ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-5966/06 от 08.02.2007 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

от 12 февраля 2007г.

г. Смоленск Дело № А-62-5966/2006

Резолютивная часть решения объявлена 08.02.2007 г.

Арбитражный суд Смоленской области

в составе:

судьи Либеровой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Либеровой Л.В.

Рассмотрев в судебном заседании дело по иску ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области

к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области

3-и лица: Администрация г. Смоленска, Управление Федерального казначейства по Смоленской области

о признании права федеральной собственности

При участии

от истца: ФИО1- консультант , дов. №02-12902 от 27.12.2006г.,

от ответчика: ФИО2- гл.специалист. дов.№86 от 29.12.2006г.

от третьего лица: УФК-Давыдова В.А.-нач. адм.отдела, дов. от 29.01.07.,ФИО3- зам. Руководителя, дов. от 30.01.07., ФИО4 нач. юротдела, дов. от 29.12.06.,

от Администрации г. Смоленска – не явились, извещены надлежаще

Предъявлен иск о признании права федеральной собственности на административное здание, занимаемое Управлением Федерального казначейства по Смоленской области, общей площадью 3 009, 9 кв.м., расположенное по адресу: <...>.

Выслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л:

Согласно Постановлению Правительства РФ от 20.02.1992г. № 110 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Смоленской области» Территориально-строительное объединение «Смоленскстрой» передано в государственную собственность Смоленской области.

Решением арбитражного суда Смоленской области от 25.06.1993г. по делу № 466/1-И, оставленным в силе Постановлением Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.11.1993г. было установлено, что приказом Концерна «Россевзапстрой» от 14.02.92г. № 11 ТСО «Смоленскстрой» было ликвидировано. Административное здание, расположенное в <...>, находившееся на балансе ликвидированного ТСО «Смоленскстрой» не было включено в уставный капитал вновь образованного АО «Смоленскстрой», при этом спорное здание было изъято из незаконного владения АО «Смоленскстрой» и передано в распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом Смоленской области.

На основании Указа Президента РФ от 08.12.1992г. № 1556 «О Федеральном казначействе» Приказом Министерства финансов РФ от 20.10.93г. лс было образовано Управление Федерального казначейства Министерства финансов по Смоленской области.

Распоряжением Главы Администрации Смоленской области от 28.12.1993г. 3477-р (с изменениями , внесенными распоряжением Главы Администрации Смоленской области от 17.02.1994г. № 84-р) Управлению Федерального казначейства Министерства финансов по Смоленской области передано в оперативное управление административное здание, расположенное по адресу: <...>.

С момента издания распоряжения и по настоящее время в здании располагается Управление Федерального казначейства по Смоленской области.

Истец просит признать право федеральной собственности на указанное здание, ссылаясь на то, что право федеральной собственности оспаривается ответчиком, который 27.06.2005г. обратился с иском в арбитражный суд Смоленской области к Администрации г. Смоленска, 3-лицо: ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области о признании права государственной собственности Смоленской области на спорное здание (дело №А-62-2955/2005), которое приостановлено производством до рассмотрения настоящего спора.

При этом истец ссылается на то, что именно с этого времени он узнал о нарушении своего права и о том, что оно оспаривается и с этого времени для него следует исчислять срок исковой давности, который не пропущен.

Поясняет, что спорное здание в процессе разграничения собственности находилось в государственной собственности, а не в собственности субъекта РФ - Смоленской области, в связи с чем распоряжением Главы Администрации Смоленской области от 17.02.1994г № 84-р административное здание было передано в оперативное управление УФК по Смоленской области. В тот период Комитет по управлению госимуществом по Смоленской области являлся структурным подразделением Мингосимущества РФ и выполнял функции по распоряжению имуществом, находящимся как в собственности субъекта РФ, так и в федеральной собственности.

Ответчик- Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области исковые требования не признал, полагая, что спорное здание является объектом, находящимся в государственной собственности Смоленской области.

В обоснование своих доводов поясняет, что здание внесено в реестр госсобственности Смоленской области на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.1992г. № 110, которым в государственную собственность Смоленской области передано имущество ТСО «Смоленскстрой», в том числе и спорное здание.

Полагает, что судебными актами по делу № 466/1-И установлено, что объект изъят из незаконного владения АО «Смоленскстрой» в распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом Смоленской области. Основанием для принятия судебных актов послужил установленный судами факт передачи государственного имущества в собственность Смоленской области.

Глава Администрации Смоленской области, реализуя полномочия собственника, распоряжением от 28.12.1993г. № 477-р в редакции распоряжения от 17.02.1994г. № 84-р передает в оперативное управление спорный объект Управлению Федерального казначейства по Смоленской области. Однако, распоряжением Администрации Смоленской области от 22.09.2006г. №860-р/адм в целях приведения распоряжения в соответствие с нормами законодательства, а именно ст. 48 ГК РФ и ст.2 областного Закона «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области» в п.1 ранее изданного распоряжения внесено изменение, которым указано, что объект передается в безвозмездное пользование казначейству.

В соответствии с п.3 разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, данных в постановлении от 25.02.1998г. № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. 18.09.2001г. спорный объект внесен в реестр областного имущества с присвоением реестрового номера 06740102240.

Департамент считает включение объекта в реестр федеральной собственности необоснованным, указывая, что Управление Федерального казначейства также отчитывалось перед Департаментом в 2004, 2005 г. за используемое имущество, как перед собственником.

