АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 71-40-53, факс 71-40-60,
http://www.stavropol.arbitr.ru, http://www.my.arbitr.ru,
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2014 года
Решение изготовлено в полном объеме 24 декабря 2014 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Костюкова Д.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Наваковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Ставрополя», г. Ставрополь
к предпринимателю ФИО1, г. Ставрополь, ОГРН <***>, о взыскании денежной суммы в размере 100 000 рублей, выделенной из бюджета,
при участии в судебном заседании представителей заявителя – ФИО2 по доверенности от 09.01.2014 № 4, без участия представителя ответчика,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Ставрополя», г. Ставрополь обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края к предпринимателю ФИО3, г. Ставрополь о взыскании денежной суммы в размере 100 000 рублей, выделенной из бюджета.
В обоснование указано, что ФИО3 нарушила условия взятых на себя по договору о создании дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан обязательств. Поясняют, что договором прямо предусмотрены случаи, когда гражданин обязан вернуть полученную субсидию, однако, в добровольном порядке денежные средства предпринимателем не возвращены, в связи с чем, учреждение вынуждено обратиться в суд.
В судебном заседании представители истца поддержали исковые требования в полном объеме.
Предприниматель, уведомленный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явился.
Судом ответчик извещался по адресу, указанному в исковом заявлении, в выписке из ЕГРЮЛ, в товарных накладных, а также, сведения о месте и времени проведения судебного заседания размещены на официальном сайте арбитражного суда http://www.stavropol.arbitr.ru.
Почтовые отправления возвращены органом почтовой связи с отметкой: «истек срок хранения», в соответствии с пунктом 36 «Правил оказания услуг почтовой связи», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221, Приказом ФГУП «Почта России» № 343 от 31.08.2005.
Согласно части 2 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, в случае, если адресат отказался от получения копии судебного акта и этот отказ зафиксирован; несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд; копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
С учетом названных норм, а также в соответствии с частями 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика по имеющимся материалам.
Выслушав представителей истца, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 19 сентября 2011 года в комиссию ГУ «ЦНЗ Ставрополя» по организации самозанятости безработных граждан обратилась предприниматель ФИО1 с заявлением о предоставлении субсидии на организацию рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов.
На основании представленных технико-экономических обоснований проектов по оснащению двух специальных рабочих мест для инвалидов по специальности «менеджер по туризму», сметы затрат на оснащение специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также протокола № 14 заседания комиссии от 23.09.2011 заключен договор № 35 от 23.09.2011 между ГКУ «ЦЗН г. Ставрополя» и ИП ФИО1 (свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя: 26 № 003822135).
Согласно технико-экономическим обоснованиям проектов по оснащению двух специальных рабочих мест для инвалидов по специальности «менеджер по туризму» и смете затрат на оснащение специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, представленными ФИО1 комиссии по реализации дополнительных мероприятий по содействию инвалидов, многодетных родителей и родителей, имеющих детей-инвалидов в рамках краевой целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2011 году», предоставляемая субсидия ИП ФИО1 должна быть потрачена на приобретение следующего оборудования для оснащения специальных рабочих мест для инвалидов: столов эргономичных офисных - с регулируемой высотой и углом наклона, кресел эргономичных ортопедических, стеллажей с закругленными полками, компьютерного блока, ноутбука, факсимильного аппарата, многофункционального устройства (МФУ), сплит - системы и установку, жалюзи и их монтаж, тумбы подкатной.
В соответствии с пунктом 2.3.3 договора № 35 от 23.09.2011 и приказом № 85-ОД от 23.09.2011 центром занятости на лицевой счет ФИО1 перечислена выплата в размере 100 000 (ста тысяч) рублей, что подтверждается платежными поручениями № 1915271 от 26.09.2011,№ 1939842 от 29.09.2011, № 359 от 26.09.2011.
