ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-12579/2021 от 14.02.2022 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь                                                                                                      Дело № А63-12579/2021

05 мая 2022 года

Резолютивная часть решения изготовлена 14 февраля 2022 года

Решение изготовлено в полном объеме 05 мая 2022 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Минеева А.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гаспарян А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Холодрозлив», Ставропольский край, г. Ессентуки, ОГРН 1022601619028,

к Северо-Кавказскому межрегиональному управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Ставропольский край, г. Ессентуки, ОГРН 1102650002212,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу, Ставропольский край, г. Ессентуки, ОГРН 1122651022449, Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Ставропольский край,
г. Пятигорск, ОГРН 1127747288910,

о признании недействительным предписания об устранении нарушений обязательных требований от 13.05.2021 № 010/2021-в/П в части пунктов №№ 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 18, 19, 20, 21, 22 и 23,

в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Холод-розлив» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – заинтересованное лицо, управление) о признании недействительным предписания об устранении нарушений обязательных требований от 13.05.2021 № 010/2021-в/П в части пунктов №№ 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 18, 19, 20, 21, 22 и 23.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – департамент), Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – КУ Ростехнадзора).

В обоснование заявленных требований общество в заявлении в суд указало на незаконность и необоснованность вынесенного предписания, поскольку отраженный в пунктах 4 и 18 оспариваемого предписания план очистки, дезинфекции головных сооружений, текущего ремонта отдельных узлов оголовка скважины, прискважных сооружений, устройств, арматур и оборудования приведен в ежегодных планах развития горных работ на Западно-Быкогорском и горном участках Ессентукского месторождения минеральных вод содержался в разделе Потери минеральной воды при проведении регламентных и ремонтных работ на наружных сетях и плане ремонтно-профилактических работ, представленным обществом в ходе проведения проверки, что подтверждается актом приема-передачи документов от 30.04.2021.Полагает, что содержащееся в пунктах 4 и 18 предписания требование, нельзя признать правомерными, так как они не отвечают критерию исполнимости.

Содержащееся в пунктах 5 и 19 предписания требования также являются неисполнимыми, так как на общества возложена обязанность совершить действия, противоречащие действующему законодательству, ввиду того, что общество в государственном водном реестре как пользователь поверхностного водного объекта не зарегистрирован, ведет работы в соответствии с условиями лицензионного соглашения, в соответствии с пунктом 7.3 которого, ведет учет добываемой минеральной воды и всех параметров, разрабатываемого месторождения в соответствии с существующими инструкциями и представляет данную информацию организациям ведущим госмониторинг геологической среды (постоянно); в соответствии с пунктом 7.11 представляет распорядителю недр на бумажном и электронном носителях ежеквартально в течение 10 дней по окончании квартала информационный отчет о результатах мониторинга подземных вод. Распорядитель недр по взаимной договоренности с владельцем лицензии определяет формы, содержание и периодичность дополнительной отчетности, представляемой ему. Результаты учета добываемой минеральной воды передаются ежеквартально в департамент.

Также указал, что содержащееся в пунктах 6 и 20 предписания требование, нельзя признать правомерными, поскольку общество, являясь недропользователем предоставляет сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных объектов по Западно-Быкогорскому и Горному участкам в Кубанское бассейновое водное управление по форме 2-ТП (водхоз).

Паспорт скважин не входит в перечень первичной и интерпретированной геологической информации о недрах, предусмотренный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.10.2016 № 555 «Об утверждении перечней первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых».

Паспорта скважин неоднократно предоставлялись в геологические фонды в составе проектных и отчетных материалов геологоразведочных организаций, проводивших бурение скважин и соответствующие геологоразведочные работы. Управлением не представлены доказательства о наличии задолженности у заявителя по сдаче паспорта скважин в качестве геологической информации в федеральное бюджетное учреждение «Территориальный фонд геологической информации по Южному Федеральному округу» (далее – ФБУ «ТФГИ по ЮФО»). Таким образом, пункты 7 и 21 предписания не соответствует критерию исполнимости, так как на общество возложена обязанность совершить действия, противоречащие действующему законодательству.

Из содержания пунктов 8, 22 и 9 предписания невозможно определить какие мероприятия необходимо совершить обществу для его исполнения, соответственно на общество возложена обязанность совершить действия, противоречащие действующему законодательству.

Общество не является геологоразведочной организацией, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, а значит не может являться субъектом по предоставлению статистической отчетности по формам № 2-ГР и № 7-ГР, в связи с чем пункты 10 и 23 предписания также не соответствует критерию исполнимости и возлагают на общество обязанность совершить действия, противоречащие действующему законодательству.

Заинтересованное лицо в отзыве на заявление указало на законность и обоснованность вынесенного предписания, просило отказать в удовлетворении требований.

КУ Ростехнадзора в отзыве на заявление указало, что недропользователем (обществом) разработаны технологические схемы Горного и Западно-Быкогорского участков, которыми предусмотрены условия очистки, дезинфекции головных сооружений, текущего ремонта отдельных узлов оголовка скважины, прискважинных сооружений, устройств, арматур и оборудования при эксплуатации водозабора Западно-Быкогорского участка. План очистки, дезинфекции головных сооружений, текущего ремонта отдельных узлов оголовка скважины, прискважинных сооружений, устройств, арматур и оборудования приведен в планах развития горных работ на Западно-Быкогорском и Горном участках Ессентукского месторождения минеральных вод в разделе Потери минеральной воды при проведении регламентных и ремонтных работ на наружных сетях и плане ремонтно-профилактических работ, которые ежегодно утверждаются недропользователем в Ростехнадзоре в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
№ 537 от 15.12.2020 «Об утверждении Требований к подготовке, содержанию и оформлению планов и схема развития горных работ и формы заявления о согласовании планов и (или) схем развития горных работ». Таким образом, недропользователь выполнил пункты 7.9, 7.12 условий пользования недрами к лицензии ТВ № 00534 МР в полном объеме, требования общества являются обоснованными.

