ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-10939/2011 от 02.04.2012 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 71-40-53, факс 71-40-60,

http://www.stavropol.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь Дело № А63-13612/2011

04 апреля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 апреля 2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 04 апреля 2012 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Жирновой С.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем Давыденко О.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, с. Летняя Ставка к администрации Туркменского муниципального района Ставропольского края, с. Летняя Ставка, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа», г. Пятигорск,

о признании незаконным отказа администрации Туркменского муниципального района Ставропольского края, выраженного в письме от 07.10.2011 № 05-24/2029;

об обязании администрации Туркменского муниципального района Ставропольского края принять решение о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1 119 999 кв.м, с кадастровым номером 26:09:071501:2, на 10 лет для осуществления хозяйственной деятельности и направить в адрес главы КФХ ИП ФИО1 проект договора аренды,

при участии:

от заявителя – представитель не явился;

от заинтересованного лица – представитель не явился,

от третьих лиц – представители не явились,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель – глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, с. Летняя Ставка обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации Туркменского муниципального района Ставропольского края, с. Летняя Ставка о признании незаконным отказа администрации Туркменского муниципального района Ставропольского края, выраженного в письме от 07.10.2011 № 05-24/2029; об обязании администрации Туркменского муниципального района Ставропольского края принять решение о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1 119 999 кв.м, с кадастровым номером 26:09:071501:2, на 10 лет для осуществления хозяйственной деятельности и направить в адрес главы КФХ ИП ФИО1 проект договора аренды.

Определениями арбитражного суда от 13 декабря 2011 года и от 10 января 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Ставропольскому краю и открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа».

Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» было привлечено в дело в качестве третьего лица, так как согласно выписке из кадастрового паспорта спорный земельный участок пересекался с земельным участком, находящимся в аренде у МРСК. В ходе судебного разбирательства техническая ошибка в кадастре была устранена.

В судебном заседании 27 марта 2012 года объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 02 апреля 2012 года, о чем присутствующие представители сторон по делу извещены под роспись в протоколе судебного заседания,   дополнительно информация о перерыве размещена на сайте Арбитражного суда Ставропольского края.

После перерыва представители сторон по делу, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не представили.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителей сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам. Согласно части 1 статьи 155 АПК РФ в ходе каждого судебного заседания арбитражного суда первой инстанции ведется протоколирование с использованием средств аудиозаписи. В связи с неявкой в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, аудиопротоколирование не велось.

В заявлении, поданном в арбитражный суд, глава КФХ ФИО1 указал, что считает незаконным выраженный в письме от 07.10.2011 № 05-24/2009 отказ администрации Туркменского муниципального района предоставить главе КФХ в аренду земельный участок с кадастровым номером 26:09:071501:2 по его заявлению от 21.09.2011. В обоснование требования ссылается на специальный порядок предоставления в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренный в Федеральном законе от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон № 74).

Администрация в отзыве указала, что на основании пункта 5 статьи 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Закона Ставропольского края от 11.10.2002 № 42-кз «Об упорядочении отношений по использованию земельных долей на территории Ставропольского края» и материалов инвентаризации Туркменским районным судом решением от 24 августа 2011 года признано право собственности Туркменского муниципального района на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:09:071501:2 площадью 1 119 999 кв.м. Право зарегистрировано в ЕГРП, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 26-АЗ 515911 от 11.10.2011. Администрацией Туркменского муниципального района приняты постановления о внесении изменений в разрешенный вид использования земельного участка (№ 420 от 21.10.2011) и о продаже права на заключение договора аренды на земельные участки (№ 439 от 01.11.2011). Проводится работа по подготовке других документов, необходимых для передачи в аренду земельных участков в соответствии с действующим законодательством.

Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» в отзыве на заявленные требования указало, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон об обороте земель) земельный участок может быть предоставлен в аренду по результатам торгов (конкурса, аукциона).

Суд, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц; заявленные требования признает подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации Туркменского муниципального района Ставропольского края от 01.09.2008 № 138 в целях предотвращения деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности главе КФХ ИП ФИО1 рекомендовано установить на местности границы земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (севооборот кормовой 10, поле 1, клетки 1 и 2, площадью 112 га) на территории Новокучерлинского сельсовета, поставить их на кадастровый учет и предоставить в отдел имущественных и земельных отношений кадастровый паспорт сформированного земельного участка для оформления договора аренды на период урегулирования земельных отношений.

Земельный участок (севооборот кормовой 10, поле 1, клетки 1 и 2, площадью 112 га) на территории Новокучерлинского сельсовета с кадастровым номером 26:09:071501:2 сформирован и поставлен 15.04.2010 на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» за счет средств крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (т. 4, л.д. 2-26).

На основании постановления главы администрации Туркменского муниципального района Ставропольского края от 01.09.2008 № 138 между администрацией Туркменского муниципального района Ставропольского края и главой КФХ ФИО1 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:09:071501:2, срок действия которого с 29.06.2010 по 28.06.2011. Далее на основании постановления главы администрации Туркменского муниципального района Ставропольского края от 01.09.2008 № 138 между администрацией Туркменского муниципального района Ставропольского края и главой КФХ ФИО1 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:09:071501:2, срок действия которого с 29.06.2011 по 27.06.2012.

Прокуратурой Туркменского района главе администрации Туркменского муниципального района было вынесено представление от 20.10.2011 о принятии мер к признанию договора аренды земельного участка из земель сельхозназначения с кадастровым номером 26:09:071501:2 от 27.05.2011 ничтожной сделкой (т. 1, л.д. 122-126).