По условиям договора предприниматель обязуется: организовать и оснастить в организации два специальных рабочих места для инвалидов (пункт 2.1.1); осуществлять расходование выделенной субсидии по целевому назначению в соответствии с ТЭО и сметой (пункт 2.1.3); в течение одного месяца с момента получения субсидии на расчетный счет, с инвалидами, направленными центром занятости, заключить трудовой договор на срок не менее 12 месяцев (пункт 2.1.5); ежемесячно, в срок до 5 числа, представлять в центр занятости список трудоустроенных граждан (пункт 2.1.6); ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставлять копии платежных ведомостей на выдачу заработной платы инвалидам, трудоустроенным на специализированные рабочие места (пункт 2.1.7); в случае увольнения инвалида, трудоустроенного на специальное рабочее место, в течение 3-х дней известить центр занятости; на освободившееся рабочее место в разумные сроки принять другого инвалида, направленного центром занятости (пункт 2.1.9).
Во исполнение условий договора по направлению Центра занятости ФИО1 16.11.2011 приняты на работу: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., инвалид 3-й группы (приказ № 3 от 16.11.2011), ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., инвалид 1-й группы (приказ № 4 от 16.11.2011), с каждой из которых заключен трудовой договор на неопределенный срок.
В соответствии с п. 2.1.4 договора № 35 от 23.09.2011 срок оснащения специальных рабочих мест не должен превышать одного месяца с момента предоставления центром занятости работодателю субсидии на оснащение этого рабочего места.
В нарушение указанного пункта отчет (информация о ходе расходования субсидии) и документы о расходовании субсидии ФИО1, представила в центр занятости лишь 27.12.2011, т.е. через три месяца.
К отчету были приложены следующие документы: товарная накладная № 29 от 10.10.2011 и счет-фактура от 10.10.2011 на сумму 30 000 руб., товарная накладная № 30 от 10.10.2011 и счет-фактура от 10.10.2011 к ней на сумму 8 000,01 руб., товарная накладная № 0856В0002328 от 20.10.2011 и счет-фактура от 14.10.2011 к ней на сумму 70 195 руб.
Вместе с тем, документов, подтверждающих прохождение денежных средств (платежные поручения, кассовые документы), а, следовательно, документов целевого использования субсидии, не представлено.
Центром занятости затребована объяснительная у ФИО1 по причине несвоевременного представления документов о расходовании субсидии, однако 27.12.2011 представлена объяснительная, написанная от имени ФИО1 ее мамой, ФИО6.
Согласно объяснительной отчет о расходовании субсидии и документы о расходовании не представлены вовремя «в связи с трудностями в подборе кадров и командированием в связи со служебной необходимостью за пределы города».
Дополнительно, ФИО1 с документами о расходовании субсидии представлен расходный кассовый ордер № 1 от 11.10.2011, по которому ФИО1 выдает ФИО6 100 000 рублей «на приобретение оборудования и техники для оснащения рабочих мест». ФИО1 пояснила, что ФИО6 принята ею на работу исполнительным директором, что подтверждено приказом о приеме на работу.
Поскольку в представленных о расходовании субсидии документах указана покупателем (грузополучателем) ФИО1, центром занятости документы приняты.
20 февраля 2012 года на имя директора Центра занятости поступило заявление от трудоустроенной предпринимателем ФИО5, в котором она сообщила о том, что, несмотря на заключенный с ФИО1 трудовой договор, ей не предоставлено специальное рабочее место, в результате чего ей пришлось работать на дому. Также по заявлению ФИО5, с момента подписания трудового договора ей не выплачивалась заработная плата, несмотря на исполнение трудовых обязанностей.
На основании указанного заявления центром занятости организована выездная проверка выполнения обязательств по договору № 35 от 23.09.2011, заключенному с предпринимателем.
Проверка осуществлялась по адресу: <...>, указанному ФИО1 как место осуществления предпринимательской деятельности. По результатам проверки составлен акт № 1 от 21.02.2012.
Согласно данным акта, на двери офиса находится вывеска «Центр туризма и путешествий «Альянс - Тур», офис оборудован мебелью и оргтехникой: столы, кресла, МФУ, факсимильный аппарат, стеллажи, компьютерный блок, сплит-система, жалюзи, тумба подкатная, вешалки.