Департамент в отзывах на заявление указал, что заявитель осуществляет право пользования недрами на основании лицензий выданных 07.09.2020 №№ СТВ 00533 МР и СТВ 00534 МР с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение с последующей добычей минеральных вод из скважины № 71 на Западно-Быкогорском участке Ессентукского месторождения и из скважины № 70 на Горном участке Ессентукского месторождения. Неотъемлемыми составными частями лицензий являются лицензионные соглашения, включающие основные требования к пользователю недр, нарушение которых влечет ответственность, установленную законодательством. Кроме того, указал, что обществом в 2019 году разработан и представлен на согласование в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 36.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), Правилами подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, утвержденными приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 352 и Порядком проведения экспертизы проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых и размер платы за ее проведение, утвержденных приказом Минприроды России от 23.09.2016 № 490:

- работу по геологическому изучению недр в рамках лицензии СТВ 00534 МР от 07.09.2000 по теме: «Переоценка запасов минеральных подземных вод Горного участка Ессентукского месторождения (по состоянию на 01.02.2021)» в соответствии с результатами его государственной экспертизы в Северо-Кавказском территориальном отделении ФБУ «Росгеолэкспертиза» (положительное экспертное заключение от 29.03.2019 № 021-02-02/2019) с последующим внесением в Государственный реестр работ по геологическому изучению недр данных сведений 03.06.2019 под государственным регистрационным номером 07-19-330;

- работу по геологическому изучению недр в рамках лицензии СТВ 00533 МР от 07.09.2000 по теме: «Переоценка запасов минеральных подземных вод Западно-Быкогорского участка Ессентукского месторождения (по состоянию на 01.02.2021)» в соответствии с результатами его государственной экспертизы в Северо-Кавказском территориальном отделении ФБУ «Росгеолэкспертиза» (положительное экспертное заключение от 18.04.2019
№ 028-02-02/2019) с последующим внесением в Государственный реестр работ по геологическому изучению недр данных сведений 03.06.2019 под государственным регистрационным номером 07-19-330.

Материалы по переоценке запасов были переданы в федеральное бюджетное учреждение «Государственная Комиссия по запасам полезных ископаемых» (далее – ФБУ «ГКЗ») в июне 2021 года. По результатам проведенной государственной экспертизы протоколом от 26.10.2021 № 6772 утверждены запасы подземных минеральных вод Горного участка Ессентукского месторождения в количестве 100 куб. м/сутки холодных пресных гидрокарбонатных натриевых вод Ессентукского горного типа (скважина № 70) и запасы подземных минеральных вод Западно-Быкогорского участка Ессентукского месторождения в количестве 120 куб. м/сутки высокотермальных среднеминерализованных углекислых борных хлоридно-гидрокарбонатных натриевых вод Ессентукского № 4 типа (скважины № 71, 71-Н).

Недропользователем ежеквартально предоставляются информационные отчеты с приложением результатов мониторинга (уровни, газовый фактор, температура, дебит, технологические и гидрогеологические потери и др.), результатов химических анализов воды, результатов анализов состава газа и результатов санитарно-бактериологических анализов.

Учет добычи минеральных подземных вод осуществляется на основании ежегодной отчетности недропользователей по форме федерального статистического наблюдения № 3-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче минеральных подземных вод», утвержденной приказом Росстата от 06.06.2013 № 203. Сведения, предоставленные недропользователями, вносятся в федеральную государственную информационную систему «Учет и баланс подземных вод». Заполненные формы представляются недропользователями ежегодно в территориальные органы Роснедр до конца января года, следующего за отчетным.

В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, извещенные надлежащим образом, не явились, от департамента поступил отзыв на заявление, в котором он просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Рассмотрев указанное ходатайство, учитывая положения статьей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд счел возможным его удовлетворить, провести судебное заседание и рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса по имеющимся письменным доказательствам.

В связи с неявкой в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, протоколирование с использованием средств аудиозаписи не велось.

Ходатайство заинтересованного лица об отложении судебного заседания по делу на более поздний срок, поступило в суд через систему «Мой Арбитр» после проведения судебного заседания (15.02.2022), в связи с чем судом не рассматривалось.

Исследовав материалы дела, суд по существу заявленных требований пришел к следующему.

Из материалов дела следует, что обществу 07.09.2000 выдана лицензия СТВ № 00533 МР, с целевым назначением и видами работ: геологические изучение с последующей
добычей минеральных вод из скважины № 71 на Западно-Быкогорском участке, сроком действия до 01.09.2025.

Западно-Быкогорский участок Ессентукского месторождения минеральных подземных вод (лицензионный участок) расположен на северо-западной окраине с. Быкогорка Предгорного района Ставропольского края, на территории особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды.

Разработка названного месторождения полезных ископаемых осуществляется на основании проектной документации – Технологической схемы разработки Западно-Быкогорского учатска (скважина № 71) Ессентукского месторождения минеральных вод, разработанной в 2012 году и утвержденной протоколом Центральной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений подземных вод, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых Федерального агентства по недропользования от 23.08.2012 № 7.

Скважина № 71 расположена по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, с. Быкогорка, северное подножие г. Бык.

09 октября 2015 года КУ Ростехнадзора обществу выдан горноотводной акт № 346, площадь горного отвода составляет 666,6 га, в проекции на поверхность земли и 0,442 га в пределах земельного участка в кадастровых границах на поверхности земли. Срок действия горноотводного акта установлен в соответствии со сроком действия лицензии СТВ 00533 МР – до 01.09.2025.

Впервые эксплуатационные запасы минеральных подземных вод Западно-Быкогорского участка были утверждены в количестве 68 куб. м/сутки по категории В на пятилетний расчетный срок эксплуатации, с последующей переоценкой запасов Ессентукского и Бештаугорского месторождений в составе единого отчета по результатам мониторинга (протокол ГКЗ Минприроды от 01.12.2004 № 970).

Работы по переоценке запасов минеральных вод проводились в соответствии с Проектом работ по ведению мониторинга и опытно - промышленной эксплуатации минеральных вод для переоценки их запасов на Западно-Быкогорском участке Ессентукского месторождения в 2007-2009 годах, разработанным в 2007 году обществом с ограниченной ответственностью (ООО) «ГИДЭК» и согласованным со Ставропольнедра.