Глава КФХ ФИО1 21.09.2011 обратилась с заявлением к администрации Туркменского муниципального района с просьбой о предоставлении земельного участка, площадью 1 119 999 кв.м, с кадастровым номером 26:09:071501:2, расположенного относительно ориентира к.с./о 10, п.1, кл.1.2, находящегося в границах участка, адрес ориентира: край Ставропольский, р-н Туркменский, с/с Новокучерлинский.

В ответ на заявление администрацией Туркменского муниципального района Ставропольского края письмом от 07.10.2011 № 05-24/2029 отказано в предоставлении земельного участка площадью 1 119 999 кв.м с кадастровым номером 26:09:071501:2.

Отказ администрации Туркменского муниципального района Ставропольского края от 07.10.2011 № 05-24/2029 мотивирован тем, что земельный участок площадью 1 119 999 кв.м, с кадастровым номером 26:09:071501:2, расположенный относительно ориентира к.с./о 10, п. 1, кл. 1.2, находящегося в границах участка, адрес ориентира: край Ставропольский, р-н Туркменский, с/с Новокучерлинский является собственностью Туркменского муниципального района и его предоставление в аренду будет осуществляться в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Посчитав выраженный в письме администрации отказ в предоставлении земельного участка в аренду незаконным, глава хозяйства обратилась в арбитражный суд с названными требованиями.

Соглашаясь с доводами заявителя и удовлетворяя заявленные требования, суд считает, что у администрации не имелось законных оснований для отказа в предоставлении хозяйству спорного участка земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном в ст. 12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», для расширения деятельности КФХ.

Согласно статье 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило названного пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 статьи 10, согласно которому земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Закона № 74-ФЗ. Согласно указанной норме граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.

Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления граждан или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в собственность или в аренду на основании порядка, установленного специальным федеральным законом.

Принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в аренду. Нормы Закона № 74-ФЗ, предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям Кодекса и Закону № 101-ФЗ, которые в связи с этим не подлежат применению к отношениям, сложившимся между администрацией и крестьянским хозяйством.

Поэтому вывод суда первой инстанции о том, что к спорным правоотношениям не применяется статья 10 Закона об обороте земель, является правильным. Земельный участок должен быть предоставлен органом местного самоуправления в аренду крестьянскому хозяйству с соблюдением специального порядка, предусмотренного нормами статьи 12 Закона № 74-ФЗ.

Изложенная правовая позиция соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.12.2009 по делу № А15-434/2009, от 24.08.2009 по делу № А32-12204/2008, от 31.07.2009 по делу № А32-22127/2008, от 19.07.2010 по делу № А32-21991/2009, от 05.02.2010 по делу № А63-6672/2009, от 14.01.2011 по делу № А22-251/2010; постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 02.09.2010 по делу № А14-5420/2009; постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.04.2011 по делу № А45-27864/2009).

Из материалов дела следует, что глава КФХ имеет статус индивидуального предпринимателя и зарегистрирован в указанном статусе с 19.09.2006. Основным видом деятельности крестьянского хозяйства является растениеводство, животноводство. Следовательно, КФХ имело право на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления (расширения) его деятельности.

Отказывая главе хозяйства в заключении договора аренды земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном в Федеральном законе от 11.06.2003 № 74-ФЗ, администрация в оспариваемом письме сообщила, что, по мнению заинтересованного лица, в силу пункта 2 статьи 10 Закона об обороте земель влечет необходимость проведения торгов.

Вместе с тем суд исходит из того, что в силу требований закона орган местного самоуправления не вправе отказать в предоставлении КФХ земельного участка для осуществления (расширения) его деятельности. При наличии заявления КФХ проведение торгов в отношении спорного участка недопустимо и администрация в отказе неправомерно сослалась на необходимость их проведения.

Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 26:09:071501:2 сформирован и 15.04.2010 поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», за счет средств крестьянского фермерского хозяйства ФИО1

Глава КФХ относится к категории лиц, для которых в статье 10 Закона об обороте земель установлен особый порядок предоставления земельных участков, правила статьи 10 Закона о предоставлении земельных участков в собственность на торгах (конкурсах, аукционах) не распространяются на спорные правоотношения.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о несоответствии требованиям действующего законодательства решения администрации об отказе в предоставлении главе хозяйства в аренду земельного участка, выраженного в письме от 07.10.2011 № 05-24/2029, нарушении оспариваемым отказом прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и вышеуказанные выводы, суд считает необходимым в целях восстановления нарушенных прав заявителя (ч. 5 ст. 201 АПК РФ) обязать администрацию принять решение о предоставлении главе КФХ ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 26:09:071501:2 в аренду сроком на 10 лет, направить главе хозяйства проект договора аренды в отношении спорного земельного участка.

Подлинные документы были предметом исследования в ходе судебного разбирательства.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

РЕШИЛ:

требования индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, с. Летняя Ставка удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Туркменского муниципального района Ставропольского края, выраженный в письме от 07.10.2011 № 05-24/2029;

Обязать администрацию Туркменского муниципального района Ставропольского края принять решение о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1 119 999 кв. м, с кадастровым номером 26:09:071501:2, на 10 лет для осуществления хозяйственной деятельности и направить в адрес индивидуального предпринимателя – главы КФХ ФИО1 проект договора аренды.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья С.Л. Жирнова