Вместе с тем, на момент проверки ФИО1 и трудоустроенная по направлению Центра занятости ФИО5 отсутствовали, находившаяся на рабочем месте трудоустроенная по направлению центра занятости ФИО4, сообщила, что получает заработную плату своевременно, о работнике ФИО5 не знает.
В связи с отсутствием работодателя на рабочем месте отчетные документы комиссии не представлены, возможность сделать вывод о выполнении ФИО1 договорных обязательств у проверяющих отсутствовала.
Указанные обстоятельства позволили Центру занятости сделать вывод о том, что в нарушение условий договора, по которому предпринимателем не предоставлено и не оборудовано рабочее место трудоустроенной ФИО5
Кроме того, пунктом 2.1.7 договора установлена обязанность предпринимателя ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять копии платежных ведомостей на выдачу заработной платы инвалидам, трудоустроенным на специальные рабочие места.
Однако, как следует из представленных документов, ФИО1 названное условие договора не исполнялось, в связи с чем, 28.02.2012 в адрес предпринимателя направлена претензия (исх. № 2458), в которой центр занятости потребовал представить документы, подтверждающие исполнение условий договора, а также дать пояснения по факту невыплаты заработной платы ФИО5
Ответ на претензию не получен, письмо с претензией вернулось в Центр занятости с пометкой органа почтовой связи «истек срок хранения».
21 марта 2012 года в ГКУ «ЦЗН г. Ставрополя» обратилась ФИО5 с трудовой книжкой и приказом об ее увольнении с 15.03.2012., также ФИО5 представила выписку из лицевого счета застрахованного лица, полученную в Пенсионном фонде РФ, по форме СЗИ-5, из которой следует, что последнее место работы - организация ООО «АМОС» в период с 17.05.2010 по 16.09.2010, работодатель ФИО1 в выписке отсутствует.
Указанное позволило проверяющим сделать вывод о том, что несмотря на представление в Центр занятости копий приказа о трудоустройстве, трудового договора, ФИО5 не была оформлена ФИО1 в соответствии с трудовым законодательством.
28 марта 2012 года ГКУ «ЦЗН г. Ставрополя» повторно направил ФИО1 претензию (исх. № 4005), указав, что в соответствии с пунктом 2.1.9 договора, в случае увольнения трудоустроенного на специальное рабочее место инвалида, она обязана в течение трех дней известить Центр занятости для трудоустройства на освободившееся место другого инвалида, подать сведения о наличии свободных мест.
Письмо с претензией вернулось в Центр занятости с пометкой «истек срок хранения», ФИО1 в центр занятости не являлась, сведений о потребности в работниках не представила, на многочисленные телефонные звонки не отвечала.
Полагая, что ФИО1 не намеревалась исполнять свои обязательства по созданию специального рабочего места для инвалидов, в связи с чем, полученная субсидия потрачена не в соответствии с договором (не по целевому назначению), а на личные цели, 14.05.2012 центр занятости обратился в ОП № 2 УМВД России по г. Ставрополю с заявлением о привлечении ФИО1 к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Отделом дознания ОП № 2 УМВД России отказано в привлечении ФИО1 к уголовной ответственности, в связи с отсутствием в деянии состава преступления, о чем вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Как пояснил представитель центра занятости, часть документов, представленных предпринимателем в Центр занятости после неоднократных требований об исполнении договора, заверены ФИО6 (мама ФИО1), занимающей должность исполнительного директора у индивидуального предпринимателя ФИО1 Переговоры также велись с ФИО6, которая сообщала, что ее дочь в отъезде, находится в г. Москва, приедет не скоро, настаивала на своем участии в отношениях по договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем ФИО1
Лишь 27.12.2012 (спустя более года с момента получения денежных средств), в нарушение сроков, установленных по договору № 35 от 23.09.2011 (пункт 2.1.6), ФИО1 представила в центр занятости следующие документы: списки трудоустроенных граждан по состоянию на 17.11.2011 (ФИО4 и ФИО5), на 31.12.2012 (ФИО4 и ФИО5), на 30.03.2011 (на ФИО4), 31.05.2012 (на ФИО4), списки трудоустроенных граждан, за январь - февраль, апрель, июнь - сентябрь 2012 года ФИО1 не представлены.