Балансовые запасы углекислых минеральных подземных вод верхнемелового водоносного горизонта Западно-Быкогорского участка (скважина № 71) утверждены в количестве 120 куб. м/сутки по категории С на 10 лет (протокол ГКЗ Роснедра от 31.12.2010 № 2254).

Территориальным агентством по недропользованию по Ставропольскому краю 15.07.2006 зарегистрированы изменения и дополнения № 1 к лицензионному соглашению об условиях пользования недрами для геологического изучения и последующей добычи минеральных вод из скважины № 71 на Западно-Быкогорском участке Ессентукского месторождения. Пункт 1 раздела 1.2 указанных изменений пункт 7.15 лицензионного соглашения изложен в редакции, обязывающей распорядителя недр представлять на бумажном носителе и электронном носителе ежеквартально, в течение 10 дней по окончании квартала информационный отчет о результатах мониторинга подземных вод. Распорядитель недр по взаимной договоренности с владельцем лицензии определяет формы, содержащие и периодичность дополнительной отчетности представляемой ему».

Пункт 7.18 раздела 7 лицензионного соглашения предусматривает, что в течение шести месяцев после даты государственной регистрации на стоящих изменений и дополнений совместно с другими пользователями недр Ессентукского месторождения, составить «Единую программу ведения мониторинга минеральных вод Ессентукского и Бештаугорского месторождения и переоценки их эксплуатационных запасов» и согласовать ее с Распорядителем недр.

Пункт 7.20 лицензионного соглашения изложен в следующей редакции: в срок до 01.09.2009 представить на государственную экспертизу эксплуатационные запасы минеральных вод Западнобыкогорского участка, оцененные в составе единого ответа с подсчетом эксплуатационных запасов минеральных вод Ессентукского и Бештаугорского месторождений.

Управление по недропользованию по Ставропольскому краю 27.09.2011 зарегистрированы дополнения № 2 к лицензии СТВ 0533 МР на право пользования недрами для геологического изучения с последующей добычей минеральных вод из скважины № 71 на Западно-Быкогорском участке.

Пунктом 1.2 указанных дополнений пункт 7.22 раздела 7 лицензионного соглашения изложен в следующей редакции: не позднее 6 месяцев с даты государственной регистрации дополнения № 2 к лицензии выполнить разработку (корректировку) программы ведения мониторинга минеральных подземных вод на Западно-Быкогорском участке Ессентукского месторождения и согласовать ее со Ставропольнедра.

Не позднее 1 года с даты государственной регистрации дополнения № 2 к лицензии разработать и утвердить новую технологическую схему эксплуатации и проект округа горно-санитарной охраны Западно-Быкогорского участка Ессентукского месторождения в соответствии с решением государственной экспертизы (протокол ГКЗ Роснедра от 22.08.2010
№ 2271), обеспечить получение необходимых экспертиз и согласований (пункт 7.23 лицензионного соглашения).

Пункт 7.21 лицензионного соглашения изложен в следующей редакции: в срок до 01.06.2020 выполнить переоценку запасов минеральных подземных вод на Западно-Быкогорском участке Ессентукского месторождения по данным мониторинга и провести их государственную экспертизу.

08 декабря 2020 года Федеральным агентством по недропользованию зарегистрированы дополнения № 3 к лицензии на право пользования недрами СТВ 00533 МР, согласно пункту 1 которых внесены изменения в лицензию, абзац 3 бланка лицензии изложен в следующей редакции: с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение, разведка и добыча минеральных подземных вод на Западно-Быкогорском участке Ессентукского месторождения.

Пунктом 2 указанных дополнений пункт 7.24 лицензионного соглашения предусматривает, что в срок до 01.06.2021 выполнить переоценку запасов минеральных подземных вод на Западно-Быкогорском участке Ессентукского месторождения и провести их государственную экспертизу. В течение года после утверждения запасов минеральных подземных вод подготовить дополнение к техническому проекту разработки месторождения минеральных подземных вод и представить на согласование в установленном порядке».

Согласно пункту 3 дополнений № 3 владелец лицензии не освобождается от остальных обязательств, установленных лицензией СТВ 00533 МР.

Обществом была разработана проектная документация на проведение  геологоразведочных работ по объекту «Проект на проведение геологоразведочных работ по объекту «Переоценка запасов Ессентукского месторождения подземных минеральных вод на Западно-Быкогорском участке ООО «Холод-розлив», на которую получено положительное экспертное заключение федерального государственного казенного учреждения «Росгеолэкспертиза» от 08.04.2019 № 022-02-02/2019.

В соответствии с проектной документацией, в том числе положительным экспертным
заключением на проектную документацию, предусмотрены сроки проведения геологоразведочных работ: начало работ – 19.07.2018, окончание работ – 01.04.2020

Письмом Ставропольского филиала ФБУ «ТФГИ по ЮФО» от 19.04.2021 № 03-1/180 общество уведомлено о наличии задолженности по переоценке запасов минеральных подземных вод Западно-Быкогорского участка Ессентукского месторождения минеральных вод ипредоставлением отчетных материалов на рассмотрение в ФБУ «ГКЗ» в количестве заявленной потребности 120 куб. м/сутки (составляющей ранее утверждённые и поставленные на государственный баланс запасов подземных вод) на прогнозный период до 10 лет.

Общество является владельцем лицензии на право пользования недрами СТВ 00534 MP с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча подземных минеральных вод на Горном участке (скважина № 70) Ессентукского месторождения подземных минеральных вод, сроком действия до 01.09.2025.

Горный участок Ессентукского месторождения подземных минеральных вод расположен в пределах особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды на территории Предгорного административного района Ставропольского края, в 400 м к югу от станицы Ессентукской.

Разработка указанного месторождения полезных ископаемых осуществляется на основании проектной документации – Технологической схемы разработки Горного участка (скважина № 70) Ессентукского месторождения минеральных вод, разработанной в 2011 году и утвержденной протоколом Центральной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений подземных вод, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых Федерального агентства по недропользования от 05.03.2012 № 3.

Скважина № 70 расположена по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, станица Ессентукская. южная окраина, 100 м к юго-западу от бригады № 1 СПК «Родник».

