АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
355029 г.Ставрополь, ул. Мира, д. 458 «Б», тел. (8652) 71-40-53, факс 71-40-60
E-mail: info@stavropol.arbitr.ru, http://www. stavropol.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ставрополь Дело № А63-11169/2010
18 марта 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2011 года Решение изготовлено в полном объеме 18 марта 2011 года
Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Тлябичевой З.Р., судей Зорина В.А. и Быкодоровой Л.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирьяновой Т.И., рассмотрев дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Горводоканал» города ФИО3, г. Лермонтов к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края; ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» о признании недействующим с момента опубликования абзаца 2 подпункта «а» пункта 1.1 постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 19.11.2009 года № 53/3 «Об установлении на 2010 год тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям государственным унитарным предприятием Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал»,
при участии:
от заявителя – представитель не явился;
от заинтересованных лиц – от Региональной тарифной комиссии СК – ФИО1, доверенность №р-01-09/777 от 16.04.2010г.; ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - ФИО2, доверенность №07-ю от 27.12.2010г.,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал» города ФИО3, г. Лермонтов обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края; ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» о признании недействующим с момента опубликования абзаца 2 подпункта «а» пункта 1.1 постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 19.11.2009 года № 53/3 «Об установлении на 2010 год тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям государственным унитарным предприятием Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал».
В судебном заседании 09.03.2011 объявлялся перерыв до 16.03.2011, о чем стороны по делу извещены и информация о времени и месте судебного заседания после окончания перерыва была опубликована на официальном сайте Арбитражного суда Ставропольского края.
16.03.2011 судебное заседание было продолжено с участием сторон.
Муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал» города ФИО3, г. Лермонтов (далее - МУП «Горводоканал» города ФИО3, заявитель) ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя МУП «Горводоканал» города ФИО3 в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 2 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители Региональной тарифной комиссии Ставропольского края и ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в судебном заседании с требованиями заявителя не согласились, указали, что оспариваемый акт принят с соблюдением действующего законодательства. Пояснили, что в соответствии с постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 19 ноября 2009 года № 53/3 «Об установлении на 2010 год тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям государственным унитарным предприятием Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал», тариф на питьевую воду для МУП «Горводоканал» города ФИО3 установлен в размере 9 руб. 29 коп., а для потребителей Ставропольского края - 31 руб. 16 коп. Считают, что оспариваемым нормативным правовым актом не нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, так как стоимость покупной воды включена по тарифу, установленному Региональной тарифной комиссией Ставропольского края для ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», расходы МУП «Горводоканал» города ФИО3 на покупку питьевой воды возмещаются потребителями города ФИО3 в составе тарифов, установленных для МУП «Горводоканал» города ФИО3 органами местного самоуправления города ФИО3. То есть потребители МУП «Горводоканал» города ФИО3 оплачивали за полученную питьевую воду, по стоимости, в которую включена, в том числе и покупная вода от ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», по тарифу 9 руб. 29 коп., в связи с чем, просят суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела,абзац 2 подпункта «а» пункта 1.1 постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 19 ноября 2009 г. № 53/3 «Об установлении на 2010 год тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям государственным унитарным предприятием Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал», потребителям города ФИО3 в период с 01.01.2010 по 31.12.2010 утвержден тариф (стоимость) услуги на холодное водоснабжение в размере 9 руб. 29 коп. за 1куб. метр.
Установленный тариф в размере 9 руб. 29 коп более чем в два раза превышает стоимость воды, отпускаемой субъектам, осуществляющим тот же вид деятельности на той же территории, тем самым привел к образованию у заявителя задолженности за потребленную воду перед ГУП «Ставрополькрайводоканал» в сумме 16 601 039,02 руб.
Считая свои экономические интересы ущемленными, предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.