Ответчик заявляет также о пропуске срока исковой давности, ссылаясь на то, что в силу п.1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со для, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

18.09.2001г. объект внесен в реестр областного имущества, а значит, с этой даты начинается течение срока исковой давности, т.к. истцу стало известно о нарушении его права с указанной даты. До 01.10.2001г. Комитет по управлению государственным имуществом Смоленской области был наделен полномочиями как по управлению федеральным, так и областным имуществом (Постановление Администрации Смоленской области от 01.10.2001г. № 661).

Поскольку иск предъявлен в 2006г., то трехлетний срок давности истек. В соответствии с п.2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

3 лицо- Управление Федерального казначейства по Смоленской области полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению и поддерживает доводы истца. Поясняет, что органы федерального казначейства образованы на основании Указа Президента РФ от 08.12.1992 г. № 1556 «О федеральной казначействе», в п.10 которого предусмотрено, что Главы исполнительной власти субъектов обязаны обеспечить территориальные органы служебными помещениями, спорное здание было передано Управлению на праве оперативного управления. С 1993г. и по настоящее время здание используется Управлением Федерального казначейства по Смоленской области, содержится за счет средств федерального бюджета, за счет указанных источников производится капитальный и текущий ремонт здания. Полагает, что свидетельство о внесении здания в реестр областной собственности не может являться доказательством, т.к. не содержит сведений, на основании какого заявления внесена запись в реестр, нет даты подписания, реестровые номера противоречивы. Срок исковой давности не пропущен, поддерживает в этой части доводы истца.

3 лицо- Администрация г. Смоленска в отзыве на иск поясняет, что спора о праве не имеется, просит рассмотреть дело без ее участия.

Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.1992г. № 110 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Смоленской области» в государственную собственность Смоленской области передано ТСО «Смоленскстрой», которое на момент передачи занимало спорное здание.

Вступившим в законную силу решением арбитражного суда Смоленской области по делу № 466/1-И от 25 июня 1993г. по иску Комитета по управлению государственным имуществом по Смоленской области к АО «Смоленскстрой» спорное здание изъято из незаконного владения АО «Смоленскстрой» и передано в распоряжение Комитета по управлению имуществом Смоленской области.

Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992г. № 1556 «О федеральном казначействе» в Российской Федерации образованы органы федерального казначейства, система которых включает Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и территориальные органы по республикам, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Установлено, что финансирование расходов по содержанию казначейства осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

Согласно п.10 данного Указа главам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, главам администраций краев, областей, автономных образований, городов и районов предписано обеспечить соответствующие территориальные органы казначейства служебными помещениями и организовать их охрану, уделив особое внимание сохранности единой телекоммуникационной компьютерной системы казначейства.

Во исполнение Указа Президента РФ № 1556, распоряжением Главы Администрации Смоленской области от 28.12.1993г. № 477-р (с изменениями, внесенными Распоряжением Главы Администрации Смоленской области от 17.02.1994г. № 84-р) Управлению Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Смоленской области передано в оперативное управление спорное здание. При этом, указанное здание находилось в государственной собственности. И на момент его закрепления за казначейством не было обременено обязательствами третьих лиц.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 3020 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» установлено, что имущество учреждений, финансирование которых осуществлялось из федерального бюджета Российской Федерации относится исключительно к федеральной собственности.

Согласно ст. 296 ГК РФ, определяющей право оперативного управления, предусмотрено, что казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

С момента образования казначейства и до настоящего времени спорное здание используется учреждением в соответствии с возложенными на него задачами и в соответствии с утвержденным Положением об органах федерального казначейства.

Собственником имущества в установленном порядке оно не изымалось, при том, что в соответствии с положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом от 1.02.2005г. № 37 полномочия собственника в отношении имущества федеральных унитарных предприятий, федеральных учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Смоленской области осуществляет ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области.

Судом не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о том, что спорное здание согласно свидетельству от 18 сентября 2001г., внесено в реестр областного имущества, т.к. на тот момент Комитет по управлению государственным имуществом Смоленской области исполнял функции по распоряжению имуществом как федерального уровня собственности, так и относящегося к собственности субъекта РФ, а следовательно, правомерно распорядился им, включив в реестр областной собственности.

Указанное свидетельство не содержит сведений о том, на основании какого заявления оно выдано, номера его противоречивы.

Постановлением Администрации Смоленской области от 22 августа 2001г. № 542 в целях повышения эффективности управления имуществом Смоленской области образован Комитет по управлению имуществом Смоленской области, со дня образования к которому перешли функции по управлению имуществом субъекта РФ.

Кроме того, суд исходит из рекомендаций, данных Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.08.1998г. № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», которым предусмотрено, что при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в реестр федеральной, государственной или муниципальной собственности, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется Приложениями № № 1,2,3 к Постановлению Верховного Совета от 27.12.1992г. № 3020.

Не могут быть приняты во внимание и доводы ответчика о пропуске срока исковой давности в три года для защиты своего права, т. к. о нарушении своего права истец узнал только 27 июня 2005 г. в момент обращения ответчиком с исковым заявлением о признании права государственной собственности на спорный объект. До указанного времени права истца и право оперативного управления казначейства никем не оспаривались.

Согласно ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года, который таким образом не истек.

Кроме того, согласно ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

При таких обстоятельствах нет оснований для применения ст.199 ГК РФ в части срока исковой давности.

Руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального Кодекса, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать право федеральной собственности на административное здание, занимаемое Управлением Федерального казначейства по Смоленской области, общей площадью 3 009,9 кв.м., расположенное по адресу: <...>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд и кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

Судья Л.В.Либерова