ оформляется после окончания наладки оборудования ПРГ на проектный режим давления и подачи газа в газораспределительную сеть. При пусконаладочных работах составляются режимные карты, в которых указывается выходное давление газа, регулируемое в соответствии с установленным проектом режимом давления в сети газораспределения и у потребителей (пункт 10.1.6).

Таким образом, режимная карта представляет собой документ, содержащий перечень оптимальных значений параметров для достижения надежной (безопасной) и экономичной эксплуатации соответствующего узла тепловой энергетической установки, составленный по результатам режимно-наладочных испытаний.

Параметры настройки режимной карты должны соответствовать требованиям проектной документации.

Согласно представленному обществом тому 8 проектной документации Блочно-модульной котельной по адресу: Смоленская область, Дорогобужский район, Михайловское сельское поселение, земельный участок с кадастровым номером 67:06:0000000:730, разработанной ООО «Данко», для снижения давления газа с 0,58-0,6 МПа до 40 кПа предусмотрена установка ГРУ Газовичок-В 1616-7000.

Оборудование ГРУ состоит из регуляторов давления, предохранительно-запорного клапана, фильтра, контрольно-измерительных приборов и запорной арматуры и узла учета расхода газа СГ-ЭК-Вз-Т2-0,75-650/1,6.

Расчетные величины параметров настройки оборудования ГРУ приведены в таблице, в которой, в частности, указано, что давление газа на выходе должно составлять близкое к 4000 мм вод.ст. (0,4 кгс/см2), т.е. выражено в приблизительных величинах.

В пояснениях к таблице говорится, что режимы настройки ГРУ необходимо уточнить в процессе пуско-наладочных работ с учетом номинального давления газа у горелок котлов.

Судом установлено, что в период проведения проверочных мероприятий (с 29.12.2020 по 30.12.2020) пусконаладочные работы еще не были завершены (хотя ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» уже осуществляло промышленную эксплуатацию сети газопотребления).

В связи с изложенным указание на нарушение обществом требований пунктов 14 и 73 Технического регламента № 870 является ошибочным, и суд признает предписание № 5.2-РП-201-1697-0-П/0083-2020 от 30.12.2020 в части его пунктов 6 и 7 незаконным.

Рассмотрение дел по заявлениям об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, регулируется главой 24 АПК РФ.

По смыслу указанной главы, к решениям, которые могут быть оспорены в арбитражном суде, относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Часть 1 статьи 16 Закона № 294-ФЗ предусматривает, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах, в котором указываются:

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

Таким образом, акт проверки представляет собой информационный документ, он содержит только сведения об установленных в ходе проверки обстоятельствах и не носит властный, обязывающий характер, не предусматривает обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не ограничивает права и законные интересы проверяемого лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности и, соответственно, не может быть оспорен в судебном порядке.

При указанных обстоятельствах производство по делу в части оспаривания ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» акта проверки № 5.2-РП-201-1697-0-А/0083-2020 от 30.12.2020 подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил :

признать незаконным предписание Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>) № 5.2-РП-201-1697-О-П/0083-2020 от 30 декабря 2020 г., вынесенное в адрес общества с ограниченной ответственностью «Смоленскрегионтеплоэнерго» (ОГРН <***>; ИНН <***>), в части его пунктов 6 и 7.

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Смоленскрегионтеплоэнерго» (ОГРН <***>; ИНН <***>) о признании незаконным предписания № 5.2-РП-201-1697-О-П/0083-2020 от 30 декабря 2020 г. в остальной части отказать.

Производство по делу в части оспаривания акта проверки № 5.2-РП-201-1697-О-А/0083-2020 от 30 декабря 2020 г. прекратить.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в апелляционном порядке в течение месяца  после его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья :                                                                            Пудов А.В.