09 октября 2015 года КУ Ростехнадзора обществу выдан горноотводной акт № 345, площадь горного отвода составляет 401 га, в проекции на поверхность земли и 0,3 га в пределах земельного участка в кадастровых границах на поверхности земли.

Срок действия горноотводного акта установлен в соответствии со сроком действия лицензии СТВ 00534 MP –до 01.09.2025.

В период с 21.04.2021 по 13.05.2021 на основании приказов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 12.04.2021 № 181 и от 12.05.2021 № 245, управлением в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка, результат которой отражен в акте проверки от 13.05.2021 № 010-2021-П/А (далее – акт проверки).

В ходе названной проверки, должностными лицами управления установлено нарушение обществом требований статьи 7, пунктов 1, 2, 3, 4, 10 части 2 статьи 22, статьи 27 Закона о недрах, пункта 12 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 № 530 «Об утверждении Правил разработки месторождений подземных вод», пункта 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 5, 6, 14, 15, 24 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.11.2020 № 903 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора, (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества», пункта 3 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 921, Приказа Федеральной службы государственной статистики от 27.12.2019 № 815 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральным агентством водных ресурсов федерального статистического наблюдения об использовании воды», Приказа Федеральной службы государственной статистики от 17.03.2013 № 371 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по недропользованию федерального статистического наблюдения за выполнением геологоразведочных работ», а именно:

- не утвержден план очистки, дезинфекции головных сооружений, текущего ремонта отдельных узлов оголовка скважины, прискважных сооружений, устройств, арматур и оборудования, что является нарушением пунктов 7.9, 7.12 условий пользования недрами к лицензии СТВ 00533 МР;

- не обеспечено на Западно-Быкогорском участке Ессентукского месторождения по эксплуатационной скважине № 71 ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов по формам 1.2 «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4 «Журнал учета водоотведения средствами измерений», что является нарушением пунктов 7.6, 7.9, 7.12 условий пользования недрами к лицензии СТВ 00533 МР;

- не обеспечено представление сведений по форме 3.1 «Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных объектов» по Западно-Быкогорскому участку Ессентукского месторождения по эксплуатационной скважине № 71, что является нарушением пунктов 7.6, 7.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 00533 МР;

- не обеспечено в установленном порядке предоставление эксплуатационной документации (паспорта скважины) в территориальный фонд геологической информации, что является нарушением пунктов 8.2, 7.9, 7.12 условий пользования недрами к лицензии
СТВ 00533 МР;

- не обеспечено согласование с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, что является нарушением пунктов 5.11, 7.9, 7.12 условий пользования недрами к лицензии СТВ 00533 МР;

- не обеспечено предоставление полной и достоверной информации о заборе водных ресурсов из водных объектов и водоотведении, содержащиеся в информационной отчетности и в сведениях об использовании воды за 2020 год, что является нарушением пункта 7.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 00533 МР;

- не обеспечено в установленный законом срок предоставление в департамент статистической отчетности по формам № 2-ГР, № 7-ГР за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по Западно-Быкогорскому участку Ессентукского месторождения, что является нарушением пунктов 7.9, 7.12 условий пользования недрами к лицензии СТВ 00533 МР;

- не утвержден план очистки, дезинфекции головных сооружений, текущего ремонта отдельных узлов оголовка скважины, прискважных сооружений, устройств, арматур и оборудования, что является нарушением пункта 7.22 условий пользования недрами к лицензии СТВ 00533 МР (в редакции дополнения от 27.12.2011 № 2);

- не обеспечено ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (по эксплуатационной скважине № 70 горного участка Ессентукского месторождения) по формам 1.2 «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4 «Журнал учета водоотведения средствами измерений», что является нарушением пунктов 7.6, 7.9, 7.12 условий пользования недрами к лицензии СТВ 00533 МР;

- не обеспечено предоставление сведений по форме 3.1 «Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных объектов» (по эксплуатационной скважине № 70 горного участка Ессентукского месторождения, что является нарушением пунктов 7.6, 7.9, 7.12 условий пользования недрами к лицензии СТВ 00533 МР;

- не обеспечено в установленном порядке предоставление эксплуатационной документации (паспорта скважины) в территориальный фонд геологической информации, что является нарушением пунктов 8.2, 7.9, 7.12 условий пользования недрами к лицензии СТВ 00533 МР;

- не обеспечено согласование с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, что является нарушением пунктов 5.11, 7.9, 7.12 условий пользования недрами к лицензии СТВ 00533 МР;

- не обеспечено в установленный законном срок предоставление в департамент статистической отчетности по формам № 2-ГР, № 7-ГР за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по горному участку Ессентукского месторождения, что является нарушением пунктов 7.9, 7.12 условий пользования недрами к лицензии СТВ 00533 МР.

13 мая 2021 года на основании акта проверки главным государственным инспектором управления заявителю вынесено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 010-2021-в/П в срок до 15.11.2021.

Полагая, что названное предписание в части пунктов №№ 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 18, 19, 20, 21, 22 и 23, является незаконным (недействительным), нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

В силу статьи 7 Закона о недрах в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. Документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения), оформляются органом федерального государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в отношении участков недр местного значения) после подготовки и согласования в установленном порядке технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых или технического проекта строительства и эксплуатации подземных сооружений, предусмотренных статьей 23.2 Закона о недрах.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен. Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно осуществлять пользование недрами несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.

При предоставлении участка недр в пользование в соответствии с соглашением о разделе продукции при поисках, разведке и добыче минерального сырья горный или геологический отвод оформляется в границах, определенных указанным соглашением.

В целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр границы участка недр, предоставленного в пользование, могут быть изменены.

Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения эффективного и безопасного пользования недрами на участке недр, предоставленном в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, и содержащем трудноизвлекаемые полезные ископаемые, по решению комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, по заявке пользователя недр в границах предоставленного ему в соответствии с названным Законом участка недр допускается выделение участка недр, содержащего трудноизвлекаемые полезные ископаемые, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведки и добычи таких полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии.