Также представлены копии расходных кассовых ордеров по выплате заработной платы: ФИО5 - за ноябрь 2011 от 15.12.2011 № 2 за декабрь 2011 от 15.01.2012 № 4 за январь 2012 от 15.02.2012 № 6 за февраль 2012 от 12.03.2012 № 8 за март 2012 от 16.03.2012 № 10, ФИО4 - за ноябрь 2011 от 17.11.2011 № 1, за декабрь 2011 от 15.01.2012 №3, за январь 2012 от 12.02.2012 № 7, аванс за февраль 2012 от 15.02.2012 № 5, за февраль 2012 от 15.03.2012 № 9, за март 2012 от 15.04.2012 № 11, оплата больничного листа с 04.04.2012 по 03.05.2012 от 25.05.2012 №14, за май 2012 от 01.06.2012 № 13, начисления за трудовой отпуск с 14.05.2012 по 28.05.2012 от 28.05.2012 №12, копия приказа об увольнении ФИО4 с 31.05.2012.
Одновременно, 27.12.2012, ФИО1 в центр занятости поданы сведения о потребности в работниках - наличии двух свободных вакантных должностей «Менеджер по туризму» (вх. № 4087 от 27.12.2012), на основании которых, в январе 2013 года к работодателю ФИО1 направлено двое безработных граждан (ФИО7, ФИО8).
Вместе с тем, их кандидатуры отклонены предпринимателем: ФИО7 в связи с «несоответствием условий труда требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида по зрению (работа за компьютером)», ФИО8 в связи с «отсутствием навыков работы с компьютерной техникой».
В связи с ненадлежащим исполнением ФИО1 пункта 2.1.9 договора (устанавливающего обязанность в случае увольнения инвалида, трудоустроенного на специальное рабочее место, в течение 3-х рабочих дней известить Центр занятости и на освободившееся рабочее место в разумные сроки принять другого инвалида) подбор работников на освободившиеся рабочие места не осуществлялся в течение девяти месяцев по первому рабочему месту (с 15.03.2012 по 27.12.2012), шести месяцев по второму рабочему месту с (31.05.2012 по 27.12.2012), рабочие места в эти периоды простаивали, предпринимателем не принимались меры по обеспечению их деятельности.
13 мая 2013 года в адрес ФИО1 направлена очередная претензия (исх. № 7087) с требованием в срок до 31.05.2013 подтвердить целевое расходование субсидии - представить документы, подтверждающие прохождение денежных средств (платежные поручения, кассовые документы).
Вместе с тем, обязательства по договору № 35 от 23.09.2011 по организации специальных рабочих мест для инвалидов ФИО1 надлежащим образом так и не исполнены, документы, затребованные претензиями ГКУ «ЦЗН г. Ставрополя» в центр занятости не представлены.
Полагая, что бюджетные денежные средства (субсидия) использованы не по целевому назначению, центр занятости обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования государственного учреждения «Центр занятости населения г. Ставрополя» суд руководствуется следующим.
Частью 1 стать 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов Российской Федерации. Для реализации указанных мероприятий Правительство Российской Федерации вправе осуществлять резервирование в составе федерального бюджета бюджетных ассигнований, используемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 названного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1011 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункта 3 пункта 2 указанного Постановления субсидии предоставляются на со финансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда, в том числе, содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
В целях реализации Постановления Правительства РФ издано Постановление Правительства Ставропольского края № 18-п от 20.01.2010 «Об утверждении Порядка расходования субсидий из федерального бюджета и средств бюджета Ставропольского края в рамках реализации краевой целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2010-2011 году».
