ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-10821/2010 от 09.03.2011 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

  355029, г. Ставрополь ул. Мира, 458 "б", телефон для справок: (8652) 71-40--51, факс 71-40-60

E-mail: info@stavropol.arbitr.ru, http://www.stavropol.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь Дело № А63-10821/2010

16 марта 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 марта 2011 года

Решение изготовлено в полном объеме 16 марта 2011 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Зорина В.А., судей Быкодоровой Л.В., Тлябичевой З.Р., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивлевой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление

Муниципального унитарного предприятия «Горводоканал» в городе Лермонтове

к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»

о признании недействующим с момента опубликования абзаца 3 пункта 1.1 постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 18.11.2008 года № 33/1 «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям государственным унитарным предприятием Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» в 2009 году»,

при участии представителей заинтересованного лица - ФИО1, доверенность № р-01-09/777 от 16.04.2010 (предст. РТК СК); ФИО2, доверенность № 07-ю от 27.12.2010 (предст. ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»), в отсутствие надлежащим образом извещенного о дате рассмотрения дела заявителя, установил следующее.

Муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал» города Лермонтова Ставропольского края (далее – заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края (далее – заинтересованное лицо, РТК СК), ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» (далее – заинтересованное лицо) о признании недействующим с момента опубликования абзаца 3 пункта 1.1 постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 18.11.2008 года № 33/1 «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям государственным унитарным предприятием Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» в 2009 году».

МУП «Горводоканал» города Лермонтова ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя МУП «Горводоканал» города Лермонтова в соответствии с пунктом 3 статьи 156 и пунктом 2 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители заинтересованных лиц в судебном заседании с требованиями заявителя не согласились, указали, что оспариваемый акт принят с соблюдением действующего законодательства. Пояснили, что постановлением региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 24 декабря 2009 г. № 63/6 оспариваемое постановление признано утратившим силу с 01 января 2010 года, поэтому предмет спора в настоящее время отсутствует.

Кроме того, представители заинтересованных лиц по существу пояснили, что исходя из экономически обоснованных расходов 2 357 804 руб., необходимой прибыли 42 920,6 руб. и объема реализации 93 169,7 куб. метров воды, экономически обоснованный тариф на услуги водоснабжения ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на 2009 год составил 25,77 руб. за 1 куб. метр воды без налога на добавленную стоимость (2 357 804 + 42 920,6 = 2 400 724,6: 93 169,7).

Однако в связи с обращениями органов местного самоуправления города Лермонтова к губернатору Ставропольского края о необходимости снижения тарифа для абонентов г. Лермонтова в целях предотвращения резкого, более чем в 2 раза, повышения тарифа для потребителей Лермонтовского МУП «Горводоканал», Региональной тарифной комиссией Ставропольского края был рассчитан другой вариант тарифов на услуги систем водоснабжения, предоставляемые ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», возмещающих предприятию те же расходы и тот же размер необходимой прибыли, признанные экономически обоснованными. Тарифы для абонентов г. Лермонтова не выше экономически обоснованных затрат, как утверждает заявитель, а ниже, и снижены за счет повышения тарифа потребителям остальных муниципальных образований Ставропольского края, обслуживаемых предприятием (более 240), в том числе и другим организациям Ставропольского края, осуществляющим деятельность в сфере холодного и горячего водоснабжения, без изменения экономически обоснованных расходов предприятия на эти услуги путем перераспределения прибыли. При этом потребителям г.Лермонтова обеспечен равнозначный с другими потребителями Ставропольского края рост тарифов на услуги водоснабжения.

Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, абзацем 3 пункта 1.1 постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 18.11.2008 года № 33/1 «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям государственным унитарным предприятием Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» в 2009 году», утверждены тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» потребителям города Лермонтова, осуществляющим деятельность в сфере холодного водоснабжения, в размере 7,94 руб./куб.м.

Установление отпускной стоимости на воду в размере 7,94 руб.за куб.м. на 2009 год превысило стоимость воды, потребляемой водоканалами близлежащих городов региона Кавказских Минеральных Вод, более чем в два раза и привело к образованию у заявителя задолженности за потребленную воду перед ГУП «Ставрополькрайводоканал» в сумме 5 440 508 руб. 91 коп.

Считая свои экономические интересы ущемленными, предприятие обратилось в суд с заявлением о признании недействительным установленного тарифа на 2009 год.

Регулирование тарифов на услуги водоснабжения, предоставляемые ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», осуществляется РТК СК в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) и Положением о региональной тарифной комиссии Ставропольского края, утвержденным постановлением губернатора Ставропольского края от 02 июля 2007 г. № 413.