При выделении участка недр, содержащего трудноизвлекаемые полезные ископаемые, участок недр, из которого осуществляется выделение, сохраняется в измененных границах, а выделенный участок недр, содержащий трудноизвлекаемые полезные ископаемые, предоставляется в пользование пользователю участка недр, из которого выделен указанный участок недр.

Порядок выделения участка недр, содержащего трудноизвлекаемые полезные ископаемые, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведки и добычи таких полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

Участок недр предоставляется с ограничением по глубине в соответствии с лицензией на пользование недрами для разведки и добычи полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов, для образования особо охраняемых геологических объектов.

Пользователи недр по совмещенной лицензии, выданной до 01.01.2022, могут получить права на геологическое изучение недр, сопредельных с нижней границей их участка, без ограничения по глубине и внести соответствующие изменения в лицензию.

Участок недр предоставляется с ограничением по глубине или без такого ограничения в соответствии с лицензией на пользование недрами для геологического изучения недр, для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.

В силу статьи 9 Закон о недрах пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно абзацу 5 данной статьи в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участками недр (абзац 7 статьи 9 Закона о недрах).

В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В силу статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Пунктами 1, 2, 3, 4, 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах предусмотрены обязанности пользователя недр, в числе которых указано: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 указанного Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Согласно статье 27 Закона о недрах первичная геологическая информация о недрах и интерпретированная геологическая информация о недрах, полученные пользователем недр, подлежат представлению пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды. Геологическая информация о недрах в отношении участка недр местного значения, полученная пользователем недр, также подлежит представлению пользователем недр в фонд геологической информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен этот участок недр местного значения. В случае, если участок недр местного значения расположен на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, геологическая информация о недрах подлежит представлению пользователем недр в фонды геологической информации соответствующих субъектов Российской Федерации.

Перечни первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых, требования к содержанию геологической информации о недрах и форма ее представления, порядок представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации определяются федеральным органом управления государственным фондом недр.

Геологическая информация о недрах в случаях и в порядке, которые установлены другими федеральными законами, должна представляться и в соответствующие органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предоставляться организациям, находящимся в ведении указанных органов государственной власти.

Со дня представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, органы государственной власти Российской Федерации и предоставления ее организациям, находящимся в ведении указанных органов государственной власти, право собственности на материальный носитель, содержащий геологическую информацию о недрах, переходит к Российской Федерации.

Со дня представления геологической информации о недрах в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и предоставления ее организациям, находящимся в ведении указанных органов государственной власти, право собственности на материальный носитель, содержащий геологическую информацию о недрах, переходит к субъекту Российской Федерации.

Пользователь недр, являющийся обладателем первичной геологической информации о недрах, указанной в частях 9 и 11 настоящей статьи, имеет право определять условия ее использования, в том числе в коммерческих целях, в течение трех лет с момента представления указанной геологической информации в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и предоставления ее организациям, находящимся в ведении указанных органов государственной власти. Пользователь недр, являющийся обладателем интерпретированной геологической информации о недрах, указанной в частях девятой и одиннадцатой настоящей статьи, имеет право определять условия ее использования, в том числе в коммерческих целях, в течение пяти лет с момента представления указанной геологической информации в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и предоставления ее организациям, находящимся в ведении указанных органов государственной власти. В определенных законом случаях геологическая информация о недрах, указанная в частях девятой и одиннадцатой настоящей статьи, может использоваться органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, организациями, находящимися в ведении указанных органов государственной власти, без получения согласия пользователя недр.

По истечении сроков, указанных в части 14 настоящей статьи, Российская Федерация приобретает права обладателя геологической информации о недрах, указанной в частях девятой и одиннадцатой настоящей статьи, за исключением геологической информации о недрах в отношении участков недр местного значения, права обладателя которой приобретает соответствующий субъект Российской Федерации. При этом пользователь недр имеет право использовать геологическую информацию о недрах, полученную им за счет собственных и (или) привлеченных средств, любыми не запрещенными законодательством Российской Федерации способами, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Порядок и условия использования геологической информации о недрах, обладателем которой является Российская Федерация, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок и условия использования геологической информации о недрах, обладателем которой является субъект Российской Федерации, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В случае, если при реорганизации или ликвидации юридического лица, являющегося обладателем геологической информации о недрах, не указанной в частях девятой и одиннадцатой настоящей статьи, права на нее не были переданы третьим лицам в установленном законодательством Российской Федерации порядке, она подлежит передаче в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а права обладателя в отношении указанной геологической информации переходят к Российской Федерации.

Пользователи недр, которые представили в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации геологическую информацию о недрах, указанную в частях девятой и одиннадцатой настоящей статьи, обязаны принять на временное хранение на безвозмездной основе представленную ими геологическую информацию о недрах по заявке федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа в порядке и согласно перечню, которые установлены федеральным органом управления государственным фондом недр. В случае передачи указанной геологической информации о недрах на временное хранение представившему ее пользователю недр она считается представленной в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации и течение сроков, предусмотренных частью четырнадцатой настоящей статьи, не приостанавливается.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 № 530 утверждены Правила разработки месторождений подземных вод (далее – Правила разработки), которые устанавливают требования к разработке месторождений (участков) питьевых, технических, минеральных, термальных (теплоэнергетических) и промышленных подземных вод (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 куб. м/сутки), расположенных на территории Российской Федерации, и предназначены для использования Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования, пользователями недр, иными органами и организациями.

В силу пункта 12 Правил разработки, разработка месторождений (участков) подземных вод (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи, которых составляет не более 100 куб. м/сутки) осуществляется на основании проектной документации, указанной в пункте 13 настоящих Правил.

К проектной документации, на основании которой осуществляется разработка месторождений (участков) подземных вод, относятся: при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод - проект водозабора; при пользовании недрами для разведки и добычи, геологического изучения, разведки и добычи минеральных, термальных (теплоэнергетических) и промышленных подземных вод, осуществляемых по совмещенной лицензии: проект опытно-промышленной разработки месторождения (участка); технологическая схема разработки месторождения (участка) и дополнения к ней; проект разработки месторождения (участка) и дополнения к нему (пункт 13 Правил разработки).