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1011 «О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» во всех субъектах Российской Федерации действовали региональные антикризисные программы, предусматривающие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда.
Постановлением Правительства Ставропольского края № 231-п от 21.07.2010 утверждена краевая целевая программа «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2011 году». Одним из основных мероприятий вышеуказанной программы, исполняемой органами службы занятости края, является содействие созданию специальных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов.
В целях реализации названной программы Постановлением Правительства Ставропольского края от 18.03.2011 № 98-п утвержден «Порядок расходования субсидий из федерального бюджета и средств бюджета Ставропольского края в рамках реализации краевой целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2011 году» (далее - Порядок расходования субсидий).
В соответствии с пунктом 7 Порядка расходования субсидий финансовые средства на реализацию мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов предоставляются работодателям на возмещение затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения специальных рабочих мест для инвалидов.
Размер возмещения работодателям затрат, связанных с оснащением рабочих мест для инвалидов, составляет не более 50 тысяч рублей за одно рабочее место. Возмещение затрат на мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов осуществляется при условии представления работодателем в Центр занятости следующих документов: копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, заверенной в установленном порядке; технико-экономического обоснования оборудования специальных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов; заключении между Центром занятости и работодателем договора о содействии трудоустройству незанятых инвалидов.
Перечисление финансовых средств на возмещение затрат, связанных с оснащением специальных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, осуществляется на расчетные (лицевые) счета работодателей, открытые в установленном законодательством Российской Федерации порядке, на условиях и в порядке, определенных договором о содействии трудоустройству незанятых инвалидов.
Предоставление субсидии осуществляется при условии получения заявителем положительного заключения комиссии по рассмотрению технико-экономического обоснования оборудования специального рабочего места для трудоустройства незанятых инвалидов.
В соответствии с пунктом 8 вышеназванного Постановления контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляется управлением государственной службы занятости населения Ставропольского края, учреждениями занятости населения и министерством финансов Ставропольского края. Ответственность за нецелевое использование финансовых средств определяется законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
Согласно пункту 10 указанного постановления возврат необоснованно полученных и использованных не по целевому назначению финансовых средств производится в установленном порядке их получателем добровольно по согласованию с учреждением занятости населения либо по решению суда.
Из материалов дела следует, что в рамках реализации краевой целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края» между ГУ «Центр занятости населения г. Ставрополя» и предпринимателем ФИО3 заключен договор о создании рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов от 19.09.2011.
В соответствии с условиями названного договора предпринимателю выделены денежные средства на организацию двух дополнительных рабочих мест в размере 100 000 рублей.
Как указывалось выше, в соответствии с условиями договора обязанностями гражданина являются: организация и осуществление предпринимательской деятельности не менее 12 месяцев с момента получения финансовой помощи в соответствии с экономическим обоснованием (бизнес-планом), подтверждающим эффективность избранного гражданином вида предпринимательской деятельности; использование финансовой помощи в соответствии с целевым назначением; организовать и оснастить в организации два специальных рабочих места для инвалидов; осуществлять расходование выделенной субсидии по целевому назначению в соответствии с ТЭО и сметой (пункт 2.1.3); в течение 10 дней с момента создания рабочего места предоставить информацию о расходовании субсидии с приложением копий документов, срок оснащения рабочего места не должен превышать одного месяца); в течение одного месяца с момента получения субсидии на расчетный счет, с инвалидами, направленными центром занятости, заключить трудовой договор на срок не менее 12 месяцев (пункт 2.1.5); ежемесячно, в срок до 5 числа, представлять в центр занятости список трудоустроенных граждан; ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставлять копии платежных ведомостей на выдачу заработной платы инвалидам, трудоустроенным на специализированные рабочие места; в случае увольнения инвалида, трудоустроенного на специальное рабочее место, в течение 3-х дней известить центр занятости; на освободившееся рабочее место в разумные сроки принять другого инвалида, направленного центром занятости.
