ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-11735/2021 от 17.11.2021 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь                                                                                              Дело № А63-11735/2021

24 ноября 2021 года

                                      Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2021 года

                                        Мотивированное решение изготовлено 24 ноября  2021 года

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Керимовой М.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соловьевой О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, г. Ставрополь к Управлению Федеральной службы государственной статистики  по Северо-Кавказскому федеральному округу об обязании ответчика привести в надлежащее состояние объекты недвижимости, в отсутствие представителей сторон, участвующих в деле,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее – истец, ТУ Росимущества в СК, Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной статистики  по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – ответчик, Северо-Кавказстат) об обязании ответчика в срок 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу привести в удовлетворительное состояние объекты недвижимости:

- нежилое помещение № 79, Литер А, цокольный этаж, общей площадью 32 кв.м, кадастровый номер 26:02:104219:202, расположенное по адресу <...>,

 - нежилые помещение № 77, № 78, Литер А, цокольный этаж, общей площадью 30,9 кв.м, кадастровый номер 26:02:104219:199, расположенное по адресу <...>,

- нежилое помещение №VII, Литер А, цокольный этаж, общей площадью 16,2кв.м, кадастровый номер 26:02:104219:198, расположенное по адресу <...>,

- нежилые помещение № 73, № 74, Литер А, цокольный этаж, общей площадью 39,1  кв.м, кадастровый номер 26:02:104219:204, расположенное по адресу <...>,

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проводится в отсутствие неявившихся лиц.

Ранее в судебном заседании ответчик исковые требования не признавал, указывая, что не использует помещения с 2020 года, в связи с чем инициировал процедуру прекращения права оперативного управления, письменно обратившись к ТУ Росимущества в СК и Росстату и совершив другие действия, определенно свидетельствующие об устранении Северо-Кавказстата от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. При этом указывал на надлежащее состояние названных помещений.

От истца поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. Суд рассмотрев заявленное ходатайство, посчитал возможным объявить в судебном заседании 11.11.2021 перерыв до 10 часов 30 минут 17.11.2021.

Информация об объявлении перерыва размещена на официальном сайте арбитражного суда http://www.stavropol.arbitr.ru.

После объявления перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие  представителей сторон.

Исследовав материалы дела, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает требования, не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, за Северо-Кавказстатом на праве оперативного управления закреплены следующие объекты федерального недвижимого имущества (далее – объекты):

 - нежилое помещение № 79, Литер А, цокольный этаж, общей площадью 32 кв.м, кадастровый номер 26:02:104219:202, расположенное по адресу <...>,

- нежилые помещение № 77, № 78, Литер А, цокольный этаж, общей площадью 30,9 кв.м, кадастровый номер 26:02:104219:199, расположенное по адресу <...>,

- нежилое помещение №VII, Литер А, цокольный этаж, общей площадью 16,2кв.м, кадастровый номер 26:02:104219:198, расположенное по адресу <...>,

- нежилые помещение № 73, № 74, Литер А, цокольный этаж, общей площадью 39,1  кв.м, кадастровый номер 26:02:104219:204, расположенное по адресу <...>,

В связи с отсутствием необходимости в использовании объектов, находящихся в оперативном управлении Северо-Кавказстата, Федеральной службой государственной статистики (далее – Росстат) согласовано их изъятие и передача в казну Российской Федерации (письмо от 23.04.2020 № СО-16-2/2041-ТО).

Северо-Кавказстат неоднократно письмами от 23.01.2020 № АК-29-15/316-ДР, от 17.03.2020 № АК-29-15/84-ТС, обращался к ТУ Росимущества в СК с просьбой изъять объекты, а также представил по запросу ТУ Росимущества в СК (письмо от 14.04.2020 № 26-КА-03/2391) пакет документов для передачи объектов в государственную казну Российской Федерации (письмо от 28.04.2020  № НС-29-15/2239-ДР).

По результату рассмотрения вопроса о передаче указанных объектов в казну Российской Федерации, ТУ Росимущества в СК информировало Северо-Кавказстат об отсутствии потребности федеральных государственных организаций в использовании имущества и невозможности проработки вопроса о вовлечении его в хозяйственный оборот путем сдачи в аренду в связи с расположением нежилых помещений в подвале административного здания.

В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Управление федеральным имуществом», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 327 в части необходимости уменьшения имущества государственной казны Российской Федерации, ТУ Росимущества в СК считает нецелесообразным принятие вышеуказанных объектов в казну Российской Федерации. В случае поступления недвижимого имущества в казну Российской Федерации, Росимущество либо его территориальный орган, осуществляя полномочия собственника имущества, обязано нести затраты по содержанию, охране и надлежащей эксплуатации имущества  (письмо от 03.06.2020 № 26-КА-03/3547).

Территориальным управлением было сообщено Северо-Кавказстату, что в связи с нецелесообразностью вовлечения объектов в хозяйственный оборот, истец не будет возражать против передачи в безвозмездное пользование администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края объектов недвижимости, в связи с чем предложило  ответчику для согласования передачи в безвозмездное пользование подготовить комплект документов (письмо ТУ Росимущества в СК от 18.03.2021 № 26-03/1578).

Письмом от 24.03.2021  № АК-29-15/1619-ДР Северо-Кавказстатом было сообщено Территориальному управлению  об отсутствии у администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края потребности в использовании излишнего имущества, находящегося в оперативном управлении.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 05.08.2021 по делу № А63- 5758/2021  суд  обязал Территориальное управление  принять в казну Российской Федерации спорные объекты недвижимого имущества:

ТУ Росимущества в СК указывая на наличие объектов на момент рассмотрения спора в оперативном управлении у Северо-Кавказстат в ненадлежащем состоянии, обратилось в суд с настоящим иском.

Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (пункт 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (статья 236 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее - Положение № 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

Пунктом 4 Положения № 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 приложения № 11 к приказу Росимущества от 29.09.2009 № 278 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» ТУ Росимущества в Ставропольском крае самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.

Северо-Кавказстат указывает, что спорное имущество не используется им при осуществлении задач как органа государственной власти и необходимость в его использовании отсутствует, что свидетельствует об отсутствии оснований для сохранения права оперативного управления за истцом.

Во исполнение поручения Росимущества № ЕГ-07/40352 от 16.12.2020 истцом со ссылкой на статьи 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающих у владеющего лица полномочий собственника, произвел осмотр объектов федерального недвижимого имущества № 73, 74, 79, 77, 78, №VII.   
Как следует из акта внепланового осмотра № 13/01-2021, составленного рабочей группой Территориального управления нежилые помещения находятся в неудовлетворительном состоянии, требуется проведение капитального, а также текущего ремонта.
При этом в материалы дела Северо-Кавказстатом представлены фотографии нежилых помещений № 73, 74, 79, 77, 78, №VII, подтверждающие их нахождение в удовлетворительном состоянии.

Таким образом, утверждение истца о ненадлежащем состоянии не является обстоятельством, исключающим необходимость принятия собственником этого имущества решения об определении его дальнейшей судьбы в отсутствие у ответчика необходимости его использования и возможности содержания.

Суд также учитывает, что установить состояние спорного имущества на момент передачи его в оперативное управление истца не представляется возможным ввиду физического отсутствия акта приема-передачи имущества либо иных документов, содержащих данные сведения, и отмечает принятие ответчиком мер в течение значительного периода времени к возврату неиспользуемого по назначению имущества в федеральную казну.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, об отсутствии  оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь статьями 156, 167-171, 180-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае,                     г. Ставрополь отказать.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                             М.А.Керимова