Как установлено положениями пункта 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.11.2020 № 903 утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества (далее – Порядок № 903).

Обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества возлагается на физических лиц (индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод. Собственники водных объектов осуществляют учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества в случае использования таких водных объектов в указанных целях (пункт 2 Порядка № 903).

Согласно пункту 3 Порядка № 903 учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений и осуществляется по формам 1.1-1.4, указанным в приложении к названному Порядку.

Пунктами 5, 6 Порядка № 903 предусмотрено, что учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод должен производиться аттестованными средствами измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных, в том числе дренажных, вод. Журнал учета водопотребления, журнал учета водоотведения ведутся на бумажном носителе или в электронном виде без изменения форм 1.2 и 1.4.

Лица, уполномоченные вести учет водопотребления и водоотведения по формам 1.2, 1.4 и 1.6 в организации, определяются ее руководителем. Правильность заполнения форм и достоверность фиксируемых данных должны проверяться уполномоченным должностным лицом указанной организации и подтверждаться его подписью в журнале.

Собственники водных объектов, находящихся в частной собственности, при осуществлении забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляют учет и контролируют его результаты самостоятельно либо с привлечением квалифицированных специалистов (пункты 14, 15 Порядка № 903).

Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества (формы 3.1-3.3, указанные в приложении к Порядку № 903), представляются в уполномоченный на предоставление водного объекта в пользование орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом на бумажном носителе с реквизитами и заверенные подписью лиц, указанных в пункте 2 названного Порядка, либо в виде электронного документа с реквизитами, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (пункт 24 Порядка № 903).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 921 утверждены Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее – Правила № 921), которые устанавливают порядок утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее именуются – нормативы потерь).

Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) при добыче рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются недропользователем в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах.

Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с протоколом согласования проектной документации в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в десятидневный срок со дня их утверждения (пункт 2 Правил № 921).

В соответствии с пунктом 3 Правил № 921 нормативы потерь твердых полезных ископаемых и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) уточняются в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году, при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ). Для месторождений, срок разработки которых не превышает 5 лет (без учета периода подготовки месторождения к промышленной эксплуатации), нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче включаются в состав технического проекта на разработку месторождения на весь период разработки месторождения и впоследствии не уточняются.

Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), не превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются недропользователем.

Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном настоящими Правилами.

Нормативы потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с письмом, подтверждающим согласование нормативов потерь, в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в десятидневный срок со дня их утверждения.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует Федеральную налоговую службу о выявленных случаях нарушения недропользователями настоящих Правил.

Как следует из материалов дела, общество на основании лицензий СТВ № 00533 МР и СТВ № 00534 МР сроком действия до 01.09.2025 осуществляет добычу подземных минеральных вод на территории Западно-Быкогорского участка и Горного участка Ессентукского месторождения минеральных вод, расположенных в Предгорном районе Ставропольского края.

Разработка указанных месторождений полезных ископаемых осуществляется на основании проектной документации – Технологической схема разработки Горного участка (скважина № 71) Ессентукского месторождения минеральных вод и Технологическая схема разработки Горного участка (скважина № 70) Ессентукского месторождения минеральных вод, разработанной в 2011 году, утвержденных протоколами Центральной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений подземных вод, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых Федерального агентства по недропользования от 23.08.2012 № 7 и от 05.03.2012 № 3.

По результатам проведенной управлением в отношении общества проверки, должностными лицами управления установлено нарушение обществом требований статьи 7, пунктов 1, 2, 3, 4, 10 части 2 статьи 22, статьи 27 Закона о недрах, пункта 12 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 № 530 «Об утверждении Правил разработки месторождений подземных вод», пункта 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 5, 6, 14, 15, 24 Порядка № 903, пункта 3 Правил № 921, Приказа Федеральной службы государственной статистики от 27.12.2019 № 815 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральным агентством водных ресурсов федерального статистического наблюдения об использовании воды», Приказа Федеральной службы государственной статистики от 17.03.2013 № 371 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по недропользованию федерального статистического наблюдения за выполнением геологоразведочных работ», в результате чего главным государственным инспектором управления заявителю вынесено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 13.05.2021 № 010-2021-в/П в срок до 15.11.2021.

Ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

При этом в предписании должны быть указаны законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.

Предписание административного органа, целью которого является обязание лица совершить действия в целях устранения нарушений, должно быть исчерпывающим образом мотивировано, чтобы не вызвать сомнение в наличии выявленных нарушений и способу их устранения.

Предписание, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным.

При рассмотрении дела о признании недействительным предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания требованиям законодательства и наличие (отсутствие) нарушенных прав заявителя в сфере экономической деятельности.

Из материалов дела и отзывов третьих лиц следует, что план очистки, дезинфекции головных сооружений, текущего ремонта отдельных узлов оголовка скважины, прискважных сооружений, устройств, арматур и оборудования приведен в ежегодных Планах развития горных работ на Западно-Быкогорском и Горном участках Ессентукского месторождения минеральных вод в разделе Потери минеральной воды при проведении регламентных и ремонтных работ на наружных сетях и Плане ремонтно-профилактических работ, представленным обществом в ходе проведения проверки, что подтверждается актом приема-передачи документов от 30.04.2021.

Исходя из изложенного, содержащееся в пунктах 4 и 18 предписания требование, нельзя признать правомерными, так как на общество возложена обязанность совершить действия, которые уже им совершены, что противоречит действующему законодательству.

Что касается не обеспечения ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (по скважине № 71 Западно-Быкагорского участка и скважине № 70 Горного участка Ессентукского месторождения) по формам 1.2. «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4 «Журнал учета водопотребления средствами измерений» (пункты 5, 19 предписания) суд пришел к следующему.

Порядок № 903 разработан в соответствии с пунктом 16 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 219, и регулирует отношения, возникающие при ведении собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества и представлении сведений такого учета в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов.

Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации: водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы; водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Однако, скважину – нельзя отнести к водному объекту, так как это не водоем.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Порядка № 903обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества возлагается на физических лиц (индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

В свою очередь право пользования водным объектом предоставляется в соответствии со статьей 9 Водного кодекса Российской Федерации: «юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах».