Согласно пункту 4.3 договора невыполнение предпринимателем требований пунктов 2.1.3, 2.1.4, 2.1.5, 2.1.8 договора, а также в случае ликвидации (прекращении деятельности), субсидия подлежит возврату.
Факт получения финансовой помощи на организацию рабочих мест для инвалидов в размере 100 000 рублей подтвержден материалами дела.
Вместе с тем, условия договора предпринимателем не исполнены.
Как указывалось выше, ФИО3 по направлению центра занятости приняла на работу ФИО4 (приказ № 3 от 16.11.2011, уволена 31.05.2012 (время работы - 6 месяцев)), ФИО5 (приказ о приеме на работу № 4 от 16.11.2011, уволена 15.03.2012 (время работы - 3 месяца)).
То есть, в нарушение условий договора указанные лица проработали у предпринимателя менее 12 месяцев, при этом, также в нарушение требований договора предприниматель не обратилась в Центр занятости в установленный срок (трехдневный срок) с заявлением о замещении вакансии подходящими работниками.
Более того, лишь 27.12.2012, после неоднократных обращений к ФИО3 с претензионными письмами, ею представлены документы и приказ об увольнении.
Согласно условиям договора ФИО1 обязана использовать выделенную субсидию по целевому назначению, в подтверждение представить в Центр занятости информацию о расходовании субсидии с приложением копий документов, а также обеспечить деятельность созданных специальных рабочих мест на срок не менее 12 месяцев.
Как указано выше и подтверждено материалами дела, документы ФИО1 в центр занятости не представлены. Каких либо объяснений о причинах невозможности замены уволенного работника на организованное рабочее место предпринимателем представлено не было, как не представлено доказательств осуществления предпринимательской деятельности после увольнения последнего работника (с 31.05.2012), а также доказательств надлежащего исполнения договора о создании и деятельности специальных рабочих мест для инвалидов в течение года.
Также суд принимает во внимание, что ФИО4 и ФИО5 в центр занятости представлены выписка из лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-5 из Пенсионного фонда РФ, в которой отсутствует указание на страхователя - работодателя ФИО1, что свидетельствует о нарушении предпринимателем трудового и пенсионного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Исходя из этого определения, основными признаками предпринимательской деятельности являются самостоятельность, рисковый характер, регулярность и направленность на систематическое получение прибыли. При этом систематичность означает, что данная деятельность осуществляется в течение определенного или не определенного времени с известной повторяемостью выполняемых действий.
Доказательств того, что по адресу, указанному в качестве места осуществления предпринимательской деятельности: <...>, осуществлялась либо осуществляется деятельность, заявленная в бизнес - плане, предпринимателем не представлено.
Доказательств, подтверждающих, что ФИО3 предпринимались какие-либо действия для выполнения заявленных целей, ни в центр занятости, ни в суд так же не представлено.
Кроме того, как пояснил представитель центра занятости в судебном заседании неоднократные попытки учреждения получить объяснения от предпринимателя, результатов не принесли, по месту жительства, по адресу, указанному в качестве места осуществления деятельности предприниматель не находился, конверты возвращались с пометкой «истек срок хранения».
Таким образом, доказательства того, что финансовые средства использованы заинтересованным лицом в соответствии с целевым назначением, в материалах дела отсутствуют.
Согласно статье 6 БК РФ под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию средства из соответствующего бюджета.
Субсидии на создание рабочих мест предоставляются безработным гражданам при условии заключения договора о предоставлении субсидии между учреждением занятости населения и получателем (пункт 8 Порядка).
Основные условия предоставления финансовых средств содержатся в договоре.
Подписывая договор, получатель финансовых средств соглашается с его условиями и обязуется их выполнять; финансовые средства могут быть перечислены на расчетный счет получателя лишь после принятия им на себя обязательств, предусмотренных условиями договора.
Таким образом, предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством РФ с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства РФ.