Регулирование тарифов на услуги водоснабжения, предоставляемые ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», осуществляется Региональной тарифной комиссией Ставропольского края (далее - РТК Ставропольского края) в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) и Положением о региональной тарифной комиссии Ставропольского края, утвержденным постановлением губернатора Ставропольского края от 02 июля 2007 года №413.
Порядок обращения организации коммунального комплекса в регулирующий орган с заявлением о согласовании производственной программы и утверждении тарифов на очередной период регулирования установлен Федеральным законом № 210-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».
Как следует из материалов дела, 30 апреля 2009 года ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» обратилось в РТК Ставропольского края с заявлением № 06-15/1099 о согласовании производственной программы предприятия на 2010 год и установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, обеспечивающих получение предприятием финансовых средств, необходимых для её реализации.
По результатам анализа указанного заявления и приложенных документов, подготовлено заключение отдела регулирования тарифов в сфере жилищно-коммунального комплекса Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 16 ноября 2009 года о рассмотрении производственной программы ГУП «Ставрополькрайводоканал» по обеспечению оказания услуг в сфере водоснабжения и водоотведения на 2010 год и предложения предприятия по установлению соответствующих ей тарифов.
Порядок установления тарифов на товары организаций коммунального комплекса (в том числе воду) определен Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года №520 (далее - Основы). Согласно Основам РТК Ставропольского края при установлении тарифа был применен метод установления фиксированных тарифов, при котором тарифы рассчитываются как отношение объема финансовых потребностей для реализации организацией производственной программы к расчетному объему товаров, реализуемых за период действия тарифов.
Заявитель считает, что установленный для него тариф на воду завышен. В связи, с чем у МУП «Горводоканал» города ФИО3 образовалась перед ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» задолженность за потребленную питьевую воду в размере 16 601 039,02 руб.
Из материалов дела следует, что экономически обоснованными расходами на услуги водоснабжения, предоставляемые ГУП «Ставрополькрайводоканал» на территории Ставропольского края, РТК Ставропольского края признаны расходы в размере 2 612 704,4 руб., определены выпадающие доходы в размере 3 648,1 руб., образовавшиеся за счет экономически обоснованных расходов понесенных организацией, но не учтенных в предыдущих тарифах, размер необходимой прибыли в сумме 189 083,5 руб., и таким образом рассчитан объем необходимого финансирования предприятия на предоставление услуг по водоснабжению на территории Ставропольского края в размере 2 805 436,0 руб. (2 612 704,4+3 648,1+189 083,5).
Кроме того, исходя из экономически обоснованных расходов 2 616 325,5 тыс. руб., (с учетом выпадающих доходов в сумме 3 648,1 тыс. руб.), необходимой прибыли 189 083,5 тыс. руб. и объема реализации 92 863,8 тыс. куб. метров воды экономически обоснованный тариф на услуги водоснабжения ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на 2010 год составил 30,21 руб. за 1 куб. метр воды без налога на добавленную стоимость (2 616 325,5+189 083,5 = 2 805 436,0 : 93 169,7).
Вместе с тем из материалов дела следует, что в целях предотвращения резкого, более чем в 2 раза, повышения тарифа для потребителей Лермонтовского МУП «Горводоканал» РТК Ставропольского края был рассчитан другой вариант тарифов на услуги водоснабжения, предоставляемые ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», возмещающих предприятию теже расходы и тот же размер необходимой прибыли, признанные экономически обоснованными.
Как видно из материалов дела, тарифы для абонентов г. ФИО3, не выше экономически обоснованных затрат, как утверждает заявитель, а ниже, и снижены за счет повышения тарифа потребителям остальных муниципальных образований Ставропольского края, обслуживаемых предприятием, в том числе и другим организациям Ставропольского края, осуществляющим деятельность в сфере холодного и горячего водоснабжения, без изменения экономически обоснованных расходов предприятия на эти услуги путем перераспределения прибыли. При этом потребителям г. ФИО3 обеспечен равнозначный с другими потребителями Ставропольского края рост тарифов на услуги водоснабжения.