Частью 5 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что подземным водным объектам относятся: 1) бассейны подземных вод; 2) водоносные горизонты.

Общество в государственном водном реестре как пользователь поверхностного водного объекта не зарегистрирован, ведет работы в соответствии с условиями лицензионного соглашения. В соответствии с пунктом 7.3 которого, ведет учет добываемой минеральной воды и всех параметров, разрабатываемого месторождения в соответствии с существующими инструкциями и представляет данную информацию организациям ведущим госмониторинг геологической среды (постоянно); в соответствии с пунктом 7.11 представляет распорядителю недр на бумажном и электронном носителях ежеквартально в течение 10 дней по окончании квартала информационный отчет о результатах мониторинга подземных вод. Распорядитель недр по взаимной договоренности с владельцем лицензии определяет формы, содержание и периодичность дополнительной отчетности, представляемой ему.

Результаты учета добываемой минеральной воды передаются ежеквартально в Департамент недропользования по Северо-Кавказского Федерального округа. Сведения об использовании воды по форме 2-ТП (водхоз) ежегодно передаются в Кубанское бассейновое водное управление. Вместе с тем, лицензионным соглашением ведение учета журналов по формам 1.2. и 1.4. не предусмотрено.

Кроме этого, Кубанским бассейновым водным управлением, по запросу недропользователя, предоставлено разъяснение от 23.12.2021 № 07-1788) по вопросу предоставления в Кубанское бассейновое водное управление сведений недропользователем ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов по формам 1.2. «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4 «Журнал учета водопотребления средствами измерений», о том, что предоставление в указанный орган сведений, полученных в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов из подземных источников, Порядком № 903 не предусмотрено.

Таким образом, пункты 5 и 19 предписания не соответствуют нормам действующего законодательства.

Относительно не обеспечения обществом предоставления полной и достоверной информации о заборе водных ресурсов из водных объектов и водоотведении, содержащиеся в информационной отчетности и в сведениях об использовании воды за 2020 год по форме 3.1 «Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных объектов» (пункты 6 и 20 предписания), суд пришел к следующему.

Кубанское бассейновое водное управление ежегодно со ссылкой на требования Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2007 № 74-ФЗ и приказами Росстата № 230 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росводресурсами федерального статистического наблюдения об использовании воды» от 19.10.2009; № 466 «О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды»; от 27.12.2019 № 815 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральным агентством водных ресурсов федерального статистического наблюдения об использовании воды» № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды» направляло обществу письма об обязании предоставить сведения об использовании воды по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (водхоз), которые ежегодно и предоставлялись заявителем.

Указанные письма не содержат требований предоставления сведений по форме 3.1 «Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных объектов».

Кроме того, как следует из материалов дела, общество ведет работы в соответствии с условиями лицензионных соглашений. В соответствии с лицензионными соглашениями, согласно которым владелец лицензии обязан вести учет добываемой минеральной воды и всех параметров, разрабатываемого месторождения в соответствии с существующими инструкциями и представлять данную информацию организациям ведущим госмониторинг геологической среды (постоянно); представлять распорядителю недр на бумажном и электронном носителях ежеквартально в течение 10 дней по окончании квартала информационный отчет о результатах мониторинга подземных вод. Распорядитель недр по взаимной договоренности с владельцем лицензии определяет формы, содержание и периодичность дополнительной отчетности, представляемой ему.

Кроме этого, от Кубанского бассейнового водного управления в адрес общества не поступала информация о недостоверности и отсутствии каких-либо данных в предоставляемой обществом отчетности, обратного суду не представлено. Также на сайте Кубанского бассейнового управления размещения информация, что отчетность по форме 3.1. «Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) в указанное учреждение не предоставляется.

Исходя из изложенного, содержащееся в пунктах 6 и 20 предписания требования, нельзя признать правомерными, поскольку общество, являясь недропользователем предоставляет сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных объектов по Западно-Быкогорскому и Горному участкам в Кузбасское бассейновое водное управление
по форме 2-ТП.

Что касается нарушения в виде не обеспечения в установленном порядке предоставления эксплуатационной документации (паспортов скважин № 70 и № 71) в территориальный фонд геологической информации (пункты 7, 21 предписания), суд пришел к следующему.

Представлению в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, в соответствии со статьей 27 Закона о недрах, приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.10.2016 № 555 и от 04.05.2017 № 216, подлежит интерпретированная и первичная геологическая информация о недрах, отражающая конкретные результаты, полученные в итоге завершенных работ на участке недр или их самостоятельного этапа.

Паспорт скважины не входит в перечень первичной и интерпретированной геологической информации о недрах, предусмотренный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.10.2016 № 555 «Об утверждении перечней первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых».

Пунктом 4 части 2 статьи 22 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения.

На основании лицензионных соглашений и дополнений к ним, лицензиями на недропользование СТВ 00533 МР и СТВ 00534 МР, в срок до 01.06.2021 по данным ведения мониторинга необходимо выполнить переоценку запасов поземных минеральных вод на Ессентукском месторождении и провести их государственную экспертизу. Интерпретированная геологическая информация, полученная в результате этих работ, и подлежит сдаче в федеральный и территориальный фонд геологической информации в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.05.2017 № 216 совестно с первичной геологической информацией (информация о режимных наблюдениях, материалы лабораторных исследований, документация скважинных исследований и испытаний и т.д.).

Кроме того, как следует из материалов дела, паспорта скважин неоднократно предоставлялись в геологические фонды в составе проектных и отчетных материалов геологоразведочных организаций, проводивших бурение скважин и соответствующие геологоразведочные работы. Управлением не представлено доказательства о наличии задолженности за обществом по сдаче паспортов скважин в качестве геологической информации в ФБУ «ТФГИ по ЮФО».

Относительно нарушений, изложенных в пунктах 8, 22 и 9 предписания – не обеспечение согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации; не обеспечение предоставления полной и достоверной информации о заборе водных ресурсов из водных объектов и водоотведении, содержащиеся и в сведениях об использовании воды за 2020 год, суд пришел к следующему.