То есть, БК РФ оперирует такими гражданско-правовыми понятиями, как «договор» и «соглашение», в связи с чем, к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Заключая указанный договор, ФИО3 не могла не осознавать особый характер правоотношений, в которые вступает, и целевое назначение выделяемых денежных средств. Получатель целевых денежных средств, вступая на добровольной основе в данные отношения, обязан исходить из того, что при этом предполагается не только приобретение им тех или иных прав и преимуществ, но и возложение на него определенных обязанностей.
Как указывалось выше, договор о содействии самозанятости безработного гражданина является правовым основанием получения гражданином бюджетных средств.
Денежные средства в размере 100 000 рублей, перечисленные на расчетный счет ФИО3, выделены из бюджета на реализацию в рамках краевой целевой программы «Содействие занятости населения Ставропольского края», то есть субсидия имеет конкретное целевое назначение.
В соответствии с пунктом 4.3 договора в случае неисполнения гражданином условий договора, вся сумма субсидии подлежит возврату, в том числе, в случае использования финансовой помощи не в соответствии с направлениями расходования, не представления документов, подтверждающих произведенные целевые расходы, не осуществления предпринимательской деятельности до истечения срока, указанного в договоре.
Таким образом, условия названного договора соответствуют положениям программы и прямо предусматривают условия возврата суммы полученной субсидии, в качестве меры ответственности.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что ФИО3 не представил доказательств исполнения условий договора, доказательств расходования выделенных бюджетных средств, осуществления деятельности, заявленной в технико-экономических обоснованиях проектов по оснащению двух рабочих мест для инвалидов, а субсидия в размере 100 000 рублей израсходованы им на личные цели.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными истцом в материалы дела доказательствами.
Данная позиция суда согласуется с выводами, изложенными в определении ВАС РФ от 06.08.2012 № ВАС -9702/12, Постановлении ФАС ЗСО от 21.05.2012 по делу № А67- 4873/2011, иных.
В связи с указанными обстоятельствами требование ГУ «Центр занятости населения г. Ставрополя» о взыскании с ФИО3 денежных средств в размере 100 000 рублей, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно статье 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, государственное учреждение «Центр занятости населения г. Ставрополя» при обращении в суд уплатило государственную пошлину в размере 4 000 рублей платежным поручением от 29.08.2014 № 786.
В соответствии со статьями 110, 112 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей подлежат взысканию с предпринимателя ФИО3 в пользу государственного учреждения «Центр занятости населения г. Ставрополя».
Кроме того, заявитель просит взыскать с предпринимателя судебные расходы на почтовые отправления в размере 65,74 рубля. Удовлетворяя данные требования, суд руководствуется следующим.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Как следует из положений статьи 106 АПК РФ, к судебным издержкам относятся расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Приведенный перечень судебных издержек не является исчерпывающим. Лица, участвующие в деле, вправе ходатайствовать перед судом о возмещении понесенных ими расходов в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
С учетом изложенного, требование истца о взыскании стоимости почтовых расходов на отправку искового заявления в адрес лиц, участвующих в деле, относится к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в суде.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с абзацем 2 пункта 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 года № 221, при приеме регистрируемого почтового отправления или почтового перевода отправителю выдается квитанция. В квитанции указываются вид и категория почтового отправления, фамилия адресата (наименование юридического лица), наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового отправления.
Обращаясь с требованием о взыскании почтовых расходов, учреждение представило в материалы дела почтовую квитанцию, подтверждающую оплату стоимости услуг почтовой связи на отправку копии иска в адрес предпринимателя и содержащую все вышеуказанные реквизиты.
Таким образом, требование заявителя о взыскании стоимости почтовых расходов в сумме 65,74 рубля является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167, 168, 169, 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Ставрополь, ОГРН <***>, в пользу государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г. Ставрополя», г. Ставрополь, ОГРН <***>, денежные средства в размере 100 000 рублей.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Ставрополь, ОГРН <***>, в пользу государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г. Ставрополя», г. Ставрополь, ОГРН <***>, судебные расходы в размере 4 065,74 рубля, из них: по уплате государственной пошлины - 4 000 рублей, почтовые расходы - 65,74 рубля.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо – Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Д.Ю. Костюков