Согласно пункту 14 Положения о региональной тарифной комиссии Ставропольского края, утвержденного постановлением губернатора Ставропольского края от 02 июля 2007 года № 413, все вопросы, отнесенные к компетенции комиссии, рассматриваются Правлением, состав которого утверждается Правительством Ставропольского края. Действующий состав Правления утвержден распоряжением Правительства Ставропольского края от 18 сентября 2008 года № 298-рп, имеющимся в материалах дела.
Вопрос об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в 2010 году, рассмотрен на заседании Правления РТК Ставропольского края 19 ноября 2009 года. Решение Правления реализовано оспариваемым постановлением.
Доводы заявителя относительно того, что установление РТК Ставропольского края тарифа на холодную воду для потребителей г. ФИО3, осуществляющих деятельность в сфере холодного водоснабжения, в размере 9,29 руб. за 1 куб. метр явилось причиной образования задолженности МУП «Горводоканал» г. ФИО3 по оплате за приобретаемую им у ГУП «Ставрополькрайводоканал» воду, отклоняются судом ввиду следующего.
МУП «Горводоканал» г. ФИО3, как коммерческое предприятие, осуществляет деятельность по водоснабжению в качестве основного вида деятельности, осуществление которого должно обеспечить безубыточную его работу, так как предприятие обслуживает только потребителей города Лермонтова.
В соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ тарифы на услуги МУП «Горводоканал» г. ФИО3 в спорный период устанавливались органами местного самоуправления города. Согласно статье 3 Федерального закона № 210-ФЗ обеспечение полного возмещения затрат на реализацию производственной программы организации коммунального комплекса является одним из принципов государственного регулирования тарифов.
Из материалов дела видно, что во исполнение указанного принципа, в тарифы на услуги водоснабжения, предоставляемые МУП «Горводоканал» г.ФИО3 в 2010 году, как и в остальные периоды, стоимость покупной воды включена по тарифам, утвержденным РТК Ставропольского края для ГУП «Ставрополькрайводоканал». Следовательно, расходы Лермонтовского МУП «Горводоканал» на покупку воды возмещаются потребителями города в составе тарифа, установленного для МУП «Горводоканал» органами местного самоуправления города ФИО3.
Судом также отмечается, что в тарифе на услуги водоснабжения на 2010 год, предоставляемые МУП «Горводоканал» г. ФИО3, утвержденном решением Совета города ФИО3 от 25 ноября 2009 года №96, полностью учтены расходы на покупку воды в количестве 2 258,1 куб. метров по установленному РТК Ставропольского края тарифу 9,29 на сумму 20 977,8 руб. при объеме реализации воды конечным потребителям г. ФИО3 1 191,1 куб. метров, т.е. с учетом потерь воды в сетях в размере 47,3 процента. Однако из материалов дела следует, что МУП «Горводоканал» производил оплату ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» за покупаемую у него воду в 2010 году, как и в предыдущие годы, только частично, что и привело к образованию у него задолженности за покупаемую воду.
На основании вышеизложенного РТК Ставропольского края в соответствии с частью 1 статьи 65, части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказала обстоятельства, послужившие основанием утверждения оспариваемого размера тарифа.
По делам об оспаривании нормативных правовых актов на заявителе лежит обязанность доказать факт нарушения данным актом его прав и законных интересов. Обязанность доказывания законности оспариваемого нормативного акта возлагается на орган или должностное лицо, принявшее акт.
В ходе судебного разбирательства по делу заявитель не подтвердил первичными документами причинно-следственную связь между установлением тарифа на услуги, оказываемые МУП «Горводоканал» г. ФИО3 на услуги водоснабжения, в размере 9,29 рублей за один кубический метр и нарушением прав и интересов МУП «Горводоканал» г. ФИО3 в сфере экономической деятельности, выразившемся в убыточности деятельности в указанной сфере.