Исходя из акта проверки данные представленные заявителем в отчете 2-ТП (водхоз), предоставляемом в Кубанское бассейновое управление, не соответствуют информационным отчетам о результатах мониторинга предоставленных в департамент н ввиду допущения сверхнормативных гидрологических потерь с февраля по сентябрь 2020 года (включительно).

Из материалов дела следует, что протоколом ГКЗ Роснедр от 16.07.2010 № 2254 утверждены запасы подземных вод по Горному участку Ессентукского месторождения в размере 100 куб. м/сутки, по Западно-Быкогорскому участку – 120 куб. м/сутки.

Технологическими схемами ой установлены следующие нормы технологических потерь: для скважины № 70 – 3,91 куб. м/сутки, для скважины № 71 – 7,25 куб.м/сутки.

Согласно Правилам охраны недр при составлении технологических схем разработки месторождений минеральных вод, потери минеральных вод к гидрогеологически обусловленным потерям относятся потери минеральных вод при непрерывном водоотборе, к технологическим относятся потери при периодической промывке системы эксплуатации, включая трубопроводы, резервуары, при проведении плановых ремонтных работ систем сбора, транспорта, подготовки, хранения и использования минеральных вод, потери при проведении гидрологических режимных наблюдений, потери при технологическом процессе наполнения минеральной водой транспортных средств.

В случае, если фактически возникшие технологически обусловленные потери превышают утвержденные нормативные технологически обусловленные потери, то недропользователь либо обосновывает и согласовывает увеличенные нормы потерь, либо уплачивает в части превышения ранее установленных нормативов налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Объемы воды, возникшие при переоценке запасов к технологическим потерям не относятся. Это добытая минеральная вода (а не утерянная в силу особенностей технологической схемы добычи), с объемов которой обществом уплачен налог на добычу полезных ископаемых.

Фактически технологически обусловленные потери общества не превысили установленных нормативов потерь и, следовательно, общество условий пользования недрами не нарушило.

Указанные в акте проверки потери относятся не к технологическим потерям, нормы которых утверждены Технологическими схемами, а к гидгеорогеологическим, возникшим в результате проведения переоценки запасов минеральных вод (геологоразведочные работы), с которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации уплачен НДПИ.

Кроме того, что управление приводя в акте проверки данные из отчетности, основывает наличие нарушения по допущению сверхнормативных гидрологических потерь (при проведении переоценки запасов) с нормами технических потерь минеральной воды, утвержденными Технологическими схемами, что само по себе, на основании вышеизложенного абзаца, имеет разное происхождение.

Представление информации о добыче и использовании минеральной воды скважины № 71 за 2020 года осуществлялось обществом в соответствии с Приказами федеральной службы государственной статистики: от 05.05.2016 № 227 «О внесении изменений в статистический инструментарий для организации Федеральным агентством водных ресурсов федерального статистического наблюдения за использованием воды, утвержденный приказом Росстата от 19.10.2009 № 230»; от 14.11.2019 № 663 «О внесении изменения в указания по заполнению формы федерального - статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утвержденной приказом Росстата от 19.10.2009 № 230», регулярно направляемыми обществом в Кубанское бассейновое водное управление по форме (2-ТП (водхоз)).

Относительно не обеспечения в установленный законом срок, предоставления в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам № 2-ГР, № 7-ГР за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по Горному участку и Западно-Быкагорскому участку Ессентукского месторождения минеральных вод (пункты 10, 23 предписания), суд пришел к следующему.

В соответствии с Указаниями по заполнению формы № 2-ГР «Сведения о выполнении геологоразведочных работ» и №- 7-ГР «Сведения о выполнении геологоразведочных работ по их видам и группам полезных ископаемых», предусмотренными приказом Федеральной службы государственной статистики от 17.09.2017 № 371 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по недропользованию Федерального статистического наблюдения за выполнением геологоразведочных работ», при проведении геологоразведочных работ подрядным способом первичные статистические данные по форме предоставляет организация, являющаяся заказчиком этих работ. В случае, когда заказчик (юридическое лицо) не является геологоразведочной организацией, первичные статистические данные формы по выполненному объему работ предоставляет подрядная организация, показывая эти работы как выполненные собственными силами.

Согласно информации из Единого государственного реестра юридических лиц, общество не является геологоразведочной организацией, а значит не может являться субъектом по предоставлению статистической отчетности по формам № 2-ГР и № 7-ГР

При таком положении вывод управления о том, что заявителем не обеспечено в установленный законом срок предоставление в департамент статистической отчетности по формам № 2-ГР и № 7-ГР за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года, материалами дела не подтвержден.

Принимая во внимание изложенное, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства и установленные при рассмотрении дела обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводам об отсутствии со стороны общества нарушений норм действующего законодательства в области недропользования и условий лицензионных соглашений указанных в пунктах №№ 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 18, 19, 20, 21, 22, 23 предписания, соответственно оспариваемое предписание в части указанных пунктов выдано должностным лицом управления в отсутствие правовых оснований, а также как указано выше не отвечает принципу исполнимости, в связи с чем оно в силу части 2 статьи 201 АПК РФ подлежит признанию недействительным, а требования заявителя подлежат удовлетворению.

Доводы участвующих в деле лиц, приведенные в ходе судебного разбирательства в письменной либо устной форме, не нашедшие отражения в настоящем решении, не имели существенного значения и не могли повлиять на изложенные в нем выводы суда.

Принимая во внимание результат рассмотрения спора, суд в силу положений статьи 110 АПК РФ расходы общества по уплате государственной пошлины взыскал с заинтересованного лица в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

РЕШИЛ:

признать недействительным предписание Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об устранении нарушений обязательных требований от 13.05.2021 № 010-2021-в/П в части пунктов №№ 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 18, 19, 20, 21, 22 и 23.

Взыскать с Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Ставропольский край, г. Ессентуки, ОГРН 1102650002212, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Холод-розлив», Ставропольский край,
г. Ессентуки, ОГРН 1022601619028, 3 000 (Три тысячи) рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в двухмесячный срок после вступления в законную силу в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                                   А.С. Минеев