Порядок обращения организации коммунального комплекса в регулирующий орган с заявлением о согласовании производственной программы и утверждении тарифов на очередной период регулирования установлен Федеральным законом № 210-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г.
 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» обратилось в РТК Ставропольского края с заявлением от 09 октября 2008 г. № 06-15/3060 о согласовании производственной программы предприятия на 2009 год и установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, обеспечивающих получение предприятием финансовых средств, необходимых для её реализации.

Заявление предприятия с приложенными документами согласно резолюции председателя комиссии, в соответствии с Положением об отделе регулирования тарифов в сфере жилищно-коммунального комплекса, утвержденным председателем РТК Ставропольского края 15 января 2008 года, передано для рассмотрения в указанный отдел.

По результатам анализа указанных материалов подготовлено заключение отдела регулирования тарифов в сфере жилищно-коммунального комплекса региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 14 ноября 2008 г. о рассмотрении производственной программы ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» по обеспечению оказания услуг в сфере водоснабжения и водоотведения на 2009 год и предложения предприятия по установлению соответствующих ей тарифов.

Порядок установления тарифов на товары организаций коммунального комплекса (в том числе воду) определен Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520 (далее – Основы). Согласно Основам региональной тарифной комиссией Ставропольского края при установлении тарифа был применен метод установления фиксированных тарифов, при котором тарифы рассчитываются как отношение объема финансовых потребностей для реализации организацией производственной программы к расчетному объему товаров, реализуемых за период действия тарифов.

Экономически обоснованными расходами на услуги водоснабжения, предоставляемые ГУП «Ставрополькрайводоканал» на территории Ставропольского края РТК СК, признаны расходы в размере 2 357 804 руб., определен размер необходимой прибыли в сумме 42 920,6 руб., и таким образом рассчитан объем необходимого финансирования предприятия на предоставление услуг по водоснабжению на территории Ставропольского края в размере 2 400 724,6 руб. (2 357 804 +42 920,6)

Исходя из экономически обоснованных расходов 2 357 804 руб., необходимой прибыли 42 920,6 руб. и объема реализации 93 169,7 куб. метров воды, экономически обоснованный тариф на услуги водоснабжения ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на 2009 год составил 25,77 руб. за 1 куб. метр воды без налога на добавленную стоимость (2 357 804 + 42 920,6 = 2 400 724,6 : 93 169,7).

Однако в связи с обращениями органов местного самоуправления города Лермонтова к губернатору Ставропольского края о необходимости снижения тарифа для абонентов г. Лермонтова в целях предотвращения резкого, более чем в 2 раза, повышения тарифа для потребителей Лермонтовского МУП «Горводоканал» РТК Ставропольского края был рассчитан другой вариант тарифов на услуги систем водоснабжения, предоставляемые ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», возмещающих предприятию те же расходы и тот же размер необходимой прибыли, признанные экономически обоснованными.

Согласно пункту 14 Положения о региональной тарифной комиссии Ставропольского края, утвержденного постановлением губернатора Ставропольского края от 02 июля 2007 г. № 413, все вопросы, отнесенные к компетенции комиссии, рассматриваются Правлением, состав которого утверждается Правительством Ставропольского края. Действующий состав Правления утвержден распоряжением Правительства Ставропольского края от 18 сентября 2008 г. № 298-рп.

Вопрос об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в 2009 году рассмотрен на заседании Правления РТК Ставропольского края 18 ноября 2008 года. Решение Правления реализовано оспариваемым постановлением.

Установление РТК СК тарифа на холодную воду для потребителей г. Лермонтова, осуществляющих деятельность в сфере холодного водоснабжения, в размере 7,94 рублей за 1 куб. метр не может служить причиной образования задолженности МУП «Горводоканал» г. Лермонтова по оплате за приобретаемую им у ГУП «Ставрополькрайводоканал» воду.

МУП «Горводоканал» г. Лермонтова, как коммерческое предприятие, осуществляет деятельность по водоснабжению в качестве основного вида деятельности, осуществление которого должно обеспечить его безубыточную работу. Согласно Федеральному закону № 210-ФЗ предприятие обслуживает только потребителей города Лермонтова, поэтому тарифы на его услуги в спорный период устанавливались органами местного самоуправления города. Согласно статье 3 Федерального закона № 210-ФЗ обеспечение полного возмещения затрат на реализацию производственной программы организации коммунального комплекса является одним из принципов государственного регулирования тарифов.