Исходя из анализа представленных материалов дела суд считает, что финансовое состояние МУП «Горводоканал» осложняется не величиной тарифа на покупную воду, а установлением на 2009 года нормативным правовым актом Совета города Лермонтова тарифа на услуги водоснабжения этого предприятия для потребителей города, ниже экономически обоснованного уровня, с возмещением разницы в тарифах из неизвестного источника и фактически отсутствием такого возмещения на практике.
Так, решением Совета города ФИО3 от 25 ноября 2008 года №105 «Об установлении тарифа на услуги холодного водоснабжения, предоставляемые муниципальным унитарным предприятием «Горводоканал» потребителям города ФИО3», предусмотрено возмещение МУП «Горводоканал» выпадающих доходов, образующихся в 2009 году от разницы между экономически обоснованным тарифом на услуги холодного водоснабжения в размере 39,05 руб. за 1 куб. метр (с НДС) и установленным с 01 января 2009 года тарифом на услуги холодного водоснабжения в размере 28,98 руб. за 1 куб. метр (с НДС).
Таким образом, с учетом объема реализации услуг водоснабжения МУП «Горводоканал» сумма разницы между установленным тарифом на услуги водоснабжения (28,98 руб. с НДС) и экономически обоснованным тарифом (39,05 руб. с НДС), подлежащая возмещению МУП «Горводоканал», составляет 13 292,4 рублей. Согласно статистической форме №22-ЖКХ (сводная) за январь-декабрь 2009 года сумма компенсации из бюджетов всех уровней разницы между экономически обоснованными тарифами и действующими тарифами по водоснабжению составила лишь 403,4 рублей.
Довод заявителя о том, что тариф в размере 9,29 руб. за куб. метр более чем в два раза выше расчетной стоимости питьевой воды, отпускаемой Ессентукскому, Железноводскому, Кисловодскому, Предгорному и Пятигорскому «Водоканалам», так же является не состоятельным по следующим основаниям.
Указанные водоканалы являются филиалами ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и не обладают самостоятельным статусом юридического лица, следовательно, финансовые расчеты между структурными подразделениями одного юридического лица не производятся. Таким образом, указанные подразделенияне могут находиться в преимущественном положении по отношению к МУП «Горводоканал» г. ФИО3, поскольку отдельный тариф для филиалов не устанавливается.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно постановлению региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 24 декабря 2010 г. № 56/6 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Региональной тарифной комиссии Ставропольского края» постановление региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 19 ноября 2009 г. № 53/3 «Об установлении на 2010 год тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям государственным унитарным предприятием Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал», утратило силу с 01 января 2011 года. Таким образом, на момент рассмотрения данного дела оспариваемый нормативный акт утратил свою силу.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В судебном заседании установлен и подтверждается материалами дела факт того, что абзац 2 подпункта «а» пункта 1.1 постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 19.11.2009 года № 53/3 «Об установлении на 2010 год тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям государственным унитарным предприятием Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал», не противоречит Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральному закону от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановлению Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001года № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов», то есть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Несоответствие оспариваемого акта иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по основаниям указанным в части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом также не установлено.
Судом полностью и всесторонне исследованы все представленные доказательства, установлены имеющие значение для дела фактические обстоятельства.
На основании изложенного суд приходит к выводу о признании оспариваемого акта соответствующим Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральному закону от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановлению Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001года № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» - нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 167- 170, 174, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявленного требования Муниципального унитарного предприятия «Горводоканал» города ФИО3, г. Лермонтов отказать.
Абзац 2 подпункта «а» пункта 1.1 постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 19.11.2009 года № 53/3 «Об установлении на 2010 год тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям государственным унитарным предприятием Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» признать соответствующим Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральному закону от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановлению Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001года № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов», как нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа г. Краснодар в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Решение в полном объеме подлежит опубликованию в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и газете «Ставропольская правда».
Председательствующий судья З.Р. Тлябичева
Судьи В.А. Зорин
Л.В. Быкодорова