Во исполнение указанного принципа в тарифы на услуги водоснабжения, предоставляемые МУП «Горводоканал» г. Лермонтова в 2009 году, как и в остальные периоды, стоимость покупной воды включена по тарифам, утвержденным РТК Ставропольского края для ГУП «Ставрополькрайводоканал». Следовательно, расходы Лермонтовского МУП «Горводоканал» на покупку воды возмещаются потребителями города в составе тарифов, установленных для МУП «Горводоканал» органами местного самоуправления города Лермонтова. Так, на 2009 год в тарифе на услуги водоснабжения, предоставляемые МУП «Горводоканал» г. Лермонтова, учтены расходы на покупку воды в количестве 2 426,4 куб. метров по установленному РТК Ставропольского края тарифу 7,94 руб./куб.м на сумму 19 265,6 руб. при объеме реализации воды конечным потребителям г. Лермонтова 1 320 куб. метров, т.е. с учетом потерь воды в сетях в размере 45,6 процента. Однако МУП «Горводоканал» производил оплату ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» за покупаемую у него воду в 2009 году, как и в предыдущие годы, только частично. В результате по состоянию на 01 января 2010 года долг МУП «Горводоканал» за покупную воду составлял 29,6 млн. руб.

Решением Совета города Лермонтова от 25 ноября 2008 г. № 105 «Об установлении тарифа на услуги холодного водоснабжения, предоставляемые муниципальным унитарным предприятием «Горводоканал» потребителям города Лермонтова», предусмотрено возмещение МУП «Горводоканал» выпадающих доходов, образующихся в 2009 году от разницы между экономически обоснованным тарифом на услуги холодного водоснабжения в размере 39,05 руб. за 1 куб. метр (с НДС) и установленным с 01 января 2009 г. тарифом на услуги холодного водоснабжения в размере 28,98 рублей за 1 куб. метр (с НДС).

С учетом объема реализации услуг водоснабжения МУП «Горводоканал» сумма разницы между установленным решением Совета города Лермонтова тарифом на услуги водоснабжения (28,98 руб. с НДС) и экономически обоснованным тарифом (39,05 руб. с НДС), подлежащая возмещению МУП «Горводоканал», составляет 13 292,4 руб. Согласно статистической форме № 22-ЖКХ (сводная) за январь-декабрь 2009 г. сумма компенсации из бюджетов всех уровней разницы между экономически обоснованными тарифами и действующими тарифами по водоснабжению составила 403,4 тысячи руб.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что именно указанное решение Совета города Лермонтова и несвоевременная оплата МУП «Горводоканал» г. Лермонтова покупной воды привели к образованию у него задолженности.

Довод заявителя о том, что тариф в размере 7,94 руб. за куб. метр более чем в два раза выше расчетной стоимости питьевой воды, отпускаемой Ессентукскому, Железноводскому, Кисловодскому, Минераловодскому, Предгорному и Пятигорскому водоканалам, так же является не состоятельным.

Указанные водоканалы не обладают статусом юридического лица, являясь филиалами ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», а финансовые расчеты между структурными подразделениями одного юридического лица не производятся. Аналогичный довод заявителя оценивался Арбитражным судом Ставропольского края, а также Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского федерального округа в рамках дела № А63-1225/2007 и признан необоснованным.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд, проверив оспариваемое постановление на соответствие статье 426 Гражданского кодекса РФ, статье 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», постановлению Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению,водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов», считает его соответствующим указанным нормативным правовым актам, имеющим большую силу.

Учитывая изложенное, суд отклоняет доводы заявителя о нарушении его экономических прав и интересов.

Согласно пункту 6 информационного письма Президиума Высшего
 Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 80 «О некоторых
 вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными
 судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», если до вынесения
 арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного
 правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его
 прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как
 предмет спора в данном случае перестал существовать.

Согласно постановлению региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 24 декабря 2009 г. № 63/6 «О признании утратившими силу некоторых постановлений региональной тарифной комиссии Ставропольского края» с 01 января 2010 г. утратило силу постановление региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 18 ноября 2008 г. N 33/1 «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям государственным унитарным предприятием Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» в 2009 году».

Учитывая изложенное, суд не имеет оснований для удовлетворения заявленных требований и признания недействительным оспариваемого акта.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ суд относит уплату государственной пошлины на заявителя.

Из материалов дела следует, что государственная пошлина по делу в размере 2000 руб. уплачена предприятием в полном объеме при подаче заявления 11.11.2010 чеком-ордером.

Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 174, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требований муниципального унитарного предприятия «Горводоканал» города Лермонтова о признании недействующим с момента опубликования абзаца 3 пункта 1.1 постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 18.11.2008 года № 33/1 «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям государственным унитарным предприятием Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» в 2009 году», отказать.

В соответствии с частью 4 статьи 195 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Согласно части 7 статьи 195 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, город Краснодар, в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Решение в полном объеме подлежит опубликованию в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и газете «Ставропольская правда».

Председательствующий В.А. Зорин

Судья Л.В. Быкодорова.

Судья З.Р. Тлябичева